Экологическое воспитание
материал на тему

Ядова Ирина Витальевна

Дидактические игры в экологическом воспитании детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_v_ekologicheskom_vospitanii_detey.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на педагогическом совете на тему:

«Экологическое воспитание детей в дидактических играх»

Воспитатель: Ядова И.В.

ГОУ ЦРР Детский сад №2342

г. Москва

Дидактические игры в экологическом воспитании детей

     Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.

Главными задачами я считаю, являются:

 - создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры;

 - экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребёнка;

 - создание условий для ознакомления и общения ребёнка с природой ближайшего окружения;

Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать:

 - познавательному развитию ребёнка;

 - эколого-эстетическому развитию;

 - оздоровлению ребёнка;

 - формированию нравственных качеств;

 - формированию экологически грамотного поведения;

 -экологизация различных видов детской деятельности.               

       Так на НОД по экологическому воспитанию и природному окружению дети моей группы осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Непосредственно образовательную деятельность планирую таким образом, чтобы ребёнок переходил от освоения факторов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений. В систему экологического развития детей включаю нод  не только познавательного цикла, но и такие их виды, как трудовые, по художественно-продуктивной деятельности, музыкальные, физкультурные, речевые.

         Я выстраиваю систему работы по формированию экологических знаний у дошкольников в сочетании с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, парциальной программой «Юный эколог» С.Н. Николаевой, разработала перспективно – тематическое планирование для детей 6 - 7 лет, включающее в себя нод по экологическому воспитанию, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные беседы, экологические акции, праздники. 

Подобрала и систематизировала разные виды игр:

подвижные игры природоведческого содержания «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» «Хитрая лиса» и др., в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе;

дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» и др., уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память;

настольно-печатные игры «Времена года», «Зоологическое лото», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?» «Мой дом» и др., направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы;

словесные игры «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?», «Концовки», «Ты часть - я целое» и др., закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции;

творческие игры (строительные игры с природным материалом, театрализованные, сюжетно-ролевые), в ходе которых обогащаются знания детей, отражаются впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни.

      Все нод взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники. Эффективное решение задач экологического образования во многом определяется характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной и самостоятельной деятельности детей.

          В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. Это обусловлено важностью накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.

         Для этого взаимодействие педагога и детей строится с учётом дифференцированного подхода и включает разные формы такие как: инновационный метод проектирования один из перспективных методов способствующих решению основных задач воспитания и образования экологической культуры. Цель проектной деятельности воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и детского сада.

Включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды. Формирование позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой.

        Эколого-дидактические игры, в которых дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, выстраивают логические цепочки.

      Придумывание экологических сказок: цель которых является научить детей придумывать сюжет сказки, определять последовательность изложения, используя в качестве плана картинки. Проведение опытов, наблюдений за живыми объектами.

      Проведение различных исследований. Полученный опыт обобщается в ходе непосредственно образовательной деятельности и переносится детьми в самостоятельную деятельность.

      Важным компонентом системы работы я считаю, является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенной становится их деятельность в природе, с её объектами.

     Возможность самостоятельной организации детьми разнообразной деятельности в природе обусловлена созданием в дошкольном учреждении экологически развивающей среды.

    Результаты детской деятельности и заключительная диагностика (вопросы, игровые задания, наблюдения за детскими проявлениями в природе) помогают выявлять достижения дошкольников в освоении экологической культуры и определить уровень их экологической воспитанности.

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию.

Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление.

Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев... Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Актуальность темы обусловлена тем, что проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:

​ развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;

​ доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;

​ ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;

​ в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);

​ экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;

​ позволяет развивать у ребят самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.

Игра для ребёнка- это серьёзное занятие. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» – говорил К.Д. Ушинский.

Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).

Поэтому целью своей педагогической деятельности определила формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Исходя из цели выделила задачи:

​ формирование системы элементарных экологических знаний;

​ развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы;

​ развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

​ воспитание гуманного, бережного, эмоционально - положительного отношения к природе.

Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого – целесообразное поведение в природе.

Для этого отобрала и систематизировала разные виды дидактических игр:

1.​ игры на формирование экологических представлений о мире животных;

2.​ игры на формирование экологических представлений о мире растений;

3.​ игры на формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы;

4.​ игры на ознакомление с взаимосвязями человека с окружающей средой.

Дидактические игры использую на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы досуга. В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, где с детьми провожу комплексные занятия, игры, организую практическую и исследовательскую деятельность.

При проведении занятий по экологическому воспитанию детей применяю игровые обучающие ситуации с привлечением игрушек - аналогов, с использование литературных персонажей хорошо известных детям сказок и рассказов (Буратино, Незнайка, Карлсон, Вини - Пух и др.).

При создании игровых ситуаций опираюсь на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях. (Красная Шапочка идет через лес к бабушке, по дороге она встречает разных зверей, собирает лекарственные растения, находит неизвестную ей ягоду и приносит детям, что позволяет развернуть беседу о ягодах).

Большой интерес у детей вызывают занятия, на которых происходят встречи с Лесовичком. Они проходят в разное время года и способствуют расширению у детей знаний о сезонных изменениях в природе, о представителях животного и растительного мира, умению устанавливать причинно-следственные связи, формированию эмоционально - положительного, бережного отношения к природе.

При использовании игровых обучающих ситуаций у дошкольников возникают положительные эмоции, как от самой игры, так и оттого, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков.

Применение игровых обучающих ситуаций показывает, что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, что положительно влияет на их личностные проявления: развивает способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.

