перспективное планирование по развитию связной речи и развитию мелкой моторики
методическая разработка (старшая группа) на тему
Перспективное планирование по развитию связной речи и развитию мелкой моторики у старших дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по развитию мелкой моторики и развитию связной речи старших дошкольников.
Первая и вторая недели - диагностика.
Сентябрь
3-я неделя
1.»Моя семья».
Задачи: сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе. Воспитывать желание заботиться о близких людях. Углубить знания о своей семье.
2.»Кто это?» - обрывание линий бумаги по контуру фигуры человека(из частей),выкладывание и наклеивание.
3.»Кто в домике живёт?» - выкладывание из палочек дома и силуэта человека с соблюдением пропорций.
4-я неделя
1.»Описание игрушки. Чебурашка.»
Задачи: формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия, составить совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушке. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
2.»Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками фигуры чебурашки по контуру.
3.»Ловкие ручки» - завязывание бантиков и шнурков, лент.
Октябрь
1-я неделя.
1.Составление рассказа» Осень наступила».
Задачи: учить детей рассказывать, ориентируясь на план.
2.»Собираем урожай» - лепка овощей.
3.»Красивые листочки» - обводка трафаретов листьев клена, дуба; штриховка и раскрашивание по устной инструкции.
2- я неделя
1.Пересказ сказки» Лиса и козёл».
Задачи: уточнение содержания (идеи и характеристики образов), привлечение внимания к языку (подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу.
2.»Сложи лист» - складывание листа (кленового, дубового), разрезанного на 6 частей.
3.»Сушка фруктов» - нанизывание на проволоку кружочков из толстого картона с дырочкой посередине.
3-я неделя.
1.Весёлые рассказы Н.Носова. «Огурцы».
Задачи: познакомить детей с новым произведением; пополнение словарного запаса.
2.»Что выросло на грядке?» - выкладывание овощей и фруктов пластилиновыми жгутиками по контуру.
3.Натюрморт» Дары осени» - обрывание по контуру овощей и фруктов из цветной бумаги и наклеивание их в альбом.
4-я неделя
1.Рассматривание картины «Курица с цыплятами».
Задачи: формировать навык связного текста, уметь озаглавить картины, дать связный описательный рассказ.
2.»Птицы из проволоки» - выгибание из проволоки геометрических форм (овала, круга, треугольника) и выкладывание из них птицы.
3.»Мама кормит птенчика» - перекладывание зёрен риса, семечек подсолнуха с одного подноса на другой, сортировка.
Ноябрь
1-я неделя
1.»Чтение и выборочный пересказ русской народной сказки «Хаврошечка».
Задачи: формировать навык выборочного пересказа, закрепить умение детей работать с иллюстрацией как средством конкретизации содержания, воспитывать добросовестное отношение к обязанностям.
2»Конструктор» - выкладывание из палочек орудий труда (по памяти, с предварительным рассматриванием образца).
3.»Удобный инструмент» - обматывание палочки («ручки инструмента») ниткой.
2-я неделя
1.Чтение и пересказ сказки «Заюшкина избушка».
Задачи: расширение словарного запаса в процессе работы с толкованием слов подбора синонимов, антонимов.
2.»Картинки из мозаики» - выкладывание ведра, лопаты, молотка, топора из мозаики по схематическому рисунку.
3.»Красивые инструменты» - обводка трафаретов инструментов и заполнение их объема маленькими кружочками.
3-я неделя
1.Описание куклы.
Задачи: помочь детям составить план-описание куклы, учить составлять описание самостоятельно; составлять связный рассказ.
2.»Сушка белья» - развешивание кукольной одежды на бельевой верёвке и пристёгивание тугими прищепками.
3.»Бабушкины помощники» - наматывание клубков из толстых ниток.
Декабрь
1-я неделя
1.Пересказ рассказа В.Драгунского» Друг детства».
Задачи: учить пересказывать небольшой отрывок произведения, употреблять в речи антонимы, синонимы, фразеологизмы.
