Интегрированное занятие «Уральский мастер узорчатой речи»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Воспитание ума и сердца с помощью синтеза искусств и различных видов детской художественной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_bazhov.docx | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
.Интегрированное занятие «Уральский мастер узорчатой речи»
Цель: Воспитание ума и сердца с помощью синтеза искусств и различных видов детской художественной деятельности.
Задачи:
- Способствовать эмоциональной отзывчивости детей при узнавании знакомых произведений;
- Воспитывать оценочное отношение к музыке;
- Активизировать творческие проявления детей, их познавательную и речевую деятельность;
- Воспитание патриотических чувств;
- Обогащать знания дошкольников о жизни и деятельности уральского сказочника П. П. Бажова;
Образовательные области:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
Подготовительный этап: предварительные беседы, экскурсия в библиотеку, просмотр мультфильмов по сказам Бажова;
Оборудование: портрет, коллекция самоцветов, книга Бажова, альбомные листы, карандаши, компьютер, проектор…
Ход музыкальной деятельности:
-- Доброе утро, дети! ( муз. приветствие). Какие у вас улыбчивые лица! Объединимся в круг дружбы. Этот солнечный диск дружбы и будет наша «Музыка», а мы все, Лучики, различные виды искусств. ( каждый наз. виды искусств).
- Все виды искусств дружат с музыкой.
Муз. рук. с книгой в руках:
-- Даже ласковый ветерок -- это музыка, тишина -- музыка, ласковое слово -- музыка! Вот такая музыкальная речь - сказы уральского сказочника П. П. Бажова у меня в руках (книга).
Мы держим с тобою, приятель, в руках
«Уральские сказы» о дивных горах,
Здесь много случилось историй,
Тут были и радость, и горе.
А горы до неба почти достают,
Красива природа - покой и уют.
И люди здесь сказки Бажова хранят,
Они нам о волшебстве говорят.
( слайды) В этом году исполняется 135 лет со дня рождения Павла Петровича Бажова (27 января 1879). Образы из произведений этого писателя прочно вошли в наш обиход и язык. Например, человека, который является лучшим специалистом, виртуозом своего дела, у нас часто называют «Данило – мастер». Слышали такое выражение?
А какая героиня Бажова, гордая и независимая, владеет несметными богатствами и готова поделиться ими только с такими, как Данила, талантливыми мастерами, смелыми и честными людьми?
-- Хозяйка медной горы ( слайд).
А вот и Серебряное копытце -- упр. «Прямой галоп» ( слайд).
( сели)
Презентация:
Какими же путями пришёл скромный сельский учитель к своей поистине всемирной славе, написав такие добрые сказки?
Урал - колыбель русской тяжёлой промышленности, русской металлургии. Еще при Петре 1 – ом здесь возникли первые заводы и рудники.
Могучая цепь гор прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это – Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото, драгоценные камни, медь, каменный уголь, мрамор и малахит.
Вот такой загадочный этот Урал.
Итак, родился писатель Бажов на Урале в городке Сысертский Завод, неподалёку от Екатеринбурга. Отец Бажова тоже работал на этом заводе, но часто семья отправлялась на заработки в другие места, где Бажов, будучи мальчиком, как губка впитывал рассказы, а также богатую и своеобразную речь своих земляков.
Богатство и красота местной природы побуждали талантливый уральский народ складывать необыкновенные легенды и сказы об искателях кладов, каменотёсах и мастерах - ювелирах.
Ребята. А вы помните, какой уральский самоцвет упоминается в сказах Бажова чаще остальных?
Малахит (слайд).
Бажов говаривал в своих сказах: «Радостный камень и широкой силы: самому вислоухому дураку покажи и тому весело станет…».
( Демонстрация малахитовой шкатулки и гостиной Эрмитажа)
В главном музее Санкт - Петербурга Эрмитаже есть целая комната «Малахитовая гостиная», а в ней колонны, камины, столы, вазы -- всё вплоть до мельчайших деталей изготовлено из уральского малахита.
Представляете, за таким столом из малахита, искусного мастерства. чаю попить с баранками, как поётся в нашей песне.
А вот украшения… ( просмотр)
У нас тоже есть коллекция украшений из уральского камня.
--- Девочки, бусы надевайте, весёлый парный танец «Самоцветы» начинайте,
А вы, кавалеры, красавиц наших приглашайте!
Исполняют парный танец - «Самоцветы»;
( сели)
В сказках Бажова описаны реальные места, поселения, шахты Урала,
Где происходило то или иное событие. Но в это реальное историческое содержание вошли фантастические элементы из бытовавших в тех местах легенд.
Давайте вспомним его сказочных героев:
(Иллюстрации к произведениям)
- Вот удалая девочка, которая пляшет, выходя прямо из костра. Но она умеет не только плясать. А показывать то место, где лежит золото. Её имя Огневушка - поскакушка.
- А вот ещё одна маленькая героиня Бажова, чьё убогое жилище усыпал самоцветами волшебный козлик. Серебряное копытце и Дарёнка. Какие же камни появлялись из - под копытца?
( хризолит)
- А вот величественная и недоступная Хозяйка Медной горы. Ей подвластно: хранит она несметные богатства, которые не каждому откроются. Но одного у неё богатства нет -- это настоящей человеческой любви.
- А вот Данило - мастер, который не променял своей любви на
обещанное Хозяйкой богатство.
Сказы Бажова так умны и так красивы, что композиторы сочиняли к ним музыку ( есть балет и опера «Каменный цветок»).
Художники любят рисовать иллюстрации к сказкам Бажова. По сказкам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы, некоторые из них мы смотрели.
П. П. Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.
Я приглашаю занять места за столиками. Перед вами альбомные листы, карандаши, а рисовать мы будем вот такую ящерицу - Хозяйку Медной горы( демонстрация рисунка на доске).
--- Волшебный мир искусства - чудо из чудес!
Пусть в жизни не угаснет к искусству интерес.
Любите, познавайте, учитесь и дерзайте,
Свой путь в волшебном этом мире, дети, выбирайте!