Перечень режиссерских игр
материал (младшая группа) на тему

Кириллова Светлана Викторовна

Перечень игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Перечень игр 79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

         Перечень режиссерских игр  направленный на развитие коммуникативных способностей

                                                       у детей младшего дошкольного возраста

Дата проведения

                      Вид деятельности и цель работы с детьми

       Материалы и оборудование

Тема: «Давайте познакомимся» -в гости пришла кошечка.

Цели: Установить с детьми  эмоционально – положительный контакт и вызвать интерес к совместной со взрослым деятельностью.

Познакомить с игрушкой, изображающей кошку (рассмотреть, рассказать и показать, как она мяукает поддерживая желание помяукать вместе с кошкой, как она ходит- имитация )

Обеспечить личностно – ориентированное взаимодействие игрушки с ребенком («познакомить» кошку с каждым, сказав, что то хорошее о нем).Предоставить каждому малышу возможность ( по желанию) погладить игрушку, взять ее в руки и т. п.

Организовать игровую ситуацию.

Игрушка «Кошечка»

Тема: «Угостим кошечку»

Цели:  Вызвать  интерес к игре со взрослым и помогать осваивать действия с игрушками.

 Начинать формировать у детей умение принимать воображаемую ситуацию и овладевать игровыми действиями.  

Продолжать создавать ситуацию взаимодействия игрушки с ребенком.

Игрушка «Кошечка»

Тема: «Зайчик знакомится с другими игрушками»

Цели: Продолжать вызывать у детей интерес к совместной со взрослым игровой деятельности и формирова умение принимать воображаемую ситуацию.

Побуждать детей переносить игровой опыт, приобретенный ими в процессе действий с одной игрушкой (кошечкой) на другу (зайчика).

Различные игрушки, которые есть в группе; игрушки-кошечка, заяц, посуда, кроватки,комплекты постельного белья.

Тема: «Строительство домиков для зверей»

Цели: Побуждать создавать разнообразные модели домиков для зверей по своему замыслу, контролируя свои действия.

Учить обыгрывать постройку.

Набор конструктора (деревянного),

наборы зверей

Тема: Пальчиковый театр по потешке «Сорока – белобока»

Цели: Формировать коммуникативные навыки через вхождение в роль.

Закрепить умение диалогической речи.

Набор пальчикового театра

Тема: Игра «Как гусь и уточка потерялись»

Цель: Побуждать детей переносить знакомые действия с одной игрушки на другую и варьировать игровым задачи.

Вовлекать детей в воображаемую путем обращения к ним от имени игрушки.

Удовлетворять потребность каждого ребенка. Обеспечить ему помощь и эмоциональный контакт в тех случаях, когда он испытывает затруднения.

Способствовать расширению круга изображаемых детьми действий.

Игрушки «Гусь», «Уточка»

Тема: Игра-развлечение «Чаепитие у игрушек с лисичкой»

Цель: Продолжать вызывать у детей положительное эмоциональное состояние, удовольствие от игры со взрослы и знакомой игрушкой. Учить диалогу.

Закреплять знакомые детям игровые действия

Игрушка «Лисичка», набор игрушечной чайной посуды, любые другие игрушки

Тема: Игра «Зайчики – братики встречаются»

Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к совместной со взрослым игровой деятельности и формировать умение принимать воображаемую ситуацию.

Продолжать обучать детей разнообразным действиям с игрушками. Разыгрывать сюжет, изображающий встречу зайцев – братцев.

Показать детям, что зайчики любят друг друга, «разговариваю» между собой.

Игрушки «Заяц – большой», «Заяц – маленький»

Тема: Игра «Играем сами»

Цели: Побуждать детей в процессе самостоятельной игровой деятельности использовать полученный при общении со взрослым игровой опыт.

При проведении индивидуальной работы помогать тем детям, которые в этом нуждаются, и побуждать использовать в игре предметы – заместители.

