Роль театра, как синтеза искусств, в художественно - эстетическом воспитании дошкольников
статья на тему
В статье отражается роль театра в художественно - эстетическом воспитании дошкольников. Приводится примерная программа театрального кружка, цели, задачи. Показаны методы и приемы работы в работе над спектаклем и результаты совместной деятельности детей, педагогов, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль театра, как синтеза искусств,
в художественно –эстетическом воспитании дошкольников
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники десять – пятнадцать лет назад, быстрее решают логические задачи, но они значительно реже удивляются и восхищаются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость. Кроме того, многие дошкольники не посещают детские сады, а телевизоры и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского общества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.
Наше время - время стрессов, резких взлетов и ещё более резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, часто атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка, нарушая развитие всех психических процессов (воображение, память, внимание) и творческих способностей. Как помочь маленькому человекувырасти инициативной, коммуникабельной, раскрепощенной и творческой личностью? Этим и обусловлена актуальность данной статьи.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса и является приоритетным направлением. Важной задачей является формирование у детей эстетических интересов, вкуса, потребностей,а также творческих способностей.
Театр — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства. Синтез искусств - органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека и подразумевает создание качественно нового художественного явления. Объединение искусств в новый синтетический вид происходит из-за потребности общества в более широком, всеохватывающем освоении и изображении действительности, позволяя оказывать многостороннее эмоциональное воздействие на восприятие человека. В мировой эстетике известны концепции Ф.Шеллинга, Р.Вагнера, А.Скрябина, в которых подчеркивалось, что синтез искусств предоставляет художественному творчеству новые резервы и дополнительные возможности в освоении мира, в создании качественно новых художественных ценностей.
Театр - один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности. Особую значимость театральная деятельность приобретает накануне поступления детей в школу. По данным Н.В.Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67 – 69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной культуры, поможет первокласснику быстро входить в контакт, не растеряться в трудной ситуации. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность под руководством воспитателей, музыкальных руководителей.
С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр, как вид искусства, стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладаетогромной силой воздействияна эмоциональный мир ребенка: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивает способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. В дошкольном возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Театрализованное творчество позволяет воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости, расширять и углублять знания об окружающем мире, развивать психические процессы и эмоционально-волевую сферу. А с каким нетерпением ждут дети встречи с театром! С этим словом у них связаны ощущения радости, праздника, веселья и, конечно, сказки.
Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого нужно начать оснащение группы, что помогает объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В каждой возрастной группе нашего детского сада оборудована музыкально – театральная зона, где представлены музыкальные инструменты,декорации, различные ширмы, фланелеграф, маски сказочных персонажей, элементы костюмов, различные виды театра: кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый, настольный. Куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение. Что надо сделать, чтобы радость от общения с куклами была ежедневной? Конечно же – играть в кукольный театр в детском саду!Он формирует у детей определенные умения и навыки, стимулирует детское творчество (песенное, танцевальное и игровое).Наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Их используем в образовательной и самостоятельной деятельности.
Моя театральная деятельность началась в 2007 году, когда я готовила небольшой концерт для родителей. Известно, что каждая мама приходит посмотреть на своего ребенка, поэтому я хотела привлечь как можно больше детей. Любой концерт – это динамическое выступление, в котором музыка подчеркивается действием. А действие – это и есть театр. Более того, в процессе репетиций я обратила внимание на весьма неплохие способности ребят к театральной деятельности, что для меня стало настоящим открытием. Сценическая импровизация, костюмы, движение превратило концерт в действо, а слушателя в зрителя. Возникло обоюдное желание продолжить работу в этом направлении.Но поскольку я пришла к этому действию не напрямую, а через музыку, то в результате получилась не просто театральная, а музыкальная театральная группа. Ачто же делать остальным? Именно тогда у меня появилась идея – подарить театр каждому ребенку, включив элементы сценической импровизации в образовательный процесс.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, пользоваться им ребенок начинает с детства. Опираясь на методики ведущих хормейстеров, я разработала систему по развитию вокально – хоровых навыков у детей. В нее включены музыкально – театральные игры, игры – упражнения на развитие дыхания, памяти, песни – инсценировки, песни – шумелки, песни –хороводы, где я использую ритмопластику. Они интересны детям и делают процесс обучения разнообразнее, ярче, вносят оживление. Кроме того, этот вид деятельности позволяет всем детям группы, попробовать свои силы в исполнительской деятельности, раскрыть свой потенциал.Даже самый «неперспективный», на первый взгляд, ребенок, имеет возможность попробовать себя на сцене, почувствовать себя настоящим артистом.А результат нашей совместной деятельности мы демонстрируем родителям в инсценировках, шутках – малютках на всех праздниках и концертах.Дети могут сделать то, что они так любят - выступить перед зрителями и получить за это их признание: улыбки, аплодисменты, крики «Браво!».
