Семинар-практикум для воспитателей "В мире музыкальных инструментов"
материал на тему

Семинар-практикум для воспитателей "В мире музыкальных инструментов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_vospiteteley.docx24.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей "В мире музыкальных инструментов"

Бугаева Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель

Разделы: Работа с дошкольниками

Как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент? Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало. Сначала человек немного испугался – звук совсем не похож ни на его собственный голос, ни на крик зверя. Но потом освоился с необычным деревом. Человек ударил по нему, то ускоряя, то замедляя темп: бум-бум-бум! Бум! Бум! Мелодию на нем, конечно, не сыграешь, зато можно подать сигнал. Правда, для этого приходилось каждый раз идти к своему дереву. И первобытный музыкант сделал инструмент поменьше, чтобы брать с собой. Взял кусок древесины и выдолбил его. К тому времени музыкант уже понял, что полые (пустые внутри) предметы издают звук, если по ним ударять. Так, например, звучит пустой, твердый, высохший плод, высохший череп животного.

А однажды за ужином человек дунул в кость, и раздался свист. Конечно, это было чистой случайностью! Просто хотел высосать из кости мозг и ничего больше. Звук походил на птичий свист, пронзительный и громкий, куда громче, чем глухое бормотанье выдолбленной деревяшки.

Неужели полую кость и кусок выдолбленной древесины уже можно считать музыкальными инструментами? Оказывается, можно. Из одного полого предмета извлекаешь глухой звук, из другого – более звонкий; если дуть в длинную кость, звук получится низкий, а если в короткую – высокий. Тетива лука, когда пускаешь стрелу, тоже звенит. И звенит по-разному, смотря по тому, как она натянута – сильнее или слабее.

Так появилась мелодия, а вместе с мелодией – музыкальные инструменты. Можно сказать, что тетива лука, полая кость и выдолбленное дерево – родоначальники всех музыкальных инструментов. И хотя с тех пор прошло уже много-много лет, все известные в наше время музыкальные инструменты делятся на три группы: струнные, духовые и ударные.

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитаниечеловека» В.А.Сухомлинский.

Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы и привыкают действовать согласованно в коллективе.

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах.

Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя в музыкальной работе с ними исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности: поет и танцует с ребятами, загадывает музыкальные загадки, играет на бубне, дудочке, на погремушках.

Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей еще неустойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться. Вместе с музыкальным руководителем обыгрывает на занятиях музыкально-дидактические игры. Например, при знакомстве детей с музыкально-дидактической игрой «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой воспитатель играет на металлофоне, а музыкальный руководитель исполняет аккомпанемент.

Вместе с детьми воспитатель выполняет ритмические упражнения на погремушках, колокольчиках, бубнах под сопровождение музыкального руководителя. Затем в различных игровых ситуациях использует эти музыкальные игрушки с детьми в группе. Воспитатель учит малышей реагировать на тихое и громкое звучание, слышать и различать детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, погремушки).

В средней группе педагог вместе с музыкальным руководителем знакомит детей с музыкальным инструментом – металлофоном, треугольником и др. При этом обязательно исполняет мелодию с ребенком, так как музыкальный руководитель играет фортепианное сопровождение. Воспитатель помогает ребенку освоить навыки игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии. Он играет вместе с детьми и в том случае, если мелодия выучена и идет ее закрепление. В свободное от занятий время воспитатель может проиграть знакомую мелодию на инструменте. Это сближает его с детьми, создает доброжелательную, непринужденную атмосферу.

Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребенку. Металлофоны, цитры лучше всего положить на небольшие подставки, находящиеся на уровне колен играющих. Если подставок нет, инструменты можно положить на колени. Духовые инструменты (до начала игры) также кладут на колени. Барабан и бубен держат на уровне пояса, а треугольник подвешивают на подставку, или же ребенок держит его в левой руке. Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения. Например, при игре на металлофоне молоточек следует держать так, чтобы он лежал на средней части второго пальца, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится «грязным», неприятным.

Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем с первой младшей группы (от 2 до 3 лет). Дети должны научиться различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона, фортепиано); знать и различать звучание бубна и погремушки.

