Консультация для воспитателей "Авторитет родителей"
консультация (старшая группа) на тему
Консультация для воспитателей детского сада по теме "Авторитет родителей" раскрывает разнообразные виды родительского авторитета и их влияние на всестороннее развитие дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtoritet_roditeley.doc | 227.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторитет родителей
Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет. Смысл авторитета заключается в том, что он не требует никаких доказательств, а принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимые простым детским глазом.
Авторитет не дается от природы, он может быть организован в каждой семье, и это в общем-то не очень трудное дело.
К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях, они стремятся к тому, чтобы их слушались, это составляет их цель. На самом деле это ложная цель.
Есть много видов ложного авторитета. Кратко охарактеризуем их.
Авторитет подавления. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном случае хватается за палку или ремень, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления. Это самый дикий сорт авторитета.
Авторитет расстояния. Есть такие родители, которые убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в роли начальства. Дети находятся в ведении бабушки или домработницы. Такой авторитет не приносит никакой пользы.
Авторитет чванства. Некоторые люди считают, что они самые заслуженные, самые важные деятели, и демонстрируют эту важность на каждом шагу, в том числе и своим детям, бывает очень часто, что в результате начинают чванится и дети: мой папа начальник, мой папа писатель, мой папа знаменитость. Встречается такой авторитет и у матерей: какое-нибудь особенное платье, важное знакомство, поездка на курорт – все это дает им основание для чванства.
Авторитет педантизма. В этом случае родители больше обращают внимание на детей, больше работают с ними, но работают, как бюрократы. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что их слово – святыня. Жизнь ребенка проходит мимо таких родителей незаметно, они ничего не видят, кроме своего бюрократического начальствования в семье.
Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Они забывают, что дети – не взрослые, что у них своя жизнь и ее нужно уважать. Ребенок живет более эмоционально, он меньше хочет заниматься рассуждениями. В резонерстве родителей дети не могут увидеть никакого авторитета.
Авторитет любви. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание организуется через детскую любовь, но она не вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа или мама выступают перед ребенком в образе доброго ангела. Они все разрешают, они бояться конфликтов, они предпочитают семейный мир. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями.
Авторитет дружбы. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но все же родители остаются старшими членами семейного коллектива, а дети остаются все же воспитанниками. Если дружба достигает крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс, дети начинают воспитывать родителей.
Авторитет подкупа. Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями. Родители. Не стесняясь, так и говорят: будешь слушаться, куплю то-то, будешь слушаться, пойдем в цирк.
Бывает часто, что родители вообще не думают ни о каком авторитете, живут как-нибудь, как попало и как-нибудь тянут волынку воспитания детей. Сегодня так относятся к детям, а завтра иначе, ибо у родителей изменилось настроение.
Бывает и так, что отец придерживается одного вида авторитета, а мать другого. Наконец, бывает и так, что родители вообще не обращают внимание на детей и думают только о своем спокойствии.
В чем же должен состоять настоящий родительский авторитет?
Главным основанием родительского авторитета только и может быть и жизнь, и работа родителей, их поведение. Родители должны интересоваться жизнью своих детей, знать все, что с ними происходит. Авторитет знания закономерно приведет к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда нуждается в совете и помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет это сделать, вы сами должны прийти на помощь.
Родительская помощь не должна быть навязчивой, надоедливой, утомительной, в некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения.
Линия ответственности является следующей важной линией родительского авторитета. Ребенок должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед обществом и другими людьми. В некоторых случаях требования к детям должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений.
Характер ребёнка зависит от Вас
Мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. "Вот это характер", - говорим мы с восхищением. "Ну и характер!" - произносим, когда негодуем. Хорошо это или плохо - иметь характер?
Каждый, опираясь на свой опыт, понимает под характером определенное сочетание индивидуальных особенностей человека. Основными свойствами характера принято считать три группы качеств, проявляющихся в отношении к деятельности, какому-либо поручению (трудолюбие, добросовестность, настойчивость, усидчивость, самостоятельность); в отношении человека к самому себе ( гордость, чувство собственного достоинства) и к окружающим (заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость).
