Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через изодеятельность
консультация на тему

Полякова Галина Александровна

В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребёнка.

В связи с этим перед дошкольным учреждением встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что, в свою очередь, требует совершенствования учебно - воспитательного процесса с учётом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через изодеятельность

В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребёнка.

В связи с этим перед дошкольным учреждением встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что, в свою очередь, требует совершенствования учебно - воспитательного процесса с учётом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Как показали исследования Л. С. Выготского, В.В. Давыдова,  Е.Н.  Игнатьева воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно - воспитательной деятельности в ДОУ.

Возникающее в дошкольном возрасте творческое  воображение – важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формирования личности ребёнка в целом.

Начинать формировать воображение ребёнка можно с самого раннего возраста, надо искать и находить всё новые и новые пути для развития умения фантазировать. Педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком (как объективно, так и субъективно) нового значимого только для конкретного лица продукта. Именно создание нового путём рисования, аппликации  и составляет результат творческой деятельности дошкольников. В процессе изодеятельности ребёнок испытывает разнообразные чувства, радуется красивому изображению, любуется им, огорчается, если что-то не получается, старается добиться результата или наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься. Разумеется, в этом случае, чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь, совет помогают ребёнку приобрести различные знания, новые изобразительные навыки и умения, уточнить и углубить его представления об окружающем, рассмотреть его творческие возможности и осознать их исполнение. Всё это весьма значимо для интеллектуального развития. И созданный результат разнообразных преднамеренных действий продукт является, как правило, новым.

Изучение воображения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью характеризуется особенностями в развитии этой функции. Они выражаются, прежде всего, в том, что в отличие от воображения нормально развивающихся дошкольников воображение  дошкольников с интеллектуальной недостаточностью  не становится творческим, а носит репродуктивный характер и зависит от свойственного им отставания в интеллектуальном развитии, существенным компонентом которого является несформированность предпосылок творческого воображения. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий, отрицательно отражается   на предмет деятельности.

Чтобы решить данную проблему, я решила  выработать коррекционную систему работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью по развитию творческого воображения на занятиях по рисованию, аппликации  с использованием нетрадиционных методов и приёмов.

Цель: развитие творческого воображения и обучение использования в работе разнообразных средств выразительности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по рисованию, аппликации.

 Задачи:  - учить детей проявлять творчество при работе с новыми материалами (ватные подушечки, цветные салфетки, опилки, манку, соль);  

– развивать воображение, мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие;  -  мелкую моторику, - воспитывать интерес к рукотворному миру,  - улучшать общую и двигательную активность, создавать эмоционально – комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.  

В дошкольной педагогике применяются разнообразные методы и приёмы обучения.

Методы и приёмы:

- массаж кистей рук, - пальчиковая гимнастика, - физминутки, - пальчиковые игры со словами, - пальчиковый театр.

Избранные методы должны соответствовать:

 - общей цели и задачам;

 - специфике вида деятельности;

 - возрастным и интеллектуальным особенностям детей.

Для развития данной психологической функции у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью даёт положительные результаты в том случае, когда работа педагога в этом направлении носит целенаправленный характер.

Для развития  положительной  мотивации  и интереса к творческой деятельности, важно обеспечить условия, способствующие проявлению интереса и желания детей.

 - материальные  (оборудование, обстановка и т. д.);

 - расширение круга его представлений, обогащение новыми впечатлениями, накопление опыта;

 - создание эмоционально благополучной атмосферы на занятиях;

 - положительное отношение к творческой деятельности.

Основой для развития творческого воображения ребёнка является накопление и обобщение жизненных впечатлений. Наличие достаточного эмоционально – чувственного и художественного опыта.

Развитие творческого воображения основывается на принципе развивающего обучения, учёта возрастных, психологических и индивидуальных  особенностей ребёнка, при котором оно должно вести за собой развитие, ориентируясь на  те компоненты способностей, которые ещё не сформировались, но должны сформироваться в ходе такого обучения.

Основные блоки коррекционной работы:

  1. Диагностический – заключается в первоначальной диагностике творческого воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста перед проведением занятий, так и в последующей диагностике во время проведения занятий по изодеятельности.
  2. Развивающий – планирование и проведение занятий.

3. Заключительный – состоит в формировании и закреплении полученных знаний.

Этап реализации работы

Первый этап имел своей целью установление первоначального уровня развития творческого воображения детей средствами изодеятельности. По тестам « Доброе и злое», разработанный А.А. Мелик – Пашаевым и « Дорисуй картинку», разработанный Э. Торренсон и адаптированный О. М. Дьяченко.

Для второго этапа своей работы  составила перспективный план развития творческого воображения на занятиях по изодеятельности.  Для развития творческого воображения использую следующие   методы: « Фантастический образ»,  « Что бы это могло быть?».

На этом этапе больше уделяю внимания на использование   приёмов, которые способствовали бы развитию творческого воображения   -  беседа, рассказ, чтение произведений, наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций.

В качестве развивающих упражнений  использую  вырезание симметричных фигур из бумаги сложенных вдвое, симметричных узоров из листа сложенного в несколько раз, вырезание силуэтных изображений по контуру и на глаз.

На третьем этапе  провожу повторную диагностику.  Это позволяет оценить динамику развития ребёнка, спланировать дальнейшую работу с учётом дополнительных занятий. Детские работы  становятся лучше, интереснее, сюжет  насыщенней, обогащённый образами.

Вариант коррекционной работы предполагает индивидуальные занятия или парами  с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Периодичность занятия 1 раз в неделю, каждое занятие рассчитано на 15- 20 мин.

Литература.

Борякова Н.Ю.  Ступенька развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР у детей. Москва, « Гном – Пресс», 2002г.

Вересов Н.Н. Культура и творчество как психологические идеи. «Вопросы психологии», №!1,2-1992

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Москва, «Просвещение», 1991г.

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. – Москва, « Академия», 1999г.

Комарова Т.С. Изобразительное творчество в детском саду. – Москва, « Педагогика», 1984г.

Марцинковская Т.Ф. Диагностика психического развитие детей. – Москва, « Линка-пресс», 1997г.

Маханёва М. Ищем новые формы развития творчества дошкольников.  «Дошкольное воспитание», № 7 – 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

предлагаю вашему вниманию материал из опыта работы по  использованию           нетрадиционных техник рисования...

Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через изодеятельность

Возникающее в дошкольном возрасте творческое  воображение – важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формирования личности ребёнка в целом....

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Ум ребенка – на кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийСпособность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоиз...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ -ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ»

В данной презентации описывается   обобщение педагогическиого опыта. Формировался опыт на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад№86", в рамках раб...

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...