Совершенствование связной речи детей 6-7 лет средствами пересказывания текстов
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Ткачева Валентина Антоновна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v.a._tkacheva.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Валентина Антоновна Ткачева,

воспитатель,

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детского сада № 7

 «Сказочная полянка» общеразвивающего вида

 города Заринска

Совершенствование связной речи детей 6-7 лет

средствами пересказывания текстов

Развитие речи для человека играет основополагающую роль. Язык, речь возникли в деятельности и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. Речевая культура человека -  это зеркало его духовной культуры. Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживание его чувств, души, мыслей, переживаний - красота и величие, сила и  выразительность родного слова. 

Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности. Развитие связной речи  определяет уровень  речевого и умственного развития ребёнка (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев). Ее социальная значимость и роль формирования личности неоспоримы. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. Овладение ею – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Связная речь — не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Согласно требованиям новых федеральных государственных образовательных стандартов  речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров литературы.

Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе. Обладая развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на вопросы. Аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из книг, произведений художественной литературы и устного народного творчества.

Проблемой развития речи занимаются различные науки: психология, логика, языкознание и филология, логопедия и философия. Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Актуальность представленного опыта обусловлена противоречием между достаточной разработанностью проблемы в теории и стабильно сохраняющимся высоким процентом детей с нарушением в речи.

Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их пояснение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.

Существуют различные методы и приемы развития связной речи у дошкольников. Одним из них является пересказ. Учить ребенка рассказывать и пересказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы. Поэтому работу по обучению связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста строим средствами пересказа. Ведущая идея представленного опыта заключается в создании условий  для эффективной организации учебной деятельности.

Цель:

создание условий для эффективной организации образовательной деятельности по развитию связной речи дошкольников средствами пересказа, способствующей свободному общению детей друг с другом и взрослыми.

Задачи

1. совершенствовать диалогическую форму речи детей;

2. учить связно, последовательно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

3. учить рассказывать (по плану и образцу) о предмете, сюжетной картине, составлять рассказ по картинам с последовательно развивающимися событиями;

4. развивать монологическую форму речи.

Формирование опыта по теме "Совершенствование связной речи детей» происходило с 2011 года с детьми младшего возраста, постепенно пополнялись знания в области «Речевое развитие» и накапливался практический материал:

  • 2011 год - "Развитие речи детей младшего возраста";
  • 2012 год - "Развитие речи детей через устное народное творчество";
  • 2013 год - "Развитие связной речи детей 5-6 лет";
  • 2014 год - "Совершенствование связной речи детей 6-7 лет средствами пересказывания текстов".

Интеграция с другими образовательными областями в соответствии с ФГОС ДО

1. Художественно-эстетическое развитие;

2. Социально-коммуникативное развитие;

3. Познавательное развитие;

4. Физическое развитие.

Принципы, которые легли в основу опыта

1. систематичности и  последовательности;

3. доступности;

4. нравственного воспитания.

Методы и приемы

  1. Словесные;
  2. Сюрпризный момент;
  3. Проблемная ситуация;

4. Ролевая игра;

5. Игровые упражнения и проигрывание ситуаций;

6. Моделирование;

7. Инсценировка;

8. Наглядность.

Составление плана пересказа

План пересказ

       

               Начало                           середина                           конец;

План - символ

Фигурка – человечек

«Движущийся человечек», вырезанный из бумаги, перемещается на тот объект картины, который рассматривают дети и составляют пересказ содержания.

Структура занятийной деятельности по обучению пересказыванию

  1. организационный момент;
  2. артикуляционная гимнастика;
  3. введение в тему: чтение рассказа первый раз (с опорой на картинку или предмет);
  4. словарная работа (уточнение ключевых слов, объяснение новых или малознакомых слов);
  5. физкультминутка;
  6. вспоминание сюжета по наводящим вопросам (без зрительной опоры), чтение текста второй раз;
  7. самостоятельный пересказ текста со зрительной опорой (цепочкой, по частям, одним ребенком);
  8. итог занятийной деятельности.

Направления в работе

1. работа с детьми;

2. работа с родителями (просветительная, консультативная, информационная);

3. создание предметно-развивающей среды.

План работы по теме

"Совершенствование связной речи детей 6-7 лет

средствами пересказывания текстов"

 на 2014-2015 учебный год

Месяц

Содержание

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями и педагогами

Предметно-развивающая среда

Сентябрь

Изучение литературы по теме

Активация и обогащение словарного  запаса детей.

Памятка для родителей по обучению связной речи.

Подбор дидактических игр и упражнений, сюжетных картинок.

Октябрь

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Обучение детей приёмам планирования собственного пересказа.

Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г. Скребицкого;

 «Осень под водой» Н. Сладкова.

Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений  дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Оформление фотовыставки «Осенняя пора…»; «Жизнь в лесу…».

Ноябрь

Развитие речи и личности дошкольника  в сказкотерапии.

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа, побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний.

Совместное изготовление с родителями теневого настольного театра (по выбору).

Выставка настольного театра в группе.

Изготовление дидактической игры «Из какой сказки герой?»; «Сложи картинку».

Декабрь

Развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов.

Сказкотерапии: «Зайка-зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня».

Родительское собрание «Развитие связной речи детей средствами пересказывания сказки». Инсценирование детьми сказки «Гуси-лебеди».

