Консультация для воспитателей "Развиваем руки ребенка"
консультация на тему
Одним из аспектов подготовки ребенка к школе является развитие мелкой моторики руки и координации движений пальцев рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_o_n_s_u_l_t_a_ts_i_ya.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я
ТЕМА: "РАЗВИВАЕМ РУКИ РЕБЕНКА"
Подготовила: БОРИСОВА Е.Э. воспитатель детского сада № 114?
г. Брянск
Одним из аспектов подготовки ребенка к школе является развитие мелкой моторики руки и координации движений пальцев рук.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память и внимание, связная речь.
Кроме того, в школе дети часто испытывают серьезные затруднения в овладении навыком письма, т.к. письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует слаженной работы, мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Необходима функциональная зрелость коры головного мозга. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики руки должна начинаться задолго до поступления в школу.
Является ли этот вопрос проблемным на сегодня? ДА. Потому, что мы далеко не в той степени уделяем этому внимания как в детских садах, так и дома. Мы учим детей самостоятельно принимать пищу, одеваться, рисовать, наконец, писать. Но, при обследовании часто выявляется просто поразительная ручная неумелость: рука быстро устает. Вполне понятно, что нетренированные руки, не приученные совершать дифференцированные движения и выдерживать достаточно длительную нагрузку, окажутся неспособными в выполнении такой тонкой и сложной деятельности, как процесс письма.
Еще в прошлом столетии взрослые понимали, что руками нужно заниматься специально.
Если уделять должное внимание играм, упражнениям и различным заданиям на развитие мелкой моторики рук, что можно сразу решить 2 ЗАДАЧИ:
- КОСВЕННЫМ ОБРАЗОМ ВЛИЯТЬ НА ОБШДЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА;
- ГОТОВИТЬ К ОВЛАДЕНИЮ ПИСЬМОМ.
Начинать работу по развитию мелкой моторики рук нужно с самого раннего возраста. Работа эта должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект для упражнений.
В раннем детстве упражнения по развитию мелкой моторики рук для малыша носят пассивный характер. Начиная с полугода, родители могут выполнять следующие упражнения - сгибание пальцев рук, легкое поглаживание руки в направлении от пальцев к запястью.
Позднее:
- манипуляции с бумагой. Может быть использована старая газета, исписанные тетрадные листы, но лучше белая писчая, ребенку будет приятнее. Взрослый берет бумагу и начинает проводить с ней самые разнообразные манипуляции: складывать в разных направлениях, мять, разглаживать и т.п. действия. Ребенок, увидев ваши движения, обязательно к ним приобщиться;
- игры с водой: переливание, а также проведение развлечений, в которых проводятся конкурсы с водой;
- игры со спичками, с которых предварительно убирается сера;
- игры и упражнения, направленные специально на развитие рук /см. Л.Б.Фесюкова и0т трех до семи"/ Харьков: "Фолио", С-Пб: "Кристалл", 1996 г., с. 237-246/.
Дошкольники могут:
- Запускать пальцами мелкие волчки;
- Разминать пальцами глину, пластилин;
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, шарики;
- Нанизывать пуговицы /крупные/, шарики, бусинки на нитку;
- Наматывать проволоку на катушку, палец;
- Завязывать шнурки, узлы на шнурке, толстой веревке;
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;
- Закручивать шурупы, гайки;
- Играть с конструктором, мозаикой;
10. Складывание матрешек;' П. Рисование в воздухе;
- Игры с леской водой;
- Мять руками поролон, губку;
- Шить, вязать на спицах;
- Рисовать, раскрашивать, штриховать;
- Резать ножницами;
- Рисовать различными материалами;
- Пальчиковая гимнастика.
К пяти годам возможность произвольно направленных движений возрастает, дети могут выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
Можно предложить:
- плетение из бумаги, тесьмы;
- макраме;
- изготовление бус из бумаги.
- Важную роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами:
- симметричное вырезывание, аппликация, вырезание картинок из старых открыток;
- Особую роль играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание, в подготовке руки к письму. Приучает к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости;
- конструирование из бумаги и природного материала;
- графические упражнения;
- рисование нитками;
- работа с тестом;
- работа с крупой;
- работа в прописях, тем более, что сейчас есть прописи развивающего типа. Только не нужно принуждать детей к письму, если ребенок не хочет работать в прописях, их можно заменить описанными
выше играми.
Развитые детские руки нужны не только для школы, но и для всей последующей жизни.
Неограниченный простор для развития ручной умелости дает сама жизнь, нужно только умело и своевременно привлекать ребенка к доступным для него видам деятельности.
Благодаря этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребенка постепенно приобретут ту точность, силу и дифференцированность, которая необходима для письма.
ЛИТЕРАТУРА:
I. Л.Б.Фесюкова "От трех до семи"., Харьков:"Фолио", С-Пб: "Кристалл"., 1996 г., с. 237-246
2 В.Цвынтарный "Играем пальчиками и развиваем речь" С-Пб, 1999
3. "Умные пальчики" Е.Синицына. Москва: Лист, 1998
4. О.Гаврина, Н.Кутявина. "Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать" Ярославль: Академия развития, 1998
5. Н.Новоторцева "Учимся писать: обучении грамоте в детском саду" Ярославль: Академия развития, 1998 :.
6. Н.Новоторцева "Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома" Ярославль: Академия развития, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА В НАШИХ РУКАХ"
Здоровье ребенка в наших руках. Человеческое дитя – здоровое…развитое… Это не только идеал и абстрактная ценность, Но и практически достижимая норма жизни. ...
Консультация «Оригами- подготовка руки ребенка к письму».
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, которая в свою очередь развивает речь, точные движения пальцев, происходит раз...
Консультация «Оригами - подготовка руки ребенка к письму».
Консультация «Оригами - подготовка руки ребенка к письму»....
Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника. / Консультация для родителей по подготовки руки к письму.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе....
Консультация для родителей "Кукольный театр: кукла в руках взрослого человека, кукла в руках ребенка "
Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Кукольный театр...
Консультация для педагогов «Кукольный театр: кукла в руках взрослого, кукла в руках ребенка»
Консультация для педагогов....
Консультация "Как подготовить руку ребенка к письму"
Письмо- это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге (других материалах) путем нанесения графических слов соответствующим элементам устной речи.В истории человечества письмо пр...