Программа интеграции различных видов для проведения коррекционных занятий по направлению "Образовательная кинесиология"
методическая разработка (старшая группа) на тему
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД № 3 г. НЕРЮНГРИ»
Программа интеграции различных видов деятельности для проведения коррекционных занятий по направлению «Образовательная кинесиология»
( старшая специализированная группа)
Автор: воспитатель
Ербягина М.Б.
Рефлексия – самое эффективное средство развития сознания и осознанного
отношения человека к себе, другим,
событиям, жизненным ситуациям и к миру в целом.
К.Мамардашвили
Объяснительная записка.
Большинство так называемых альтернативных технологий — Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер), технология свободного труда (С. Френе), технология мастерских (П. Коллен, А. Окунев) представляют собой альтернативу современной организации учебно-воспитательного процесса. Эти технологии используют педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебно-воспитательный процесс (отличающийся от занятия и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жестких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, творческую деятельность детей. К ним, по-видимому, можно отнести и технологию интеграции различных образовательных областей, цель которых – создание у дошкольников в результате обучения и воспитания более отчетливой единой картины мира, мироощущения и себя, как часть окружающего мира и общества.
Тенденция интегрированного подхода к обучению и воспитанию легла в основу «Программы коррекционных занятий по направлению «Образовательная кинесиология». Рефлексия выступает как базовый компонент для интеграции с дыхательными растяжками, глазодвигательными упражнениями, перекрестными телесными упражнениями, упражнениями для ручного праксиса, релаксацией, развитием коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами и т.д.
Программа базируется на элементах технологии рефлексивного обучения и воспитания, на технологии интеграции.
Рефлексия это диалог сознания, подсознания и тела. На занятиях используются элементы двух видов рефлексии: психологической и интеллектуальной. Использование психологической рефлексии помогает выявить состояния ребенка: как положительные (здоровьесберегающие), так и отрицательные (здоровьеразрушающие). Интеллектуальная рефлексия выявляет отношение к информации, уровень понимания информации. Рефлексия проводится в три этапа: исследование ощущений, логический анализ результата, корректировка результата
Программа опирается на принципы:
- Научности – опора на основные положения нейропсихологии, которые научно доказывают, что до семи-восьми лет все дети как бы правополушарные, так как развитие нервных сетей идет именно в правом полушарии. В этот период происходит формирование таких функций, как соматогнозис (чувствование и управление собственным телом), мелкая моторика, пространственная координация, визуальное и кинестетическое (сенсорное, мышечное, обонятельное, осязательное) восприятие. Следовательно, обучение и развитие детей должны идти целостным способом через образы, схемы, кодировку. Основной упор необходимо делать на развитие координации тела, музыкального и двигательного ритма, зрительного, тактильного, слухового, эмоционального восприятия.
- Диалогичности - означает использование диалога как эффективного способа осуществления рефлексивной деятельности.
· Экзистенциальности - означает учет роли ощущений в процессе осознавания информации о своем теле, своих ощущениях, анализе состояний, пережитых во время занятий.
- Креативности – предполагает творчество педагога при подготовке и проведении рефлексии в зависимости от уровня сенсорного развития и эмоционального состояния дошкольников.
Цель программы: Построение путей общения, взаимодействия и воздействия на ребенка - инвалида по зрению по развитию кинестетического восприятия для его реабилитации и социализации в начальное звено школы.
Достигается через средства:
- Диалог педагога с внутренним «я» воспитанника
- Диалог воспитанника со своим внутренним «я»
- Диалог педагога со своим внутренним «я»
- Мониторинг качества занятия.
Приводит к результатам:
- Установлению обратной связи.
- Выявления уровня понимания информации «здесь» и «сейчас».
- Ценностному отношению к информации.
- Развитию личностных качеств, необходимых для осознанной деятельности
Сентябрь.
1 неделя. Игра «Дружба начинается с улыбки». Способность вербализации мыслей и чувств ребенка. Упражнение на дыхание «Надуем шарик дружбы». Мышечная релаксация - расслабление мышечного тонуса рук. Ручная моторика – комплекс «Дружат девочки и мальчики». Упражнения для развития произвольности – лидер педагог. Визуализация.
2 неделя. Игра. «Отпечатки». Приветствие. Коммуникативные навыки игрового взаимодействия. Комплекс на дыхание: «Подуем на цветные ладошки». Игра с пальчиками – комплекс «Разные помощники». Мышечная релаксация «Кулачки» - работа по образу. Упражнения для развития произвольности – лидер педагог
3 неделя. Игра «Цвет смеха». Приветствие. Навыки эмоционального состояния. Комплекс на дыхание «Вдыхание розового цвета». Регулировка мышечного тонуса – «Олени». Мимические упражнения, Пальчиковые игры – комплекс «Пальчики-шалуны» - работа по схемам.
