Рабочая программа
рабочая программа на тему
Рабочая программа по познанию в разновозрастной группе в соответствии с ФГТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_poznanie.docx | 51.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В младшую подгруппу входит 9 детей. Из них 3 девочки и 6 мальчиков. Подгруппа разновозрастная , возраст детей от 2-х до 4-х лет (2 ребёнока-2г., 2 ребёнка-3г., 5 детей-4г.) из них 4 детей ранее детский сад не посещали.
Основой для разработки рабочей программы по образовательной области познание стали:
- Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы». под редакцией Вераксы. М.: Мозаика – Синтез, 2010г
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. N 666
- СанПиН 2.4.1.2660 – 10.
Содержание образовательной области „Познание" направлено на достижение
целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
• сенсорное развитие;
• развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной)
деятельности;
• формирование элементарных математических представлений;
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Формирование элементарных математических представлений включает в себя следующие разделы: количество и счёт , величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени .Формирование целостной картины мира включает в себя предметное и социальное окружение и ознакомление с природой.
Образовательная область «Познание» интегрируется со следующими образовательными областями:
1. «Здоровье». | Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни. |
2. «Чтение художественной литературы». | Решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого - педагогической работы – формирования целостной картины мира. |
3. «Безопасность». | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы. |
4. «Коммуникация». | Развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. |
5. «Социализация». | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире. |
6. «Труд». | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности. |
7. «Художественное творчество». | Расширение кругозора в части изобразительного искусства. |
8. «Музыка». | Расширение кругозора в части музыкального искусства. |
Организация обучения
Занятия длятся 20 мин.
Образовательная деятельность по формированию целостной картины мира | 1 раз в неделю | всего35 занятия |
Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений и познавательно исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность | 1 раз в неделю | всего35 занятия |
В середине года (январь) в рабочей программе запланированы для воспитанников детского сада недельные каникулы (СанПиН 2.4.1.2660 – 10), во время которых проводятся занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).
В связи с праздничными днями с 01 января по 7 января и с недельными каникулами с 10 января по 14 января, выпадают из непосредственной образовательной деятельности 2 занятия по формированию познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности и 2 занятия по формированию целостной картины мира. Поэтому в год 34 занятия по формированию целостной картины мира и 34 занятия по формированию элементарных математических представлений и познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
Диагностирование результатов - 1 раз в год (в мае).
Форма работы- групповая, в группе 9 человек.
- Рассматривание
- Наблюдение
- Чтение
- Игра-экспериментирование
- Развивающая игра
- Экскурсия
- Интегративная деятельность
- Конструирование
- Исследовательская деятельность
- Рассказ
- Беседа
- Создание коллекций
- Экспериментирование
- Проблемная ситуация
Учебно-тематическое планирование
по формированию целостной картины мира
группа младшая
всего занятий -35
в неделю 1 занятие
Месяц | № занятия | Формы организации педагогического процесса, тематика | Задачи |
1 | 2 | 3 | 4 |
сентябрь | 1 | Детский сад | Формировать представление о сотрудниках детского сада; о трудовых процессах, выполняемых каждым из них, воспитывать уважение к труду взрослых. |
сентябрь | 2 | Ранняя осень | Учить наблюдать за изменениями в природе, повторить названия осенних месяцев, учить описывать осень по картинке. |
сентябрь | 3 | Игрушки | Знакомить с названиями игрушек, учить сравнивать их по размеру, материалу, из которого они сделаны, определять и называть местоположение предмета, правильно употреблять форму множественного числа. |
сентябрь | 4 | Овощи | Познакомить с названиями овощей, местом их выращивания, учить описывать овощи, развивать логическое мышление. |
октябрь | 5 | Фрукты | Познакомить с названиями фруктов, уметь описывать фрукты, сравнивать , развивать логическое мышление. |
