Реализация системно деятельного подхода в детском саду через исследовательскую деятельность.
статья (младшая группа) на тему
"Единственный путь ведущий к знанию - это деятельность" Б.Шоу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реализация системно деятельного подхода в детском саду через исследовательскую деятельность | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
И.Н. Малова
МАОУ НШ - детский сад № 72, Калининград.
Реализация системно-деятельностного подхода в детском саду через исследовательскую деятельность.
«Единственный путь, ведущий к знанию –
это деятельность»
Б. Шоу
Технология деятельностного метода нацелена на формирование развитой личности, она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит творчески мыслить. Понятие системно - деятельностного подхода было введено в 1985 году.
Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – ФГОС.
Особое внимание в контексте ФГОС обращается на личность ребенка, на неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей.
Психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включении ребенка в активную деятельность. Поэтому, мы говорим о системно-деятельностном подходе в дошкольном образовании.
Особую роль в дошкольном учреждении отводят игре. Это ведущая деятельность ребенка. В игре он гармонично развивается, познает весь опыт человеческой культуры -взаимоотношения между взрослыми людьми - в семье, профессиональной деятельности и т. д.
А для того, чтобы ребенку было комфортно, интересно; чтобы он без труда мог включиться в любую деятельность - будь то игра, проектирование или художественное творчество- необходима соответствующая развивающая среда.
В нашем детском саду большое внимание уделяется построению образовательного пространства на деятельностной основе.
Главной задачей мы считаем развитие у детей самодеятельности и самостоятельности.
Все, что окружает ребенка - помогает ему развиваться. Во всех группах оборудованы зоны экспериментальной деятельности. Все в них доступно детям.
Ребенок любого возраста может заняться той или иной деятельностью: просеять крупу через сито, определив, почему одна крупа просеялась, а другая (та, что крупнее) - нет; отделить фасоль от гороха, сравнив их по величине, форме и использовав их для выполнения аппликации; вылепить что-либо из влажных салфеток; построить замки из влажного песка; сравнить, как ведут себя на воде резиновый и металлический шарики.
С большим желанием дети вместе с педагогами занимаются посадкой растений в «Огороде на окне». Готовят семена к посадке, ухаживают за появившимися всходами, наблюдают, сравнивают, делают выводы.
Особой популярностью пользуется у нас в детском саду метод проектов.
Дети средней группы составляют проекты совместно с родителями («Деревья родного края», «Птицы, зимующие в нашем крае» и множество других).
Дети старшей и подготовительной групп составляют проекты сами (с помощью воспитателя) .
Некоторые работы детей получили Дипломы победителя на муниципальном конкурсе исследовательских работ.
Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную информацию (через посещение экоцентра и художественной галереи, наблюдают, сравнивают, делают выводы.
Задача педагога – помочь ребенку добиться намеченной цели, заинтересовать его конечным результатом, сформировать правильную самооценку.
Принципиально важно то, что воспитанник получает не готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной деятельности.
Системно – деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике; формирует умение рефлексировать.
Дети учатся применять алгоритмы, пытаются самостоятельно выходить из затруднительных положений.
Наш детский сад небольшой и является структурным подразделением школы.
Мы пытаемся создать единое образовательное пространство во всем учреждении.
Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь –научи его рыбачить».
Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии.
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Используя системно-деятельностный подход, мы стараемся выравнять стартовые возможности детей, идущих в 1 класс.
Пока нет стандартов, мы не можем говорить о качестве дошкольного образования, но я надеюсь, что применение системно-деятельностного подхода поможет нам и нашим воспитанникам эффективно взаимодействовать с окружающим миром, будет способствовать развитию дошкольников. Поможет сформировать у детей предпосылки к учебной деятельности. Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других тому, что пригодится им для успешного проживания на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Используемая литература:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании»;
- Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраст (утв. Постановлением правительства РФ от 12 сентября 2008гю № 666),
- Федеральные государственные требования к реализации ООП дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки от 20.07.2011 № 2151).
- Системно – деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. А. Г. Асмолов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность в коррекционном детском саду
Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте формировать у детей с нарушениями зрения навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экс...
Формирование у детей осознанного отношения к растительному миру (травянистым лекарственным растениям, произрастающим на территории детского сада) через исследовательскую деятельность.
Формирование у детей осознанного отношения к растительному миру (травянистым лекарственным растениям, произрастающим на территории детского сада) через исследовательскую деятельность. ...
Реализация системно-деятельностного подхода в детском саду.
Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики....
Реализация системно - деятельностного подхода в детском саду
В статье описан системно- деятельностный подход , реализующий в практике работы педагогов по подготовке детей к школе в условиях ФГОС....
Консультации для родителей "Развитие исследовательской деятельности детей в детском саду и дома"
Консультации для родителей...
Консультация для родителей. "Развитие исследовательской деятельности детей в детском саду и дома"
Консультации для родителей...
Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду
“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму”....