Названные качества одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребенка самостоятельность и чувство собственного достоинства, но одновременно и равнодушие. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребенок и чуткий, и добрый, но не способный довести до конца ни одного дела, не может поставить перед собой цель.
Родители часто возражают: "Не все можно воспитать: характер передается по наследству. В нашей семье двое детей-близнецов. Воспитываем мы их одинаково, а растут они совершенно разные. Что же поделаешь, родились с разными характерами".
Так ли это? Разберемся, насколько характер ребенка зависит от природных особенностей. Что в характере врожденное, а что приобретенное?
Врожденными, наследственными являются четыре свойства нервной системы ребенка. Первое - сила нервной системы или работоспособность: одни дети выносливы, способны к длительному напряжению, другие - быстро утомляются. Это можно заметить в игре, при выполнении ребенком поручения. Второе свойство - равновесие, или баланс процессов возбуждения и торможения: у одних детей может преобладать процесс возбуждения (шумные, непоседливые дети), у других - процесс торможения (спокойные дети, которых почти невозможно вывести из себя). Третья особенность - подвижность, переключаемость нервных процессов (один ребенок легко и быстро переходит от игры к режимным моментам: проснувшись, сразу включается в игру. Другому свойственно как бы застревание на каком-то переживании, очень медленное включение в состояние бодрствования из сна). Четвертая особенность - динамичность нервных процессов, т. е. способность к возникновению привычных форм поведения и быстрота их изменения. Одни дети легко привыкают к новым требованиям в детском саду, с охотой им подчиняются, другие, охотно им следуя, привыкают долго, с трудом.
Характер ребенка не предопределен этими природными особенностями нервной деятельности. Наблюдения за развитием близнецов подтверждают, что одинаковых условий для их развития даже в одной семье быть не может, обстоятельства как бы вынуждают их поступать по-разному. Если мама просит детей помочь ей, то первым отзывается кто-то один. Другой ребенок в это время может стоять к маме спиной и поэтому на какие-то доли секунды отозвать позже. Несколько сходных ситуаций - и уже есть основа для формирования противоположных качеств (пассивности и активности) у детей-близнецов.
Различные сочетания свойств позволяют выделить неодинаковые индивидуальные особенности в поведении и деятельности ребенка.
Особенности нервной деятельности могут и затруднить, и помочь воспитать определенные свойства характера. Так, у очень чувствительного ребенка труднее воспитать самообладание, чем у ребенка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать усидчивость, чем у детей медлительных.
Помните, что все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. У всех дошкольников воспитывают устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательные их проявления.
Так, у п о д в и ж н ы х, уравновешенных детей особое внимание обращают на воспитание устойчивых интересов, устойчивых нравственных мотивов поведения. Если эта задача воспитания будет решаться правильно, то у ребенка появится терпеливость, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно. Воспитание нравственных чувств позволит ребенку сознательно выполнять правила и требования взрослых, предупредит развитие таких качеств, как легкомыслие и самоуверенность.
В воспитании детей другого типа - возбудимых, неуравновешенных - родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности.
Взрослые должны быть и требовательными и терпеливыми. Требуя от детей послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребенку объясняют обоснованность того или иного требования, необходимость выполнения правил. Взрослые не уговаривают, а объясняют, оставаясь требовательными. Если ребенку дается поручение, он проговаривает его вслух, объясняя, что он будет делать, что ему для этого необходимо, на какие части лучин разделить поручение, чтобы его легче было выполнить, какие могут встретиться трудности и как их избежать. Не забывайте иногда подходить к нему - ребенку может понадобиться ваша помощь. Не надо бояться доверять ребенку, но следует оказывать ему и необходимую помощь. Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости; можно попросить сходить к соседям с какой-либо просьбой. Подобные поручения требуют от ребенка внешней и внутренней собранности, сдержанности, вежливости, то есть тех качеств, которых ему и не хватает; взрослые высоко оценивают именно эти качества, проявленные неуравновешенным ребенком, для того чтобы они стали устойчивыми чертами характера.
