Воспитание детей в ДОУ с учетом их гендерных особенностей.(Из опыта работы).
статья (младшая группа) по теме
В данной статье рассматриваются проблемы гендерного воспитания и методы их решения основанные на личном педагогическом опыте. Основные вопросы: -АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ -МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ -АСПЕКТЫ,ВЕДУЩИЕ К АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ -ТЕХНОЛОГИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА -ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
genternoe_vospitanie_statya.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание детей в ДОУ с учетом их гентерных особенностей.
«Мальчики и девочки два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по - разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Они разные и по - своему прекрасны! из книги «Мы мальчики, мы девочки». Автор Татаринцева.
Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.
Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
Выстраивание модели образовательного пространства ведётся по 3 направлениям:
пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педагогическом процессе;
построение соответствующей развивающей среды;
Построение модели педагогического процесса;
Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем
1.Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.
2.Унификация полов: «мускулинизация» женщин и «феминизация» мужчин.
3.Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.
4.Спад инициативы (подчинение и исполнение).
5.Повышение неадекватных форм поведения среди молодежи.
6.Обострение проблемы одиночества, нестабильность супружеских отношений.
7.Неумение юношей и девушек выбрать верные жизненные ориентиры.
8.Несоблюдение необходимого перераспределения социальных ролей мужчины и женщины с учетом различия между полами.
Как можно решить данную проблему? Что делать?
1.Поднять население со стульев, кресел и диванов, дать возможность активно двигаться, сделать привлекательной физкультуру, а не спорт.
2.Сделать среду обитания не только комфортной, но и соответствующей физиологическим особенностям человека.
4.Наладить контроль над питанием.
5.Качественно перестроить систему образования:
кардинально изменить цели образования: научить учиться
(в соответствии с гендером ), а не давать готовые знания,
сделать методы и технологии обучения здоровьесберегающими и здоровьеразвивающими в физическом и психическом смысле,
использовать дифференцированный подход к обучению мальчиков и девочек.
Педагоги ДОУ считают, что очень важно начинать эту работу как можно раньше, так как представления детей к женскому или мужскому полу ещё не устойчивы. Дети часто считают, что пол можно изменить (если коротко постричь девочку), важно в работе с воспитанниками предупредить появление ложных стереотипов и в процессе общения создавать привлекательные образы для мальчиков и девочек. Поэтому в развитие и воспитание девочек и мальчиков включают дифференцированный подход.
В Федеральных государственных требованиях (приказ от 23 ноября №655 Минобрнауки России )«Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вопросы гендерного воспитания раскрыты в содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социализация»». Одной из задач является:
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я – девочка и буду ей постоянно, я – мальчик и всегда буду им».
В образовательной деятельности воспитатели используют три типа мотивации:
- личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры)
- общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том случае, если воспитатель сумеет убедить девочку и мальчика, что без их помощи ей не обойтись)
- игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения)
Технология гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста включает в себя:
Средства: игры; народные сказки, пословицы; колыбельные
Методы: игры; познавательно – развивающие этические беседы; проблемные ситуации; схемы – действия.
Формы: - игровая деятельность; экспериментальная; проблемно – поисковая.
Подробно рассмотрим каждый тип мотивации:
Мотивация личной заинтересованности стимулирует детей к деятельности, потому что девочкам и мальчикам предлагается сделать что-нибудь для себя; для игры, в подарок родным или близким, обязательным условием является право ребёнка на продукт его деятельности. Пример: Предложить сделать снеговика и снежную бабу – атрибуты одежды мальчика (шляпа, галстук, шорты) и девочки (платок, бусы, юбку).
Мотивация взаимодействия со взрослым эффективно стимулирует детей к деятельности только в том случае, если педагог сумеет убедить девочек и мальчиков, что без их помощи он не сможет выполнить ту или иную работу: рассортировать овощи и фрукты; определить какие виды транспорта изображены на картинке и т. д. Пример: Помочь девочке мальчику навести порядок в шкафу; разложить овощи – мальчикам, фрукты – девочкам и др.
Игровая мотивация эффективно стимулирует девочек и мальчиков к деятельности только в том случае, если в содержание игровой мотивации включены способы построения сюжетно-ролевой игры данного возраста.
Обучая девочек и мальчиков 3-4 лет, педагоги использую игровую мотивацию, с учётом развития игровых действий детей, а также с прямым включением игровых действий в процесс обучения: нарисовал мальчик дорогу, а затем проехал по ней на маленькой машинке и т. д., слепила девочка печенье из пластилина, «покормила» куклу, зайку и т. д.
Технология « сказкотерапия » позволила педагогам выявить ложные стереотипы и спланировать индивидуальную работу, в которой показывают равные возможности девочки и мальчика. Чтобы достичь результатов необходим дифференцированный подход в воспитании девочек и мальчиков, так как результатом технологий работы с детьми 3-4 лет с учётом гендерных особенностей – является твёрдая идентефикация детьми себя с тем или иным полом, осознание того, что пол в этом возрасте «переделать» уже нельзя.
Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика.
Включение в систему родителей.
Чтобы обеспечить полноценное развитие ребёнка 3-4 лет в семье с учётом гендерных особенностей, родители должны быть знающими, компетентными в этом вопросе. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами педагогического и гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-даже исторического плана. Так, например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и мальчиков наши предки и что можно перенести из прошлого в настоящее.
В младшем дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Воспитывая и формируя качества и черты характера, присущие определённому полу, мы не должны создавать жестокую примитивную модель сильного мальчика и слабой изящной девочки. Мальчики могут быть и защитниками и задумчивыми мечтателями, а девочки не только принцессами, но и девочка-воин, капитан космического корабля. Для детей игра - радость (положительный эмоциональный фон, увлечённость (положительная мотивация), ощущение лёгкости задания - даёт всем без исключения возможность преодолеть стеснительность, активизирует речевое общение и действие). Поэтому, игра – это не только оптимальный метод процесса обучения детей, но прежде всего, эффективный приём раскрепощения образного мышления, активизации воображения и творческой деятельности.
Общий вывод: Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет ведения женщин и мужчин, с которыми ребёнок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Поэтому в процессе руководства детской игрой педагоги создают ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе (решительность, умение проявить себя в роли, умение общаться, строить диалог и др. ) .
Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации воспитателям по воспитанию и обучению дошкольников с учетом их гендерных особенностеи
В памятке даны рекомендации для педагогов ДОУ по воспитанию и обучению дошкольниковс учетом их гендерных особенностеи...
Почему детей желательно воспитывать с учетом их гендерных особенностей
консультация для воспитателей...
Почему детей желательно воспитывать с учетом их гендерных особенностей
Консультация для педагогв ДОУ...
Почему детей желательно воспитывать с учетом их гендерных особенностей
консультация для педагов...
Почему детей желательно воспитывать с учетом их гендерных особенностей
В данной статье затрагивается актуальная проблема - особенности гендерного воспитания дошкольников. Почему воспитание мальчиков и девочек должно строиться с учетом их половой принадлежности....
Консультация для молодых воспитателей «Почему детей нужно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?»
В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, пр...
Консультация "Почему детей нужно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?"
Консультация "Почему детей нужно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?"...