Адаптация детей к детскому саду
методическая разработка (младшая группа)
Проблема адаптации ребёнка третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. Оттого, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым сверстникам, зависят его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное нахождение в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема педагогического опыта, которым я могу поделиться: «Адаптация детей в ДОУ».
Проблема адаптации ребёнка третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. Оттого, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым сверстникам, зависят его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное нахождение в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно.
В педагогической литературе в большей степени изучена проблема адаптации детей к ДОУ (В.Г.Алямовская, Т.Н.Доронова, Л.В.Белкина, Н.Д.Ватутина и др.). В исследованиях выделены степени адаптации ребенка, раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода, разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке ребенка к поступлению в ДОУ.
При этом проблема адаптации детей остается, т.к. прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми.
Важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка. Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволили мне сформулировать цель.
Цель: создать благоприятное воспитательно-образовательное пространство организации адаптации детей раннего возраста в системе семьи и ДОУ.
Задачи:
1 Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2 Формирование у ребёнка чувства уверенности; приобщения к общепринятым нормам и правилам.
3 Охрана и укрепление здоровья детей.
4 Внедрение эффективных форм и методов сотрудничества с родителями.
1. Для успешной адаптации дошкольника раннего возраста к условиям дошкольного учреждения необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит в первую очередь от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября. Мы заранее знакомимся с семьей воспитанников, приглашаем их на прогулки. Дети постепенно вливаются в жизнь группы и в период адаптации им легче перенести разлуку с родителями.
Еще одним важным моментом при создании благоприятной атмосферы в группе является проведение 1 сентября Праздника Знакомства, то есть первый день пребывания в детском саду для ребенка становится праздником. В этот день детей и их родителей знакомим детей и родителей с группой (показываем шкафчики, игрушки, кроватки и пр.), проводим игры, направленные на знакомство детей между собой и родителей; игры, в которых участвуют и дети, и родители, и, конечно же, мы - воспитатели. Праздник завершается чаепитием, подготовленным с помощью родителей.
Первое знакомство с воспитателями и детьми в благоприятной, насыщенной
положительными эмоциями обстановке приводит к положительному настрою детей на посещение детского сада, знакомству родителей между собой, что в дальнейшем упрощает работу с ними (например, организация группового праздника).
Проведение Праздника Знакомства необходимо, причем его эффект проявляется, даже если его провести в середине сентября в виде своеобразного родительского собрания или утренника, который проводится после ужина: дети с большим удовольствием начинают ходить в детский сад. Родители больше доверяют нам, интересуются нашей работой, предлагают свою помощь и т.д.
Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие его взрослые, дети, обстановка, пища, — мы стараемся к моменту прихода нового ребенка в группу расспросить родителей и узнать, как можно больше о его привычках и стараемся по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить помочь убрать игрушки, почитать его любимую сказку, докормить обедом, предложить поиграть в лото). С целью получения дополнительной информации о ребенке использую различные анкеты и просто беседую с родителями.
Для организации успешной адаптации выбираю разнообразные методы и приёмы работы с детьми: развлечения, интересные дидактические игры, игры способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Особое внимание уделяю О.О. «Коммуникация», «Социализация».
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно, использую разные направления работы с детьми:
1 Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Прежде всего, это правильно организованная предметно-развивающая среда.
Предметно-развивающая среда в 1 младшей группе
В процессе адаптации использую такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, исполнения колыбельных перед сном, релаксационные игры, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребёнком. (Приложение №1)
Маленькому ребёнку всегда хочется, чтобы мама была рядом, поэтому в группе создан уголок «Моя Семья». Здесь помещены с фотоальбомы всех детей группы и родителей, а также «телефоны», чтобы в любую минуту позвонить маме.
2 Формирование у ребёнка чувства уверенности одна из задач адаптационного периода – помочь ребёнку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Уверенным малыш будет, если узнает и поймёт, что за люди его окружают, в каком помещении он живёт и т.д.
Для формирования чувства уверенности знакомлю, сближаю детей между собой, используя игровую деятельность. Также проводится НОД, где дети знакомятся с детским садом, с педагогами и персоналом детского сада.
В этом возрасте дети мало взаимодействуют друг с другом, в основном играют рядом. Провожу большую работу по накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращаю внимание детей на ребёнка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формирую у каждого ребёнка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитываю умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т.п.
