Педсовет "Патриотическое воспитание дошкольников".
материал на тему

Выступление воспитателей на педсовете на тему: "Формирование патриотических чувств у дошкольников".Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих  граждан России, патриотов своего Отечества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование патриотических чувств у дошкольников

В современном мире на фоне переплетения культур все более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Так, сегодня многим детям незнакомы понятия «почитание родителей», «уважение взрослых», «гостеприимство», «щедрость», «милосердие». Поэтому воспитание любви к родине должно начинаться в детстве с уважительного отношения к близким людям, к своему дому, улице, городу, стране.

    К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должностного внимания формированию  у детей патриотических чувств. В таких условиях нравственно-патриотическое воспитание – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Наша работа в ДОУ по патриотическому воспитанию реализуется через интеграцию образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно - эстетическое развитие», «физическое развитие».

Строя свою работу в данном направлении, мы учитываем особенности проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста, такие как скоротечность и ситуативность, поэтому все впечатления, полученные ребенком на занятии, стараемся закрепить в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

   Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Не случайно работа по воспитанию патриотических чувств у детей предусматривает целый комплекс задач:

  1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
  2. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  3. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  4. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Данные задачи решаются в ДОУ в процессе осуществления всех видов детской деятельности:

Непосредственно-образовательной, игровой, трудовой, бытовой, совместной творческой, в том числе проектной деятельности.

Для решения выше поставленных задач, мы разработали  систему и установили  последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей своей группы, разработали и реализуем  проекты:

Сентябрь: «Я люблю свой детский сад и район, где я живу».

Октябрь: «Наша Родина-Россия»

Ноябрь:  «Москва-главный город нашей Родины».

Декабрь: «Новый год у ворот»

Январь: «Моя семья»

Февраль: «Наши Защитники»

Март: «Очень я люблю маму милую мою»

Апрель: «Наши космонавты»

Май: «Этот день Победы»

Познавательно-творческий проект «Наш любимый город-Москва».

Целью данного проекта является воспитание у детей чувств патриотизма и любви к родному городу.

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи проекта:

  • Знакомство дошкольников с историей возникновения столицы нашей Родины, именем основателя родного города, с древней Москвой и историческим прошлым русского народа;
  • осознание сути понятия Родины как места, где человек родился;
  • уточнение и закрепление знаний о Москве с помощью экскурсий;
  • развитие связной речи на основе составления мини-сочинений и индивидуальных бесед;
  • воспитание любви к русской природе в процессе рисования пейзажей на территории ДОУ;
  • развитие мелкой моторики рук на занятиях по аппликации и рисованию;
  • закрепление полученных детьми знаний о родном городе с помощью дидактических игр;
  • организация совместной деятельности детей и родителей в ходе реализации мини-проектов.

Участники проекта: дети, педагоги, родители, приглашенные гости-участники.

    Реализация проекта предусматривает несколько этапов. В ходе предварительной работы нами был отобран и систематизирован материал по теме проекта, и на его основе были составлены конспекты интегрированной образовательной деятельности с детьми. Кроме того, были подобраны иллюстративный материал, художественная литература, пословицы, поговорки и дидактические игры. Для родителей были подготовлены индивидуальные рекомендации о посещении с детьми памятных мест целью ознакомления с достопримечательностями города.

    Первым этапом работы над проектом стало творческое задание для воспитанников и их родителей - сочинение на темы: «Моя улица», «Мой дом», «Моя комната».

Для определения уровня знаний дошкольников были проведены индивидуальные беседы на темы: «Что бы ты рассказал гостям о своем городе?», «За что ты любишь свой город?», «Что бы ты сделал для своего города, если бы был президентом?». Как выяснилось в ходе бесед, воспитанники недостаточно знают город, в котором живут. С учетом этого родителям были предложены консультации по темам: «В часы семейного досуга: прогулки по Москве», «Москва детям ( театры, музеи, цирки, выставки)».Также было проведено родительское собрание на тему: «Воспитание у детей патриотизма и любви к родному городу».

    Продолжением данной работы стало знакомство воспитанников со столицей нашей Родины и ее символикой: гербом города и легендой об изображенном на нем Георгии Победоносце – хранителе Москвы. В ходе этого этапа дети самостоятельно оформили выставку книг.

 Поскольку в процессе игры дошкольники лучше воспринимают и легче усваивают даже самый сложный материал, следующим этапом стало проведение с детьми дидактических игр о Москве с использованием иллюстраций, разрезных картинок: «Найди отличия», «Собери картинку», «Узнай по фрагменту» и т.д.