4 неделя. Игра «Радуга». Развитие осязательного восприятия через игру с цветом (различный материал по цвету и материалу). Эмоциональное состояние. Дыхательные упражнения. «Проглоти радугу». Мышечная релаксация – мышцы ног. Упражнения для развития произвольности. Перекодировка заданий. Лидер педагог.
Октябрь.
1 неделя. Игра «Мой портрет». Осязательное восприятие + ручная моторика. Дыхательные упражнения. Развитие творческого воображения через пантомимические игры. Расслабление мышц рук и ног. Развитие произвольности – перекодировка с опорой на указатели. Лидер педагог.
2 неделя. Этюд «Слон». Приветствие. «Дружные слоны». Работа с этюдами. Глазодвигательные функции – «Успей за слоном». Дыхательные упражнения. Релаксация мышц живота. Развитие произвольности – перекодировка с опорой на указатели. Лидер ребенок. Визуализация.
3 неделя. Игра «Дружба». Приветствие. Дружеские взаимоотношения, поддержка друг друга. «Вместе легче дышать и шагать». Дыхательные упражнения. Мышечная релаксация. Веселая переменка «Дружат девочки и мальчики». Упражнения для развития произвольности. Подсказки для перекодировки. Лидер ребенок.
4 неделя. Игра «Я и мои друзья». Развивать психологический контакт между детьми, умение работать в парах (на первом этапе - с воспитателем, позже друг с другом). Упражнения для развития произвольности. Подсказки для перекодировки. Лидер ребенок. Дыхательные упражнения. Расслабление мышц шеи.
Ноябрь.
1 неделя. Игра «Давайте познакомимся». Способствовать сближению детей, приемы расслабления. Расскажи стихи руками - комплекс «Дружные ребята». Дыхательные упражнения «Баян». Мышечная релаксация – «Любопытная Варвара» Развитие произвольности «Найди Варварин портрет». Лидер ребенок.
2 неделя. Игра «Расскажи стихи руками» Дыхательная растяжка. Комплекс «В гости»
Расслабление мышц шеи и рук.
3 неделя. Игра «Факиры». Упражнения на дыхание «Удивление». Комплекс пальчиковой гимнастики. Мышечная релаксация шеи.
4 неделя. Игра « Доброе животное». Развивать чувство единства. Дыхательные упражнения «Веточка». Релаксация рук и шеи. Упражнение на развитие произвольности «Куда ушел слон» - перекодировка указаний воспитателя со зрительной опорой.
Декабрь.
1 неделя. Игра « Передача чувств». Способы невербального поощрения или наказания.
Дыхательные упражнения. «Певец». Расслабление одновременно рук, ног, шеи Упражнение на развитие произвольности. Лидер воспитатель.
2 неделя. Игра «Рисуем настроение». Сопряженные упражнения пальцев и мимики. Мышечная релаксация тела. Веселая переменка «Краски перепутались» Визуализация.
3 неделя. Игра « Руки знакомятся, ссорятся, мирятся» (Снижение телесных барьеров). Приветствие. Дыхательные упражнения. «Баян». Расслабление всего организма. «Волшебный сон»
4 неделя. Игра «Зоркий глаз» - Глазодвигательные упражнения. Дыхательный комплекс.
«Надуем воздушный шар». Мышечная релаксация «Орел отдыхает». Развитие произвольности. «Где гнездо орла».
Январь.
1 неделя. Игра «Пальчики-узнавальчики». (работа с ширмой). Комплекс дыхательных упражнений. Мышечная релаксация мелких мышц кисти рук.
2 неделя. Игра «Кубики настроения». Формирование умения определять по позе и эмоциям настроение человека. Дыхательные упражнения. Снятие мышечного тонуса с ног. Комплекс заданий для развития произвольности. «Направо пойдешь – большой кубик найдешь…»
3 неделя. Игра «Кубики настроения». Формирование умения определять по позе и эмоциям настроение человека. Дыхательные упражнения. Снятие мышечного тонуса с ног. Комплекс заданий для развития произвольности. «Направо пойдешь – большой кубик найдешь…»
4 неделя. Игра «Петушиные бои». Сопряженные действия тела, рук и мимики. Дыхательные упражнения. Развитие произвольности – движение по словесной команде без зрительной опоры. Лидер педагог. Визуализация «Петушиная ферма»
Февраль.
1 неделя. Игра «Пойми меня». Опознание настроения грусти. Упражнения на дыхание. «Больной животик» Развитие произвольности – «Найди мой портрет». Инструкция «делай, как хочешь»
2 неделя. Игра «Скульптор» (коллективная грустная скульптура). Дыхательные упражнения. Развитие произвольности – «Налево пойдешь – какую скульптуру найдешь».
Инструкция «делай, как хочешь» - кинестетические ощущения ребенка. Веселая переменка - «Скульптура рассыпалась» - кинестетические ощущения товарища. Визуализация.
3 неделя. Игра «передача чувств» (невербальные способы приветствия). Упражнения на дыхание Баян». Развитие произвольности. Инструкция «Повтори приветствия по заданию карточки». Лидер воспитатель. Визуализация.
