Тезис - Проблемы воспитания в неполной семье
статья на тему

В наше время остро стоит проблема воспитания детей в неполной семьен

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezis-_problema_semeynogo_vospitaniya1.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                         Тезис к докладу «Проблема семейного воспитания»

Негнюрова Светлана Алексеевна, воспитатель МБДОУ – ЦРР – Д/с №1 «Сардаана» Республика Саха (Якутия), МР «Хангаласский улус» г.Покровск

  Семья является фундаментальным институтом, важнейшей социальной ценностью, первоосновой общества. На любом этапе исторического развития государства именно состояние семьи, уровень ее самоорганизации и стабильности во многом определяют благополучие или неблагополучие общества.  

  По итогам последней переписи в Республике Саха (Якутия) проживает 276 тысяч семей, из них 37 578 (т.е. 13,6 %) - неполные семьи. Число людей, которые предпочитают в одиночку воспитывать ребенка, вообще не вступая в брак, либо, усыновляя, либо беря на воспитание приемных детей, возрастает, а идея создания неполной семьи становится все популярнее.

   Чтобы ребенок рос полноценным, гармонично развитым, семья должна быть.  полноценной, благополучной  в ней должны быть заложены два жизненных начала - женское и мужское, то есть материнское и отцовское воспитание. Существуют определенные функции, которые выполняет семья:  генеративная,  функция первичной социализации (воспитательная),  экономическая, хозяйственно-бытовая,  рекреационная,  фелицитологическая,  коммуникативная,  регулятивная.  

  В Республике Саха (Якутия) для формирования семей имеются все необходимые демографические предпосылки: сравнительно молодая возрастная структура и почти оптимальное соотношение полов: на 1000 женщин приходится 986 мужчин.

 Приведем негативные аспекты жизнедеятельности неполной семьи:

- жизненная неудовлетворенность родителя, в одиночку воспитывающего ребенка;

- низкая материальная обеспеченность семьи (по крайней мере, ее материальные трудности);

- дефицит внимания к подрастающему ребенку (детям) со стороны матери (взрослых);

- более высокая вероятность отсутствия контроля за поведением детей, безнадзорности;

- более низкий уровень социального статуса семьи.

    Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов.

   Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, исследователи обнаружили, что отец на самом деле очень важен. Его отсутствие отрицательно сказывается на детях. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них, особенно у мальчиков, выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы.

У ребенка, который живет только с матерью, имеется гораздо меньше возможности знакомиться с разными вариантами социального опыта. Появляется угроза односторонности.

Некоторые психологи считают, что ограниченные возможности знакомства в неполной семье больше всего касаются девочек. Очень часто эти девочки не создают полной семьи.  Воспитание ребенка в неполной семье - это такое же обычное воспитание. Только оно осуществляется в более трудных условиях.  

Логика теоретического исследования обусловила проведение исследовательской работы на базе ДОУ «Сардана» г. Покровска Хангаласского улуса.

Цель опытно-экспериментальной работы: изучение социально-педагогических особенностей воспитания детей в неполных семьях,   определение процесса семейного воспитания, как базы непрерывной диагностики и социально-педагогической коррекции.

Исходя    из    этих    целей,    опытно-экспериментальная    работа проводилась в 3 этапа:

  1. этап - констатирующий. Включает в себя изучение опыта социально-педагогической работы с неполными семьями; анализ литературы по проблеме;

2 этап - формирующий. В этот период осуществляется апробация эффективности социально-педагогической работы с неполной семьей.

3 этап - контрольный. Он включает в себя обработку полученных данных, определение наиболее эффективных форм, методов и средств социально-педагогической работы с неполными семьями, формирование выводов и методических рекомендаций воспитателям.

В ходе экспериментальной работы была создана группа, состоящая из 18 неполных семей, которая позволила провести эксперимент.  

Были выдвинуты следующие задачи:

1.        Изучение условий проживания и особенностей воспитания в неполной семье;

  1. Прогнозирование трудностей и анализ эффективности социально-педагогической работы в городском социуме;
  2. Определение особенностей социально-педагогической работы с неполными семьями.

