Пропедевтический курс подготовки детей к школе
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Поскина Татьяна Юрьевна

Цель курса: психологическая профилактика возможных трудностей при адаптации к школе

Задачи курса:

Ø  Формирование адекватных представлений о школьной жизни;

Ø  Осознание ребенком специфики позиции школьника;

Ø  Развитие коммуникативной готовности детей к школе;

Ø  Выработка ситуативно -адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни будущих первоклассников;

Ø  Повышение уровня школьной мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon propedevticheskiy_kurs.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОГИМНАЗИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

пропедевтического курса

подготовки детей к школе

вид программы: компилятивная

направление: профилактическая

автор-составитель: педагог-психолог Поскина Т.Ю.

г.Сургут 2010

Пояснительная записка

Понятие преемственности изначально трактуется на основе философского понимания этого термина. «Преемственность – это связь между различными этапами и ступенями развития. Связывая настоящее с прошлым и будущим, преемственность тем самым обуславливает устойчивость целого» (Э. Баллер).

Преемственность важна прежде всего на начальных ступенях образования – между детским садом и начальной школой. Именно на этих ступенях «закладывается зона отдаленного развития субъектов и творцов педагогического процесса – педагогов и детей»(Л.С.Выготский).

Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович, характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.

В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой.

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Если на общее развитие ребенка направлены дошкольные образовательные программы МОУ «Прогимназии», то на повышение мотивационной готовности, снижение уровня тревожности в связи с  переходом к новой социальной позиции («внутренней позиции школьника»); формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми отдельной программы нет.

Но поставим себя на место ребенка, пусть даже прекрасно пишущего графические диктанты и в совершенстве обладающего произвольностью, который впервые переступает порог школьного здания. Что мы знаем про него? Ему предстоит адаптироваться в системе, которая кардинально отличается от всего, с чем он (как дошкольник) имел дело прежде. Ему необходимо научиться строить свое поведение в соответствии с новой системой социально заданных правил. Он становится Учеником, он вступает во владение тем опытом, которое накопило человечество. Ребенок осваивает новый, совершенно незнакомый вид деятельности. Ему нужно освоить абсолютно новые правила поведения. Он так стремится стать настоящим школьником, но не очень-то понятно, что для этого требуется, а ожидания взрослых от ребенка как ученика зачастую нереалистичны. Наш маленький первоклассник оказывается один на один со множеством неожиданных проблем: как обратиться к новым знакомым, что делать на уроке, а что на перемене…

Вспомним, что поступление ребенка в школу означает, прежде всего, огромные нагрузки на детский организм. И если в довершение к этим нагрузкам ребенок испытывает настоящий стресс и тревогу, вызванные сложностью и непонятностью новой социальной ситуации, процесс адаптации ребенка к школе значительно осложняется.

Размышления о том, как помочь детям при встрече с новой для них школьной ситуацией, и привели к разработке пропедевтического цикла психологических занятий для детей старшего дошкольного возраста.

    Программа пропедевтического курса построена на основе следующих принципов:

  - учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность- ведущую для этого периода развития;

  - сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;

  - обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром,

  - обеспечение познавательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности;

Психолог посвящает свои занятия развитию эмоционально-волевой сферы и коммуникативной компетентности детей (компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости).

 

Цель курса: психологическая профилактика возможных трудностей при адаптации к школе

Задачи курса:

  • Формирование адекватных представлений о школьной жизни;
  • Осознание ребенком специфики позиции школьника;
  • Развитие коммуникативной готовности детей к школе;
  • Выработка ситуативно -адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни будущих первоклассников;
  • Повышение уровня школьной мотивации.

Продолжительность занятий 20-25 минут. Одно занятие в неделю.

Количество детей в группе 10-12 человек. При необходимости можно увеличить.

Формы работы: подвижные игры, ролевые игры, беседы, упражнения.

Количество занятий 10. Оптимальное время – вторая половина учебного года.

