Проект "Земля- наш дом".
проект (подготовительная группа) на тему

Малышева Любовь Ивановна

  Пояснительная записка.

Проект «Земля - наш  дом» является источником первоначальных  знаний детей о географии.

Дети обладают природной страстью к познанию мира, к открытиям, любят путешествовать. Поэтому именно география – как наука об окружающем пространстве, помогает нам в увлекательных «путешествиях» знакомить детей с растительным и животным миром, и народами населяющих нашу землю.

В течение года два раза в месяц проводим занятия и организуем совместную деятельность детей с взрослыми. Дети старшего возраста легко учиться ориентироваться на планах, «читать» карты, работать с глобусом. Играя с моделями континентов и картами, дети непроизвольно запоминают названия материков, морей, океанов, стран. В совместной деятельности дети создают ландшафты, рисуют, выполняют поделки из природных материалов, фантазируют, участь излагать свои мысли. Получив необходимую информацию, дети самостоятельно и с помощью родителей выполняют домашние задание. Составляют сообщения, выполняют рисунки.

Проект помог нам  повести детей в мир захватывающих приключений и путешествий, научить  исследовать и любить окружающий мир.

Проект: «Земля – наш дом».

Тип проекта: информационно-познавательный, исследовательский, творческий, групповой, долгосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

Проблема

Детям логопедической группы, наряду с речевыми нарушениями характерно:

* недостаточная сформированность психических процессов связанных с речью (память, мышление, внимание);

* малая активность в разных видах деятельности;

* слабое развитие поискового поведения;

* инициативности;

* слабое развитие мелкой моторики рук.

Отклонения в речевом развитии затрудняют общения с окружающими, препятствуют формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально- волевую сферу. Общеизвестный факт, что эти дети в период обучения в школе имеют  трудности.

Учитывая существующие проблемы, бал разработан проект «Земля - наш  дом».

        Проект представляет собой интеграцию различных видов деятельности (природоведческой, речевой, игровой, трудовой, изобразительной). В качестве основной деятельности проекта выступает – продуктивная.

                                                      Актуальность.

   Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования - потеря живости, притягательности процесса познания, снижения положительной мотивации к процессу приобретения знаний. Из года в год увеличивается число дошкольников не желающих идти в школку. Учитывая, что данный возраст является наиболее благоприятным для формирования познавательно- поисковой и творческой деятельности, актуальной становиться необходимость включения в содержание образования дошкольников- технологии проектирования.

Использование данной технологии, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать задачи познавательно речевого развития и творческой активности, что очень важно для будущих школьников.

Цель: Формирование у дошкольников активно- творческого отношения к окружающему миру.

Задачи:

         Расширять представления детей о целостности окружающего  мира через интеграцию         различных видов деятельности и видов искусств.

·        Развивать творческий потенциал каждого ребенка в совместной деятельности с взрослыми.

·        Учить детей получать знания самостоятельно.

·        Развивать познавательную активность и речевую сферу детей, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

 

·        Повысить компетентность родителей по вопросам формирования познавательно- поисковой и творческой деятельности детей, а так же привлечь их к активному участию в жизни группы.

 

Предполагаемые итоги реализации проекта.

·        Повышение познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков детей.

·        Повышение уровня речевого развития и мелкой моторики.

·        Усвоение детьми информации и систематизации занятий об окружающем мире, расширения их кругозора.

·         Повышение компетентности родителей в вопросах развития своих детей и активное участи в жизни группы.

·        Создание предпосылок к более успешной адаптации к образовательной деятельности в школе.

·        Пополнение предметно - развивающей среды группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы проекта

I этап Организационно- дидактический и прогностический (Сентябрь)

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

·    Определение целей и задач проекта.

·   Составление перспективного планирования.

·   Подготовка материальной базы.

·   Методическое обеспечение.

·   Изучение литературы по проблеме.

·   Диагностика, выявление проблем.