    В ходе непосредственной образовательной деятельности дети узнали, историю Москвы, как она выглядела в старину, с чего  началась. Совместно с педагогом воспитанники сконструировали деревянную Москву из спичек.

    Важной частью работы по воспитанию чувства гордости за любимый город стало формирование у воспитанников представлений о людях родного города, которые прославили его -знаменитых ученых, писателях, поэтах, художниках. На примере конкретных имен мы дали детям представление о лучших качествах русских людей: отзывчивости, стойкости, героизме, умении защищать свою Родину.

    Особая роль в патриотическом воспитании отводится праздникам. Яркая эмоциональная форма и содержание таких праздников, как День города, День победы, Масленица воспитывают у детей положительные чувства. Важно, чтобы воспитанники имели возможность участвовать в атмосфере общей радости и веселья. Все это дополняет социальный опыт ребенка, откладывается в памяти как приятные воспоминания детства, связанные с родным городом.

    Таким образом, система работы по проекту «Наш любимый город-Москва» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Москвой, включающая разные формы непосредственно образовательной деятельности, рассчитана на 2 года. Преимущества такого планирования состоят в обеспечении возможности постепенного усложнения материала, корректировки содержания, детальной предварительной подготовки и подбора необходимых материалов.

Патриотический проект «Наша армия родная»

Цель: формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

    В качестве основных задач проекта были определены следующие:

  • расширение представлений детей о Российской армии;
  • воспитание чувства уважения к российскому воину, его силе и смелости;
  • развитие и обогащение речи дошкольников, его эрудиции и интеллекта;
  • организация работы с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье.

    Проект осуществлялся в несколько этапов: организационно-подготовительный, основной (этап непосредственной реализации) и итоговый.

    На организационно-подготовительном этапе мы обозначили проблему и тему проекта, цель и задачи. Кроме того были подобраны художественная литература; разработаны необходимые материалы: конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарии бесед, конкурсов; составлен план его реализации.

    Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта: проведение запланированных мероприятий. На этом этапе мы знакомили детей с рассказами о военной службе, Российской армии, русскими богатырями, произведениями («На век запомни» М.Исаковского, «Баллада о черном куске» Ф.Лифшица и др.) Дети с удовольствием заучивали и читали стихотворения «Мой дедушка» Л.Татьяничевой, «23 февраля» И. Прошева и др.

    В процессе специально организованной образовательной деятельности дошкольники знакомились с пословицами и поговорками о храбрости, героизме воинов, солдатской службе и товариществе.

    В рамках реализации проекта были запланированы и проведены игры патриотического направления:

  • дидактические: «Подбери картинку», «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику», «Военная техника» и др.
  • сюжетно-ролевые: «Танкисты», «Строим крепость», «Военный парад»;
  • подвижные игры, игры-соревнования: «Самый меткий», «Самый смелый», «Меткий стрелок» и др.

    Совместно с родителями были проведены спортивные досуги: «Папа, мама, я -спортивная семья», «Смелые, сильные, ловкие».

    Формированию у детей любви к Родине , уважения к Российской армии и солдату способствовала также художественная деятельность (рассматривание репродукций картин и плакатов на военную тематику; дети лепили и рисовали военную технику, боевые машины; делали аппликации-подарки  папам и дедушкам; конструировали танки, крепости, самолеты ).

   Свои таланты и умения дошкольники демонстрировали родителям и гостям детского сада на музыкальных мероприятиях.

В рамках патриотического воспитания мы попробовали использовать модель «Технология организации жизнедеятельности детей «Команда» с использованием материалов смотра – конкурса «Папа, мама, я – большие мастера».

время

форма

участники

7.00-9.00

Приход, общение, игры, персональное сочинение сказки, рисование сказки, где герои – поделки выставки.

Основной состав группы, педагог-психолог, гости(родители)

9.10-9.50

Работа в центре активности – в холле, где развернута выставка

Основной состав группы, педагог-психолог,

Два раза в неделю

Театрализованная деятельность

Основной состав группы, музыкальный руководитель

15.30-16.50

Чтение сказок, придуманных детьми, свободные игры

Основной состав группы

16.50-17.00

Подведение итогов дня

Основной состав группы, педагог-психолог

Отрадно, что сказки, которые сочиняли дети, были похожи на русские народные: то же начало сказки и ее окончание, в сюжете доброта побеждает зло.

Таким образом мы поддерживаем детскую инициативу и способствуем проявлению детской активности, создаем каждому ребенку условия для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возможностей и интересов с учетом возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...