Тематика занятий:

  1. Школа и школьные правила.
  2. Дошкольник и школьник.
  3. Элементарные поведенческие навыки.
  4. Ситуативно-адекватные реакции.

Пропедевтические занятия разделены на 4 блока по темам:

  1. Школа и школьные правила. В рамках этой темы ребенок получает и осмысливает конкретную информацию об устройстве школьной жизни, осознает принципиальные отличия дошкольного учреждения и школы.
  2. Дошкольник и школьник. Ребенок получает адекватные представления о себе, как о дошкольнике, так и о школьнике. Здесь проводится диагностика представлений ребенка о школе.
  3. Элементарные поведенческие навыки школьника. На этом этапе идет работа с произвольностью в поведении. Основной упор делается на пропедевтику школьных правил, но сами правила не вводятся. Знакомство ребенка со школьными правилами происходит, когда он становиться первоклассником. 
  4. Ситуативно- адекватные реакции. Работа с этой темой во многом строится на обучении ребенка возможным вариантам поведения, которые моделируются в рассказе, обсуждаются и отрабатываются на игровых упражнениях. 

В начале и завершении пропедевтического цикла так же проводится диагностика методом  проективного рисунка «Дошкольник-школьник» и  тест «Мотивационная готовность», разработанный А.Л.Венгером.

Предполагаемый результат: развитие коммуникативной компетентности у детей, снижение уровня школьной тревожности и школьных страхов, формирование уверенного поведения.

Учебно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Цель

Краткое содержание

  1. Школа и школьные правила.

  1. Устройство школьной жизни.

1 ч.

Формирование мотивов, побуждающих к учению

Дать детям первый опыт знакомства  с устройством школы. Ввести понятие «учитель». Побудить стремление детей к приобретению знаний

  1. Мой портфель.

1 ч.

 Развитие эмоционально-волевую готовность

Подвести детей к важности умения самостоятельно собирать портфель, принятию ответственности на себя.

  1. Школьные правила.

1 ч.

Формировать готовность детей действовать по правилам школы.

Знакомство ребенка со школьными правилами.

Осознание важности управлять своим поведением, соблюдать нормы и правила.

  1. Дошкольник и школьник

  1. Дошкольник и школьник.

1 ч.

Первоначальное формирование личности ребенка с  новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»)

Помочь детям в  осознании принятии себя в новой «позиции школьника». Дать адекватные представления о школьнике о дошкольнике.

  1. Режим дня школьника.

1 ч.

Формирование умений организовывать свою деятельность.

Дать понятие режим дня школьника и дошкольника. Помочь детям осознать важность умения организации своего времени. выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке.

  1. Элементарные поведенческие навыки школьника.

  1. Я -  школьник.

1 ч.

Формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения;

Показать важность умения ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия

2.Мое поведение на уроке.

1 ч.

Воспитание умения произвольно управлять собой

 Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами, принятию требований выполнения норм поведения как необходимых

  1. Ситуативно- адекватные реакции.

  1. Мой класс.

1 ч.

Формирование общественной направленности личности, т.е. обращенности к коллективу сверстников.

 Показать значимость умения работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстникам и  взрослыми. Проявлять желание участвовать в совместной деятельности, выполнять поручения, проявлять заботу о близких. Понимать, что наличие разных мнений обогащает общение людей.

  1. Трудности в школе.

1 ч.

Формирование личностных качеств  необходимых для общения со сверстниками и взрослыми.

 Подвести ребенка к необходимости стремления искать способы решения коммуникативных проблем, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обращаться к посторонней помощи. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своих поступков, слов, высказываний. Элементарно оценивать свои поступки по отношению к другим людям

  1. Завершающее занятие.

1 ч.

Подвести итоги. Диагностика.