Таким образом, для успешного процесса адаптации в нашей группе был создан перспективный план, в котором особое внимание уделено таким направлениям как: игровые проблемные ситуации, ритуальные прогулки и встречи, ситуативные разговоры. (Приложение №2)
3 Охрана и укрепление здоровья детей. Период адаптации достаточно серьезное испытание не только для психики малышей, но и для всего организма в целом.
В своей работе использую такие здоровье сберегающие технологии: технология сохранения и стимулирования здоровья(динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная и бодрящая гимнастика), технология обучения здоровому образу жизни(физкультурные занятия, беседы, игровые ситуации), технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка(элементы арттерапии, музыкотерапия).
4. В период адаптации тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Знакомство с семьями воспитанников у нас проходит в форме презентаций, проводятся «Уроки семьи», на которых родители делятся своим опытом. В дальнейшем они сплачиваются, охотно откликаются на наши просьбы, доверяют нам. Мною разработан перспективный план по работе с родителями, составлены анкеты, разработаны памятки, консультации на период адаптации. Адаптация ребенка проходит легче и быстрее, если сами родители соблюдают определенные правила:
- Формирование положительной эмоциональной установки на посещение детского сада у себя и своего малыша.
- Предоставление полной информации о ребенке психологу, медсестре и воспитателю.
- Соответствие индивидуального и общего садовского режима жизни ребенка.
- Разработка совместно с персоналом детского сада режима посещений на первую неделю.
Таким образом, дети легче адаптируются. У них ниже процент заболеваемости. Они испытывают меньше проблем во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. У них меньше трудностей в познавательной и игровой деятельности. Им характерно радостное и устойчивое спокойное состояние. Формируется социальная ориентация на сверстника и взрослых, умение налаживать позитивное общение,
инициатива в разных социальных ситуациях. Повышается жизнедеятельность организма. Происходит ранняя социализация. Укрепляется сотрудничество и доверие со стороны родителей.
Соблюдая принципы постепенности, непрерывности, последовательности в усложнении предъявляемых к ребёнку требований при поэтапной организации деятельности ребёнка, мне удалось способствовать более быстрому и безболезненному усвоению социального опыта новой среды, формированию таких социальных потребностей, которые необходимы для полной адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Приложение №1
Примерные игры в адаптационный период с детьми двух – трех лет.
Игры для налаживания контакта с ребенком
Дай ручку!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым,
налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
—Давай здороваться. Дай ручку!
Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
Привет! Пока!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
—Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
—Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.
—Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
—Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
Хлопаем в ладоши!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:
—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: —Давай похлопаем в ладоши вместе.
Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
Ку-ку!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания. Оборудование: кукла Петрушка {в ступке). Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).
— Ой! Кто это там прячется? Кто там?
Затем Петрушка показывается со словами: —Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!
Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.
Лови мячик!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
__Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
—Кати мячик! On! Поймала мячик!
Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
Петрушка
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: кукла Петрушка (би-ба-бо).
Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.
— Я Петрушка — веселая игрушка! Привет-привет!
Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.
—Давай здороваться! Дай ручку!
После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.
Давай хлопать в ладошки — хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.
Котёнок
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: мягкая игрушка котёнок.
Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.
— Смотри, какой к нам. пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так.
Действие сопровождается стихотворением:
Киса, кисонька, кису ля! —
Позвала котёнка Юля.
Не спеши домой, постой! —
И погладила рукой.
Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.
Шарик
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).
Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.
— Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.
После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.
— В какой руке шарик — угадай! Правильно угадал — вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!
Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.
Солнечный зайчик
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).
Ход игры: Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д.
—Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает — прыг-скок!
Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика.
—Потрогай зайчика—вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает — поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке — не достать!
Если ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями —дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика». Во время игры не забывайте комментировать все действия.
Платочек
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался).
Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре. Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами:
— Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!
Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу — накиньте платок ему на голову.
—Где же наш Ваня? Ваня, ты где?Ау!
После этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно повторять многократно.
Хлопушки
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так-так,
Своих ручек не жалеет!
Коготки-царапки
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение чередованию движений рук в соответствии с речевой инструкцией.
Ход игры: Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка.
Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживает одной рукой другую.
У белого котенка
Мягкие лапки.
На третьей и четвертой строчках то сжимает, то разжимает пальцы — котенок «выпускает» коготки-царапки.
Но на каждой лапке
Коготки-царапки!
Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями: ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.
Киса, Киса! Брысь!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одно! игрового действия на другое.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку. Для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами «Киса, киса!», как прогоняют кошку, со словом «Брысь!». При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить — при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину.
—Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку гладят — «Киса! Киса!» — держи ладошки. А когда говорят «Брысь!» — быстро спрячь ладошки за спину. Вот так.Киса, киса! Брысъ!
Многие дети не сразу включаются в эту игру, так как она требует более активного участия, содержит элемент риска. Возможно, при первом знакомстве с этой игрой придется пригласить к участию кого-нибудь из близких ребенку взрослых, которому малыш доверяет. Или для начала просто показать, как можно играть, задействовав другого участника — ребенка или взрослого, чтобы малыш получил возможность понаблюдать за игрой со стороны. Когда ребенок научится играть в эту игру, можно предложить поменяться ролями. При этом, если ребенок еще не пользуется активной речью, взрослый может комментировать ход игры, даже в том случае, когда ребенку достается активная роль.
Тритатушки — три-та-та!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Взрослый усаживает ребенка на колени, лицом к себе, держит ребенка за пояс. Затем совершает ритмичные телесные потряхивания (влево-вправо, вверх-вниз), сопровождая движения многократным проговариванием слов:
— Тритатушки — три-та-та! Тритатушки—три-та-та!
По ровненькой дорожке!
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать его, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму — Бух!
Тушки-тутушки!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать ребенка вверх, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.
Тушки-тутушки!
Сели на подушки.
Пришли подружки,
Столкнули с подушки —
Бух!
Качели
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в качели.
- Ты любишь качаться на качелях? Давай поиграем в качели! Педагог садится на диван или удобный стул, усаживает ребенка к себе на колени, лицом к лицу. Затем берет руки ребенка в свои и расставляет их в стороны, после чего имитирует ритмичные движения качелей — покачивается из стороны в сторону, увлекая за собой ребенка.
—Качели качаются: кач-кач! Кач-кач!
Играть можно и стоя. Взрослый и ребенок становятся напротив друг друга,
широко расставив ноги, они берутся за руки и раскидывают их в стороны. Со словами «кач-кач» имитируются движения качелей — вместе взрослый и ребенок раскачиваются из стороны в сторону, поочередно отрывая то правую, то левую ноги от пола.
Часики
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: В начале игры педагог обращает внимание ребенка на настенные
часы, затем предлагает поиграть в часы.
—Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так!»— Давай
поиграем в часы!
Педагог садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени лицом к лицу, берет руки ребенка в свои (руки согнуты в локтях) и начинает имитировать ход часов — осуществляет ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка.
— Часики тикают: «тик-так! Тик-так!»
Эту же игру можно проводить, поочередно сменяя ритм, — часики могут тикать медленно и быстро.
Догоню-догоню!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки: —Давай играть - ты убегай, а я буду тебя догонять!
Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить —дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка — обнимает его, тормошит. Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт. Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш испугался, не нужно настаивать — попробуйте в другой раз.
Иди ко мне
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.
Пришел Петрушка
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Петрушка, погремушки.
Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.
Выдувание мыльных пузырей
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Воспитатель мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)
Хоровод
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
БУХ!
При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.
Вариант игры:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.
ГЕЙ! Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
Покружимся
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Два игрушечных мишки.
Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
Прячем мишку
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.
Поезд
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь. Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.
Догонялки (проводится с двумя-тремя детьми)
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».
Игра с собачкой
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.
Кто в кулачке?
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)
Покатаемся на лошадке.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).
Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: « Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно».
Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание - громко и четко.
Подуй на шарик, подуй на вертушку.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Воздушный шарик, вертушка.
Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, ребенок повторяет.
Игра с куклой.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Кукла.
Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д.
Соберем игрушки.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним
положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».
Дети двух-трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.
Зайка.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок-«зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.
Мяч в кругу.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Дети садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель, показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.
Все дальше и выше.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Яркий мяч.
Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш ловит мяч.
Мы топаем ногами.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
(Дети берутся за руки, образуя круг.)
Мы бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются.
И другие игры: «Давайте познакомимся», «Я иду к вам в гости с подарками», «Приходите ко мне в гости, я буду угощать», «Шли-шли, что-то нашли», «Пузырь», «Солнышко и дождик».