·   Прогнозирование результатов.

·   Исходная диагностика (познавательной и творческой активности).

·   Определяет цели и задачи проекта, содержание деятельности.

·   Составляет перспективное планирование.

·   Прогнозирует результат.

·   Организует развивающую среду.

· Выполняют задачи по диагностики.

· Учавствуют в разработке проекта.

· Знакомятся с соответствующей литературой (энциклопедии, атлас, географическими картами и глобусом)

·   Знакомятся с результатом диагностики, проблемой, целью, задачами проекта.

·   Получают информацию о способах реализации проекта.

·   Учувствуют в создании развивающей среды и материальной базы.

 

II этап Практический.  Коррекционно развивающий (Октябрь-апрель)

Содержание

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Деятельность родителей

·  Реализация проекта.

·  Отслеживание текущих и промежуточных результатов.

·   Работа кружков «Волшебные пальчики» (оригами), «Веселые краски» (нетрадиционное рисование)

·  Реализация задач проекта.

·  Коррекционно- развивающая работа с детьми.

·  Выставка продуктивной деятельности.

·  Совместные досуги с детьми.

·  Экскурсии в природу, наблюдения.

·  Опытно-эксперементальная деятельность в уголке природы на прогулке.

 

·   Участие в реализации проекта.

·   Участие в создании коллективных творческих работ.

·   Участие в выставках и конкурсах.

·   Участие в театрализованных представлениях.

·   Знакомятся с детской литературой по заданной теме.

·   Работа с картой и глобусом.

·   Учатся делать сообщения и проводить экскурсии в мини-музеях группы.

·  Участвуют в различных проектах.

·  Вместе с детьми выполняют задания воспитателя.

·  Участвуют вместе со своим ребенком в выставках и конкурсах получают индивидуальные консультации педагогов.

·  По желанию или предложению воспитателя участвуют во всех мероприятиях по реализации проекта.

 

 

 

III этап Обобщающий, итоговый

Содержание

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Деятельность родителей

·   Поведение итоговой диагностики.

·   Обработка данных и анализ результатов.

·   Соотнесение результатов с постановленными целями.

·   Анкетирование.

·  Проведение диагностики.

·  Анализ результатов.

·  Подведение итогов, и ознакомление с ними родителей.

·  Соотношение результатов с постановленными целями.

·  Выявление причин недостатков и успеха.

·  Проведение анкетирования.

 

·   Выполняют занятия по диагностике.

·   Помогают воспитателю в оформлении результатов продуктивной деятельности (сообщения, макеты, коллекции, создание альбома: «С чего начинается родина», самодельные книги: «Космические сказки».

·      Знакомятся с результатом диагностики своего ребёнка.

·      Получают консультации по составлению дальнейшего индивидуального маршрута развития своего ребенка.

·      Учувствуют в подведении итогов проекта.

·      Отвечают на вопросы анкеты.

 

 

Формы работы с детьми.

 

 

image

 

 

 

 

 

Перспективное планирование образовательной деятельности.

«География знакомит с планетой - Земля».

Подготовительная группа

Цель: Систематизирование  интересов детей, адаптирование географии к детскому возрасту, с помощью увлекательного «путешествия» по миру.

Задачи:

-Развивать пространственное воображение, память, внимание.

-Стимулировать интерес к миру и к процессу познания.

-Расширять  кругозор детей через знакомство с животным и растительным миром, культурой народов разных стран, континентов.

 

Дата

Занятие

Содержание работы

Совместная деятельность во II половине дня

Сентябрь

1.     Что такое план и масштаб?

 

 

 

 

 

 

2.      План комнаты.

Обводки геометрических фигур, различных предметов, игрушек. Получение изображения предметов в плане. Сопоставление с формой реального предмета. Изображение предметов в уменьшенном виде, т.е. масштабе.

Рисование плана игрушечной комнаты, построенной совместно,

потом - план группы. Все предметы подписать, закрасить.