Одной из форм организации театрализованной деятельности детей в ДОУ является кружковая работа. Занятия в нашем детском саду проводятся в музыкально – театральной студии «Калейдоскоп».За основу я взяла программы Э.Г.Чуриловой «Арт – фантазия» и Т.С.Григорьевой «Маленький актер».
Программа разработана с учетом следующих принципов:
- сочетание научной обоснованности и практической применимости;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, при реализации которых формируются умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей.
Цель:развивать творческие способности средствами музыкально – драматического искусства
Задачи:
- знакомить с искусством театра, театральными профессиями;
- расширять представления об особенностях сценического искусства: оперы, балета, оперетты, драматического театра;
-развивать творческое воображение, музыкальность, певческий голос, эмоционально – эстетическое сознание через воспитание способности чувствовать музыку в пении и движениях;
Развивать четкую интонационную дикцию, выразительность речи;
- формировать правильную осанку, ощущение ритма, пространственную ориентацию, умение расслаблять мышцы тела.
Принципы театральной деятельности:
- доступность драматического материала и сценического выражения, что предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей и интересов;
- последовательное и целесообразное накопление художественных впечатлений;
- опора на игровую деятельность детей;
- синтезирование различных видов искусства.
Структура программы состоит из следующих разделов:
«Театральная игра» — направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Раздел включает общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Они включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием русского народа, формирование любви к фольклору, укрепление традиций народных праздников.
«Ритмопластика» — включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, развивающие естественные психомоторные способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
«Культура и техника речи» — объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией.
«Основы театральной культуры» — призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
«Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных» - развитие певческого диапазона, чистоты интонирования, разучивание хоровых и сольных номеров, слушание классической музыки, игра на музыкальных инструментах.
«Работа над спектаклем»
Нередко не только малыши, но и взрослые не подозревают о том, какие способности и даже таланты в них таятся. Выбор пьесы - за взрослыми, а вот постановка позволяет на равных включиться и детям. Финал совместной деятельности- спектакль, во время которого зрители могут увидеть чудо, сотворенное руками детей и педагогов.Современные дети, растущие в условиях развитого информационного пространства, требуют новых, нестандартных методов обучения и воспитания. В настоящее время постановка детских музыкальных сказок, как форма работы художественно – творческого и речевого развития детей,особенного популярна.Опыт показал: наиболее привлекательным для детей сценическим жанром является мюзикл. Это особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусство. Их сочетание и взаимосвязь придают мюзиклу особую динамичность. Зрителии слушатели испытывают на себе воздействие сюжета литературного произведения, лежащего в основе либретто спектакля. Декорации и костюмы, создающие зрительный образ спектакля, погружает их в атмосферу реальности, в которой разворачивается сюжет. Эмоциональное переживание происходящих на сцене коллизий во много раз усиливается музыкой.
Такой спектакль требует длительной подготовки.
1 этап. Самое сложное - поиск сказки, которая бала бы интересна детям и составлениесценария, в котором будут задействованы и смогут проявить себя все дети. Продумываю вокальные и хореографические номера, подбираю музыкальные заставки. Ищуединомышленников среди коллег и родителей. Распределяем обязанности: ответственные за выразительное чтение текста, за костюмы, исполнителей взрослых ролей.
2 этап. Самое ответственное -распределение ролей. Кандидаты на роли должны, по возможности, соответствовать образу своего персонажа (голос и внешность). На главные роли выбираю детей, обладающих артистическими способностями, хорошей памятью и имеющие музыкальные способности. Менее подготовленным детям даю роли попроще. Каждый ребенок должен почувствовать, что даже небольшой эпизод очень важен, что на него надеются и ему не мешало бы потрудиться.
3 этап. Разучивание текста, песен и танцев.Распределение время репетиций с каждым героем отдельно, массовых сцен, включая музыкальное оформление и хореографические номера.Выстраивание мизансцен. Репетиции необходимо превратить в радостное творчество, чтобы сложный процесс стал для него интересным занятием. Я использую различные педагогические приемы, которые делают обучение доступнее и эффективнее. Не требует специального разучивания текст, если персонажи сказки обыгрываются детьми по очереди. Они постепенно, без «натаскивания» запоминают роли всех героев, поэтому проблема замены отсутствующего ребенка решается просто: любой может сыграть эту роль. У детей поддерживается интерес к сказке долгое время, если менять подходы к разучиванию: читать текст с обыгрыванием эпизодов, проводить этюды и упражнения, пантомимы.
