Практикум
план-конспект занятия на тему
Использование ситуационных этюдов предполагает мягкую коррекцию детского поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_praktikuma.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1391» (дошкольное отделение)
Практикум
Тема: «Использование ситуативных этюдов при формировании эмоционально - волевой сферы дошкольника»
Подготовила и провела психолог Петухова Н. А.
Цель «Психолого-педагогического практикума» — овладение педагогами практическими умениями и навыками целесообразного построения профессиональной деятельности, формирования профессионально значимых качеств.
Задачи:
- приобретение теоретических и практических основ системного анализа, моделирования и конструктивного разрешения профессионально-педагогических ситуаций;
- овладение содержанием и методикой развития профессиональной компетентности педагога: проектирования, прогнозирования, конструирования и осуществления различных форм психолого-педагогической деятельности.
Предполагаемый результат:
- освоение знаний об особенностях организации психолого-педагогического взаимодействия в практической профессиональной деятельности педагога
- овладение умениями практически осуществлять анализ и разрешать педагогические ситуации с использованием методов и приемов театрализованной деятельности;
- получение опыта практического использования приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности;
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: настольная ширма для кукольного театра, набор кукол- «би-ба-бо»(мальчик, девочка, мужчина, женщина, собака).
Раздаточный материал: памятки с примерными психологическими ситуациями для использования воспитателями при работе с детьми (см. приложение 1) .
План проведения
I часть теоретическая.
Вступительное слово педагога-психолога.
«Современная жизнь предъявляет особые требования к уровню развития детей. Поэтому современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Театрализованная деятельность таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка:
- умственного (участвуя в театрализованной деятельности – дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения);
- эмоционального развития;
- социального развития;
- коррекции личностных проблем.
Эти возможности заключаются в том, что театрализованная деятельность дошкольника базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность. Отсюда следует, что вопросы организации целенаправленной работы по театрализованной деятельности в рамках воспитательно-образовательного процесса на современном этапе актуальны.
Задача моя как психолога заключалась в том, чтобы понять, разобраться, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, а также помочь ребенку более полно выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал.
Поведение во многом определяется ситуацией, соответственно и неправильное, дезадаптивное поведение провоцируется или поддерживается поведением других людей. Проблема состоит в том, что чаще всего провоцирующие или даже закрепляющие неправильное поведение моменты ситуации бывают скрытыми. Задача данного упражнения — проявить их, понять, что именно делает ненормативное поведение возможным, как можно повлиять на конструктивное решение и выход из создавшейся ситуации».
II часть - практикум.
При формировании навыков позитивного общения дошкольников с взрослыми и сверстниками рационально использовать театрализованные этюды. Мною были использованы этюды с собакой. Опыт психологов И.Я. Медведевой и Т.Л Шишовой. Предлагаю вначале проиграть этюды для дальнейшего обсуждения применения этой технологии.
- «Собака потерялась» Вопрос: «Что было дальше?»
- «Неудачная прогулка»
- «На выставке» (используется при отказе детей от выступления на утреннике, занятии)
- «Симулянтка» Вопросы: Что чувствует собака? Что чувствует хозяин?
- «Щенок» Вопрос: Что ответил хозяин? (ситуация рождения в семье второго ребенка)
Этюды про хозяина и собаку весьма эффективный приём. Собака воплощает основной характерологический порок ребёнка (психологи называют его «патологической доминантой»), а хозяин – идеальная, как бы уже элевированная личность этого же ребёнка. Ребёнок, является одновременно и режиссером спектакля и артистом, и зрителем и судьёй. Вставая на сторону того или иного персонажа, ребёнок по-разному смотрит на проблему, и решает ситуацию за двоих, испытывая чувства и стыда, и смятения, и гордости за принятое решение. В этой ситуации ребенок говорит самое продуктивное воздействие на персонаж, как единственно возможное и справедливое, на его взгляд. А именно, применяя его к себе, считает допустимым и действенным.
Рефлексия:
В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.
Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий педагог находится в постоянном поиске.
Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:
- - Что я делаю?
- - С какой целью?
- - Каковы результаты моей деятельности?
- - Как я этого достиг?
- - Можно ли сделать лучше?
- - Что я буду делать дальше?
Пока педагог задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост.
Библиографический список:
1. Генов Г.В. Театр для малышей/ Тамбов, 1995 г. Методические рекомендации.
2. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет/ Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр, спектаклей. Москва: ТЦ Сфера, 2009 г.
3.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр/ Программа «Театр – творчество – дети». Москва: АРКТИ 2002 г.
4.Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Лекарство-кукольный театр. Пьесы для детей/М.: Никея,2009.
Приложение 1
Формирование навыков позитивного общения дошкольников со взрослыми и
сверстниками через театрализованную деятельность.
Моделирование конструктивных диалогов. Примеры ситуаций.
-куклы подрались из-за машинки, куклы;
-одна из кукол обиделась и ни с кем не хочет разговаривать (играть), остальные её уговаривают;
-одна из кукол забрала все игрушки и ни с кем не хочет делиться, остальные просят игрушку;
-одна из кукол задевает всех остальных, царапает, щиплет, остальные защищаются;
-одну из кукол все угощают, а она выплёвывает и выкидывает еду, остальные уговаривают её попробовать;
-одна из кукол боится делать прививки;
-одна из кукол идёт в магазин и требует всё-всё-всё, остальные должны объяснить, почему так делать нельзя и почему невозможно купить всё что хочется;
-одна из кукол боится темноты, остальные объясняют, что в темноте ничего страшного нет;
-одна из кукол заблудилась в лесу, остальные помогают найти дорогу домой;
-одна из кукол не хочет ходить в детский сад, остальные перечисляют, что в детском саду хорошего, интересного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...
Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....
Практикум для родителей младшей группы «Экологическое воспитание в семье». Тема практикума: «Роль игры в ознакомлении детей с природой»
Целесообразность проведения мероприятия: Ещё великие русские педагоги прошлого Константин Дмитриевич Ушинский, Елизавета Николаевна Водовозова, Лев Николаевич...
Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...