2.»Маленький модельер» - конструирование предметов одежды из геометрических фигур.
3.»Ножницы потерялись»- обрывание лишней бумаги у контурных изображений предметов одежды.
2-я неделя
1.Лексическое упражнение. С.Маршак. «Почта».
Задачи: активизировать в речи детей существительные и прилагательные.
2.»Пластилиновые жгутики» - выложить грузовик, автобус пластилиновыми жгутиками по контуру.
3.»Разрезные картинки»- сложить картинку автобуса из 6-8 частей.
3-я неделя.
1.Пересказ сказки К.Ушинского» Умей обождать».
Задачи: развивать устную речь, обогащать словарный запас, учить осмысленно и эмоционально воспринимать художественное произведение, активизировать интерес к пересказыванию.
2.»Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятых в комочек трафаретов автобуса из альбомной бумаги, обводка, штриховка.
3.»Строители» - выложить дом из палочек с задуманным количеством этажей.
4-я неделя.
1.Чтение и выборочный пересказ сказки» Мороз Иванович».
Задачи: формировать навык пересказа содержания по вопросам, умение вступать в беседу и поддерживать ее, использовать в речи фразеологизмы, крылатые выражения, развивать способность к оценочным суждениям.
2.»Снеговик» - заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания; намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика.
3.»Зимнее дерево» - выкладывание дерева из спичек.
Январь
2-я неделя
1.Пересказ рассказа В.Бианки» Купание медвежат».
Задачи: учить детей пересказывать литературный текст.
2.»Угощение для белочки» - лепка орешков и грибов.
3.»Оленьи рога» - выложить из пучка ниток, прикрепленных к голове трафарета оленя, рога.
3-я неделя
1.Пересказ рассказа К.Паустовского «Кот-ворюга».
Задачи: формировать навык выборочного пересказа, закреплять умение детей работать с иллюстрацией.
2.»Маленький конструктор» - выкладывание котёнка, щенка из готовых геометрических фигур.
3.»Пластилиновые жгутики»- выкладывание по контуру пластилиновыми жгутиками силуэтов кошки, щенка.
4-я неделя.
1.Составление рассказа по картине» Кошка с котятами».
Задачи: учить озаглавливать картину, давать описательный рассказ.
2.»Картинки из яичной скорлупы» - измельчение яичной скорлупы и заполнение объема трафарета кошки, щенка по методу цветной мозаики.
3.Коллективная работа» У щенка День рождения». Дети самостоятельно выбирают трафареты домашних животных и при помощи кусочков цветной бумаги заполняют объем фигуры по методу мозаики. Все трафареты приклеиваются к общему панно.
Февраль
1-я неделя
1.Рассматривание картины на зимнюю тему. Описание.
Задачи: учить детей рассматривать картины, последовательное рассматривание отдельных эпизодов, развивать умение составлять содержательный рассказ.
2.»Кто, чем питается?» - сортировка крупы для птиц: перловка и горох.
3.Коллективная работа «Птицы на кормушке». Дети отщипывают от большого куска пластилина маленькие комочки и примазывают их на трафарет птицы по всему объему. Затем «ставят» на общую кормушку.
2-я неделя
1.Чтение и пересказ сказки «Три медведя».
Задачи: формировать навык пересказа содержания по вопросам, развивать способность к оценочным суждениям.
2.» Маленький мастер»- лепка из пластилина стульев для медведей.
3.Иллюстрация к сказке» Три медведя»- выкладывание из спичек по контуру стульев для сказочных героев.
3-я неделя
1.Чтение и пересказ сказки «Снегурочка».
Задачи: формировать умение включаться в диалог и поддерживать его, развивать умение придумывать план, развивать чувство ритма.
2.»Маленький скульптор»- лепка из пластилина фигуры человека.
3.»Снегурочка»- выкладывание снегурочки из геометрических фигур.
4-я неделя
1.Чтение и выборочный пересказ рассказа Н.Носова «Милиционер».
Задачи: учить пересказывать небольшой отрывок из произведения, употреблять в речи антонимы, синонимы, фразеологизмы.