В работе с малышами мы также используем музыкальные игрушки: дудочки, органчики, которые помогают заинтересовать их, побуждают к активности.

Репертуар:

  1. «На чем играю?» Е. Тиличеевой
  2. «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой
  3. «Погремушки» М. Раухвергера
  4. «Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой
  5. «Бубен» Г. Фрида
  6. «Тихо-громко» Е. Тиличеевой

Во второй младшей группе закрепляются знания детей о музыкальных игрушках и инструментах, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаем знакомить с новыми –барабаном и металлофоном. Дети учатся различать звуки по высоте (до1 – до2), реагировать на тихое и громкое звучание, самостоятельно выполнять упражнения, связанные с двухчастной формой музыки, различать тембры менее контрастных по звучанию детских музыкальных инструментов (бубен, погремушка).

Репертуар:

  1. «Чей колокольчик?» М. Раухвергера
  2. Попевка «Петушок»
  3. Музыкально-дидактическая игра «Два петушка» и др.

В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности – игра на детских музыкальных инструментах – на металлофоне. Игра на металлофоне способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение игре на инструменте осуществляется на музыкальных занятиях, а затем во время индивидуальной работы с ребятами. Для обучения игре на металлофоне используем попевки из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной. В основном их мелодии построены на одном звуке (для средней группы).

Репертуар:

  1. «Мы идем с флажками» Е. Тиличеевой
  2. «Небо синее» Е. Тиличеевой
  3. «Месяц май» Е. Тиличеевой
  4. «Андрей воробей» Е. Тиличеевой
  5. «Лесенка» Е. Тиличеевой
  6. «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой.

В процессе обучения игре на музыкальных инструментах перед детьми старшей группы ставятся новые, более сложные задачи. Дети учатся исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. Это требует от них определенных умений. В старшей группе перед детьми ставятся новые задачи: соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру.

Репертуар:

  1. «Смелый пилот» Е. Тиличеевой
  2. «Дождик» р.н. мелодия
  3. «Гори ясно» р.н. мелодия
  4. «Светит солнышко» р.н. мелодия
  5. «Василек» р.н. мелодия
  6. «Петушок» попевка
  7. «Звенящий треугольник» Р. Рустамова

Обучению игре на музыкальных инструментах в подготовительной к школе группе уделяется особое внимание. К этому времени дети хорошо владеют такими инструментами, как металлофон, погремушки, трещотки, колокольчики, колотушки, треугольники, бубны, барабаны, коробочки и др.

Ребята не только с помощью воспитателя и музыкального руководителя, но и самостоятельно могут организовать небольшой ансамбль.

В подготовительной группе ставятся новые задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками.

Репертуар:

  1. «В школу» Е. Тиличеевой
  2. «Андрей-воробей» р.н. песня
  3. «Я на горку шла» р.н. песня
  4. «Сорока-сорока» р.н. прибаутка
  5. «Гармошка» Е. Тиличеевой
  6. «К нам гости пришли» А. Александрова

Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах.

Игра на инструментах – интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Художественная литература, как инструмент гендерного воспитания дошкольников»

Материал поможет повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста....

Конспект музыкального занятия «В мире музыкальных инструментов» для младшего дошкольного возраста

Конспект музыкального занятия с театрализованной деятельностью для детей младшего дошкольного  возраста....

музыкальная викторина "В мире музыкальных инструментов"

Увлекательно-познавательная икторина-развлечение предназначена для старших дошкольников и их родителей....

Семинар - практикум «Технология деятельностного метода обучения как инструмент реализации целей современного образования»

Деятельностный подход - это:Субъектно ориентированная организация и управление педагогом         деятельностью ребенка при решении им специально организованных ...

Семинар - практикум «Технология деятельностного метода обучения как инструмент реализации целей современного образования»

золотые правила деятельностного подхода:Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;Веди  ребенка от собственного опыта к общественному;Будь не «НАД», а «РЯДО...

Семинар – практикум для педагогов Технология «Ситуация» как инструмент реализации современных целей дошкольного образования»

Технологией, которая помогает организовать образовательный процесс, обеспечивающий личностное развитие дошкольников, развитие коммуникативных навыков, активизирует речевую деятельность детей, является...