Необходимы также специальные игры, направленные на развитие целенаправленного внимания и сдержанности. Такие игры часто предлагаются в литературе, их можно придумать и самим. Это могут быть упражнения с различными предметами в любой обстановке. Например, по дороге в детский сад можно поиграть и игру "Называем все вокруг" с условием, что, как только встретится прохожий, нужно замолчать.
В воспитании медлительных детей особенно обращается внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. У медлительных детей развивают умение быстро переключаться с одного дела на другое.
С такими детьми особенно часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк, цирк. Воображение медлительных детей постоянно будят, включая их во все события семейной жизни. Это способствует созданию привычки быть всегда занятым, активным. Если ребенок делает все очень медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться. Полезно делать с ним что-то наперегонки, стараясь дать ему ограниченное время для выполнения поручения. При этом можно отсчитывать время (например, при одевании), пли напомнить ребенку о том, что собирались почитать ему книгу, посмотреть мультфильм, но из-за его медлительности можно не успеть сделать этого. У детей развивают точность, ловкость, быстроту движений. С медлительными детьми чаще играют в подвижные игры, требующие этих качеств.
В воспитании чувствительных, ранимых детей строго соблюдают режим дня, дают малышу только посильные задания и вовремя помогают ему.
Обращения к ребенку отличаются особой чуткостью, мягкостью, ровным, доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если что-то поручается, то следует помнить, что ему нужно время на подготовку рабочего места, что поручение будет выполняться очень тщательно. Поэтому не следует раздражаться, если ребенок будет обращать внимание на мелочи.
У ранимых детей воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. При посторонних нельзя обращать внимание на проявления застенчивости или неправильные действия ребенка. В воспитании не применяются строгие наказания или угроза наказанием в ответ на неуверенность, неправильные действия ребенка. Нельзя запугивать чувствительных детей - им и так свойственна боязливость, страх перед новым. Необходимо учить их преодолевать чувство страха. Если ребенок боится темноты, надо вместе с ним войти в темную комнату и включить свет. Затем ребенок сделает это один, а взрослый будет где-то рядом. Полезно провести это в игровой форме (например, в игре "Разведчики"). Воспитывая смелость, нужно учить малыша преодолевать свой страх. Если он испугался ползущей по земле гусеницы, возьмите ее в руки, пусть он потрогает ее в ваших руках, пусть возьмет в свои. Одобрите его действие: "Ты молодец, не испугался, ты смелый". Вы увидите радость маленького человека, преодолевшего свой страх, свою неуверенность. Чтобы эта неуверенность исчезла совсем, он должен почувствовать, что вы с пониманием, чутко отнесетесь к нему и в том случае, если он сделает что-то не так; что вы не станете его ругать и говорить: "Вот всегда у тебя так". Если по-доброму относиться к ранимому ребенку, его неудачам, то со временем, благодаря терпеливости и доброжелательности взрослого, его опережающей высокой оценке смелости, самостоятельности ребенка, у дошкольника появляется уверенность в своих силах, он становится общительным и доверчивым.
Ребенок учится тому, чему его учит жизнь.
Если ребенка критикуют, он учится обвинять.
Если к ребенку относиться враждебно, он учится драться.
Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.
Если ребенка стыдят, он чувствует себя виноватым.
Если ребенка вынуждают терпеть, он учится быть терпеливым.
Если ребенка поощряют, он учится доверию.
Если ребенка хвалят, он учится благодарности.
Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.
Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.
Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.
Если ребенок растет в атмосфере признания и дружбы, он
учится находить любовь в мире.
Если ребенка приобщают к развитию эстетических чувств,
он научится ценить прекрасное: живопись, музыка, театр.
Если ребенка в детстве научили трудиться, он сможет
обеспечить свое будущее и будущее своих детей.
Щедрость врожденная черта характера или приобретенная в тяжелых боях с собой?
Жадины встречаются не только в мире детей, но и в нашем достаточно взрослом мире. Называем мы повзрослевших жадин скупыми людьми. Как не воспитать жадину, если малыш не хочет делится в песочнице ведёрочком, как повлиять и при этом не нанести травму для психики. Для начала надо разобраться в ситуации непосредственно с вашей крохой.