Литература:

  1. Безруких М.М. Ступеньки к школе -М., 2001.
  2. Возможности практической психологии в образовании.Вып.3 – М,2001.
  3. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб., 1997.
  4. Газета «Школьный психолог», №40, 1999. С.8-9.
  5.  Гаврина С.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Сборник тестов –М., 2005
  6.  Гаврина С. Большая книга тестов для детей 5-6 лет. – М., 2004.
  7. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя. – М., 1991.
  8. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.,1997.
  9. Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты. – Челябинск, 1996.
  10. Истратова О.Н., Эскурато Т.В. Справочник психолога начальной школы.- Ростов н/Д, 2003.
  11. Рузина М. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых. –СПб., 1999.
  12. Филлипова С.В. Программа подготовки детей к школе. – Абакан, 2005.

        

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОГИМНАЗИЯ

Рецензия

 на программу пропедевтического курса

подготовки детей к школе,

составленную педагогом-психологом МОУ «Прогимназия» Поскиной Т.Ю.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что существует множество подходов к пониманию проблемы психологической  готовности к школьному обучению.

В тексте пояснительной записки раскрывается· понятие «готовность к школьному обучению», даются ссылки на понимание этой проблемы ведущими отечественными психологами (Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина и др.).

Программа курса предназначена дошкольникам и её целью является психологическая профилактика возможных трудностей при адаптации к школе. Задачи программы подчинены этой цели. Имеется тематическое планирование занятий курса. Занятия спланированы с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и находятся в зоне ближайшего развития детей. Наблюдается сочетание игровых и учебных видов деятельности, что помогает детям плавно войти в школьную жизнь.

Достоинством программы является то, что она может быть использована как самостоятельная форма подготовки будущих первоклассников к школе, так и в качестве дополнения к программам со специфической предметной подготовкой (русский язык, математика) и применяться как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми.

Текст пояснительной записки соответствует основным требованиям к составлению компилятивных программ. Определены предполагаемый результат, критерии эффективности курса и методы диагностики результативности программы.

Рецензент

Айтмухаметова Н.Г., замдиректора по НМР

МОУ «Прогимназия»

I блок « Школа и школьные правила».

Занятие №1.

Тема: Устройство школьной жизни.

Цель: познакомить детей со школой.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Представление программы.
  3. Ознакомительная беседа о школе.

- Кто из вас собирается в школу? Как вы готовитесь к школе? И т.п.

     4. Экскурсия в школу.

Показ классной комнаты, дать возможность посидеть за партой. Найти отличия между классной комнатой и группой в детском саду. Побеседовать с первоклассниками о том, как они помнят первые дни в школе.

  1. Возвращение в группу.
  2. Завершение занятия.

Занятие № 2.

Тема: Мой портфель.

Цель: Научить детей самостоятельно собирать портфель.

Оборудование: куклы (мальчик и девочка), в пакете разные школьно-письменные принадлежности и игрушки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Вспомнить предыдущее занятие. Что узнали, видели, чем отличается классная комната от группы.
  3. Вступительная беседа о том, что нужно для школы.
  4. Игра «Что взяли с собой в школу Катя и Саша». Катя и Саша собрались идти в первый класс, но они не знают, что берут с собой школьники, поэтому каждый из них положил в пакет разные предметы. Дети помогают отобрать только те предметы, которые необходимы школьнику.
  5. Разминка «Буратино потянулся,

                   Раз нагнулся, два нагнулся.

                   Руки в стороны развел,

                   Видно ключик не нашел.

                   Чтобы ключик нам достать-

                   Надо на носочки встать.»

  1. Завершение занятия.

Занятие №3.

Тема: Какие бывают уроки.

Цель: Формирование знаний о различных уроках.

Оборудование: различные школьные предметы (10 штук).

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Вспомнить предыдущее занятие. Что надо брать с собой в школу, а что – нет.
  3. Беседа о том, что в детском саду бывают занятия, а школе – уроки. Назвать какие занятия проводятся у детей, какие они знают названия уроков.  Ввести понятия «урок», «перемена», «учитель».
  4. Упражнение «Что нужно для урока». Используются различные школьные предметы: тетрадь, линейка, ножницы и т.п.
  5. Разминка «Сон»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот крепко, крепко спит.