октябрь | 6 | Семья | Учить правильно определять членов семьи, рассказывать о них, развивать мышление, воспитывать уважение к родным. |
октябрь | 7 | Золотая осень | Учить сравнивать природу в октябре и сентябре, замечать изменения в природе, описывать погоду в октябре, отмечать красоту осеннего леса. |
октябрь | 8 | Мебель | Упражнять в употреблении местоимений «мой», «моя», познакомить с названиями мебели и её составными частями, учить сравнивать отдельные предметы мебели, описывать мебель. |
ноябрь | 9 | Деревья | Познакомить с названиями некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев, учить бережно относиться к растениям. |
ноябрь | 10 | Посуда | Расширять запас слов по теме «Посуда», познакомить с составными частями предметов, описывать предмет. |
ноябрь | 11 | Поздняя осень | Учить называть приметы поздней осени, сравнивать времена года (лето и осень) называть отличительные черты поздней осени от ранней. |
ноябрь | 12 | Профессии | Познакомить с названиями профессий, показать важность каждой профессии. |
декабрь | 13 | Наземный транспорт | Познакомить с наземным транспортом, учить сравнивать транспорт и описывать его. |
декабрь | 14 | Водный и воздушный транспорт | Познакомить с названиями водного и воздушного транспорта, учить сравнивать. |
декабрь | 15 | Правила дорожного движения | Познакомить с обозначением дорожных знаков, сигналов светофоров, формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора. |
декабрь | 16 | Праздник Новый год | Познакомить с традициями праздника Новый год, учить описывать елочные игрушки, развивать мышление и внимание. |
январь | 17 | Зима | Познакомить с признаками зимы, учить сравнивать зиму и осень. |
январь | 18 | Зимние забавы | Учить рассказывать о зимних забавах, развивать мышление и внимание. |
январь | 19 | Одежда, обувь, головные уборы | Познакомить с названиями предметов верхней одежды, обуви, головных уборов, учить сравнивать предметы, развивать мышление. |
февраль | 20 | Дикие животные | Знакомить с названиями животных, местом их обитания, развивать мышление, учить сравнивать. |
февраль | 21 | Домашние животные | Познакомить с названиями домашних животных, их детёнышей, учить сравнивать. |
февраль | 22 | Домашние питомцы | Познакомить с названиями домашних птиц, их детёнышами, упражнять в употреблении существительных во множественном числе, выяснить какую пользу приносят животные. |
февраль | 23 | День защитника Отечества | Уточнить представления детей о нашей армии, познакомить с родами войск, военными профессиями. |
март | 24 | Весна | Учить замечать изменения в природе, сравнивать погоду весной и зимой, воспитывать интерес и бережное отношение к природе. |
март | 25 | Забота о маме | Воспитывать доброе, внимательное отношение к маме, стремление помогать ей, учить описывать маму. |
март | 26 | Цветы | Знакомить с названиями цветов, их строением, упражнять в употреблении существительных во множественном числе. |
март | 27 | Птицы | Познакомить с названиями птиц, их значением, учить сравнивать. |
апрель | 28 | Насекомые | Познакомить с названиями насекомых, их особенностями, упражнять в употреблении существительных множественного числа. |
апрель | 29 | Ящерица | Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерицы), внешним видом и способом передвижения ящерицы, воспитывать бережное отношение к природе. |
апрель | 30 | Комнатные растения | познакомить с комнатными растениями, способами ухода за ними, строением цветов, воспитывать бережное отношение к природе. |
апрель | 31 | Моя страна | Дать представление о Родине, воспитывать любовь к родной стране. |
май | 32 | Москва | Познакомить со столицей нашей Родины, её достопримечательностями, воспитывать любовь к родине. |
май | 33 | День Победы | Создать представление о празднике День Победы, учить рассказывать ,отвечать на вопросы, воспитывать уважение к ветеранам. |
май | 34 | Ягоды | Познакомить с названиями ягод, учить сравнивать ягоды по цвету, размеру. |
май | 35 | Грибы | Знакомить с внешним видом и особенностями съедобных и несъедобных грибов, учить упражнять в употреблении существительных во множественном числе. |
Учебно-тематическое планирование
по формированию элементарных математических представлений и познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
группа младшая
всего занятий -35
в неделю 1 занятие
Месяц | № занятия | Формы организации педагогического процесса, тематика | Задачи |
1 | 2 | 3 | 4 |
сентябрь | 1 | Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. | Уметь находить предметы в форме круга, квадрата, треугольника, ориентироваться в пространстве. |
сентябрь | 2 | Геометрические фигуры: прямоугольник. | Познакомит с прямоугольником. Учить различать квадрат и прямоугольник, упражнять в ориентировке в пространстве. |