Вы должны знать достаточно известный факт, что в возрасте от 2-х до 3-х лет у ребёнка происходит формирование границ собственности. Обуславливается это тем, что ребёнок начинает говорить о себе в первом лице, в его речи появляются такие слова как: «я» , « моё», «мы» . Свои драгоценные игрушки малыш воспринимает как часть себя. И естественно, что предложение отдать кому-то игрушку (часть себя) вызывает негативную реакцию. Не стоит в этой ситуации настаивать и требовать, чтобы ребёнок отдал свою собственность. Вы, прежде всего, являетесь примером, и в будущем, когда возникнет подобная ситуация, ваше дитя вас скопирует. И тогда не стоит удивляться тому, что ваш ребёнок у крохи более младшего возраста забрал игрушки в грубой форме.
Прежде всего, щедрость должна быть воспитана в семье. Это не врожденная, а приобретенная черта характера. К врожденным чертам скорее относится скупость, это генетически передаётся из поколения в поколение: ведь для наших предков "быть щедрым" означало "быть голодным".
Воспитать щедрость достаточно легко. Пусть примером щедрости в окружении крохи будете вы. Для ребёнка каждый взрослый является авторитетом, и, пользуясь этим, можно привить некоторые полезные качества малышу. Например: дарите без повода маленькие сувениры родственникам, сначала дарите вы, а потом предлагаете ребёнку последовать вашему примеру. Если кроха проявляет упорство и не желает отдать то, что заранее было подготовлено для родственника, предложите ему способ обмена подарками. Малыш дарит и взамен тоже получает подарок. Конечно, это дарение нельзя назвать безвозмездным, но это является первым шагом на пути воспитания щедрости. Рисуйте с малышом специальные подарки каждому члену семьи. Дарить подарок должен сам малыш. Заранее поясняйте, кому вы рисуете и какая реакция от подарка будет у принимающей стороны. Например: "Эту кошку мы рисуем для бабушки, ты ей её подаришь, и бабушка будет очень рада".
Необходимо в ребёнке воспитать щедрость до того как он пойдёт в детский сад или попадет в любой другой коллектив малышей. Ему будет трудно если он не научится делится. Вы, наверное, знаете, что очень тяжело дружить с человеком, который только «берёт» . Участвуйте в воспитании ребёнка своим примером. Копируя вас, кроха приобретёт начальные знания общения в коллективе и в будущем станет «душой компании».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация -практикум для родителей младшей группы Мама, научи меня говорить!
консультация -практикум знакомит родителей с особенностями развития речи детей 3-4-х лет и с разнообразными способами использования игрушек и игр для речевого разития ребёнка в семье....
Консультация: «Взаимодействие с родителями при подготовке и реализации образовательных проектов». «Организация тематических встреч с родителями».
Консультация: «Взаимодействие с родителями при подготовке и реализации образовательных проектов». «Организация тематических встреч с родителями»....
Консультация логопеда для родителей "О роли родителей в развитии речи детей".
Данная информация предназначена для молодых родителей. Некоторые нарушения детской речи, возможно, корригировать только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков, возможно, испра...
Работа с родителями. Консультация. Папка передвижка "Родителям о прививках" 01.2020
Работа с родителями. Консультация. Папка передвижка "Родителям о прививках" 01.2020...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь родителей – образец для ребёнка
В настоящее время у большего числа детей возникают проблемы нарушения речи, звукопроизношения. И всё чаще приходится обращаться за помощью к специалистам- логопедам для постановки звуков, и коррекции ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь родителей – образец для ребёнка
В настоящее время у большего числа детей возникают проблемы нарушения речи, звукопроизношения. И всё чаще приходится обращаться за помощью к специалистам- логопедам для постановки звуков, и коррекции ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь родителей – образец для ребёнка
В настоящее время у большего числа детей возникают проблемы нарушения речи, звукопроизношения. В данной статье есть рекомендации родителям по устранению ошибок в развитии речи детей....