Оформление картотеки иллюстраций для составления пересказа по сказкам.

Январь

Совершенствовать речевой слух.

Тематическое занятие «Зимние забавы».

Консультация для педагогов детского сада «Сказкотерапия на  занятиях по развитию речи».

Пополнение картотеки: «Игры и упражнения для развития связной речи детей дошкольного возраста»

Февраль

Закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.

Игры на дифференциацию звуков, слов, предложений.

Изготовление книжек-самоделок «Мой любимый рассказ» родителей и детей.

Выставка книжек-самоделок в группе «Мой любимый рассказ», презентация их детьми на занятиях.

Март

Работа над дикцией, интонацией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений, пересказов небольших рассказов о весне.

Составление пересказов о весне по стихотворению, короткому рассказу с опорой на иллюстрации.

Совместный досуг с родителями, посвященный «8 марта», творческие презентации детей и родителей «Моя семья».

Оформление выставки детских работ по теме «Весна-красна в нашем городе!»

Апрель

Учить выразительно читать стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии.

Тематическое занятие: «Скоро в школу».

Родительское собрание «Речевая готовность ребенка к школе».

Изготовление дидактической игры «Сложи слово».

Результативность

Использование разнообразных форм и методов улучшает восприятие звуков в речи, совершенствует внимание и память, тренирует мышление, активизирует умственную деятельность. Систематическая работа за 2011-2014 учебные годы в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов:

Созданы картотеки:

1.  пальчиковых игр;

2. гимнастик, физкультминуток;

3. по устному народному творчеству (стихи, загадки, пословицы, скороговорки и т.д.);

4. сюжетных картин для составления рассказов: "Овощи, фрукты", "Транспорт. ПДД", "Домашние и дикие животные", "Растения", "Птицы", "Профессии" и т.д.

Организованы центры:

Мир книги

1. альбомы: портреты писателей, поэтов, художники-оформители детских книг;

2. художественная литература: сказки, рассказы, повести, стихи;

3. книги, созданные детьми с рассказами из личного опыта;

4. тематические выставки.

Центр театрально-игровой деятельности

1. Настольные театры ("Три поросенка", "Заюшкина избушка", "Маша и медведь");

2. Теневой театр ("Теремок", "Репка");

3. Театр на палочках ("Рукавичка", "Волк и семеро козлят");

4. Театр на прищепках ("Три медведя");

5. Театр кружек ("Красная шапочка");

6. Театр би-ба-бо.

Центр дорожного движения

Патриотический уголок

Центр дидактической игры

  1. Лото: "Профессии", "Кто где живет", "Растения";
  2. Д/и: "Что такое хорошо и что такое плохо", "Что к чему?";
  3. Пазлы по сказкам: "Дюймовочка", "Белоснежка и семь гномов" и т.д.

Проведены открытые показы НОД речевого развития по темам:

- "Помоги Федоре";

- "Волшебная картина осени" (с использованием опорных картин);

- "В гости к тетушке Варваре";

- "Пересказ русской народной сказки Мужик и медведь".

Воспитанники принимали участие в конкурсах в детского сада:

1. Конкурс чтецов (1 место Антон Гаськов);

2. Конкурс "Сказку я сочинил..." (1 место Снежана Левченко).

В конкурсе профессионального мастерства «Мир книги» в 2012 году – 1 место в номинации «Лучший цент книги».

Консультации для родителей:

1. "Развитие связной речи у детей 4-5 лет";

2. "Развивайте речь дошкольника";

3. "Движение и речь";

4. "Развиваем речь играя";

5. "Учим стихи, развиваем речь".

Памятки для родителей:

1. "Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома";

2. "Игры-драматизации - как средство развития речи детей";

3. "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста";

4. "Памятка для родителей по обучению связной речи";

5. "Развитие фантазии и речи детей на основе устного народного творчества".

Родительские собрания:

1. "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада";

2. "Играем пальчиками и развиваем речь";

3. "Что нужно знать родителям о проблемах речевого развития детей".

Консультации для педагогов:

1. "Влияние развития речи на общее развитие ребенка";

2. "Сказкотерапия на занятиях по развитию речи";

3. "Влияние народного творчества на связную речь дошкольника".

        Хороший уровень развития речи демонстрирует тот ребенок, который справляется с задачей пересказать спектакль, услышанную сказку или увиденный мультфильм.

        В заключение следует подчеркнуть, что современная методика развития речи формировалась как наука на протяжении длительного исторического периода. Нельзя и ныне считать эту методику полностью сложившейся, - она продолжает обогащаться и совершенствоваться.

Методическое обеспечение

  1. Волчков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через сказку. - М., 2001;
  2. Гербова В.В. Составление описательных рассказов. //Дошкольное воспитание.- 2006. № 9;
  3. Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи.- М., 2000;
  4. Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.-  М., 2004;
  5. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группа). // Дошкольное воспитание.- М., 2004.№ 11;
  6. Формирование речевой культуры человека: теория и методика. Материалы научно-практической конференции.- Барнаул, 2013;
  7. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи.- М.-Просвещение, 1981.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны.

Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны....

Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"...

Педагогический час «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развити...

Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста

В собранном материале представлены приемы работы и виды деятельности с детьми, направленные на развитие связной речи...

Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

Формирование у ребенка всех основных сторон устной речи(звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи)   Чтобы правильно организовать познавательно – речев...

"Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего вн...