Тезис - Проблемы воспитания в неполной семье
статья на тему
В наше время остро стоит проблема воспитания детей в неполной семьен
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezis-_problema_semeynogo_vospitaniya1.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезис к докладу «Проблема семейного воспитания»
Негнюрова Светлана Алексеевна, воспитатель МБДОУ – ЦРР – Д/с №1 «Сардаана» Республика Саха (Якутия), МР «Хангаласский улус» г.Покровск
Семья является фундаментальным институтом, важнейшей социальной ценностью, первоосновой общества. На любом этапе исторического развития государства именно состояние семьи, уровень ее самоорганизации и стабильности во многом определяют благополучие или неблагополучие общества.
По итогам последней переписи в Республике Саха (Якутия) проживает 276 тысяч семей, из них 37 578 (т.е. 13,6 %) - неполные семьи. Число людей, которые предпочитают в одиночку воспитывать ребенка, вообще не вступая в брак, либо, усыновляя, либо беря на воспитание приемных детей, возрастает, а идея создания неполной семьи становится все популярнее.
Чтобы ребенок рос полноценным, гармонично развитым, семья должна быть. полноценной, благополучной в ней должны быть заложены два жизненных начала - женское и мужское, то есть материнское и отцовское воспитание. Существуют определенные функции, которые выполняет семья: генеративная, функция первичной социализации (воспитательная), экономическая, хозяйственно-бытовая, рекреационная, фелицитологическая, коммуникативная, регулятивная.
В Республике Саха (Якутия) для формирования семей имеются все необходимые демографические предпосылки: сравнительно молодая возрастная структура и почти оптимальное соотношение полов: на 1000 женщин приходится 986 мужчин.
Приведем негативные аспекты жизнедеятельности неполной семьи:
- жизненная неудовлетворенность родителя, в одиночку воспитывающего ребенка;
- низкая материальная обеспеченность семьи (по крайней мере, ее материальные трудности);
- дефицит внимания к подрастающему ребенку (детям) со стороны матери (взрослых);
- более высокая вероятность отсутствия контроля за поведением детей, безнадзорности;
- более низкий уровень социального статуса семьи.
Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов.
Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, исследователи обнаружили, что отец на самом деле очень важен. Его отсутствие отрицательно сказывается на детях. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них, особенно у мальчиков, выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы.
У ребенка, который живет только с матерью, имеется гораздо меньше возможности знакомиться с разными вариантами социального опыта. Появляется угроза односторонности.
Некоторые психологи считают, что ограниченные возможности знакомства в неполной семье больше всего касаются девочек. Очень часто эти девочки не создают полной семьи. Воспитание ребенка в неполной семье - это такое же обычное воспитание. Только оно осуществляется в более трудных условиях.
Логика теоретического исследования обусловила проведение исследовательской работы на базе ДОУ «Сардана» г. Покровска Хангаласского улуса.
Цель опытно-экспериментальной работы: изучение социально-педагогических особенностей воспитания детей в неполных семьях, определение процесса семейного воспитания, как базы непрерывной диагностики и социально-педагогической коррекции.
Исходя из этих целей, опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:
- этап - констатирующий. Включает в себя изучение опыта социально-педагогической работы с неполными семьями; анализ литературы по проблеме;
2 этап - формирующий. В этот период осуществляется апробация эффективности социально-педагогической работы с неполной семьей.
3 этап - контрольный. Он включает в себя обработку полученных данных, определение наиболее эффективных форм, методов и средств социально-педагогической работы с неполными семьями, формирование выводов и методических рекомендаций воспитателям.
В ходе экспериментальной работы была создана группа, состоящая из 18 неполных семей, которая позволила провести эксперимент.
Были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучение условий проживания и особенностей воспитания в неполной семье;
- Прогнозирование трудностей и анализ эффективности социально-педагогической работы в городском социуме;
- Определение особенностей социально-педагогической работы с неполными семьями.
Работа с неполной семьей включила: посещение семей, консультации, беседы, анкетирование и.т.д.