Пальчиковые игры: «Пальчики здороваются», «Этот пальчик дедушка», «Сорока, сорока, кашку варила», «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять», «Где же наши ручки?» и др.
Игры-ситуации: «Домик для моей одежды», «Кукла Катя и ее друзья - собачка, кошка, уточка, петушок. Кукла Катя угощает друзей», «Покажем Мишке уголок природы», «Игрушки, которые живут в нашей группе», и др.
Приложение №2
Примерное перспективное планирование на адаптационный период для детей 2-го и 3-го года жизни
I неделя «Мы знакомимся»
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
Утренний приём | Встреча вновь поступающих детей с яркой игрушкой – создание психологического комфорта | Прием детей в группу. Внести новую игрушку- «Зайчик», показать детям, как можно с ней играть. Вызвать радость от встречи игрушкой | Прием детей в группу. Внести новую мягкую игрушку. Попросить погладить, поздороваться с ней. Предложить покатать её в коляске и т.д. | Прием детей в группу. Внести в группу мячик. Предложить детям покидать мячик: Рассказать о мяче: круглый, прыгает, катится | Прием детей в группу. Привлечь внимание детей к игрушкам. Учить укладывать игрушки в «домики». |
Игры с воспитателем | «Дай ручку» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым | «Хлопаем в ладоши» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым | «Привет! Пока!» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым | «Хлопаем в ладоши» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым | «Привет! Пока!» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым |
Ознакомление с окружающим –ориентация в пространстве | Знакомство детей с приёмной – «Мой шкафчик» | Знакомство с группой – «Развивающие зоны» - спортивный уголок | Знакомство с туалетной комнатой – «Раковина для мытья рук, горшечная, шкафчики с полотенцами | Продолжаем знакомство с группой – «Развивающие зоны»- знакомство со строи- тельным материалом | Знакомство со спальной - «Вот твоя кроватка» |
Общение | Ситуация «Домик для моей одежды» | Ситуация «Игрушки, которые живут в нашей группе» | Ситуация «Для чего нужны горшочки, мыло, полотенца…» | Ситуация «Как дети играют в кубики» | Ситуация «Кроватка ждёт тебя, Малыш!» |
Подвижные игры, хороводы | «Шарик» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым | «Зайка» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым | «Догоню-догоню!» (игра с игрушкой)- развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым | «Лови мячик!» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, расширение ориентировки, развитие движений | «Шли-шли, что-то нашли» - продолжать знакомить с группой, расширение ориентировки, развитие движений |
Пальчиковые игры (развитие речевых навыков) | «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки | «Этот пальчик дедушка», «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки | «Сорока, сорока, кашку варила», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки | «Этот пальчик дедушка», «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки | «Сорока, сорока, кашку варила», «Ладушки, адушки…» - народные песенки |
Фольклор, художественная литература | Потешка для новичков: «Кто из нас хороший», Потешка на умывание: «Водичка, водичка, умой мое личико» Потешка на обед: «Утка-утенка, Кошка – котенка…» | Потешка на умывание: «Теплою водою руки чисто мою.» Потешка для тех, кто плачет: «Не плачь, не плачь, детка...» Потешка на обед: «Это - ложка, это - чашка.» | Потешка на умывание «Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды…» Потешка на одевание: «Вот они, сапожки…» Потешка для новичков: «Кто из нас хороший», | Потешка для новичков: «Кто из нас хороший», Потешка на умывание: «Водичка, водичка, умой мое личико» Потешка на обед: «Утка-утенка, Кошка – котенка…» | Потешка на мывание: «Теплою водою руки чисто мою.» Потешка для тех, кто плачет: «Не плачь, не плачь, детка...» Потешка на обед: «Это - ложка, это - чашка.» |
Индивидуальная работа | Формирование культурно-гигиенических навыков: Учить находить свой шкафчик, складывать туда одежду. | По развитию движений Игры с модулями: перелезание, подлезание, присаживание | Формирование культурно-гигиенических навыков: Учить стягивать колготки и трусики перед тем, как сесть на горшок. | Развитие речи Рассматривание иллюстраций в книгах Упражнения на звукоподражание (пи-пи, мяу, ко-ко, ква-ква, ку-ка-ре-ку) | Формирование культурно-гигиенических навыков: Учить последовательности при мытье рук. Учить пить из чашки, есть ложкой. |
