Патриотическое воспитание дошкольников
проект (старшая группа) на тему
В условиях поликультурного региона, каким и является Поволжье, образование должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.
Регион Поволжья можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. Исходя из многолетнего опыта дошкольного образования, можно утверждать, что дошкольникам доступны патриотические чувства, поэтому начинать работу в этом направлении необходимо уже в детском саду. Только, воспитав в маленьком гражданине любовь к своей Родине, мы воспитаем в нем толерантное отношение к другим народностям.
В настоящее время накоплен достаточно большой опыт по патриотическому воспитанию дошкольников, разработаны научно – обоснованные методики по данной проблеме, но недостаток методических пособий по национально – региональному компоненту общеобразовательной программы дошкольного образования определил выбор темы нашего проекта "Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья".
В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении должен основываться на комплексно-тематическом принципе, которому отвечает такая форма организации образовательной деятельности, как проектирование. Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает состоятельность и эффективность использования проектного метода в дошкольной образовательной практике. Проект ценен тем, что дошкольники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и коммуникативной деятельности. Недаром пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Эти аргументы явились основанием для выбора проектной деятельности как формы образовательной работы по нашей теме.
На данный момент проект находится в стадии реализации. Второй год продолжается работа, начатая с воспитанниками в старшей группе. Результаты промежуточной диагностики в сторону повышения уровня сформированности нравственно – патриотических чувств детей позволяют говорить о возможности рекомендовать предложенный проект к использованию в практике работы дошкольных образовательных учреждений нашей республики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_patrioticheskoe_vospitanie_starshikh_doshkolnikov.pptx | 2.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи проекта : создание культурно-образовательной среды в группе; знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов Поволжья; вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента; обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений; воспитание нравственно – патриотических чувств: воспитание у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому, детскому саду, городу, родному краю; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народов Поволжья; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;
Цель проекта : Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов Поволжья . Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели. Продолжительность проекта : проект долгосрочный – работа над проектом ведется в течение 2 лет (в старшей и подготовительной группах). Сроки реализации проекта : сентябрь 2013г. – май 2015г . 1 . организационно-подготовительный этап; 2. этап реализации; 3. заключительный этап.
Методы диагностики: наблюдение , анализ детских работ, опрос детей. Критерии: 1. Когнитивный критерий Показатели: Знания и представления детей об обычаях и традициях народов Поволжья Знания и представления детей о фольклоре народов Поволжья; Знания и представления детей об особенностях национальных костюмов народов Поволжья. 2. Эмоционально-мотивационный критерий Показатели : Наличие интереса у детей к обычаям и традициям народов Поволжья; Желание у детей изучать фольклор и особенности национальных костюмов народов Поволжья Эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья. 3 . Деятельностный критерий Показатели: Умение детей организовывать народные игры; Умение детей действовать с предметами быта народов Поволжья; Умение детей применять в изобразительной деятельности знания о декоративно-прикладном искусстве поволжских народов .
На этапе реализации проекта поставлены следующие задачи: Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения. Создание образовательно – культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом «Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья», «Национальный костюм народов Поволжья», «Национальный орнамент», «Сказки поволжских народов», «Пословицы и поговорки народов Поволжья», «Игры народов Поволжья»; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту. Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой народов Поволжья. Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта. Промежуточная диагностика (в конце учебного года в старшей группе и в начале учебного года в подготовительной группе) с целью анализа и корректирования образовательной работы в сторону выявленных проблемных направлений.
Работа над проектом осуществляется в таких формах образовательной деятельности с детьми, как : Игры: дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно – ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные; Беседы; Непосредственно образовательная деятельность на основе метода интеграции; Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток; Выставки в мини-галерее изделий. Выставки детских работ по художественно-эстетическому развитию в детском саду; Просмотр видеофильмов; Экскурсии; Использование силуэтного моделирования; Экспериментирование с различными художественными материалами; Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки с участием родителей; Использование малых фольклорных форм в физминутках , считалках; Создание альбомов, книг по художественно-эстетическому развитию; Слушание музыкальных произведений, исполнение песен.
На организационно-подготовительном этапе были проведены : Анализ специальной и методической литературы по разрабатываемой проблеме. Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья. Выбор методов диагностики, первоначальная диагностика; определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности, направленных на решение выявленных проблем. Разработка проекта. Налаживание взаимодействия с родителями, привлечение членов семьи к совместной работе над проектом.
Заключительный этап работы над проектом включает в себя следующие мероприятия: Заключительная диагностика. Анализ и обобщение полученных результатов. Презентация проекта (совместные итоговые творческие мероприятия в конце учебного года в старшей и подготовительной группах).
Р езультаты : повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, знаний о народах Поволжья, культуры поведения дошкольников; раскрытие индивидуальности ребенка; возрастание духовно-эмоционального контакта "ребенок – взрослый – ребенок";
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно
Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...