Строительство из конструктора комнаты для игрушек. Домашнее задание: «План моей комнаты».

Октябрь

3.     Вид сверху и условные обозначения. Что такое карта?

 

 

4.      Глобус- модель Земли

 Размер предметов в зависимости от расстояния. Чем дальше, тем предмет кажется меньше. Рассматривание снимков, картинок, карт, сделанных с высоты птичьего полета. Условные обозначения домов, улиц, рек, деревьев, леса. Игра «Что видят птицы». Как выглядит Земля, если поднимать все выше. А если полететь на ракете? Земля похожа на шар, на ней есть участки суши, окруженные водой.

 Глобус- модель огромной Земли. Отличие глобуса от карты.

Составление, рисование карты того, что видим из окна

 

Рисование: «Полет на воздушном шаре»

Ноябрь

5.     Материки и океаны

 

 

6.     Делаем свой глобус.

«Разноцветная» - земля; синие - моря, океаны, реки; коричневые - горы; желтый - пустыни; зелены - леса, джунгли, тундра, белый - снега, лед. Сколько материков на земле? Как они расположены?

Объяснить понятия полюс и экватор. На полюсах холодно, а экватор - самое теплое место на планете. Северный полюс - южный полюс.

Изготовление из картона материков.

Раскладывание их на карте.

Декабрь

7.     Антарктида и Артика

 

 

 

8.     Евразия

 

 

 

 

 

 

 

9.     Россия- Родина моя!

История открытия Антарктиды. Антарктида и Артика животный мир, особенности климата.

 

Европа+Азия= Евразия. Острова: Япония и Англия. Природа континента, его народы, страны. Чтение народных сказок различных стран. Рассмотрение картинок, о различных странах.

 

Где мы живем? Россия - многонациональная страна. Культура, традиции, обычаи. Архитектурные памятники, города, музеи.

Обводка Антарктиды, и ее обитателей. Создание её плана. Обводка материка и её обитателей, приклеивание на карту. Рисование «Дружный хоровод» Изготовление панно «Хакасия – моя малая Родина»

Январь

10.                               Африка

 

 

 

 

 

 

 

11.                              Австралия

 

Пустыни, горы, джунгли, саванны. Положение Африки относительно экватора. Рассказы о народах и быте, о богатом животном и растительном мире.

 

 

История открытия Австралии. Природа. Аборигены. Бумеранг. Сказки. Острова, прилегающие к Австралии. Океания.

Обводка Африки и ее обитателей, приклеивание на карту Чтение «Бармолей» африканских сказок. Изготовление макета «Африка». Обводка материка и её обитателей. Приклеивание на карту. 

Февраль

12.         Америка (северная и южная)

 

13. Путешествие по материкам

Америка- часть света, состоит из двух материков. История открытия Америки. Природа. Индейцы, их быт, сказки, песни. Страны.

Рассматривается «глобус» сделанный детьми. Называние материков и океанов. Путешествие по карте, рассказывание как можно попасть на тот или иной континент.

Обводка материков и их обитателей. Составление рассказа: «Куда бы я отправился в путешествие?»

Март

14. История образования Земли

 

15. Жизнь на планете Земля

 

 

Солнечная система. Космос (орбиты, планеты, спутник Земли- луна, звезды, кометы).

 

Появление жизни на Земле. Жизнь первобытных людей.

Пластилин: «Солнечная система»

Апрель

16. Равнины и горы (вулканы)

 

17. Путешествие  вглубь океана

Рельеф. Природные особенности. Животный и растительный мир. Леса и горы.

Рассказ о подводном мире, о существах, живущих в реках, озерах, морях и океанах.

Изготовление гор из песка на участке. Нанесение на карту названий океанов, рек, морей. Изготовление макета «Морское дно»

Май

18. Земля - наш общий дом

 

19. Итоговое занятие КВН «Мы все земляне»

Экологическая опасность на Земле. Бережное отношение к природе. Миру - мир! Нет - войне!