Работа с неполной семьей включила: посещение семей, консультации, беседы, анкетирование и.т.д.

Результаты анкетирования показали, что 50% неполных семей не осознают целей и задач воспитания.

В воспитании опираются на педагогическую литературу 5% семей, 40% на жизненный опыт, 45% на основе рекомендации родителей.

25% детей “не знает’’ своих других родителей, 30% знает но никаких контактов нет, 20% эпизодически встречаются с отцами.

Из полученных результатов можно сделать вывод о недостаточной педагогической культуре неполной семьи. Многие семьи не осознают целей воспитания, не знают особенностей развития ребенка.  

  • Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) состоит из 2 частей: рисование и беседа с ребенком
  • Этот тест выявил, что в семьях, где ребёнка воспитывает одна мама преобладает тревожность, ребёнок чувствует неполноценность.
  • В семье, где в воспитании ребёнка участвуют другие члены семьи преобладает благоприятная ситуация, но ребёнок чувствует неполноценность.    

 Таким образом, после проведения исследования мы пришли к выводам:

  • неполная семья, имея все признаки семьи (состав, общее имущество, бюджет, место проживания, соц. статус родителя) из-за отсутствия одного главного члена семьи, не имеет возможности выполнить все функции семьи, что она испытывает высокую тревожность и чувство неполноценности, как одинокого родителя, так и ребенка, воспитывающегося в данной семье.
  • что недостаточный воспитательно-педагогический уровень, состояние общей неопределенности, дискомфорт, а также низкое материальное положение снижает эффективность воспитательного процесса в неполной семье.
  • несмотря на это, родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь и встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Постоянная занятость родителя, заботы по ведению домашнего
хозяйства и связанные с этим нервное напряжение, усталость отрицательно сказываются на отношении к ребенку, оборачиваются дефицитом общения, ведут к недостатку внимания к ребенку, ослаблению контроля за его поведением. Все это сказывается в конечном счете и на успешности в обучении, на отношениях с окружающими людьми.

 В связи с этим разработаны направления социально- педагогической работы с этими семьями:

-        основываясь на принципе народной педагогики - педагогике родства, вовлекать в воспитание детей близких родственников, организовать совместные (коллективные) формы труда и отдыха, конкурсы, смотры,

  • пропагандировать опыт воспитания многодетных, благополучных семей,
  • организовать клубы "молодых матерей" с целью оказания помощи, поддержки молодых матерей-одиночек,

-в помощь в создании семей организовать работу клуба знакомств,

-        вести постоянную просветительскую работу среди родителей и молодежи.

В результате проведённой работы – осознав, что неполная семья не даёт полноценного развития ребёнку, одна семья решила не разводиться. Одинокая мать целенаправленно создала семью.

       Рекомендую в этом вопросе установить систематическую взаимосвязь, где специфика социума, разнообразие и богатство народной педагогики, сотрудничество  и  взаимодействие   всех  воспитательных  институтов будут способствовать социально-педагогической реабилитации организации работы с неполными семьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы одиноких мам в неполной семье

Помощь мамам в воспитании детей...

Современные проблемы воспитания ребенка в семье и детском саду

В презентеции говорится о правах ребенка в семье, о том как родители  нарушают права своих детей....

Современные проблемы воспитания ребенка в семье и детском саду

В методической разработке педставленны, ряд нормативных документов и их краткое содержание, наиболее распространеные проблемы воспитания ребенка и пути их решения....

воспитание в неполной семье

По данным демографа А. Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста — каждый седьмой. Сегодня среди неполных семе...

Консультация "Воспитание в неполной семье"

Так уж сложилось в силу различных обстоятельств, что половина воситанников нашей группы живет в неполной семье. отсюда и возникло желание дать родителям рекомендации, как сделать жизнь ребенка полноце...

Проблемы воспитания ребенка в неполной семье

Родительский дом для ребенка – первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И, чтоб...

Проблемы воспитания в межнациональной семье, пути их решения.

Россия является многонациональным государством, по данным переписи населения на территории страны проживает более 190 народов и зарегистрировано 2,6 миллиона межнациональных семей....