Освоение социальных норм и правил | Не разбрасывать одежду. Складывать в свой шкафчик. | Убираем игрушки на место ( в свой домик). | Пользуемся своим полотенцем. | Не отбираем игрушки друг у друга. Правила очерёдности игры с игрушкой. | Здороваться при входе в детский сад. |
Прогулки | Приучать детей гулять только на площадке. Разнообразить их двигательную активность. Ритуальные прогулки по участку (рассматриваем цветы и деревья на участке). Цель: ориентация в пространстве, обогащение словаря. Учить делать куличики из песка, рисовать палочкой на песке. Игровые упражнения – «Догони мяч» - бег в правильном направлении. «Зайка, прыг» - подскоки. Катание игрушек на машинах, колясках. Наблюдения за явлениями природы: - светит солнце (высоко – не достать, светит, с ним весело, радостно – обогащение словаря) Прочитать стихотворение: «Светит солнышко в окошко, смотрит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладоши, Очень рады солнышку» Дать детям первичные представления о растительном мире: - рассматривание листочков на дереве и на земле. Подвижная игра «Прячем игрушку (мишку, зайку, Куклу)». Цель: ориентация в пространстве, учить детей двигаться за воспитателем, вызывать чувство радости оттого, что нашли игрушку. |
II неделя «Мы привыкаем»
III неделя «Мы осваиваемся»
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
Утренний приём | Прием детей в группу. Показать детям игрушку-кошку. Поиграть в прятки «Где киска?» - нету, спряталась. Игра на звукоподражание. | Прием детей в группу. Создать игровую ситуацию «Машина катает зверят». Предложить детям выбрать игрушку и прокатить на машине. Добиваться многократного повторения слова «би-би». | Прием детей в группу. Создать игровую ситуацию - на столе положить строительный материал. | Прием детей в группу. Привлечь внимание детей к дидактическому столу. | Прием детей в группу. Внести мыльные пузыри: создать радостное настроение от игры с пузырями |
Игры с воспитателем | «Хлопаем в ладоши» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым | «Приходите ко мне в гости, будем играть» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым | Игры со строительным материалом | Предметно-манипулятивная игра – действия с баночками и крышечками. | «Выдувание мыльных пузырей»- развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым |
Ознакомление с окружающим –ориентация в пространстве | Знакомство детей друг с другом. Д/и «Давайте познакомимся». | Знакомство с группой- игрушечный уголок «Гараж» | Продолжать знакомство детей друг с другом. Д/и «Загляни ко мне в окошко и назови своё имя». | Продолжать знакомство с группой – «Развивающие зоны» - дидактический стол | Знакомство детей друг с другом. Д/и «Давайте познакомимся». |
Общение | Ситуация «Кого как зовут». | Ситуация «Игрушки, которые живут в нашей группе». | Ситуация «Кого как зовут». | Ситуация: «Чудо-вещи вокруг нас». | Ситуация «Как дети полюбили ходить в детский сад» |
Подвижные игры, хороводы | «Раздувайся пузырь» - учить детей браться за руки, создавать радостную атмосферу в группе | «Катаем игрушки на машинах» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым | «Шли-шли, что-то нашли» - продолжать знакомить с группой, расширение ориентировки, развитие движений | «Шли-шли, что-то нашли» - продолжать знакомить с группой, расширение ориентировки, развитие движений. | «Раздувайся пузырь» - учить детей браться за руки, создавать радостную атмосферу в группе |
Пальчиковые игры (развитие речевых навыков) | «Этот пальчик дедушка», «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки | Фигуры из пальцев «Зайка», «Коза»; «Сорока, сорока, кашку варила». | «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки. Знакомство с игрой- «Мы кружок нарисовали» | «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять» «Этот пальчик дедушка» «Мы кружок нарисовали» | «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки», «Мы кружок нарисовали»- народные песенки |
Фольклор, художественная литература | Потешка для тех, кто плачет: «Не плачь, не плачь, детка...» Потешка для новичков: «Кто из нас хороший», | Потешка на умывание: «Закатаем рукава, Открываем кран - вода.» Потешка на завтрак: «Это - ложка, | Потешка на мывание: «Теплою водою руки чисто мою.» Потешка на одевание: «Вот они, сапожки…» | Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба», потешки на умывание, потешки за столом. | Чтение стихотворе- ния С. Маршака «Мыльные пузыри»- частично (см. приложение 1). |