сентябрь | 3 | Числа 1,2. Геометрические фигуры. | Познакомить с цифрами 1,2, учить считать до 2, сравнивать предметы, способствовать запоминанию геометрических фигур, умению узнавать и называть их. |
сентябрь | 4 | Геометрическая фигура овал. Счет до 2. | Познакомить с геометрической фигурой овал, учить считать до 2 |
октябрь | 5 | Счет до 2. Порядковые числительные, геометрические фигуры. | Упражнять в счете до 2, познакомить с порядковыми числительными первый , второй, учить различать геометрические фигуры. |
октябрь | 6 | Образование числа 3, цифра 3, порядковый счет до 2. | Познакомить с образованием числа 3, упражнять в назывании числительных первый, второй. |
октябрь | 7 | Куб. счёт в пределах 3. | Познакомить с геометрическим телом куб, упражнять в счёте до 3. |
октябрь | 8 | Счет в пределах 3 | Упражнять в назывании и нахождении предметов разной формы, упражнять в счёте до 3. |
ноябрь | 9 | Шар, порядковый счет до 3 | Познакомить с геометрической фигурой шар, порядковым числительным третий, тренировать в счете до 3. |
ноябрь | 10 | Число и цифра 4. Порядковый счет до 3. | Познакомить с цифрой 4, учить считать до 4, упражнять в порядковом счёте до3, в нахождении и назывании геометрических фигур. |
ноябрь | 11 | Счёт в пределах 4. Порядковый счет до 4. | Упражнять в счете до 4, учить порядковому счёту до4, закрепить названия геометрических фигур. |
ноябрь | 12 | Геометрические фигуры. Счёт до 4. | Упражнять в нахождении геометрических форм, в счёте до4, учить порядковому счёту до4. |
декабрь | 13 | Геометрические фигуры. Ориентирование в пространстве. Счёт до 4. | Упражнять в счёте до 4, в ориентировке в пространстве, в нахождении геометрических фигур. |
декабрь | 14 | Геометрические фигуры. Цифра 5. | Упражнять в нахождении геометрических фигур в формах предметов, познакомить с числом и цифрой 5. |
декабрь | 15 | Геометрические фигуры. Счёт до 5. | Упражнять в нахождении геометрических фигур в формах предметов, познакомить с числом и цифрой 5. |
декабрь | 16 | Счет до 5. Понятия: высокий, низкий, длинный, короткий. | Упражнять в нахождении и определении геометрических фигур, в счёте до 5, учить сравнивать предметы по высоте и длине. |
январь | 17 | Счёт до 5. Порядковый счёт до 5. Сравнение предметов по ширине и длине. | Упражнять в счете до 5, познакомить с порядковым счетом до 5, учить сравнивать предметы по ширине и длине. |
январь | 18 | Геометрические фигуры. Порядковый счет до 5. Понятия тоньше, толще. | Упражнять в нахождении геометрических фигур, в порядковом счете до5, учить сравнивать предметы по толщине. |
январь | 19 | Счёт до 5. Геометрические фигуры. Понятия: больше- меньше, короче-длиннее. | Упражнять в счете до5, нахождении геометрических фигур в изображении предметов, сравнении предметов по длине и размеру. |
февраль | 20 | Геометрические фигуры. Счет до 5. Выше-ниже. | Упражнять в счете до5, учить сравнивать предметы по высоте, повторить названия геометрических фигур. |
февраль | 21 | Геометрические фигуры. Длинный- короткий, выше-ниже. Счёт до5. | Упражнять в нахождении геометрических фигур, в счёте до 5, учить сравнивать предметы по длине. |
февраль | 22 | Сравнение предметов по ширине и длине. Счёт до 5. | Учить сравнивать предметы по длине и ширине, называть геометрические фигуры в рисунке, упражнять в счёте до5 |
февраль | 23 | Геометрические фигуры. Счет до 5 | Учить находить лишнее в группе предметов, одинаковые фигуры, выполнять задания на счет до 5. |
март | 24 | Геометрические фигуры. Ориентирование в пространстве. Счет до 5 | Упражнять в нахождении геометрических фигур, в счёте до 5, учить ориентироваться в пространстве. |
март | 25 | Геометрические фигуры. Ориентирование в пространстве. Счет до 5 | Упражнять в счёте до 5, учить ориентироваться в пространстве. |
март | 26 | Геометрические фигуры. Счет до 5 | Упражнять в нахождении геометрических фигур, в счёте до 5, развивать внимание. |
март | 27 | Геометрические фигуры. Счет до 5. | Упражнять в нахождении геометрических фигур, в счёте до 5, в изображении предметов. |
апрель | Геометрические фигуры. | Учить узнавать геометрические фигуры в предметах, упражнять в счёте до 5. | |
апрель | Сравнение предметов по ширине. | Учить сравнивать предметы по ширине. | |
апрель | Геометрические фигуры . Сравнение предметов по ширине и высоте. | Учить сравнивать предметы по ширине, высоте, упражнять в счёте до5. | |
апрель | Время суток. | Упражнять в узнавании геометрических фигур среди изображённых предметов, в счёте до5. | |
май | Геометрические фигуры. Части суток. | Упражнять в соотношении предметов и фигур, в счёте до5, расширять представления детей о частях суток. | |