Тише, мыши, не шумите,

пальчики не разбудите.

  1. Завершение занятия.

II блок « Дошкольник и школьник».

Занятие №4.

Тема: Дошкольник и школьник.

Цель: диагностика.

Оборудование: бумага, цветные карандаши.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Вспомнить предыдущее занятие, ключевые понятия «урок» и «перемена».
  3. Диагностика. Проективная методика  «Рисунок школьника и дошкольника». Разделить лист на две части, на одной нарисовать ребенка дошкольника, на второй – школьника. Никакой дополнительной инструкции не давать.
  4. Завершение занятия.

Занятие №5

Тема: Режим дня школьника.

Цель: Формирование умений организовывать свою деятельность.

Оборудование: модель часов, тетрадь «Учимся учиться».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Вспомнить предыдущее занятие.

3.  Основная часть. Вводятся понятия «режим дня школьника», «домашнего задание». Составление режима дня учеников Прогимназии:

6.30-7.00 подъем

8.00-12.00 уроки

13.00- 18.00 дополнительные занятия, выполнение домашнего задания. Психолог сообщает о школьном распорядке дня, рисует схему, на которой красным цветом обозначены уроки, а синим цветом – перемены. Границы уроков и перемен отмечены звонком. Психолог акцентирует о важности организации дня школьника.

4. Разминка. Отгадывание загадок.

Если ты его наточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? ……..

Если ей работу дашь,

Зря трудился карандаш.

Отгадай, что за вещица:

Острый клювик, а не птица.

Сеет, сеет семена

Не на поле, не на грядке –

На листах твоей тетрадки.

То я в клетку, то – в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я?.....

5. Беседа.

Отработать понятия «внимание», «положение за партой», «школьные принадлежности». Почему необходимо правильно и терпеливо сидеть за партой.

       6. Завершение занятия.

        III Элементарные поведенческие навыки.

Занятие №6.

Тема: Школьные правила.

Цель: Формирование готовности детей действовать по правилам.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Вспомнить предыдущее занятие. Понятия «режим дня школьника», «домашнего задание».
  3. Основная часть.

Введение знаков.

Знак «Я» - поднятая рука. Психолог объясняет, как ученики отвечают в школе, почему и когда необходима такая форма ответа.

Ученики с помощью знака отвечают на следующие вопросы:

Кто пришел сегодня в детский сад? У кого голубые глаза? У кого темные волосы? У кого есть дома животное? Кто ходил в зоопарк этим летом? Кто любит кататься на машине? Кто любит есть манную кашу?  Кто любит играть на компьютере? Кто любит читать книги? Кто помнит, как меня зовут?

Знак «Хором».

Дети отвечают то хором, то индивидуально, в зависимости от задания.

  1. Беседа « Какие еще правила необходимо соблюдать в школе».
  2. Завершение занятия.

Занятие №7.

Тема: Мое поведение в школе.

Цель: формирование умения просить о помощи в случае необходимости.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Вспомнить предыдущее занятие. Правило «Я» и «Хором».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

«Кот Леопольд в компьютерной стране » - курс подготовки дошкольников к школе

Программа информатики для дошколь­ников называется «Кот Леопольд в компьютерной стране ».Она прошла апробацию. Курс информа­тики разрушил некоторые стереоти­пы. В первую очередь — это нераз­рывная свя...

Консультации для родителей "Подготовка детей к школе". Советы по подготовке ребенка к школе.

Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!Подготовить ребенка к школе – не только при...

Рабочая программа по курсу «От слова к букве» (модуль программы Н. А. Федосовой «Преемственность.Подготовка детей к школе» для дошкольников) для обучающихся 6-7 лет

Рабочая программа по русскому языку  для дошкольников  разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе&r...

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет

Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...

Программа подготовительного курса по подготовке детей к школе

Формирование у ребенка готовности к обучению в школе....

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению (теоретические проблемы подготовки детей к школе) .

Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из пре...