С целью формирования у детей интереса к жизни лесных животных и растений, особенностям их приспособления к лесному образу обитания, воспитания умения правильно вести себя в лесу и бережно относиться к природе провожу игры – путешествия: «Путешествие на луг», «Прогулка в зимний лес», «В подводном царстве » и др. Дошкольники посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями в роли путешественников, туристов, экскурсантов и т. д. Это такой вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний.

Используя информационно-коммуникационную технологию, разработала серию игр экологического содержания («От какого дерева листок?», «Четвертый лишний», «Кто и что потерял?», «Найди животных, птиц, насекомых», «Папа, мама и малыш», «Кто где живет?»), способствующие расширению у детей знаний о представителях животного и растительного мира, формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к природе, развитию внимания, логического мышления.

Применяя принцип зонирования группового помещения создала предметно-развивающую среду, которая способствует формированию познавательной активности ребенка и бережному отношению к природе. В уголке природы дети имеют возможность наблюдать за жизнью растений и животных, в библиотеке просмотреть книги энциклопедического содержания о животных и растениях, иллюстрации, картины пейзажной живописи, в игровом центре, содержащим необходимые атрибуты к играм, удовлетворить основную потребность в игре.

В результате дети стали эмоционально реагировать при встрече с прекрасным, проявлять интерес к объектам природы, стараются соблюдать правила поведения в природе, проявлять готовность оказывать помощь нуждающимся в ней.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.

Предлагаю дидактические игры природоведческого содержания с детьми дошкольного возраста по теме «Животные»:

Словесная игра «Концовки»

Если жираф выше тигра, значит, тигр....

Если слон тяжелее зебры, значит, зебра....

Если крокодил длиннее ящерицы, значит, ящерица....

Если лев сильнее черепахи, значит, черепаха....

Если гепард бегает быстрее черепахи, значит, черепаха....

Словесная игра «Кто больше?»

Ведущий называет какое-либо животное и спрашивает первого игрока: «А кто больше этого животного?». Тот должен назвать другое животное, большее по величине, и задать такой же вопрос следующему игроку: «А кто больше?». Повторять названия животных нельзя.

Словесная игра «Родственники»

Елка - родственница ежа, потому что....

Клубок - родственник ежа, потому что....

Медведь - родственник ежа, потому что...

Енот - родственник ежа, потому что....

Дидактическая игра «Без чего не может быть?

У ребенка картинка с изображением животного и набор картинок, из которых он должен выбрать те, на которых изображено то, без чего это животное не может существовать.

Собака - кость, конура, шерсть, ошейник, хозяин.

Лошадь - грива, овес, сбруя, конюшня.

Корова - молоко, вымя, трава, ведро.

Кошка - мышка, мясо, когти, блюдце, молоко.

Коза - мясо, дом, рога, веревка.

Дидактическая игра «Мой дом»

У ребенка большие карточки с изображением леса и деревенского домика с огородом и конверт с набором изображений диких и домашних животных. Ребенок должен разместить их по своим местам, объясняя свои действия.

Дидактическая игра «Дома зверей»

Для игры нужны изображения шести зверей (слон, медведь, волк, заяц, еж, мышь), разных по величине. Сами рисунки должны быть одинакового размера. Шесть домиков - квадраты со стороной 17, 15, 13, 11, 9, 7 см. Разложите дома - от большого к меньшему и предложите ребенку расселить зверей. После этого скажите: «Звери пошли гулять. (Перемешайте картинки с их изображениями и отложите в сторону?) На прогулке зайчик вспомнил, что забыл дома морковку. Помогите зайчику найти свой дом». Так могут возвращаться домой разные животные.

Словесная игра «Отвечайте, правда ли?»

Любит кошка на обед

Виноград и винегрет.

Отвечайте, правда ли?

Закудахтал пес Барбос

И в гнезде яичко снес.

Отвечайте, правда ли?

Лапой хвать, зубами щелк.

Хищник - тигр и хищник - волк.

Отвечайте, правда ли?

Ночью, в дождик, как пастух,

Вывел кур гулять петух.

Отвечайте, правда ли?

Хоть улитка и мала,

Целый домик унесла.

Отвечайте, правда ли?

Хитрые вопросы

Когда козе исполнится семь лет, что будет дальше (Пойдет восьмой.)

По чему конь скачет? (По дороге.)

У собачки Микки родились котята: три беленьких и один черненький. Сколько всего котят родилось у Микки? (У собачки не могут родиться котята?)

Что едят крокодил на Северном полюсе? (Крокодилы не живут на Северном полюсе?)

Какого цвета волосы у колобка? (У колобка нет волос?)

Кто громче мычит: петух или корова? (Петух не мычит?)

Как поймать тигра в клетку? (Тигров в клеточку не бывает?)

Кто кем становится

Жил-был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок -

Взрослая... (собака).

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал... (конем).

Бык, могучий великан,

В детстве был... {теленком).

А кудрявый баран –

Маленьким... {ягненком).

Этот важный кот Пушок —

Маленьким... {котенком).

А отважный петушок –

Крохотным... {цыпленком).

А из маленьких гусят

Вырастают утки –

Специально для ребят —

Тех, кто любит шутки.

Перепутаница

Погляди-ка, у зайчонка

Меду полных два бочонка,

А у рыженькой у белки

Три морковки на тарелке.

А орешки - у бычка,

Два дубовых сундучка.

А у Пети-петушка

Травки целых три мешка.

У мохнатых медвежат

В миске зернышки лежат.

А у Журы - журавля

Три тарелки киселя.

А у Маши в кружке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...


 

Комментарии

Девяткова Елена Валентиновна

Хороший материал, мне нравится.