Индивидуальная работа | Формирование культурно-гигиенических навыков: Продолжать учить детей находить свой шкафчик, складывать туда одежду. | Формирование культурно-гигиенических навыков: после умывания учить детей вытирать руки полотенцем. | Формирование культурно-гигиенических навыков: учить детей после еды говорить «спасибо» | Сенсорное развитие, развитие мелкой моторики Игры-занятия с дидактическим материалом Д/и «Полный – пустой» - действия с разноцветными крышечками. | Формирование культурно-гигиенических навыков: Учить закатывать рукава при мытье рук. |
Освоение социальных норм и правил | Формировать поведение детей, соответствующее нормам и правилам: садится за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом. | Убираем игрушки на место ( в свой домик). | Продолжаем учить здороваться при входе в детский сад. Уходя – прощаться. | Не отбираем игрушки друг у друга. Правила очерёдности игры с игрушкой. | Не драться и не толкать других детей. |
Прогулки | Продолжать приучать детей гулять только на площадке. Ритуальные прогулки по участку (рассматриваем цветы и деревья на участке). Цель: ориентация в пространстве, обогащение словаря. Учить детей играть с песком, строить куличики (из формочек). Следить, чтобы дети не кидались песком друг в друга. Рисование цветными мелками на асфальте рисование палочками на земле. Игровые упражнения – «Догони мяч» - бег в заданном направлении. «По ровненькой дорожке» - ходьба по ограниченной площади. Катание игрушек на машинах, колясках. Игры с мячами, кеглями. Наблюдения за сезонными изменениями. Рассказать детям о том , что прилетел к нам веселый ветер-ветерок. Ветер умеет играть с флажками и вертушкой (вынести флажки и вертушку на улицу). Прочитать стишок: Поигрался ветерок Подвижная игра «Бегите ко мне.» Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга. Учить действовать по сигналу воспитателя. Самостоятельные игры детей Встреча второго воспитателя |
IV неделя «Детский сад – наш дом родной»
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
Утренний приём | Прием детей в группу. «Утро радостных встреч» - встреча детей с заводными игрушками. | Прием детей в группу. Вносим в группу новую куклу. | Прием детей в группу. Заинтересовать детей играми с пирамидками. | Прием детей в группу. Привлечь внимание детей к играм с мячами. | Прием детей в группу. Внести мыльные пузыри: создать радостное настроение от игры с пузырями |
Игры с воспитателем | «Чудесный мешочек» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым | «Давайте познакомимся» Продолжать знакомство детей друг с другом. Д/и «Загляни ко мне в окошко и назови своё имя». | Игры с предметами на дидактическом столе. Закреплять у детей желание к совместной со взрослым деятельности и вызывать интерес к материалам и оборудованию . | Экспериментальная деятельность: «Катится – не катится» - действия с мячиком и кубиком | «Выдувание мыльных пузырей»- развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым |
Ознакомление с окружающим –ориентация в пространстве | Знакомство детей с помещениями д/с – «Экскурсия в музыкальный зал». Создавать комфортную для психологического состояния детей обстановку и вызывать положи_ тельное отношение к ситуации пребывания в детском саду. | Знакомство детей с помещениями д/с – «Идем в гости к медицинским работникам». Создавать комфортную для психологического состояния детей обстановку и вызывать положительное отношение к ситуации пребывания в детском саду. | «Путешествуем по группе». Обращать внимание детей на объекты для исследования в действии (пирамидки, стержни с цветными кольцами для нанизывания, объемные вкладыши, ящики с прорезями и т.п | «Идем в гости к работникам кухни». Создавать комфортную для психологического состояния детей обстановку. | Закреплять имена детей группы. Д/и «Давайте познакомимся». |
Общение | Ситуативный разговор – «детский сад – мой дом родной»- дать понять детям, что в детском саду работает много доброжелательных людей | Ситуативный разговор – «детский сад – мой дом родной» - Дать понять детям, что в детском саду работает много доброжелательных людей, готовых обеспечить им помощь, поддержку, заботу, любовь и защиту, а если потребуется оказать медицинскую помощь. | Ситуативный разговор – «Чудо-вещи вокруг нас». Рассказать и показать, как можно действовать с предметами для познавательно-исследовательской деятельности, которые располагаются в группе в поле зрения детей на сенсорном столе или низкорасположенных полках. | Ситуативный разговор – «детский сад – мой дом родной»- Дать понять, что в детском саду работает много доброжелательных людей, готовых обеспечить им помощь, поддержку, заботу, любовь и защиту, приготовить пищу и даже угостить их чем-нибудь вкусным. | Ситуация «Как дети полюбили ходить в детский сад» - Дать понять, что в детском саду работает много доброжелательных людей, готовых обеспечить им помощь, поддержку, заботу, любовь и защиту |