 

Игры, конкурсы

Создание плаката «Она живая! Берегите её!»

 

                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemlya_nash_dom.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

  Пояснительная записка.

Проект «Земля - наш  дом» является источником первоначальных  знаний детей о географии.

Дети обладают природной страстью к познанию мира, к открытиям, любят путешествовать. Поэтому именно география – как наука об окружающем пространстве, помогает нам в увлекательных «путешествиях» знакомить детей с растительным и животным миром, и народами населяющих нашу землю.

В течение года два раза в месяц проводим занятия и организуем совместную деятельность детей с взрослыми. Дети старшего возраста легко учиться ориентироваться на планах, «читать» карты, работать с глобусом. Играя с моделями континентов и картами, дети непроизвольно запоминают названия материков, морей, океанов, стран. В совместной деятельности дети создают ландшафты, рисуют, выполняют поделки из природных материалов, фантазируют, участь излагать свои мысли. Получив необходимую информацию, дети самостоятельно и с помощью родителей выполняют домашние задание. Составляют сообщения, выполняют рисунки.

Проект помог нам  повести детей в мир захватывающих приключений и путешествий, научить  исследовать и любить окружающий мир.

Проект: «Земля – наш дом».

Тип проекта: информационно-познавательный, исследовательский, творческий, групповой, долгосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

Проблема

Детям логопедической группы, наряду с речевыми нарушениями характерно:

* недостаточная сформированность психических процессов связанных с речью (память, мышление, внимание);

* малая активность в разных видах деятельности;

* слабое развитие поискового поведения;

* инициативности;

* слабое развитие мелкой моторики рук.

Отклонения в речевом развитии затрудняют общения с окружающими, препятствуют формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально- волевую сферу. Общеизвестный факт, что эти дети в период обучения в школе имеют  трудности.

Учитывая существующие проблемы, бал разработан проект «Земля - наш  дом».

        Проект представляет собой интеграцию различных видов деятельности (природоведческой, речевой, игровой, трудовой, изобразительной). В качестве основной деятельности проекта выступает – продуктивная.

                                                      Актуальность.

   Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования - потеря живости, притягательности процесса познания, снижения положительной мотивации к процессу приобретения знаний. Из года в год увеличивается число дошкольников не желающих идти в школку. Учитывая, что данный возраст является наиболее благоприятным для формирования познавательно- поисковой и творческой деятельности, актуальной становиться необходимость включения в содержание образования дошкольников- технологии проектирования.

Использование данной технологии, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать задачи познавательно речевого развития и творческой активности, что очень важно для будущих школьников.

Цель: Формирование у дошкольников активно- творческого отношения к окружающему миру.

Задачи:

         Расширять представления детей о целостности окружающего  мира через интеграцию         различных видов деятельности и видов искусств.

  • Развивать творческий потенциал каждого ребенка в совместной деятельности с взрослыми.
  • Учить детей получать знания самостоятельно.
  • Развивать познавательную активность и речевую сферу детей, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

  • Повысить компетентность родителей по вопросам формирования познавательно- поисковой и творческой деятельности детей, а так же привлечь их к активному участию в жизни группы.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

  • Повышение познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков детей.
  • Повышение уровня речевого развития и мелкой моторики.
  • Усвоение детьми информации и систематизации занятий об окружающем мире, расширения их кругозора.
  •  Повышение компетентности родителей в вопросах развития своих детей и активное участи в жизни группы.
  • Создание предпосылок к более успешной адаптации к образовательной деятельности в школе.
  • Пополнение предметно - развивающей среды группы.