2.»Строители»- выкладывание дома из цветной мозаики.
3.»Фармацевт»- заготовка и расфасовка таблеток (отщипнуть комочек пластилина и придавить его на бумажную полоску).
Март
1-я неделя
1.Заучивание стихотворения Е.Благининой» Посидим в тишине».
Задачи: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение; воспитывать доброе, внимательное отношение к маме.
2-4 недели
Изготовление поздравительной открытки» Ветка мимозы». На листе бумаги нарисованы контуры вазы и ветки мимозы. Вазу промазать клеем и посыпать крупой. Для мимозы из клочков желтой бумаги, путём их скатывания делаем маленькие комочки; стебель и листочки вырезаем ножницами из зелёной бумаги и приклеиваем.
Апрель
1-я неделя
1.Пересказ сказки Э.Шима «Соловей и вороненок».
Задачи: учить детей пересказывать текст, развивать умение грамотно, выразительно излагать свою мысль.
2.»Грачи прилетели»- на белом листе бумаги в нескольких местах примазываем кусочки чёрного пластилина и стекой наносим точки - следы грачей.
3.»Корм для птиц» - сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха.
2-я неделя
1.Заучивание стихотворения И.Сурикова» Вот моя деревня».
Задачи: помочь детям заучить стихотворение; дать характеристику неизвестным слова - пополнение словарного запаса.
2.»Ловкие пальчики»- зашнуровать сапожок и завязать бантик.
3.»Домик для птиц» - вылепить из пластилина гнездо и выстелить его изнутри клочками ваты.
3-я неделя
1.Чтение и пересказ сказки» Лиса и волк».
Задачи: формирование аналитических способностей детей при работе с текстом, развивать умение подбирать антонимы, воспитывать чувство доброжелательности, отзывчивости.
2.»Птица с птенчиком»- обвести трафареты птицы и птенца, заполнить объем клочком цветной бумаги по методу цветной мозаики.
3.»Домик для скворца» - выкладывание из спичек.
4-я неделя
1.Составление рассказа по картинкам.
Задачи: продолжать учить детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающемся действием.
2.»Почки распускаются» - отщипывание от зелёного куска пластилина маленьких комочков и примазывание их к ветке дерева, нарисованного на альбомном листе.
3.»Парикмахер» - плетение косичек из шнурков.
Май
1-я неделя
1.Составление рассказа по картине» Собака со щенками».
Задачи: формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, воспитывать умение слушать друг друга, уметь отвечать на вопросы воспитателя по содержанию картины.
2.» Готовим саженцы» - выкладывание дерева с корешками из палочек различной толщины.
3.»Вспаханный огород» - изготовление объёмной иллюстрации : на голубом фоне методом обрывания из чёрной бумаги делаются грядки.
2-я неделя
1.Чтение и пересказ сказки «Лиса и журавль».
Задачи: развивать умение логически завершать какую-либо сказку, умение осмысливать воспринимаемое, правильно заканчивать мысль.
2.»Угощение для лисы и журавля» - выгибание предметов из проволоки.
3.»Кто, чем питается?» - в « сухом бассейне» найти предмет, определить его на ощупь, назвать и сказать, кто это ест.
3-4 недели
1.Игра-путешествие по русским народным сказкам.
Задачи: развивать умение грамотно, выразительно излагать свою мысль, логическое мышление, тренировать память. Формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей.
2.»Изготовление поделок» - дети самостоятельно выбирают различные материалы, рассказывают о том, что собираются делать и комментируют свои действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики в таблицах и схемах
Методическое пособие "Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики в таблицах и схемах...
Методическая разработка "Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук"
Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук....
Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах
Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах...
Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка, формирование навыков речевого общения с окружающими.Развитие речи дошколь...
«Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах»
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка, формирование навыков речевого общения с окружающими.Развитие речи дошколь...
«Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах»
Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского сада и родителей....
Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах
Развитие речи дошкольника – это целая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности по формированию речи детей.Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского са...