Подвижные игры, хороводы, игровые ситуации | П/игры в музыкальном зале на усмотрение муз руководителя. В группе – «Мы топаем ногами»- развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым | «Вносим в игровой уголок предметы и предметы_ заместители для лечения игрушек». Привлекать детей к созданию условий для игры. | «Приходите ко мне в гости, будем играть» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым | «Играем с красивой посудой». Организовать чаепитие в игровом уголке. «Приходите ко мне в гости, я вас буду угощать» | «Раздувайся пузырь» - учить детей браться за руки, создавать радостную атмосферу в группе |
Пальчиковые игры (развитие речевых навыков) | «Пальчики здороваются» «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять» «Этот пальчик дедушка» | Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением | «Моя семья» Фигуры из пальцев «Зайка», «Коза» и др. | «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять» «Этот пальчик дедушка» «Мы кружок нарисовали» | Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением |
Фольклор, художественная литература | Знакомить детей со стихами А.Барто из цикла «Игрушки», используя реальные игрушки, имеющиеся в группе. | Продолжать знакомить детей со стихами А.Барто из цикла «Игрушки», используя реальные игрушки, имеющиеся в группе. Напомнить стихотворение «Зайка» и познакомить со стихотворением «Мишка». | «Рассказывание детям русской народной сказки «Курочка ряба» с использованием наглядных средств: фланелеграфа, кукольного театра би_ба_бо, плоскостного театра и т.п. | Рассказывание русской народной сказки «Колобок», потешки на умывание, потешки за столом. | Чтение стихотворе- ния С. Маршака «Мыльные пузыри»- частично (см. приложение 1). |
Индивидуальная работа | Поддерживать стремление детей к самостоятельности Приучать есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых (как умеют). | Формирование культурно-гигиенических навыков: Содействовать активному участию детей в процессах, связанных с прогулкой и сном: приучать раздеваться с небольшой помощью взрослого | Формирование культурно-гигиенических навыков: продолжать учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем. | Приучать детей к опрятности, аккуратности: учить с помощью взрослого пользоваться носовым платком | Формирование культурно-гигиенических навыков: Способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления |
Освоение социальных норм и правил | Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками | Продолжать учить детей понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно», «нужно» и действовать в соответствии с их значением; приучать здороваться, прощаться, благодарить. | Воспитывать элементарные навыки культуры поведения. Продолжать формировать поведение детей, соответствующее нормам и правилам: спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы, требования, помогать | Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие | Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. |
Приложение №3
Таблица 1.
Мониторинг здоровья малышей (паспорт здоровья группы)
Фамилия Имя ребёнка | Диагноз при поступлении | Группа здоровья | Группа физического развития | Начало учебного года | Конец учебного года | ||||
вес | рост | Маркировка мебели | вес | рост | Маркировка мебели | ||||
1. | |||||||||
2. |
Таблица 2.
Мониторинг оздоровительной деятельности
Основные направления профилактической работы руководящего, педагогического и медицинского персонала группы | Мероприятия |
| соблюдение гигиенических требований к организации образовательного процесса, организация оптимального режима дня, в том числе рационального двигательного режима; мониторинг достаточной освещённости помещений и создание благоприятной световой обстановки; организация рационального режима зрительной нагрузки исключение длительных статических нагрузок; систематическое проведение физкультминуток и физкультурных пауз; мониторинг правильности осанки; включение во все формы работы по физическому развитию детей упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки и плоскостопия; правильная расстановка детской мебели и её подбор с учётом роста воспитанников. организация утреннего приёма воспитанников и наблюдение в течение всего времени пребывания; соблюдение температурного режима, влажности, чистоты и свежести воздуха в помещении; регулярное проветривание в присутствии (одностороннее) и в отсутствие (сквозное) детей. |
Все составные здоровьесберегающего аспекта органично включены в режим дня.
Таблица 3.
