РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_kazennoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_tsentr_razvitiya_rebenk1.docx | 65.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка –детский сад №17 «Светлячок» Хасанского муниципального района пгт Славянка Приморского края
Принята Утверждаю:
На педагогическом совете Заведующий МКДОУ «Светлячок» __________ Кулешова О.Н.
№____ от _________20 г «____ » _________20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ №7
НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» . / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, основной общеобразовательной программы Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детский сад №17 «Светлячок» пгт Славянка Хасанского муниципального района Приморского края,
Воспитатели : Бычкова О.М.
Борухина Е.В.
Славянка 2014г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» . / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, основной общеобразовательной программы Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детский сад №17 «Светлячок» пгт Славянка Хасанского муниципального района Приморского края, для создания благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства , формирования основ базовой культуры личности , всестороннего развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки ребенка к жизни в современном обществе.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
Самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
3. Максимальное использование разнообразных видов деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
4. Креативность (творческая организация) процессов воспитания и обучения;
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющее развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества;
7. Обеспечение развития ребёнка в целях воспитания и обучения;
8. Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
9. Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающее умственные и физические перезагрузки в содержании образования ребёнка дошкольного возраста.
Решения обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребёнка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребёнок, и степень приобретённых им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьёй должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребёнка.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
В сюжетно- ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей , отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т.д.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Игровое пространство усложняется . В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем , в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится.
Образцы из окружающей жизни и литературных произведений передаваемые детьми в изобразительной деятельности , становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и.д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.
Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, подбородок. Одежда украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала . Различают детали , определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными .
В этом возрасте дети уже могут осваивать сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Данный вид деятельности важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения , включать фигуры людей и животных.
У детей продолжается развиваться восприятие , однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление , однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения , но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой . Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным . В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона , грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений , формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные , синонимы, антонимы, прилагательные.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры ; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Организация жизни и воспитания детей .
Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду.
При осуществлении режимных моментов учитываются также индивидуальные особенности ребенка.
В представленном режиме дня выделено специальное время для чтения детям. Для детей 6-7 лет длительность чтения с обсуждением прочитанного составляет 20-25 минут.
Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика, дежурство | 7.00-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30-8.50 |
Игры | 8.50-9.00 |
Организованная образовательная деятельность | 9.00-10.50 |
Игры, прогулка | 10.50-12.35 |
Возвращение с прогулки, игры | 12.35-12.45 |
Подготовка к обеду, обед | 12.45-13.15 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.15-15.00 |
Постепенный подъем, закаливающие процедуры | 15.00-15.25 |
Подготовка к полднику , полдник | 15.25-15.40 |
Игры, самостоятельная и организованная деятельность детей | 15.40-16.20 |
Чтение художественной литературы | 16.20-16.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.40-18.00 |
Возвращение с прогулки, игры | 18.00-18.20 |
Подготовка к ужину, ужин | 18.20-18.45 |
Игры, уход детей домой | 18.45-19.00 |
Перечень основных видов организованной образовательной деятельности.
Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.
По действующему СанПин 2.4.1.2660-10 максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей седьмого года жизни составляет 8 часов 30 минут. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в подготовительной группе не превышает 1,5часа. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности- не менее 10 минут.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6-7 лет может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутки.
Занятия по дополнительному образованию (кружки, секции) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. С детьми седьмого года жизни их проводят не чаще 3 раза в неделю продолжительностью не более 30 минут.
Базовая образовательная область | периодичность | |
Физическая культура | 2 раза в неделю в помещении | 1 раз на прогулке |
Познавательное развитие | 4 раза в неделю | |
Развитие речи | 2 раза в неделю | |
Рисование | 2 раза в неделю | |
Лепка | 1 раз в две недели | |
Аппликация | 1 раз в две недели | |
Музыка | 2 раза в неделю |
Тематическое планирование образовательного комплекса для детей 6-7 лет.