май | Геометрические предметы. Сравнение предметов. | Упражнять в нахождении соответствия предметов и фигур, в сравнении предметов, в счёте до5. | |
май | Геометрические предметы. Сравнение предметов. | Упражнять в нахождении соответствия предметов и фигур, в сравнении предметов, в счёте до5. | |
май | Геометрические предметы. Сравнение предметов. | Упражнять в нахождении геометрических фигур в изображении предметов, в сравнении, в счёте до 5. |
Требования к уровню подготовки детей
2-3 лет
Продуктивная (конструктивная) деятельность. Различает основные формы деталей
строительного материала.
С помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, используя большинство
форм.
Разворачивает игру вокруг собственной постройки.
Формирование элементарных математических представлений. Может образовать
группу из однородных предметов.
Различает один и много предметов.
Различает большие и маленькие предметы, называет их размер. Узнает шар и куб.
Формирование целостной картины мира. Различает и называет предметы ближайшего
окружения.
Называет имена членов своей семьи и воспитателей.
Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей.
Различает некоторые овощи, фрукты (1-2 вида).
Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида).
Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях.
3-4 лет
Продуктивная (конструктивная) деятельность. Знает, называет и правильно
использует детали строительного материала. Умеет располагать кирпичики, пластины
вертикально. Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
Формирование элементарных математических представлений. Умеет группировать
предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы
и т.д.).
Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять
один предмет из группы.
Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает
конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».
Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму.
Понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, на,
над — под, верхняя — нижняя (полоска).
Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».
Формирование целостной картины мира. Называет знакомые предметы, объясняет их
назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал).
Ориентируется в помещениях детского сада.
Называет свой город (поселок, село).
Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.
Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
Проявляет бережное отношение к природе.
4-5 лет
Продуктивная (конструктивная) деятельность. Умеет использовать строительные
детали с учетом их конструктивных свойств.
Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога.
Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
Формирование элементарных математических представлений.
Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные
особенности (цвет, размер, назначение).
Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».
Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также
путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких
предметов больше, меньше, равное количество.
Умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее
— короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные
отличия.
Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе | вверху —
внизу, впереди — сзади); умеет двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад,
вверх и вниз (по лестнице).
Определяет части суток.
Формирование целостной картины мира. Называет разные предметы, которые
окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение.
Называет признаки и количество предметов.
Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.
Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Называет времена
года в правильной последовательности. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в
природе.
Способы проверки знаний:
Для определения результатов осуществляется диагностика, тестирование, наблюдение (см. приложения).
Перечень учебно-методического обеспечения
Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы», средняя группа , авт. –сост. В.Н.Мезенцева, О.П.Власенко. Волгоград.2012
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы», средняя группа, авт. –сост. В.Н.Мезенцева, О.П.Власенко. Волгоград.2012
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы», первая младшая группа, авт. –сост. В.Н.Мезенцева, О.П.Власенко. Волгоград.2012
Программа «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.2010
В.П.Новикова «Математика в детском саду» 4-5 лет.М.:М-С.2007.
В.П.Новикова «Математика в детском саду» 3-4 года.М.:М-С.2006.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...