Все игрушки

                                                                                     

Дневник наблюдений

Имя ребенка

Эмоциональное состояние ребенка

Результаты наблюдений за самостоятельной

Равнодушное: игрушки не вызывают эмоционального отклика, мимика невыразительна ,игровые действия небрежны или ленивы

Спокойное: эмоции ребенка выражены не ярко (слабые улыбки, спокойная поза), темп игры - неспешный

Оживленное:

Ребенок играет с удовольствием, радостно улыбается, оживленно вокализирует. Не отвлекается, его действия энергичны

Используют игровые сюжеты

Осуществляют перенос игровых действий с одной игрушки на другую

Используют предметы-заместители

Отношение ребенка к инициативе взрослого

 

Сценарий специально непосредственно организованной познавательной деятельности по ознакомлению детей с

                                        окружающим миром

                                                                              ( старшая группа)

Тема: Посиделки

Цель: Воспитывать интерес к народному быту, формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки; обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, устьице, чугунок, сарафан, лапти, прялка.

Материал: предметы быта: горшки, миски, скатерть, вязанные дорожки, лапти, вышитые полотенца, ухват, кочерга, веник, прялка, платки (Павловский Посад), сарафаны, рубахи, музыкальные инструменты.

Ход: Звучит русская народная мелодия, дети в русских костюмах входят в «русскую» комнату с печью. Ведущий (воспитатель) в сарафане приветствует гостей (детей).

- Здравствуйте гости дорогие!

Девочка – хозяйка. Хорошему гостю хозяин рад!

Дети отвечают на приветствие известными им пословицами:

- Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

-  Много гостей, много и новостей.

- Что есть в печи – нас тол мечи!

Ведущая рассказывает, что в старину темными зимними вечерами собирались люди в большой избе где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки ,говорили шутки – прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

Детям предлагают осмотреть «избу» и найти предметы, которые могли бы быть сделаны на посиделках. Дети указывают на полотенце и отмечают, что оно вышитое, лапти – плетеные, коврик – вязанный. Ведущая предлагает полюбоваться этими предметами и приглашает детей на посиделки.

Девочка – хозяйка.

«Дорогих госте встречаем

Круглым, пышным караваем.

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим».

Ведущая принимает каравай, благодарит с поклоном.

Хоровод «На горе – то калина»

Ведущий. Издавна русский народ славится своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы.

Дети.

- Без труда не выудишь и рыбку из пруда.

- Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Рабочие руки не знают скуки.

- Разговорами каши не сваришь.

- Сделано дело – гуляй смело.

Можно попросить детей объяснить какую – либо пословицу.

1-й ребенок.

«В нашем оркестре всего понемножку –

Звенит колокольчик, играет гармошка».

2-й ребенок.

«Даже играют и в бубен и в ложки –

В нашем оркестре всего понемножку!»

(Играет детский оркестр)

Ведущий. Делу- время, потехе – час. Давайте посмотрим, чем увлечена наша хозяйка.

(Девочка у печки имитирует приготовление пищи – «варит кашу».)

Вспоминают поговорку: «Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – наш отец родной».

Ведущий. Уважаемая хозяйка, мы приготовили для тебя подарки, но прежде чем мы их тебе отдадим, отгадай наши загадки.

Дети.

-Кто в избе рогат? (Ухват.)

- Бычок рогат в руках зажат, еду хватает, а сам голодает. (Ухват.)

-Черный конь скачет. (Кочерга.)

- Кривая собачка в печку глядит. (Кочерга.)

- Стоит толстячок, блестит бочок, шипит. Кипит, всем чай пить велит.(Самовар.)

- Никогда ни ест, а только пьет да кипяток льет. (Самовар).

- Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает. (Веник.)

- Сорок братцев вместе живут мусор метут. (Веник.)

- Ведущий. Кто может показать, как пользоваться этими предметами?

Дети показывают.

Ведущая предлагает детям послушать шутки – прибаутки.

Дети:

- Где ты брат Иван?

- В горнице.

- А что делаешь?

- Помогаю Петру.

- А Петр что делает?

- Да на печи лежит.

- Я медведя поймал!

- Так веди сюда!

- Не идет.

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

- Ты пирог съел?

- Нет, не я.

- А вкусный был?

- Очень.

Игра «Сорока»

Ведущий. А сейчас, ребята, давайте с вами сказку послушаем и посмотрим.

Ребенок в костюме кота читает вступление из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

После чтения отрывка дети смотрят сценку из сказки «О царе Салтане»:

- Три девицы под окном…

В конце драматизации три ребенка говорит:

1 - й ребенок. Сказке коней, а кто слушал – молодец.

2 - й ребенок. Надо бы каждому молодцу с огороду по огурцу.

3 - й ребенок. Да пока вы сказку слушали, огурцы на огороде зайцы скушали.

