Конспект НОД учителя – логопеда в подготовительной группе по теме «Путешествие в космос».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Матвеенко Елена Анатольевна

представлен материал по тематической неделе "Космос" в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx619.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

учителя – логопеда в подготовительной группе по теме «Путешествие в космос».

Тип нод: фронтальное.

Тема нод: Путешествие в космос.

Цель нод: закрепление и обобщение пройденного  материала в игровой форме. 

Задачи нод: 

Образовательная  область  «Речевое развитие»:

  • закрепить активный словарь по теме «Космос»;
  • формировать умение подбирать слова - антонимы;
  • развитие навыков языкового анализа и синтеза;
  • развитие слоговой структуры слова;

Образовательная  область  «Социально-коммуникативное развитие»:

  • побуждать  к  проявлению  инициативы  и  любознательности  с  целью  закрепления полученных знаний;
  • совершенствовать работу  в коллективе и в команде.
  • воспитывать любовь к планете, на которой живем, и толерантное отношение к окружающему миру;
  • формировать умение адекватно оценивать работу товарища;
  • совершенствовать умение слушать ответ товарища и не перебивать.

Образовательная  область  «Физическое развитие»:

  • развивать  координацию  речи  с  движением (сопряженная гимнастика);
  • формировать умение выполнять глазодвигательную гимнастику;
  • развивать  мелкую  моторику  рук.

Образовательная  область  «Познавательное развитие»:

  • расширить  кругозор  детей  по теме  «Космос»;
  • развитие зрительно-пространственных отношений;(графический диктант)
  • развивать внимание, логическое мышление.

Образовательная  область  «Художественно-эстетическое развитие »:

  • формировать умение самостоятельно передавать образы предметов, используя доступные изобразительные средства и различные материалы: краски, восковые мелки, бумагу, зубочистки;
  • развивать творческие способности.
  • развитие фантазию, воображения.
  • приобщать  к  словесному  искусству  через  сказки;
  • прививать любовь к музыкальным произведениям;

Речевой материал:  космос, космонавт, космическая, солнце,  Земля, земляне, планета, ракета, Луна и т.д.

Оборудование: слоги, космические предметы, карандаши, зубочистки, ватман, мяч, обручи, видеоматериалы, воздушный шарик, мультимидеа .

Предварительная работа:

- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Космос».

- Рассматривание  альбомов, иллюстраций и фотографий, глобуса по теме «Космос».

- Чтение книг и энциклопедий для дошкольников.

- Разучивание стихотворений и загадок по теме.

- Подбор дидактических игр в соответствии с темой.

- Использование в работе  зубочисток, вместо штихеля.

Ход НОД.

1.Проблемная ситуация. Сопряженная гимнастика. Ребята, вчера вечером я посмотрела на небо, а там столько звезд…..И они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. И одна звездочка прошептала мне удивительную историю. А вы послушайте и вместе со мной показывайте. Сопряженная гимнастика.  «Радуются приходу весны и люди, и звери. Радуется и солнышко красное. (Пальчиками  выполняем упр. «Солнышко». Улыбнулись). И решило оно красное устроить на небе звездный бал. Пригласило на праздник все звезды и планеты, всех звездных фей, все созвездия. Самая юная фея сшила себе изумительное платье, расшитое звездами и приговаривало:- Шей иголка, не ленись! Шей, иголка не колись!  (Иголочка.) Маленькую звездную фею привез на бал крылатый конь. (Лошадка. Одновременно пальчиками поочередно дотрагиваемся ). Юная звездная фея была так хороша, что серебряный месяц подарил ей восхитительные лунные цветы. (Пальчиками выполняем упр.  «Цветок», язычком  «Чашечку»). Она так веселилась на балу. Что одна звездочка оторвалась от ее платья и полетела вниз на землю. (Пальчиками делаем  упр. «Звезду». Тянемся язычком к подбородку) А на земле на морском дне лежала морская звезда и мечтала сверкать, как звезда на небе. (Тянемся язычком к носу).Звездочка шепнула звездной фее о желании морской звезды. Тогда фея встряхнула свой звездный шлейф.  (Высунуть, спрятать язычок) И с него посыпались звезды. Начался звездопад, и каждая морская звезда нашла себе небесную подругу.(Улыбнуться. Пальцы в замок.) И они весело закружились  в морской глубине. (Вкусное варенье.  Ладошки в разные стороны.) F:\занятие космос\DSCN4765.JPG

А вы любите смотреть на звезды?. .Такие загадочные эти звезды.