Этапы проекта

I этап Организационно- дидактический и прогностический (Сентябрь)

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

  •  Определение целей и задач проекта.
  • Составление перспективного планирования.
  • Подготовка материальной базы.
  • Методическое обеспечение.
  • Изучение литературы по проблеме.
  • Диагностика, выявление проблем.
  • Прогнозирование результатов.
  • Исходная диагностика (познавательной и творческой активности).
  • Определяет цели и задачи проекта, содержание деятельности.
  • Составляет перспективное планирование.
  • Прогнозирует результат.
  • Организует развивающую среду.
  • Выполняют задачи по диагностики.
  • Учавствуют в разработке проекта.
  • Знакомятся с соответствующей литературой (энциклопедии, атлас, географическими картами и глобусом)
  • Знакомятся с результатом диагностики, проблемой, целью, задачами проекта.
  • Получают информацию о способах реализации проекта.
  • Учувствуют в создании развивающей среды и материальной базы.

II этап Практический.  Коррекционно развивающий (Октябрь-апрель)

Содержание

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Деятельность родителей

  • Реализация проекта.
  • Отслеживание текущих и промежуточных результатов.
  • Работа кружков «Волшебные пальчики» (оригами), «Веселые краски» (нетрадиционное рисование)
  • Реализация задач проекта.
  • Коррекционно- развивающая работа с детьми.
  • Выставка продуктивной деятельности.
  • Совместные досуги с детьми.
  • Экскурсии в природу, наблюдения.
  • Опытно-эксперементальная деятельность в уголке природы на прогулке.

  • Участие в реализации проекта.
  • Участие в создании коллективных творческих работ.
  • Участие в выставках и конкурсах.
  • Участие в театрализованных представлениях.
  • Знакомятся с детской литературой по заданной теме.
  • Работа с картой и глобусом.
  • Учатся делать сообщения и проводить экскурсии в мини-музеях группы.
  • Участвуют в различных проектах.
  • Вместе с детьми выполняют задания воспитателя.
  • Участвуют вместе со своим ребенком в выставках и конкурсах получают индивидуальные консультации педагогов.
  • По желанию или предложению воспитателя участвуют во всех мероприятиях по реализации проекта.

III этап Обобщающий, итоговый

Содержание

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Деятельность родителей

  • Поведение итоговой диагностики.
  • Обработка данных и анализ результатов.
  • Соотнесение результатов с постановленными целями.
  • Анкетирование.
  • Проведение диагностики.
  • Анализ результатов.
  • Подведение итогов, и ознакомление с ними родителей.
  • Соотношение результатов с постановленными целями.
  • Выявление причин недостатков и успеха.
  • Проведение анкетирования.

  • Выполняют занятия по диагностике.
  • Помогают воспитателю в оформлении результатов продуктивной деятельности (сообщения, макеты, коллекции, создание альбома: «С чего начинается родина», самодельные книги: «Космические сказки».
  • Знакомятся с результатом диагностики своего ребёнка.
  • Получают консультации по составлению дальнейшего индивидуального маршрута развития своего ребенка.
  • Учувствуют в подведении итогов проекта.
  • Отвечают на вопросы анкеты.

Формы работы с детьми.

Перспективное планирование образовательной деятельности.

«География знакомит с планетой - Земля».

Подготовительная группа

Цель: Систематизирование  интересов детей, адаптирование географии к детскому возрасту, с помощью увлекательного «путешествия» по миру.

Задачи:

-Развивать пространственное воображение, память, внимание.

-Стимулировать интерес к миру и к процессу познания.

-Расширять  кругозор детей через знакомство с животным и растительным миром, культурой народов разных стран, континентов.

Дата

Занятие

Содержание работы

Совместная деятельность во II половине дня

Сентябрь

  1. Что такое план и масштаб?

  1.  План комнаты.

Обводки геометрических фигур, различных предметов, игрушек. Получение изображения предметов в плане. Сопоставление с формой реального предмета. Изображение предметов в уменьшенном виде, т.е. масштабе.

Рисование плана игрушечной комнаты, построенной совместно,

потом - план группы. Все предметы подписать, закрасить.