Ведущая. Вот посидели, вот и поговорили.

Музыка

                                  Консультация для родителей

              «Психология режиссерской игры для дошкольников»

 Одной из наиболее острых психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам, работающим в детских садах, является "вымирание" режиссерской игры как выражении способности ребенка к адекватным действиям в воображаемой ситуации, созданной его собственной фантазией и отраженной в его словах и поступках.

Известно, что одним из критериев любой игры является мнимая ситуация. Однако практика показывает, что если двух-трехлетнему малышу ничего не стоит представить кубик машинкой (начало режиссерской игры), а трех-четырехлетнему - себя паровозом (образно-ролевая игра), то к тому моменту, когда ребенок уже способен понимать различные точки зрения и проговаривать их, развитие детской игры завершается имитирующей действия и слова других сюжетно-ролевой игрой. При этом требующая высокого уровня развития воображения режиссерская игра.

                                Что  такое режиссерская игра

 Рассмотрим наиболее показательный критерий хорошего развития способности к режиссерской игре - исполнение ролей в детских спектаклях, устраиваемых в садах для родителей. Один ребенок соглашается играть только определенные роли и категорически отказывается от игры в других персонажей спекталя. Например, девочка хочет играть только Принцессу, Снежную Королеву, Дюймовочку, и то лишь потому, что в конце спектакля Дюймовочка выходит в очень красивом платье с прозрачными крылышками, и восхищенно аплодирующие родители завидуют маме девочки, у которой растет будущая актриса.

 Но если посмотреть игру этой девочки в разных спектаклях, то становится ясно, что она играет не роль, а саму себя. Сцена для нее - это способ самовыражения, игра - реальная жизнь, а остальные участники - инструменты, используемые для того, чтобы выразить себя как можно полнее. В ходе игры она не взаимодействует с другими персонажами, а, проговаривая заученные слова, стремится только к достижению своей цели - как можно ярче продемонстрировать себя зрителям. Эта девочка может стать известной актрисой, но ей трудно будет стать режиссером. Толпы поклонников будут ходить на нее, а не на "Макбета" или "Ромео и Джульетту".

 А мама другой девочки, великолепно сыгравшей Жабу, идет к психологу и, тихонько плача, сокрушается, почему же ее ребенок такой бесталанный, что только на роль Жабы и годится. Но ведь этой девочке и дали роль Жабы именно потому, что она может сыграть все: и Снежную Королеву, и розу в цветочном горшке, и даже сам цветочный горшок, и даже подоконник, на котором этот цветочный горшок стоит. Она умеет творить волшебство, одушевлять неодушевленное, видеть прекрасное в безобразном. В каждой роли она неузнаваемо отличается и от себя самой, и от предыдущих ролей. Она прекрасно взаимодействует с другими персонажами игры, так как хорошо представляет себе их цели и потребности и может сыграть любого из них. Иначе говоря, этот ребенок благополучно прошел все стадии развития детской игры и находится на самой высокой ступеньке - режиссерской игре.

                              Стадии режиссерской игры

 На третьем-четвертом году жизни, когда у ребенка уже достаточно жизненного опыта и развитие его воображения достигло такого уровня, что он может переносить функции одного предмета на другой (например, машина - кубик), начинается становление режиссерской игры как способности объединять различные предметы-заменители единым сюжетом и руководить созданной воображением ребенка ситуацией, развитие которой подчинено его собственному замыслу.

 На первом этапе становления режиссерской игры все действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того реального предмета, с которого "списан портрет", использующийся ребенком в его мироустроительной работе. Ребенок чувствует себя всемогущим творцом своего собственного мира, в котором для него нет ничего невозможного. Чем больше у ребенка под рукой предметов и игрушек, которые можно использовать в соответствии с его собственным замыслом (кубики, катушки, флакончики, камешки и т.п.), тем в более благоприятных условиях будет развиваться его воображение.

 Понятно, что прежде чем начинать использовать предметы "не по назначению", ребенку необходимо ознакомиться с их собственными свойствами. Поэтому так важно обеспечить малышу с самого раннего возраста доступ к как можно более широкому кругу различных по своим свойствам игрушек и вещей. Ребенок может перенести функции машинки на кубик, только хорошо представляя себе, что такое кубик, и что такое машинка. Он сможет представить себе тазик моторной лодкой, только хорошо ознакомившись и со свойствами тазика, и со свойствами моторной лодки.