А все о звездах знает звездочет, без его помощи нам не обойтись. А вот и он к нам спешит.

 2.(Входит Звездочёт, звучит космическая музыка) Звездочёт:-

Я звезды знаю
Все наперечет,
Я самый лучший
В мире звездочет!

 F:\занятие космос\DSCN4766.JPG

Привет ребята. Я слышал, что вы интересуетесь космосом, звездами. Мир звезд огромен и таинственен. Звёзды – это огромные раскалённые газовые шары, похожие на Солнце,  они бывают разного цвета: среди них бывают звёзды-великаны, гиганты и звёзды-карлики. Астрономы пытались сосчитать, сколько звёзд на небе. Эта была трудная работа, но на помощь пришёл телескоп. Теперь можно сказать, что их примерно 200 миллионов, и все они разные. И цвет у них разный. Если звезда очень горячая, то она белого или голубоватого цвета. Если похолоднее, то жёлтого или оранжевого. Холодные звёзды – красного цвета. Слайд. Ребята, а не хотите ли отправиться в космическое путешествие?

А на чем полетим мы узнаем, если выполним следующее задание.

3.Графический диктант «Ракета».

графический диктант - ракета для развития внимания и подготовки к школе. Первые прописи для малышей.

          F:\занятие космос\DSCN4769.JPG     F:\занятие космос\DSCN4767.JPG

Вот наш космический корабль уже готов к путешествию.

 Игра «Наоборот» (встают в круг).

 Проверим готовность к полету в игре:  взлететь – приземлиться, ярко – тускло, темно – светло, прилететь – улететь, далеко – близко, высоко – низко, большой – маленький, длинный – короткий, вверх – вниз, легкий – тяжелый, горячая – холодная, трусливый – смелый, включать – выключать, медленно – быстро. 

F:\занятие космос\DSCN4770.JPG

4. Игра «Собираемся в полет» (подходят к столу, на котором находятся предметы и рюкзак).

- Мы ракету смастерили,

А багаж собрать забыли.

- На космическом корабле нет ничего лишнего и случайного. Поэтому мы возьмем только те вещи, которые нам нужны во время космического полета. Попробуем собрать рюкзак для нашего путешествия. Каждый из вас по очереди подходит и выбирает предмет и объясняет, почему он может пригодиться в нашем путешествии.

Почему вся космическая еда находится в тюбиках?  Потому что в космосе невесомость, еда может вылиться из простой посуды и летать по кораблю в виде пузырьков.

5. Игра «Старт ракеты» (Экспериментальная деятельность «в ракете»).

- Кто знает, как называется место, где происходит запуск ракет?

- Это место называется космодром.

- Хотите узнать, как происходит, что ракета взлетает в космос?

- Смотрите, я надуваю воздушный шарик и зажимаю отверстие пальцами.  А потом разжимаю пальцы и наш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Наш шар летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. Вот примерно по такому же принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам.

На какую захотим, на такую полетим.

Всем экипажам занять места в ракете.

(Дети рассаживаются на подушечки.) Наша ракета отправляется в космос. Приготовились. Видео. Космодром-Плесецк-Запуск-ракеты.

Презентация о космосе.    

6. Физминутка.  Мы можем приземлиться. А сейчас первое испытание для настоящих космонавтов. Сейчас мы проверим вашу выносливость и вестибулярный аппарат, то есть умение держать равновесие, а это очень важно для космонавта. И так, вы должны развести руки в стороны, поднять одну ногу, согнуть ее в колене и простоять так на счет от 1 до 10. Приготовились, начали! Считаем! (дети выполняют задание) 

7.Видеозапись. Инопланетянин просит о помощи: «Ребята, нашей планете угрожает опасность. Помогите».