Сентябрь | |||
Здравствуй детский сад. День знаний. | Край родной на век любимый. | Права и обязанности маленького гражданина. | Россия Родина моя. |
Октябрь | |||
Золотая осень. | Поздняя осень. | Солнце , воздух и вода нам без них никак нельзя. | Человек трудился всегда.(профессии) |
Ноябрь | |||
Хлеб всему голова. | Дом в котором я живу. | День матери. | Явления природы. |
Декабрь | |||
Здравствуй гостья-зима. | В гости к лесу. | Новый год к нам идет. | Эволюция предметов. Одежда. |
Январь | |||
Искусство детям. | Путешествие в картинную галерею. | Легенды и мифы. | Вода волшебница. |
Февраль | |||
Юный экспериментатор. | Путешествие в прошлое предмета. | Мы путешественники. | Есть такая профессия Родину защищать. |
Март | |||
Школа экономических наук. | Женский праздник. | В мире животных. | У бабушки в деревне. |
Апрель | |||
Неделя безопасности «Зеленый огонек» | Дошкольная астрономия. | Земля -наш общий дом. | Весенние звуки. |
Май | |||
Разноцветный мир. Теплые страны. | Разноцветный мир. Насекомые. | Разноцветный мир. Растения. | Разноцветный мир. Лекарственные растения. |
II. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей.
Содержание психолого-педагогической работы
2.1.Образовательная область «Познавательное развитие»
Приобщение к социокультурным ценностям
Расширение и уточнение представлений детей о предметном мире. Формирование представлений о предметах, облегчающих труд людей на производстве.
Углубление представлений о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.
Обогащение представлений о видах транспорта( наземный, подземный, воздушный, водный).
Продолжение знакомства с библиотеками, музеями.
Углубление представлений детей о дальнейшем обучении, формирование элементарных знаний о специфике школы, колледжа, вуза.
Расширение осведомленности детей в сферах человеческой деятельности ( наука, искусство, производство, сельское хозяйство), представление об их значимости для жизни ребенка , его семьи, детского сада и общества в целом.
Через экспериментирование и практическую деятельность представление детям возможности познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей .
Расширение представлений об элементах экономики ( деньги их история , значение для общества, бюджет семьи , разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).
Формирование элементарных представлений об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), месте человека в природном социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас.
Формирование элементарных представлений об истории человечества через знакомство с произведениями искусства( живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности.
Рассказывать детям о том, что Земля – наш дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
Расширять представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире (Декларации прав ребенка), об отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка (Органы опеки, ЮНЕСКО и др.). Формировать элементарные представления о свободе личности как достижения человечества.
Ознакомление с миром природы
Расширение и уточнение представлений детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.
Конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомство со способами их размножения (черенками, листьями, усами). Формирование умения устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомство с лекарственными растениями.
Расширение и систематизация знаний о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы. Продолжение знакомства с дикими животными. Расширение знаний о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Расширение представлений о насекомых. Закрепление умения различать по внешнему виду ; сравнивать по способу передвижения.
Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих).
Закрепление умения обобщать представления о временах года.
Формирование представлений о переходе веществ из твердого состояния в жидкое, и наоборот.
Формирование представлений о том, что в природе все взаимосвязано. Закрепление умения устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями .
Подведение детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. Закрепление умения правильно вести себя в природе.
Оформление с детьми альбомов о временах года.
Примерное комплексное тематическое планирование
месяц | Образовательная область | Приобщение к социокультурным ценностям |
сентябрь | Познавательное развитие, развитие речи, физическая культура, художественно- эстетическое развитие, социально – коммуникативное. | 1. День Знаний . Знакомство с профессией учителя. Экскурсия в школу (1 сентября). 2. Беседа на тему «Мой дом, моя семья». «Моя родословная». 3. Права и обязанности дошкольника. Я и сверстники. 4. Государственный флаг и герб России. Чтение Воронько «Лучше нет родного края». |
октябрь | 1.Дары осени. Золотая осень. Вкусные дары щедрой осени. Загадывание загадок. 2. Где зимуют лягушки. Земноводные. 3.Листопад, листопад- листья желтые летят… 4. Экскурсия на кухню детского сада. Посуда. | |
ноябрь | 1.Хлеб всему голова. «От зернышка до булочки». 2. Для чего нужны дома. Свойство бетона. 3.Бабушкин сундук. Путешествие в прошлое предмета. 4. Улетают журавли. Поздняя осень. Как звери готовятся к зиме. | |
декабрь | 1.Встреча зимы. 2.Кто охраняет окружающую среду . Юный эколог. 3. Откуда елка в гости пришла. 4.Швейная фабрика. Одежда. | |
январь | 1.Книга лучший друг. 2.Путешествие в музей и картинную галерею. 3.Живопись и скульптура. 4.Как вода в дом пришла. Берегите воду. | |
февраль | 1.Инженеры и изобретатели. 2.Путешествие в прошлое. Счетное устройство. 3.Экскурсия на южный и северный полюс. Животный мир полярных районов. 4Наша армия родная. | |
март | 1.Ознакомление детей с основами правовой культуры. 2.Труд мам. 3.Ферма. 4..Мой друг компьютер. | |
апрель | 1.Знакомство с дорожными знаками. 2.Планета земля –наш дом. 3.Хочу быть космонавтом. 4.Подземные богатства зели. | |
май | 1.Животный мир теплых стран. Австралия. 2. Маленькие друзья насекомые. 3.Цветочная мозаика (растения) 4.Зеленая аптека (лекарственные растения). |
Познавательно- исследовательская деятельность
Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения (свойствах и качествах различных материалов). Применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение …). Развивать познавательно- исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы; привлекать к простейшим экспериментам и наблюдениям.
Развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности.
Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться).
Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету).
Закреплять знания о хроматических и ахроматических цветах.
Развивать проектную деятельность всех типов ( исследовательскую, творческую, нормативную). В исследовательской проектной деятельности формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации. Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера.
Примерное комплексно- тематическое планирование
месяц | Тема |
Сентябрь | 1.Сравнение летних и осенних листьев. 2. Почему дерево не падает? 3.Части тела и лица. 4. Дифференциация овощей и фруктов. |
Октябрь | 1.Почему осенью много луж? 2.Сколько лет дереву? 3.Как человек заставил работать мыльные пузыри? 4. Почему воду пьют? |
Ноябрь | 1.Почему тесто поднимается? 2.Можно ли в решете воду носить? 3. Конструирование из бумаги. 4.Экспериментирование с наждачной бумагой. Инструменты. |
Декабрь | 1.Куда летят перелетные птицы, где находится юг? 2. Зима. 3. Зачем нужна панама? Головные уборы. 4. Почему обувь не делают из металла? |
Январь | 1.Ножницы, катушки – это не игрушки. 2.Ручной труд с ниткой и иголкой. 3.Опано ли быть неряхой? 4.Ручной труд пришиваем пуговицы. |
Февраль | 1.Поплотнее кран закрой- осторожен будь с водой. 2.Ни ночью ни днем не балуйся с водой. 3.Запомните, детки таблетки- не конфетки. 4.Конструирование. |
Март | 1.Ящик с инструментами. Забиваем гвозди. 2.Безопасное общение с домашними животными. 3.Сможет ли бегемот выжить на севере? 4.Электричество- где оно прячется? |
Апрель | 1.Что помогает людям передвигаться на дальние расстояния? 2.Бывают ли стены из воздуха. 3.Почему ракета летает в космос? 4.Почему бумажный кораблик не доплывет до моря? |
Май | 1.Как ластик стирает след карандаша? 2.Является ли паук насекомым? 3.Умеют ли пить цветы? 4.Почему летом редко бывают лужи? |
Формирование элементарных математических представлений
Развивать общие представления о множество: умение формировать множество по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
Упражнять в объединении, дополнений множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а так же целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.
Знакомить с числами второго десятка.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда ( 7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
Учить называть числа в прямом и обратном порядке ( устный счет ), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Знакомить с составом чисел в пределах 10.
Учить раскладывать число на 2 меньших и составлять из двух меньших большее ( в пределах 10, на наглядной основе).
Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляем меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действиями: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
Величина . Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также использовать условную мерку; правильно обозначать части целого и целое по известным частям.
Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
Дать представления о весе предметов и способах его измерения.
Сравнивать вес предметов ( тяжелее- легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
Развивать представление о том, что результат измерения ( длины, веса, объемов предметов) зависит от величины условной меры.
Форма. Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника) о прямом линии, отрезке прямой.
Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов-один большой прямоугольник; из частей круга-круг, из четырех отрезков-четырехугольник, из двух коротких отрезков-один длинный и т.д; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве. Учить детей ориентироваться на ограниченной территории. Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. Учить читать простейшую графическую информацию.
Ориентировка во времени. Дать детям элементарные представления о времени. Учить пользоваться в речи понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже… Развивать чувство времени, умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов. Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
(комплексно- тематическое планирование см. Новикова В.П. Математика в детском саду 6-7 лет)
2.2. Образовательная область «Речевое развитие»
Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
-развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
-развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
-практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Развивающая речевая среда.
Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Совершенствовать речь как средство общения.
Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т.п.
Опираясь на опыт детей учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.
Уточнять высказывания детей, помогать им более точного характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие вывод, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Продолжать формировать и отстаивать свою точку зрения.
Помогать осваивать формы речевого этикета.
Помогать содержательно, эмоционально рассказывать детям об т фатах и событиях.
Приучать детей к самостоятельности суждений.
Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать ( по образцу ) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Помогать правильного строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей ( чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.п.)
Связная речь. Продолжать совершенствовать диалектическую и монологическую формы речи.
Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательным и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении ( без грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членение простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за)на части.
Учить составлять слова из слогов (устно)
Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Примерное комплексно-тематическое планирование
месяц | Образовательная область | Развитие речи . Обучение грамоте. |
сентябрь | Познавательное развитие, развитие речи, физическая культура, художественно- эстетическое развитие, социально – коммуникативное. | 1.Рассказывание по картине в школу. Заучивание стихотворения Барто «В школу» 2.»Скоро в школу» составление рассказа по памяти «Что я видел в школе»\ 3. Природа и человек. Составление рассказа из личного опыта «Как я отдыхал летом» 4.Моя малая Родина. 5.Пересказ сказки Ушинского «Четыре желания» 6.Я выбираю сам. 7.Беседа «Наша планета» 8 Наша Родина. Как жили люди на Руси. |
октябрь | 1.Эмоциональное состояние людей. 2.Дорога к доброму здоровью. 3.Заучивание стихотворения Пушкина «Октябрь», Путешествие в осенний лес. 4. Рассказывание по картине –пейзаж «Поздняя осень» 5.Рассказывание по предметным картинкам «Явления природы» 6.Природа и мы. Придумывание сказки о грибах. 7. Составление описательного рассказа «Моя картина» . Профессии. 8.Человек трудился всегда. | |
ноябрь | 1.Беседа «Кто хлеб печет» 2.Пересказ Пришвин «Золотой луг» 3. Речевая игра «Из чего что сделано» 4.Пересказ сказки «Как аукнется так и откликнется» 5. Составление рассказа «Мама на работе», разучивание стихотворения «Мать» Речевая игра «Из чего что сделано» 6. День матери. 7. Пришла осень , привела погод восемь. Заучивание стихотворения. 8.Коллективное рассказывание «Зайчонок» | |
декабрь | 1.Сравнительно -описательный рассказ «Зимний вечер» по картине Крымова 2.Пересказ рассказа Носова «Нагорке». 3.Лес и человек. 4.Кто главный в лесу. 5.Рассматривание картины «Дети севера» 6.Подбор антонимов и синонимов. 7.Придумывание рассказа «Как Миша варежку потерял» 8.Предметный мир-обувь. Придумывание загадок об обуви. | |
январь | 1.Я посещаю библиотеку. 2.Выдающиеся люди-художники. 3.Рассказывание по картине «Если бы мы были художниками» 4.Знакомство с маринистами . Рассматривание и беседа по картинам Айвазовского. 5. Дид.игра «Когда это бывает», родственные слова. 6.Обучение рассказыванию Скребицкий Г. «Четыре художника зимы» 7.Почему льдинка исчезла. 8.Пересказ рассказа «Речка замерзла» | |
февраль | 1.Разучивание стихотворений о зиме. 2.Беседа, проблемная ситуация. Чтение стихотворения Маршака» Откуда стол пришел». 3. 4. 5.Рассказывание по картине «Дети севера» 6.Составление описательного рассказа о животных севера-юга. 7.Чтение Асеева И. «Папин праздник», заучивание наизусть О.Зыкова «День Российской Армии». 8.Есть такая профессия-Родину защищать. | |
март | 1.Кругосветное плавание на волнах экономики. 2.Моя безопасность. 3.Рассказывание по картине «Подарки маме к «марта». Рассказывание на тему из личного опыта. 4.Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка» 5.Сюжетный рассказ по картине «Лиса с лисятами». 6. Пересказ сказки Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку». 7.Кто как голос подает. Заучивание скороговорок. 8.Сравнение и описание предметов. | |
апрель | 1.Кто чем управляет. Рассматривание иллюстраций, классификация транспорта. 2.Школа пешеходных наук. 3.Космонавтом быть хочу. 4.Путешествие по планетам. 5. 6. 7.Весна в городе. Скороговора. 8.Рассматривание картины И.Левитана «Весна. Большая вода» | |
Май | 1.Обучение рассказыванию «Герой нашей страны». 2.( мая. Этих дней не смолкнет слава. 3.Дидактическая игра (проблемные ситуации. 4.Чтение стихотворений Бианки «Муравьишка». 5.Заучивание Благинина «Черемуха». 6.Чтение А.Коробова « История капи». 7.Обучение рассказыванию «Ягодознания» Н.Сладков. 8.Путешествие в лето. |
2.3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Формирование основ безопасности
Безопасное поведение в природе. Формировать основы экологической культуры.
Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.
Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенные в нее.
Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.
Безопасность на дорогах. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
Продолжать знакомить с дорожными знаками-предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дородного движения.
Расширять представления детей о работе ГИБДД.
Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности.
Безопасность собственной жизнедеятельности. Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.
Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на самках, лыжах и др.)
Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.
Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
Расширять знание детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослых звонят по телефонам «01», «02», «03».
Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Развитие игровой деятельности
Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
Развивать инициативу, организаторские способности.
Воспитывать чувство коллективизма.
Сюжетно –ролевые игры. Продолжать учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал.
Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы (билеты для игры в театр, деньги для покупок.)
Способствовать творческому использованию и в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах.
Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.
Подвижные игры. Учить детей использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры. Проводить игры с элементами соревнования, способствующие развитию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), координации движений, умения ориентироваться в пространстве.
Учить справедливо оценивать результаты игр.
Развивать интерес к спортивным (Бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол) и народным играм.
Театрализованные игры. Развивать самостоятельность детей о организации театрализованных игр.
Совершать умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности, роли.
Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передачи образа; артистические навыки. Учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).
Воспитывать любовь к театру. Широко использовать в театрализованной деятельности детей разные виды театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный, кукольный и др.)
Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов.
Рассказывать детям о театре, театральных профессиях.
Учить постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (свет, грим, музыка, слово, хореография, декорации и др.)
Дидактические игры. Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика, бирюльки и др.). Развивать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего.
Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Привлекать детей к созданию некоторых дидактических игр («Шумелки», «Шуршалки№ и тд.). Развивать и закреплять сенсорные способности содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовке к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативного-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре и мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
При организации мониторинга учитывается положение Л.С. Выгодского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента:
- мониторинг образовательного процесса;
- мониторинг детского развития.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом дошкольного учреждения и медицинским работником. Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку познавательного развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: умственных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, анализа продуктов детской деятельности…
Промежуточная оценка проводится один раз в год.
Результаты мониторинга отражаются в листе оценки промежуточных результатов освоения Программы .
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее – мониторинг) обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов и позволяет осуществить оценку динамики достижений детей . результатов программы.
Взаимодействие детского сада с семьей
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений; посещение педагогами семей воспитанников; организации дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.
Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений.
Такое информирование происходит при непосредственном общении ( в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов (рукописных, электронных), семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием), а также переписки ( в том числе электронной).
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремление и потребление родителей и педагогов.
Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, ассамблеи, вчера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада; семейные гостиные, фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, семейный театр).
В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.
Семейные художественные студии. Семейные художественные студии – это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога: художника, хореографа, актера.
Семейные праздники. Посвящается знаменательным событиям в жизни страны.
Семейные театр. Творческое объединение нескольких семей и педагогов.
Семейные абонемент. Встреча с искусством. Это комплексные так и предметные виды искусства «Здравствуй, музыка!», «Чудо по имени театр», «В гостях у художника»
Проектная деятельность. Направление на улучшение отношений педагогов , детей и родителей.
Семейный календарь. Планирование своей деятельности и нахождение время для взаимодействия и общения с ребенком
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Веракса Е.Н. «От рождения до школы».
- М.С. Коган. «Правила дорожные знать каждому положено».
- Н.В. Рыжова «Не просто сказки».
- Е.М. Масткова «Логопедия».
- С.С. Бычкова «Формирование умения общения со сверстниками».
- З.В. Лиштван «Конструирование»
- М. Ильин «100000 почему».
- Н.Н. Гусарова «Беседы по картине».
- Т.И. Бабаева «У школьного порога».
- Т.С. Комарова «Занятия по изо».
- С.И. Семенака «Уроки добра».
- О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с 4-7 лет».
- О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду».
- Д.Н. Колдина «Рисование».
- Н.В. Новотворцева «Учимся читать».
- Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте».
- М.Ю. Кортушина «Конспекты логоритмических занятий».
- В.И. Руденко «С детьми играем- речь развиваем».
- Г.А. Ковалева «Воспитываем маленького гражданина».
- В.П. Новикова «Математика в детском саду».
- Т.А. Третьякова «Комплексные занятия для детей 6-7 лет».
- Л.М. Граб «Творческое рассказывание».
- Т.А. Шорыгина «Безопасные сказки».
- И.В. Кравченко «Прогулки в детском саду».
- О.С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников».
- Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия».
- Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов».
- Т.Е. Харченко «Утренняя гимнастика в детском саду».
- Г.С. Швайко «Занятия по изо».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...