4 неделя. «Экологическая азбука чувств» (эмоции злости - «ругаемся овощами»). Комплекс дыхательных упражнений «Тыква в животе». Приветствие. Развитие произвольности. Визуализация.
Март.
1 неделя. Игра «Круглые глаза» (эмоции удивления). Упражнения на дыхание. Расслабление мышц рук и шеи. Веселая переменка. Развитие произвольности. Инструкция «Повтори эмоции по заданию карточки». Лидер ребенок. Визуализация.
2 неделя. Игра «Заряд бодрости». (Я дышу, все вижу; я все слышу; я все чувствую). Приветствие. Упражнения на дыхание «Певец». Веселая переменка «Режиссер». Развитие произвольности, сопряженные действия с воспитателем. Визуализация.
3 неделя. Игра «Каждый художник желает знать» (представления о том, что цветовая гамма характеризует разные эмоции). Приветствие. Упражнения на дыхание с визуализацией «Напились синего воздуха». Релаксация по обстановке.
4 неделя. Игра «Танец спагетти». (стр.140) – упражнения на саморегуляцию. Дыхательные упражнения «Глотаем спагетти по одной». Упражнения на развитие произвольности. Инструкция «Собери спагетти, ориентируясь на карту».
Апрель.
1 неделя. Игра «Светлые мысли» (стр 140) – регуляция чувств и поведения. Упражнения на дыхание «Веточка». Релаксация по запросам. Развитие произвольности, многоступенчатая инструкция. Лидер ребенок.
2 неделя. Игра «Космонавты». Упражнение на дыхание «Ракета».Упражнение на развитие произвольности. Инструкция «Соберись в полет с подсказкой-планом» Лидер ребенок.
3 неделя. Игра «Заколдованные картинки». Перекодировка заданий для этюдов. Упражнения на дыхание. Упражнение на развитие произвольности. Инструкция, подводящая к построению своей программы действия.
4 неделя. Игра «Карнавал». Сопряженные движения тела, мимики, речи. Упражнения на дыхание. «Саксофон». Релаксация «Волшебный сон». Упражнения на развитие произвольности. «Найди части костюма по зрительным ориентирам» - ориентиры зашумлены. Лидер педагог.
Май.
1 неделя. Этюд «Из семени в дерево». (стр.42)Развитие ассоциативного мышления. Упражнения на дыхание «Веточка». Упражнение на развитие произвольности. Инструкция, подводящая к построению своей программы действия.
2 неделя. Этюды «Школа разведчиков» (стр. 40) Развитие согласованности действий.
Упражнения на дыхание. «Азбука Морзе». Мышечная релаксация по состоянию детей.
Упражнение на развитие произвольности. Инструкция, подводящая к построению своей программы действия.
3 неделя. Игра. «Школа улыбок» (стр. 37). Развитие эмоциональной сферы. Дыхательные упражнения. Упражнение на развитие произвольности. Инструкция, подводящая к построению своей программы действия.
4 неделя. Игра «Кнопки настроения» (стр.36) Развивать понимание настроения других. Упражнения на дыхание «Баян» Упражнение на развитие произвольности. Инструкция, подводящая к построению своей программы действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность по познавательному развитию и художественному творчеству через интеграцию различных видов деятельности.
Способствовать развитию речевой речи ребенка. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, стимулировать фантазию. Проявлять творческие способности....
Игры-путешествия, как эффективное средство интеграции различных видов деятельности дошкольников на занятиях познавательного цикла.
Развитие ребенка дошкольного возраста и особенно ребенка с общим недоразвитием речи во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве с взрослым. Это игр...
Интеграция различных видов деятельности "Весенняя фантазия"
Образовательная область "Музыка": "Весенняя фантазия" - интеграция различных видов деятельности.Открытое занятие для музыкантов и логопедов с детьми старшей логопедической группы....
Комплексное занятие "КУКЛА" по сенсорному развитию детей в непосредственно образовательной области "Познание" через интеграцию различных видов деятельности в 1 младшей группе.
Данное занятие может быть использовано как итоговое по теме: "ИГРУШКИ"....
Интеграция различных видов деятельности на логопедических занятиях.
В настоящее время очень часто в дошкольных образовательных учреждениях создаются модели коррекционно-развивающей деятельности, которые представляют собой целостную систему.Цель этой системы состоит в ...
Программа дополнительного образования на основе интеграции различных видов детской деятельности «Образ числа» Тема: «Учимся считать»
Цель: формирование математических понятий и представлений о количественном и порядковом числе, развитие кругозора ребёнка, его интеллекта, личностных качеств.Задачи:- Познакомить с натуральным ч...
Технологическая карта музыкального занятия с детьми средней группы «Путешествие в цирк. Развитие ритмического и динамического слуха на основе интеграции различных видов музыкальной деятельности», составил музыкальный руководитель Наприенко Е.В.
За Цель: развитие эмоциональной сферы в процессе овладения музыкально – ритмическими движениями дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:Слу...