Система закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы
№ п/п | Мероприятия | Периодичность | Ответственный | |||
Мониторинг | ||||||
1. | Определение уровня физического развития. Определение уровня физической подготовленности детей | 2 раза в год (в сентябре и мае) | Старшая медсестра Восп. по физ. культуре, воспитатели групп | |||
Двигательная деятельность | ||||||
1. | Утренняя гимнастика | Ежедневно | Воспитатели групп или воспитатель по физкультуре | |||
2. | Физическая культура - в зале - на воздухе |
2 раза 1 раз | Воспитатель по физкультуре Воспитатели групп | |||
3. | Подвижные игры | 2 раза в день | Воспитатели групп | |||
4. | Гимнастика после дневного сна | Ежедневно | Воспитатели групп | |||
5. | Физкультурные досуги | 1 раз в месяц | Воспитатель по физкультуре Воспитатели, музыкальный руководитель | |||
1. | Витаминотерапия | 2 раза в год | Ст. медсестра | |||
2 | Профилактика гриппа и простудных заболеваний (режимы проветривания, утренние фильтры, работа с род.) | В неблагоприятные периоды (осень-весна) возникновения инфекции) | Ст. медсестра | |||
Нетрадиционные формы оздоровления | ||||||
1. | Музыкотерапия | Использование музыки на занятиях физкультуре и перед сном | Музыкальный руководитель, ст. медсестра, воспитатель группы | |||
3. | Фитонцидотерапия (лук, чеснок) | Неблагоприятные периоды, эпидемии, инфекционные заболевания | Ст. медсестра, младшие воспитатели | |||
Закаливание | ||||||
1. | Контрастные воздушные ванны | После дневного сна, на физкультурных занятиях | Воспитатели, воспитатель по физкультуре, инструктор по плаванию | |||
2. | Ходьба босиком | После сна, на занятии физкультурой в зале | Воспитатели, воспитатель по физкультуре | |||
3. | Облегченная одежда детей | В течение дня | Воспитатели, младшие воспитатели | |||
4. | Мытье рук, лица, шеи прохладной водой | В течение дня | Воспитатели, младшие воспитатели | |||
Организация вторых завтраков | ||||||
1. | Соки натуральные или фрукты | Ежедневно 10.00 | Младшие воспитатели, воспитатели |
Таблица 4.
Здоровьесберегающие технологии
Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневноэ | Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог |
Технологии эстетической направленности | Реализуются при оформлении группы и помещений к праздникам и др. | . Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса | Все педагоги ДОУ |
Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели, логопед |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги |
Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Воспитатели |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
Физкультурное занятие | 2-3 раза в неделю. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка | |||
Элементы арттерапии | Можно ежедневно подгруппами и индивидуально | Используются как свободная художественная деятельность детей, как рисование пальчиками . | Воспитатели, психолог |
Технологии музыкального воздействия - музыкотерапия | В различных формах работы | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Все педагоги |
Таблица 5.
Перечень закаливающих мероприятий
Форма закаливания | Закаливающее воздействие |
Утренняя гимнастика | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями |
Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении | |
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности ( в помещении) | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями; босохождение с использованием ребристой доски, массажных ковриков, и т.п. |
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (на улице) | Сочетание световоздушной ванны с физическими упражнениями |
Прогулка в первой и второй половине дня | Сочетание световоздушной ванны с физическими упражнениями |
Полоскание горла (рта) после обеда | Закаливание водой в повседневной жизни |
Дневной сон без маек | Воздушная ванна с учетом сезона года, региональных климатических особенностей и индивидуальных особенностей ребенка |
Физические упражнения после дневного сна | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями (контрастная воздушная ванна) |
Закаливание после дневного сна | Воздушная ванна и водные процедуры - умывание |
- При полоскании гола (рта) используется кипяченая вода комнатной температуры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.
Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....
Консультация для педагогов "Адаптация детей к детскому саду", "Правильное заполнение листа адаптации".
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается. Родители и ДОУ мечтают о то...
Памятка «Подготовка детей к поступлению в детский сад. Адаптация детей к детскому саду».
Цель: Расширить знания родителей о подготовке ребёнка к поступлении в детский сад. Предупредить возможные негативные ситуации в период адаптации....
Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".
Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....
"Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для адаптации"
Консультация для родителей...
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....
Консультация для родителей детского сада.Адаптация детей к детскому саду.
Консултация для родитейлей....