пдд
материал на тему
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста с правилами пожарной безопасности.
Тема: огонёк-друг и враг.
Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности в средней группе,
тема: «огонёк-друг и враг»
Цель: Познакомить детей с положительными и отрицательными свойствами огня.
Задачи:
1. Воспитывать ответственность за свои поступки, осознанное желание соблюдать правила пожарной безопасности. 2.Закреплять знание о причинах возникновения пожара, правилах пожарной безопасности, правилах поведения при возгорании и задымлении.
Упражнять в рисовании, лепке, аппликации.
3.Развивать внимание, связную речь, чувство рифмы, общую и мелкую моторику.
4.Воспитывать уважение к труду пожарных.
Методы и приёмы: игровой ,познавательно-исследовательская, художественное слово, продуктивная.
Предварительная работа: подвижная игра «огонь и вода» ,рассматривание иллюстраций-пожарная машина, работа пожарных.
Обогащение словаря:пища ,забавы, пожарные, огнетушитель.
Активизация словаря:жилище, древние люди, сирена.
Оборудование: Аудиозаписи: звуки горения, сирены пожарной машины.
Склеенный из картона конус-факел.
Салфетки красного цвета.
Рисунок с изображением древних людей.
Карандаши красного цвета.
Деревянные тонкие палочки, вырезанные из коричневой бумаги круги.
Картонное изображение печки. Пластилин красного цвета.
Ленточки красного, желтого, голубого цветов.
Лупы.
Остатки сгоревшей бумаги на тарелочках.
Вырезанные из бумаги красного цвета цифры 1 и О.
Клей, кисти, салфетки, подкладные листы, подставки для кистей.
Каски, огнетушители, топорики, брандспойты из набора игрушек «Пожарные».
Куклы, влажные полотенца, ведра, телефоны.
Ход занятия:
1.Сюрпризный момент:
- Ребята, на наших занятиях, праздниках, играх часто бывают гости. Сегодня к нам пришёл в гости мишка-вспышка, давайте с ним поздороваемся. И будет еще один, очень необычный гость. Этот гость бывает полезным и вредным, добрым и злым, помощником и разрушителем. Послушайте его. (Воспроизводится аудиозапись звуков горения).
Я могу защитить.
Я могу осветить.
Я могу накормить.
И согреть я могу.
Я - помощник вам, друг, безотказный слуга,
Но не злите меня понапрасну.
Ведь тогда превращаюсь я в злого врага
С беспощадною силой ужасной.
- Вы догадались уже, кто же будет нашим гостем? Это огонь. правильно ребята это огонь, и сегодня мы о нём поговорим.
2.Ребята огонь освещает. Как вы думаете,как огонь может освещать?(ответы детей)
Мы пользуемся электрическим освещением. Если электрического освещения нет, то можно зажечь свечу или лампу. Электричеством люди стали пользоваться не так давно. А раньше давал им свет огонь свечи, Факела. Лампы.
- Я предлагаю вам сделать старинный факел. Возьмите салфетку красного цвета. Сомните ее, не очень сильно, и вложите внутрь готового факела (картонного конуса). Поднимите повыше ваши факелы и покажите нам.
А ещё огонь защищает. Каким образом огонь может защищать? Давайте поразмышляем.
- У древних людей было много врагов, и очень мало друзей. Огонь был их главным защитником от диких зверей, потому что все животные очень сильно боятся огня. Поэтому древние люди всегда поддерживали огонь в костре перед своими жилищами. На картинке у вас изображены древние люди у костра. Но огонь очень слабый, маленький. Зажгите большой костер - дорисуйте пламя.
Ещё огонь кормит. А как же он может накормить нас? Давайте подумаем.(ответы детей)
Чтобы приготовить пищу, мы зажигаем огонь на газовой плите. А как огонь может накормить нас далеко от дома, в лесу, например?(предположения детей). Можно приготовить пищу на костре. Давайте сделаем поделку «шашлык». Возьмите палочку и нанизывайте на нее бумажные круги-кусочки мяса.
Огонь согревает
- Что согревает нас в квартирах и здесь, в детском саду? Теплые батареи. Но раньше, когда еще не придумали нагревать воду и пускать ее по трубам в батареи домов, людей согревал огонь. А знаете как? (подумайте и скажите как же огонь согревает?). Люди обогревались с помощью печек: в них горели дрова и уголь, а от огня шло тепло.
- Давайте с помощью пластилина затопим печь. Раскатайте толстую колбаску из кусочка красного пластилина, приложите к дровам в печи и пальчиком вытяните языки пламени. Пусть языки пламени будут разной величины, тогда получится больше похоже.