 Следующий этап развития игры характеризуется тем, что ребенок начинает примерять на себя "одежды" различных персонажей жизненного театра - "режиссер" в ребенке на время уступает место "актеру". Неодушевленные предметы одушевляются, животные думают и чувствуют, как человек. Так как малыш уже может отделять себя от действий других людей, появляется способность воспринимать играемый персонаж как существо, не зависимое от воли других, имеющее собственные цели и собственное мнение о себе самом и окружающем мире: ребенок-машина никем не управляется, а едет сама по себе, ребенок-птенчик летает там, где ему нравится, ребенок- Маугли живет один в лесу и никого не боится. Наступает период образно- ролевой игры. Многих родителей беспокоит столь бурное развитие фантазии ребенка, хотя именно эта способность и говорит о нормальном психическом развитии малыша.

 Позже ребенок начинает понимать, что без взаимодействия с другими его персонажу не обойтись: ребенку-машине нужен бензин, чтобы ездить, ребенку-птенчику - мама и папа, ребенку-Маугли - друзья. Третий этап развития детской игры - сюжетно-ролевая игра, - если он основан на высоком уровне развития первых двух, характеризуется способностью играть в окружающую жизнь, не просто имитируя ее, а выстраивая поступки и слова персонажей в соответствии с требованиями сюжета, создаваемого совместно с остальными "актерами". Режиссером этой игры выступает сама окружающая ребенка жизнь, а качество игры зависит от способности детей идентифицироваться с играемым персонажем, умения договариваться друг с другом, подчиняясь принятым в жизни-игре правилам и совершая реальные поступки.

 Дети, не имеющие в младшем дошкольном возрасте возможности попрактиковаться в индивидуальной режиссерской игре, а также в образно-ролевой игре, в старшем дошкольном возрасте с трудом подчиняются воображаемым правилам игры, не понимают целей и потребностей остальных участников, не способны идентифицироваться с играемым персонажем до такой степени, чтобы не просто имитировать действия, срисованные с реального прототипа, а быть им в течение игры, понимая при этом, что все происходит "понарошку". Иначе говоря, у таких детей плохо развито воображение.

 Когда один ребенок может исполнять все роли в задуманном уже им самим спектакле, наступает расцвет режиссерской игры. Ребенок прекрасно играет один, выступая от лица самого себя, мамы, папы, стула, телевизора, что, опять же, начинает беспокоить родителей. Определить, нужно ли проконсультировать ребенка у психолога, или это закономерный этап в развитии детской фантазии, не сложно. Если ребенок прекрасно справляется с различными ролями в детских спектаклях, если он легко принимает правила игры, если ему без труда дается общение и взаимодействие с другими детьми в сюжетно-ролевых играх, и при этом он любит побыть наедине с самим собой, чтобы в индивидуальной режиссерской игре осмыслить все, что происходит с ним и вокруг него, попробовать себя в различных ролях, ребенок не только здоров, но и психологически готов к школе.

                                                     

                                               

                                                 

                                             

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников

В статье рассказывается о роли игровой деятельности в социолизации дошкольника...

Режиссерская игра как средство развития навыков речевого общения дошкольников с ОНР.

Театрализованная игра, как разновидность сюжетно-ролевых игр, оказывает существенное влияние на ход психофизического развития ребенка. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание литер...

Конспект режиссерской игры в старшей группе "Мишкин День Рождения"

Конспект режиссерской игры в старшей группе "Мишкин День Рождения"...

Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста через режиссерскую игру.

Для достижения поставленной цели в качестве ведущего средства формирования навыков речевого общения у дошкольников была выбрана игровая деятельность. Разрабатывая методику обучения, мы опирались...

Формирование навыков общения через режиссерскую игру у детей среднего возраста

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБЩЕСТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Сценарно-режиссерская разработка "Чудо- дерево" в старшей группе

Сценарно-режиссерская разработка «Чудо-дерево»   Тема: «Чудо-дерево» Идея: «Все здоровый образ жизни              Мы с ребятами ве...

Примерный список литературы для чтения детям, перечень развлечений и праздников, основных движений, подвижных игр и упражнений, перечень развлечений и праздников по программе "От Рождения до школы" - подготовительная к школе группа.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА (6-7 лет) Примерный список литературы для чтения детям.Примерный переч...