Логопед: Мы получили сигнал о помощи. Что же случилось? Я кажется, догадываюсь. На этой планете стало очень пасмурно. Потому что облака закрыли все звезды. Нужно  освободить звезды. Чтобы они сверкали еще ярче. Ребята, поможем?  Выполним задание.

8.Загадки с презентацией.

9.Игра с обручами. (ТРИЗ). Угроза миновала. Посмотрим в иллюминаторы. А в небе звездопад. Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со слогами. Прочитайте слоги, придумайте с ними слова: МА, КА, РО, БУ, РА, ТА, ЛЕ, МЕ, УМ, УТ, РУ, ПУ, ХО, ЗИ, ЗА, КО, СО. Если ваше слово, имеет отношение к космосу, то кладите свою звезду в синий обруч, а если  название предмета может встречаться на земле, то в зеленый круг. А если этот предмет существует и на Земле, и в космосе, то на пересечение кругов.

F:\занятие космос\DSCN4775.JPG

10.Гимнастика для глаз Звезды. Презентация

Видеозапись Инопланетянин. Голос «Спасибо, ребята. Вы нам очень помогли.

11.Продолжаем полет. (Звучит космическая музыка.) - Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?

Эта планета – любимый наш дом,

На ней мы с рожденья до смерти живем.

Планета прекрасна: моря, океаны.

Цветы и деревья там, разные страны,

И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!

/Дети отвечают – Земля! Звучит космическая музыка/

 Давайте возьмемся за руки, станем поближе друг  к другу. Мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля.

 Наш корабль благополучно приземлился

12.Рисование. А теперь, ребята свое впечатление от сегодняшнего путешествия мы запечатлим на бумаге. Мы с вами будем рисовать. Но рисовать мы с вами будем необычным способом: на специальных листах, которые мы уже подготовили заранее. Рисунок мы будем процарапывать острыми палочками. Рисовать мы будем космос и все что с ним связано. Продумайте содержание и композицию вашего представления о космосе, выделите главные элементы и второстепенные и приступайте.

F:\занятие космос\DSCN4781.JPG

Когда почти все дети справятся с заданием, включается фонограмма спокойной музыки.

Релаксация под музыку.

13. Звездочет: «Ребята, вы большие молодцы, т.к. справились со всеми заданиями! Дарю вам на память звездочки:

Логопед: Кому сегодняшнее путешествие понравилось – возьмет красную звездочку, а кому сегодня было трудно – возьмет  синею звездочку»./Дети делают выбор и объясняют его/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Путешествие в космос".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему "Путешествие в космос" составлен мною в форме игры-путешествия; является итоговой, на закрепление изученного материала. На каждой из "оста...

Конспект открытого мероприятия с детьми подготовительной группы по теме: «Путешествие в космос» (Кулинарный поединок)

Цель: Обобщить знания детей  о космосе, создать условия для активизации творческой познавательной деятельности. Задачи: ОбразовательнаяУточнить и расширить знания о космосе.Закрепить з...

Конспект открытого мероприятия с детьми подготовительной группы по теме: «Путешествие в космос» (Кулинарный поединок)

Цель: Обобщить знания детей  о космосе, создать условия для активизации творческой познавательной деятельности. Задачи: ОбразовательнаяУточнить и расширить знания о космосе.Закрепить з...

Конспект открытого мероприятия с детьми подготовительной группы по теме: «Путешествие в космос» (Кулинарный поединок)

Цель: Обобщить знания детей  о космосе, создать условия для активизации творческой познавательной деятельности. Задачи: ОбразовательнаяУточнить и расширить знания о космосе.Закрепить з...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Путешествие в космос»

Цель: Продолжать знакомить  детей с планетами, с историей освоения космоса и первым космонавтом, воспитывать чувство патриотизма.Развивать навыки словообразования.Учить детей конструировать ракет...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «Путешествие в космос»

Конспект проведения занятия по ФЭМП в подготовительной группе на тему:«Путешествие в космос»...

Конспект фронтальной непосредственно-образовательной деятельности учителя-логопеда в подготовительной группе на тему: «Осень» с элементами песочной терапии.

Цель: общение и систематизация знаний об осени.задачи: - Обобщить у детей представления об осени, ее признаках, расширять и активизировать словарь по теме.           ...