4 этап. Генеральная репетиция проходит в костюмах, со всеми атрибутами, декорациями, чтобы дети чувствовали себя свободно и уверенно.
Чтобы воспитать ребенка как творческую личность, необходимо начинать с самих педагогов. Случается волшебство, и воспитатель может вдруг стать феей сказок, Лисой, Карлсоном и даже Бабой Ягой. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становиться стрессоустойчивым, артистичным, приобретает режиссерские навыки, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются говорящие жесты, мимика, движения, интонациями.Педагогу необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актерского мастерства и навыками режиссуры.
Формы взаимодействия с воспитателями:
- консультации «Театр как средство развития и воспитания детей», «Настольный театр оригами»;
- актерский тренинг;
- помощь в организации предметно-развивающей среды;
- индивидуальная работа;
- праздники и развлечения;
- выставка «Здравствуй, театр!».
Цель работы с родителями:активное вовлечение в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- анкетирование;
- консультации «Театральная семья", «Домашний пальчиковый театр»
- наглядная информация: альбом «Театр для всех» (история и виды театра), газета «Музыкальный калейдоскоп»
- посещение детских спектаклей;
- выставки (театральные куклы, сделанные руками родителей и детей)
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Совместная работа взрослых и детей дает хорошие результаты. Наши ребята - постоянные участники окружного фестиваля детских театральных коллективов «Весенняя театралия». На суд строгого жюри и зрителей были представлены:
2007 г. - музыкальная сказка «Репка на новый лад» муз. М. Красева,
2008 г. – музыкальная сказка «Дважды – два – четыре» муз. В. Шаинского,
2009 г. –музыкально – литературная композиция «Рождественские посиделки», мюзикл «Огниво» муз. С. Горковенко, победитель в номинации «Лучшее музыкальное оформление»,
2010 г. – Фестиваль народов Поволжья, водевиль «Наши новые соседи» муз. Л. Олифировой. Победитель в номинации «Лучшее музыкальное оформление», Бойкова Елизавета – победитель в номинации «Лучшая женская роль»
2011г. – Мюзикл «О добре и зле» муз. Т. Кизим
2012 г. – Музыкальная сказка «Музыкальный магазин» Дипломом за лучшее музыкальное оформление спектакля,
2013 г. – Музыкальная сказка «Гуси – лебеди» Долгополова Лера - победитель в номинации «Лучшая женская роль».
2014 г. Музыкальная сказка «Снегурочка»
У воспитанников наблюдается положительная динамика в развитии выразительной речи, музыкальных способностей, творческая самостоятельность. Дети стали более общительными, эмоциональными, раскрепощенными, приходят друг другу на выручку, радуются успехам сверстников. Ребята с удовольствие посещают концерты и спектакли Самарской филармонии, многие, впоследствии, обучаются в Школе искусств.
Таким образом, театр, как синтез искусств, оказывает огромное влияние на становление личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, творческих способностей, умение понимать прекрасное в природе и взаимоотношениях другими людьми. Наши постановки способствуют проявлению самостоятельности, развивают фантазию, умение мыслить музыкальными образами. А главное, мы приоткрыли детям дверь в храм искусства, называемый театром. Надеюсь, что театральные занятияостанутся ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, педагогами и родителями.
Литература:
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: - «Владос». – 2003.
- Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет». Методическое пособие. –М.: ТЦ «Сфера». – 2012.
- Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации. – М.: - ТЦ «Сфера». - 2009.
- Интернет сайт http://perluna-detyam.com.ua
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на Совете Педагогов "Сопровождение семьи в художественно-эстетическом воспитании дошкольников" (на примере ознакомления с произведениями искусства)
Организуемое сопровождение семьи позволяет родителям осознать свое место и роль в художественно-эстетическом воспитании детей, повысить уровень своей компетентности в данном направлении. Это, в ...
РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. (опыт работы)
Реализация различных видов искусства в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Художественно-эстетическое воспитание дошкольникаявляется актуальной проблемой современного общества.В п...
Декоративно-прикладное искусство-как средство художественно-эстетического воспитания дошкольника
формирование художественного вкуса средствами народного искусства...
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством
Художественно-эстетическое воспитание длшкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством...
Опыт работы «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством»
Обеспечить развитие личности ребёнка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности...
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...
Музыкальное искусство в художественно- эстетическом воспитании дошкольников
Музыка является одним из богатейших и действенных средств воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Гармоничность...