Воспитание детей в ДОУ с учетом их гендерных особенностей.(Из опыта работы).
статья (младшая группа) по теме

Рощупкина Алла Васильевна

В данной статье рассматриваются проблемы гендерного воспитания и методы их решения основанные на личном педагогическом опыте.                                                                                                                                                                                     Основные вопросы:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     -АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 -МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ                                                                                                                                                                                                                                       -АСПЕКТЫ,ВЕДУЩИЕ К АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ                                                                                                                                                                                                               -ТЕХНОЛОГИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА                                                                                                                                                                                                                                                                 -ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл genternoe_vospitanie_statya.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

    Воспитание детей в ДОУ с учетом их гентерных особенностей.  

«Мальчики и девочки два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по - разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Они разные и по - своему прекрасны! из книги «Мы мальчики, мы девочки». Автор Татаринцева.

Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.

Когда-то в России полоролевое   воспитание   детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

 Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.  Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

Выстраивание модели образовательного пространства ведётся по 3 направлениям:

пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педагогическом процессе;

построение соответствующей развивающей среды;

Построение модели педагогического процесса;

Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем

1.Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.

 2.Унификация полов: «мускулинизация» женщин и «феминизация» мужчин.

 3.Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.

 4.Спад инициативы (подчинение и исполнение).

 5.Повышение неадекватных форм поведения среди молодежи.

 6.Обострение проблемы одиночества, нестабильность супружеских отношений.

 7.Неумение юношей и девушек выбрать верные жизненные ориентиры.

 8.Несоблюдение необходимого перераспределения социальных ролей мужчины и женщины с учетом различия между полами.

Как можно решить данную проблему? Что делать?

1.Поднять население со стульев, кресел и диванов, дать возможность активно двигаться, сделать привлекательной физкультуру, а не спорт.

 2.Сделать среду обитания не только комфортной, но и соответствующей физиологическим особенностям человека.

 4.Наладить контроль над питанием.

 5.Качественно перестроить систему образования:

кардинально изменить цели образования: научить учиться

 (в соответствии с гендером  ),  а не давать готовые знания,

сделать методы и технологии обучения здоровьесберегающими и здоровьеразвивающими в физическом и психическом смысле,

использовать дифференцированный подход к обучению мальчиков и девочек.

Педагоги ДОУ считают, что очень важно начинать эту работу как можно раньше, так как представления детей к женскому или мужскому полу ещё не устойчивы. Дети часто считают, что пол можно изменить (если коротко постричь девочку), важно в работе с воспитанниками предупредить появление ложных стереотипов и в процессе общения создавать привлекательные образы для мальчиков и девочек. Поэтому в развитие и воспитание девочек и мальчиков включают дифференцированный подход.

В Федеральных государственных требованиях (приказ от 23 ноября №655 Минобрнауки   России )«Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вопросы гендерного воспитания раскрыты в содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социализация»». Одной из задач является:

 - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я – девочка и буду ей постоянно, я – мальчик и всегда буду им».

В образовательной деятельности воспитатели используют три типа мотивации:

  - личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры)

- общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том случае, если воспитатель сумеет убедить девочку и мальчика, что без их помощи ей не обойтись)

- игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения)

Технология гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста включает в себя:

Средства: игры; народные сказки, пословицы; колыбельные

 Методы: игры; познавательно – развивающие этические беседы; проблемные ситуации; схемы – действия.

Формы: - игровая деятельность; экспериментальная; проблемно – поисковая.

Подробно рассмотрим каждый тип мотивации:

Мотивация личной заинтересованности стимулирует детей к деятельности, потому что девочкам и мальчикам предлагается сделать что-нибудь для себя; для игры, в подарок родным или близким, обязательным условием является право ребёнка на продукт его деятельности. Пример: Предложить сделать снеговика и снежную бабу – атрибуты одежды мальчика (шляпа, галстук, шорты) и девочки (платок, бусы, юбку).

Мотивация взаимодействия со взрослым эффективно стимулирует детей к деятельности только в том случае, если педагог сумеет убедить девочек и мальчиков, что без их помощи он не сможет выполнить ту или иную работу: рассортировать овощи и фрукты; определить какие виды транспорта изображены на картинке и т. д. Пример: Помочь девочке мальчику навести порядок в шкафу; разложить овощи – мальчикам, фрукты – девочкам и др.

Игровая мотивация эффективно стимулирует девочек и мальчиков к деятельности только в том случае, если в содержание игровой мотивации включены способы построения сюжетно-ролевой игры данного возраста.

Обучая девочек и мальчиков 3-4 лет, педагоги использую игровую мотивацию, с учётом развития игровых действий детей, а также с прямым включением игровых действий в процесс обучения: нарисовал мальчик дорогу, а затем проехал по ней на маленькой машинке и т. д., слепила девочка печенье из пластилина, «покормила» куклу, зайку и т. д.

Технология  « сказкотерапия » позволила педагогам выявить ложные стереотипы и спланировать индивидуальную работу, в которой показывают равные возможности девочки и мальчика. Чтобы достичь результатов необходим дифференцированный подход в воспитании девочек и мальчиков, так как результатом технологий работы с детьми 3-4 лет с учётом гендерных особенностей – является твёрдая  идентефикация  детьми себя с тем или иным полом, осознание того, что пол в этом возрасте «переделать» уже нельзя.

Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика.

Включение в систему родителей.

Чтобы обеспечить полноценное развитие ребёнка 3-4 лет в семье с учётом гендерных особенностей, родители должны быть знающими, компетентными в этом вопросе. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами педагогического и гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-даже исторического плана. Так, например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и мальчиков наши предки и что можно перенести из прошлого в настоящее.

В младшем дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Воспитывая и формируя качества и черты характера, присущие определённому полу, мы не должны создавать жестокую примитивную модель сильного мальчика и слабой изящной девочки. Мальчики могут быть и защитниками  и задумчивыми мечтателями, а девочки не только принцессами, но и девочка-воин, капитан космического корабля. Для детей игра - радость (положительный эмоциональный фон, увлечённость (положительная мотивация), ощущение лёгкости задания - даёт всем без исключения возможность преодолеть стеснительность, активизирует речевое общение и действие). Поэтому, игра – это не только оптимальный метод процесса обучения детей, но прежде всего, эффективный приём раскрепощения образного мышления, активизации воображения и творческой деятельности.

Общий вывод: Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет ведения женщин и мужчин, с которыми ребёнок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Поэтому в процессе руководства детской игрой педагоги создают ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе (решительность, умение проявить себя в роли, умение общаться, строить диалог и др. ) .

Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации воспитателям по воспитанию и обучению дошкольников с учетом их гендерных особенностеи

В памятке даны рекомендации для педагогов ДОУ по воспитанию и обучению дошкольниковс учетом их гендерных особенностеи...

Почему детей желательно воспитывать с учетом их гендерных особенностей

В данной статье затрагивается актуальная проблема - особенности гендерного воспитания дошкольников. Почему воспитание мальчиков и девочек должно строиться  с учетом их половой принадлежности....

Консультация для молодых воспитателей «Почему детей нужно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?»

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, пр...

Консультация "Почему детей нужно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?"

Консультация "Почему детей нужно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?"...