- Посмотрите на свои рисунки и поделки. Они напомнят вам о там, как огонь может быть помощником людям.
А теперь послушайте стихотворение о огне.
Для забавы, для игры вы
Спички в руки не берите.
Не шутите вы с огнем.
Чтобы не жалеть потом.
Зря огня не разжигайте
И другим не позволяйте!
Даже крошка-огонек
От пожара не далек.
Теперь давайте поиграем в игру «Огонь и вода»
Разгорается огонь!
Пламя выше, пламя круче.
Достает до самой тучи.
(Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу. У детей одной шеренги в руках красные ленточки, у другой - голубые. Дети из команды «огонь» медленно идут навстречу команде «вода» и машут ленточками).
Но появится вода,
И огню тогда беда!
(Дети из команды «вода» выступают вперед и машут голубыми ленточками).
Но ветер огонь раздувает,
И пламя вновь полыхает.
(Один из детей-«ветер» пробегает между шеренгами с султанчиками из прозрачных пакетов).
Но добавим мы воды,
Чтобы избежать беды!
(Дети из команды «вода» выступают вперед и машут голубыми ленточками).
Сейча мы сожжём листочек бумаги и посмотрим что будет.
- Рассмотрите внимательно то, что стало после горения бумаги. Можете воспользоваться лупой. Это сгорела старая газета. Что произошло с газетой? Что от неё осталось? Но точно также может выглядеть ваша любимая книга или фотография, если повстречается с огнем. Огонь очень быстро превращает все вокруг вот в такой пепел.
Причины пожаров
- Ребята, а вы знаете отчего случаются пожары? Назовите причины пожаров? Игры со спичками или зажигалками. Оставленные включенными электроприборы. Не затушенные костры, окурки.
Дидактическая игра «Слушай внимательно»
Я буду задавать вопросы а вы отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья».
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар, горим!»
- Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?
- Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?
- Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.
- Зря костров не разжигает и другим не разрешает?
Игры-пантомимы:
- Покажите «добрый огонь», изобразите огонь «злой», пламя свечи, костра, пожара.
Но если вдруг беда случилась, что делать?
Чтение стихотворения
Дым и огонь не к добру, так и знай,
Взрослых на помощь скорей призывай.
И в «101» поскорее звони:
Срочно пожарных! Помогут огни!
И под кроватью не прячься - учти.
Что от огня просто так не уйти.
Не оставайся в квартире с огнем.
А выбирайся доступным путем:
Мокрую тряпку ко рту приложи.
К двери входной через дым поспеши.
Аппликация «101»
- Ребята, выложите номер пожарной службы и наклейте. А главное запомните этот номер. Когда в пожарную службу поступает звонок по номеру «101», спасатели спрашивают что случилось и где, по какому адресу. А в это время пожарные уже садятся в машину.
- Пожарные машины окрашены в цвет опасности в красный цвет и имеют звуковой сигнал сирену. (Звучит аудиозапись сирены пожарной машины).
И пожарные мигом
На вызов примчат
Свое дело спасатели знают:
Шланги длинные тянут,
Злое пламя водой заливают.
И ударит струей ледяная вода.
И пожар понемногу погаснет...
Вот такая случается с теми беда.
Кто балует с огнем понапрасну.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Пожар мы быстро победим
Коль позвоним по ... (101)
У пожарных не напрасно
Цвет машины ярко ... (красный)
Вдоль по улице, как птица,
На пожар машина ... (мчится)
Чтоб огонь нам одолеть,
Нужно вовремя ... (успеть)
При пожаре не зевай,
Огонь водою ... (заливай)
На пожаре ждет беда,
Если кончится ... (вода)
Знать обязан каждый житель
Где висит (огнетушитель)
3. Наше занятие подошло к концу. Вот эти картинки с изображением пожарной машины вы можете взять себе и раскрасить в свободное время.
Ну, и главное, конечно:
Не играйте вы с огнём!
Он и яркий, и потешный,
Но опасность скрыта в нём.
Он огонь! Он - друг ребят.
Но когда же с ним шалят,
Он становится врагом
И сжигает все кругом!
-Что вам понравилсь?
-О чём мы сегодня говорили?
-Что нового вы узнали о огне?
-Чем огонь полезен? Чем опасен?
-В какие игры мы играли? Вам понравилось?
Мы сегодня очень интересно провели наше занятие. Мне понравились как вы отвечали,все молодцы!