Результаты анкетирования показали, что 50% неполных семей не осознают целей и задач воспитания.
В воспитании опираются на педагогическую литературу 5% семей, 40% на жизненный опыт, 45% на основе рекомендации родителей.
25% детей “не знает’’ своих других родителей, 30% знает но никаких контактов нет, 20% эпизодически встречаются с отцами.
Из полученных результатов можно сделать вывод о недостаточной педагогической культуре неполной семьи. Многие семьи не осознают целей воспитания, не знают особенностей развития ребенка.
- Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) состоит из 2 частей: рисование и беседа с ребенком
- Этот тест выявил, что в семьях, где ребёнка воспитывает одна мама преобладает тревожность, ребёнок чувствует неполноценность.
- В семье, где в воспитании ребёнка участвуют другие члены семьи преобладает благоприятная ситуация, но ребёнок чувствует неполноценность.
Таким образом, после проведения исследования мы пришли к выводам:
- неполная семья, имея все признаки семьи (состав, общее имущество, бюджет, место проживания, соц. статус родителя) из-за отсутствия одного главного члена семьи, не имеет возможности выполнить все функции семьи, что она испытывает высокую тревожность и чувство неполноценности, как одинокого родителя, так и ребенка, воспитывающегося в данной семье.
- что недостаточный воспитательно-педагогический уровень, состояние общей неопределенности, дискомфорт, а также низкое материальное положение снижает эффективность воспитательного процесса в неполной семье.
- несмотря на это, родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь и встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Постоянная занятость родителя, заботы по ведению домашнего
хозяйства и связанные с этим нервное напряжение, усталость отрицательно сказываются на отношении к ребенку, оборачиваются дефицитом общения, ведут к недостатку внимания к ребенку, ослаблению контроля за его поведением. Все это сказывается в конечном счете и на успешности в обучении, на отношениях с окружающими людьми.
В связи с этим разработаны направления социально- педагогической работы с этими семьями:
- основываясь на принципе народной педагогики - педагогике родства, вовлекать в воспитание детей близких родственников, организовать совместные (коллективные) формы труда и отдыха, конкурсы, смотры,
- пропагандировать опыт воспитания многодетных, благополучных семей,
- организовать клубы "молодых матерей" с целью оказания помощи, поддержки молодых матерей-одиночек,
-в помощь в создании семей организовать работу клуба знакомств,
- вести постоянную просветительскую работу среди родителей и молодежи.
В результате проведённой работы – осознав, что неполная семья не даёт полноценного развития ребёнку, одна семья решила не разводиться. Одинокая мать целенаправленно создала семью.
Рекомендую в этом вопросе установить систематическую взаимосвязь, где специфика социума, разнообразие и богатство народной педагогики, сотрудничество и взаимодействие всех воспитательных институтов будут способствовать социально-педагогической реабилитации организации работы с неполными семьями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы одиноких мам в неполной семье
Помощь мамам в воспитании детей...
Современные проблемы воспитания ребенка в семье и детском саду
В презентеции говорится о правах ребенка в семье, о том как родители нарушают права своих детей....
Современные проблемы воспитания ребенка в семье и детском саду
В методической разработке педставленны, ряд нормативных документов и их краткое содержание, наиболее распространеные проблемы воспитания ребенка и пути их решения....
воспитание в неполной семье
По данным демографа А. Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста — каждый седьмой. Сегодня среди неполных семе...
Консультация "Воспитание в неполной семье"
Так уж сложилось в силу различных обстоятельств, что половина воситанников нашей группы живет в неполной семье. отсюда и возникло желание дать родителям рекомендации, как сделать жизнь ребенка полноце...
Проблемы воспитания ребенка в неполной семье
Родительский дом для ребенка – первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И, чтоб...
Проблемы воспитания в межнациональной семье, пути их решения.
Россия является многонациональным государством, по данным переписи населения на территории страны проживает более 190 народов и зарегистрировано 2,6 миллиона межнациональных семей....