Строительство из конструктора комнаты для игрушек. Домашнее задание: «План моей комнаты».

Октябрь

  1. Вид сверху и условные обозначения. Что такое карта?

  1.  Глобус- модель Земли

 Размер предметов в зависимости от расстояния. Чем дальше, тем предмет кажется меньше. Рассматривание снимков, картинок, карт, сделанных с высоты птичьего полета. Условные обозначения домов, улиц, рек, деревьев, леса. Игра «Что видят птицы». Как выглядит Земля, если поднимать все выше. А если полететь на ракете? Земля похожа на шар, на ней есть участки суши, окруженные водой.

 Глобус- модель огромной Земли. Отличие глобуса от карты.

Составление, рисование карты того, что видим из окна

Рисование: «Полет на воздушном шаре»

Ноябрь

  1. Материки и океаны

  1. Делаем свой глобус.

«Разноцветная» - земля; синие - моря, океаны, реки; коричневые - горы; желтый - пустыни; зелены - леса, джунгли, тундра, белый - снега, лед. Сколько материков на земле? Как они расположены?

Объяснить понятия полюс и экватор. На полюсах холодно, а экватор - самое теплое место на планете. Северный полюс - южный полюс.

Изготовление из картона материков.

Раскладывание их на карте.

Декабрь

  1. Антарктида и Артика

  1. Евразия

  1. Россия- Родина моя!

История открытия Антарктиды. Антарктида и Артика животный мир, особенности климата.

Европа+Азия= Евразия. Острова: Япония и Англия. Природа континента, его народы, страны. Чтение народных сказок различных стран. Рассмотрение картинок, о различных странах.

Где мы живем? Россия - многонациональная страна. Культура, традиции, обычаи. Архитектурные памятники, города, музеи.

Обводка Антарктиды, и ее обитателей. Создание её плана. Обводка материка и её обитателей, приклеивание на карту. Рисование «Дружный хоровод» Изготовление панно «Хакасия – моя малая Родина»

Январь

  1.  Африка

  1. Австралия

Пустыни, горы, джунгли, саванны. Положение Африки относительно экватора. Рассказы о народах и быте, о богатом животном и растительном мире.

История открытия Австралии. Природа. Аборигены. Бумеранг. Сказки. Острова, прилегающие к Австралии. Океания.

Обводка Африки и ее обитателей, приклеивание на карту Чтение «Бармолей» африканских сказок. Изготовление макета «Африка». Обводка материка и её обитателей. Приклеивание на карту.  

Февраль

  1. Америка (северная и южная)

13. Путешествие по материкам

Америка- часть света, состоит из двух материков. История открытия Америки. Природа. Индейцы, их быт, сказки, песни. Страны.

Рассматривается «глобус» сделанный детьми. Называние материков и океанов. Путешествие по карте, рассказывание как можно попасть на тот или иной континент.

Обводка материков и их обитателей. Составление рассказа: «Куда бы я отправился в путешествие?»

Март

14. История образования Земли

15. Жизнь на планете Земля

Солнечная система. Космос (орбиты, планеты, спутник Земли- луна, звезды, кометы).

Появление жизни на Земле. Жизнь первобытных людей.

Пластилин: «Солнечная система»

Апрель

16. Равнины и горы (вулканы)

17. Путешествие  вглубь океана

Рельеф. Природные особенности. Животный и растительный мир. Леса и горы.

Рассказ о подводном мире, о существах, живущих в реках, озерах, морях и океанах.

Изготовление гор из песка на участке. Нанесение на карту названий океанов, рек, морей. Изготовление макета «Морское дно»

Май

18. Земля - наш общий дом

19. Итоговое занятие КВН «Мы все земляне»

Экологическая опасность на Земле. Бережное отношение к природе. Миру - мир! Нет - войне!

Игры, конкурсы

Создание плаката «Она живая! Берегите её!»