Тренинг-консультация для воспитателей.
консультация на тему
Тема:
«Толерантность в условиях многонационального окружения»
Провели : Набиева А.М. Рудакова А.В.
ГБОУ СОШ № 2051 кор.№2 «Почемучки»
Москва 2015
Актуальность
Предметом изучения становится проблема формирования национального самосознания, которая решается в условиях многонационального общества. Интерес к этой проблеме определяется актуальностью существования межнационального мира и заинтересованностью в изучении культурного и этнического многообразия России.
Таким образом, педагогам необходимо овладеть теоретическими основами современной педагогической деятельности, практикой работы в новых условиях развития системы образования. Всё это возможно при грамотной организации процесса непрерывного образования педагогических кадров и современного методического сопровождения.
Цель и задача:
· Выявить сущность понятия «толерантность», дать характеристику этому понятию.
· Развивать умение преодолевать стереотипы, умение принимать иную точку зрения.
· Способствовать развитию критичности мышления у педагогов.
· Размышлять над вопросами, развивать рефлексию.
· Способствовать проявлению педагогами профессиональной компетентности в организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Теперь разберемся, чем толерантная личность отличается от интолерантной . Этих отличий довольно много.
· Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между "Я-идеальным" (представление о том, каким бы я хотел стать) и "Я-реальным" (представление о том, какой я есть), чем у ин-толерантного человека, у которого оба "Я" практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.
· Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности.
· Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова - не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.
· Потребность в определении. Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей - плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между "своими" и "чужими". Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.
· Ориентация на себя - ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склоннывинить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться.
· Способность к эмпатии. Способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях. В вводном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по своему образу и подобию, т.е. те выглядели в их глазах интолерантными личностями. Толерантные студенты оказались более точными в своих суждениях и адекватно оценили как толерантных, так и интолерантных собеседников.
· Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.
· Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жесткая дисциплина очень важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе. Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй - путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
Форма методической работы и этапы проведения
Тренинг «Ваше чувство»:
Провести беседу с педагогами и ответить на вопросы, выявить основные черты толерантности, и по возможности оценить степень своей толерантности.
· «Какое чувство вы испытываете когда вас спрашивают о национальности? »
· Влияет ли национальность на ваше отношение к человеку?
· Считаете ли вы правильным, что в паспорте не ставят национальность?
· Надо ли знать и обращать внимание на национальность детей в группе?
· Нужно ли формировать у детей толерантность в детском саду?
· Согласны ли Вы с утверждением о том, что каждая нация должна жить на своей исторической территории?
· Имеет ли для вас значение национальность собеседника?
· Испытываете ли вы дискомфорт, находясь в окружении лиц другой национальности?
· Сможете ли вы легко пойти на контакт с людьми другой религии?
Защищенность. Упражнение «Колокол».
· Оцениваем степень своего доверия к коллективу. Каждый участник должен побывать в центре круга, закрыть глаза и постараться расслабиться, остальные участники аккуратно покачивают центрового участника.
· Толерантный человек обычно склонен доверять коллективу. Интолерантный человек чаще испытывает ощущение постоянной угрозы. Он опасается своего социального окружения и даже себя.
Ответственность. Упражнение «Гармония».
· Оцениваем грани своей ответственности. Участники разбиваются на пары, встают спинами друг к другу, в этой позиции надо присесть до пола и встать без помощи рук. Выполнение упражнения возможно только при равном распределении усилий (ответственности).
· Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них.
Авторитаризм. Упражнение - тест «Тройка знаменитостей».
· Каждый участник тренинга должен написать имена трёх знаменитостей.
· Толерантным личностям более свойственно называть артистов, учёных. Интолерантные личности называют, как правило, имена лидеров имевших власть над другими людьми.
Потребность в определенности. Упражнение «Солнечный круг».
· Участники встают в круг, переплетаясь руками, с любыми участниками, кроме ближайших соседей. Необходимо распутаться, не расцепляя рук за определённое время.
· Для интолерантных есть только два сорта людей — плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.
Ориентация на себя. Упражнение «Нанайские мальчики».
· Участники разбиваются на пары, опираясь друг на друга ладошками, ноги чуть расставлены, твёрдо стоят на полу. Двигая только рукам надо найти слабые стороны соперника и заставить его сойти с места. (Задаётся вопрос участникам «Почему ты (он) победил (проиграл)?».
· Толерантные люди склонны винить себя,интолерантные окружающих.
Подведение итога:
· Оценка тренинга и своего состояния. (раздать опросные бланки –прил.№1)
· Участники высказывают пожелания и предложения.
· Раздать памятки. (прил.№2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приложение №1 (опросник) | 13.16 КБ |
Приложение№2 (памятка) | 410.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета участника тренинга
ФИО __________________________________________________________________________
Должность________________________
Дата проведения тренинга ________________
Поставьте, пожалуйста, оценки по пятибалльной шкале
(5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо, 1 – мне это не нужно и не интересно)
Параметр | Балл | Комментарии, пожелания |
Качество подачи информации | ||
Работа воспитателей проводивших этот тренинг | ||
Организация тренинга (раздаточный материал) | ||
Я понял(а) предоставленную информацию | ||
Я усвоил(а) полученную информацию | ||
Я уверен(а) в том, что смогу применить большинство приемов в своей работе |
Тренинги на какую тему вы хотели бы ещё посетить?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Чем толерантная личность отличается от интолерантной.
Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.
Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности.
Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жесткая дисциплина очень важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе. Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй - путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
ГБОУ СОШ № 2051 кор.№2 «Почемучки»
Памятка
Толерантность в условиях многонационального окружения
Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова - не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.
Потребность в определении. Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей - плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между "своими" и "чужими". Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.
Ориентация на себя - ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться.
Способность к эмпатии. Способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях. В вводном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по своему образу и подобию, т.е. те выглядели в их глазах интолерантными личностями. Толерантные студенты оказались более точными в своих суждениях и адекватно оценили, как толерантных, так и интолерантных собеседников.
Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг-консультация для воспитателей "Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников".
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...
Тренинг-консультация для воспитателей Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников
В помощь воспитателям представлен материал- пальчиковые игры, для развития мелкой моторики рук, в стихотворной форме. Можно использовать на занятиях, физ.паузах и т.д....
Тренинг-консультация для воспитателей. Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...
Тренинг-консультация для воспитателей на тему «Пальчиковая гимнастика»
Тренинг-консультация для воспитателей ДОУ на тему «Пальчиковая гимнастика»...
Конспект тренинга-консультации для педагогов "Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями"
В конспекте представлен тренинг-консультация для педагогов по отработке навыка использования техники "Я-сообщение" при взаимодействии с родителями....
Открытое мероприятие тренинг-консультация для родителей "Детский сад глазами ребенка в период адаптации".
Тренинг для родителей....
Тренинг-консультация для воспитателей. Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...