Консультация для педагогов "Пластилинография в детском саду"
консультация (младшая группа) на тему
Консультация для педагогов "Пластилинография в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Основой каждого такого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Лепкой дети начинают заниматься с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.
Большое значение начинает приобретать цвет пластилина как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём «вливание одного цвета в другой».
Обычно пластилинография детям очень нравится и становится для малышей самым любимым занятиям. Причин этому много:
- во-первых, рисунки пластилином на картоне создавать очень просто,
- во-вторых, пластилинография помогает снять мышечное и нервное напряжение,
- в-третьих, картины из пластилина легко поддаются корректировке – если что-то не вышло, то эту часть можно просто снять стеком и переделать.
Техника рисования пластилином
Для рисования пластилином понадобятся следующие материалы:
- картон или плотная бумага;
- деревянная или пластиковая доска для раскатывания пластилина;
- емкость с водой для смачивания рук;
- набор разноцветного пластилина;
- влажные салфетки для рук;
- набор стеков разной формы.
Создание поделки в технике пластилинография состоит из следующих операций:
1. Выбираем рисунок-основу для создания картины из пластилина.
Для самых маленьких художников начать рисование пластилином лучше всего с радуги. Переносим эскиз понравившегося изображения на картон, обращая
внимание на то, на каком фоне будет лучше смотреться выбранная картинка: белом или цветном.
2. Отделяем от брусков пластилина небольшие кусочки и наносим их на основу в соответствии с задумкой.
При этом используем различные приемы лепки:
- раскатывание – кусочек пластилина, находящийся между ладонями или ладонью и доской, раскатывается при помощи прямолинейных движений кистей, приобретая при этом цилиндрическую форму;
- скатывание – кусочек пластилина приобретает шарообразную форму при помощи кругообразных движений кистей;
- заглаживание – используется для создания плоских и гладких поверхностей;
- сплющивание – сдавливание шарика из пластилина в лепешку;
- прищипывание;
- оттягивание.
3. Для создания картин из пластилина с большим количеством деталей, а также более выразительной прорисовки предметов можно использовать медицинский шприц без иглы. Внутрь шприца помещают брусочек пластилина и осторожно нагревают, а затем аккуратно выдавливают длинными тонкими «нитями». Для более толстых нитей можно использовать кондитерский шприц. Нагреть шприц можно погрузив его в емкость с горячей водой, или положив на батарею отопления.
4. Для получения более мягких переходов между цветами и получения необходимых оттенков пластилина, различные цвета пластилина смешивают просто в руках. При этом нужно помнить о следующих нюансах:
- не стоит смешивать более двух цветов пластилина одновременно, иначе цвет получится тусклым;
- добиться более яркого и глубокого оттенка можно путем примешивания к любому цвету черного пластилина;
- получить пастельные оттенки можно примешивая к любому цвету белый пластилин.
Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно- образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Дети получают знания и умения, навыки, идёт осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.
При обучении детей пластилинографии в ДОУ воспитателю не следует ставить перед детьми сложные задачи, чтобы не испугать и не отбить желание заниматься подобным творчеством. Поскольку работа с пластилином требует много времени, в середине занятия проводят физкультурную разминку. После того как дети овладеют основными приемами пластилинографии, можно переходить к более сложным и даже коллективным картинам.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМОГО МАТЕРИАЛА
Пластилин – мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму. Но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов:
- долго лежавший пластилин становится твёрдым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;
- в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумажной основе со временем появляются жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать рекомендациям:
- Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).
- При работе с пластилином следует использовать как основу плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания.
- Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Так же возможно использование в качестве основы для работы пластиковых поверхностей. Контуры в данном случае выполняют обычным фломастером, который так же без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок вдруг ошибся в изображении объекта. Если нет возможности покрыть основу скотчем, контур рисуется простым карандашом.
Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность сделанной композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой твердеет, изделие становится более прочным и сохраняет яркость, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
На рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки водой с мылом.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей.
Такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогут проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И тогда дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей в детском саду "Как не болеть в детском саду".
Советы как водить ребенка в детский сад....
Консультация для родителей в детском саду по ПДД: «Безопасность детей — забота взрослых» Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и
Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и семьи. О том, что и к...
Консультация родителей младших групп детского сада. Детские капризы и истерики, как быть и что делать взрослым?
Довольно часто можно услышать от родителей, что их чадо ведет себя очень агрессивно и неуправляемо. Капризничает по поводу и без, ставя в неловкое положение, и даже вгоняя в ступор родителей. На улице...
Консультация для родителей в детском саду. Детские манипуляции
Детские манипуляции...
Консультация для родителей в детском саду «Детское экспериментирование»
- Побуждать родителей использовать экспериментирование в повседневной жизни.- Укреплять сотрудничество между родителями и детьми.- Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом.- Формировать п...
Консультация для родителей в детском саду «Предупреждение детских неврозов».
Консультация для родителей в детском саду«Предупреждение детских неврозов»....
Консультация для родителей в детском саду. Детские манипуляции
Что делать, если ребенок манипулятор?Детские манипуляции — это фактор, который довольно распространен среди подрастающего поколения. Маленькие бунтари и провокаторы часто пытаются сыграть на чув...