Проект "Азбука общения"
проект (подготовительная группа) по теме

Семушева Елена Алексеевна
Проект «Азбука общения» для подготовительной группы (проект краткосрочный – 1 неделя, исследовательско-творческий)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_azbuka_obshcheniya.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Итоги проекта

        Проект «Азбука общения» реализовался со всеми воспитанниками подготовительной группы, специалистами и родителями. В ходе реализации проекта опыт детей обогащался новыми знаниями  и представлениями о содержании этикета людей разных национальностей, правилами, формулами, формами речевого этикета общения для эмоционального расположения собеседника в зависимости от ситуации общения, возраста, пола собеседника, цели взаимодействия. Совместная и самостоятельная деятельность детей обогащалась яркими впечатлениями, новыми способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми в разных жизненных ситуациях.

        Дети учились анализировать, сравнивать, оценивать свои действия, прогнозировать результаты, пополнялся словарный запас, развивалось мышление ,  воображение, любознательность,  обогащался их опыт.

 В процессе наблюдения манеры общения детей друг с другом в процессе игр и повседневного общения отмечалось, что дети проявляют творчество в процессе общения:  предлагают интересные оригинальные темы для обсуждения, задают интересные вопросы, предлагают творческие варианты решения проблем, умеют отстаивать свою позицию,  используют речевые формы убеждения, владеют культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника, умеют принять позицию собеседника. Дети стали внимательнее к эмоциональному состоянию людей, проявляют участие, заботу, сочувствие.

Проявился познавательный интерес к нравственным качествам людей, их проявлениям, к взаимосвязям людей в современном обществе. Дети стали активнее проявлять себя в творческой деятельности: сочиняют творческие сказки, играют в режиссёрские игры, игры-фантазирования, с удовольствием поют песни, читают стихи, обсуждают пословицы и поговорки. В трудных случаях взаимоотношений со сверстниками обращаются к правилам, используют разные приёмы справедливого разрешения возникших проблем. Осуществляют перенос опыта этикета общения в повседневную жизнь.

Проект «Азбука общения» позволил повысить компетентность родителей в области соблюдения этикета общения  с детьми и взрослыми. Опрос родителей показал, что решение задач по воспитанию культуры общения возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: вместе найдём выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вместе познаём, делаем открытия, удивляемся.

Критерием оценки реализации проекта, явилось, что дети и взрослые соблюдают правила этикета общения в повседневной жизни.

Проект «Азбука общения»

(Проект краткосрочный – 1 неделя,

Исследовательско - творческий)

                                                Актуальность темы

          Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формулы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как знакомиться и общаться и т.д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям. Если правильно воспитывать культуру общения, то ребёнок будет сознательно вежлив, сдержан в общении с людьми с дошкольного возраста.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Старший дошкольный возраст – время активного социального развития детей. У них углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений, к способам определения настроения и эмоционального состояния человека. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса  к жизни разных народов: социальное происхождение, расовая и национальная принадлежность, язык, пол, возраст, личностное и поведенческое своеобразие. У детей развивается способность в проявлении сознательного доброжелательного внимания, сочувствия, сопереживания к взрослым, сверстникам, малышам, умение строить общение, используя речевые формулы этикета.

Но у некоторых детей возникают трудности в построении общения с людьми. Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и с взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчуждённости, враждебности. Задача взрослых убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путём к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Цель проекта: воспитание навыков эмоционально-доброжелательного общения с людьми.

Задачи: 1.Обогащать представления детей об этикетных формулах речевого общения с людьми в зависимости от ситуации общения, возраста, пола, национальности собеседника, цели взаимодействия.

2.Развивать умение отбирать речевые формы этикета для эмоционального расположения собеседника в разнообразных жизненных ситуациях, навыки практического владения средствами человеческого общения.

3.Воспитывать интерес к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.

4.Развивать творческие способности и воображение, умения отражать свои впечатления в разных видах детской деятельности.

 Этапы работы над проектом.

Проект «Азбука общения» реализуется в ІV этапа

Этапы проекта

Деятельность педагога, специалистов

Деятельность детей и родителей

I этап-подготовительный

Формируют проблему (цель).

Формируют задачи.

Составляют план работы (мероприятий)

Подбирают, изготавливают материал, пособия, атрибуты.

Вводит проблемную ситуацию, персонажей.

Вхождение в проблему.

Принятие цели, задач.

Содействуют в дополнении задач, видов деятельности, материала, пособий, атрибутов.

ІІ этап-

практический

Создают условия.

Планируется деятельность.

Организуется деятельность.

Направляют и контролируют осуществление проекта.

Практическая помощь.

Используют сказочных персонажей (Шапокляк, Крокодил Гена, Чебурашка, Обезьянка).

Объединение детей  и взрослых в работе группы.

Распределение работы.

Формирование специфических знаний, умений и навыков.

ІІІ этап-

оценочно-рефлексивный

Проведение праздника вежливости.

Проведение круглого стола с родителями по теме (обмен опытом семейного воспитания, впечатлениями, мнениями).

Анализ, выводы.

Составление и оформление памяток, рекомендаций.

Оформление опыта работы.

Участвуют в мероприятиях.

Готовят задания по рекомендациям.

ІV этап-

презентационный

Выступление на педсовете по результатам работы над проектом.

Обмен опытом работы с коллегами.

Помогают оформлять итоги работы (фото, рисунки и др.).

Формирование мотива к предстоящей деятельности

по модели трёх вопросов

Что мы знаем про это?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем?

Что такое этикет.

Особенности этикета людей разных национальностей.

Спрошу у взрослых.

Зачем люди здороваются.

Как приветствуют друг друга народы разных стран и континентов.

Спрошу у воспитателя.

Что такое эмоции.

Что такое пиктограмма?

Спрошу у воспитателя.

Эмоциональное состояние людей  в процессе общения.

Какими жестами, мимикой, можно показать эмоциональное состояние человека?

Спрошу у взрослых. Творческие игры.

Как выразить свои эмоции.

Как можно выразить эмоции цветом?

Спрошу у воспитателя.

Формулы речевого этикета общения.

Зависимость речевого общения от возраста, пола, национальности собеседника.

Спрошу у воспитателя.

Как строить общение со сверстниками.

Как правильно надо знакомиться со старшими, младшими дошкольниками, школьниками, девочками, мальчиками.

Прочитаем в книге.

Как строить общение с взрослыми.

Как заинтересовать беседой незнакомого взрослого человека?

Прочитаем в книге.

Вывод: у детей имеются представления о нормах и правилах общения и взаимоотношениях со сверстниками, близкими взрослыми знакомыми людьми, умеют оценить эмоциональные состояния.

Недостаточно представлений о взаимоотношениях людей в обществе, о способах общения с незнакомыми людьми с целью знакомства, ведения беседы, затрудняются использовать вспомогательные средства общения для выражения своих эмоций в разнообразных жизненных ситуациях.

Взрослые мало рассказывают об особенностях общения людей других национальностей, стран, внутреннего мира человека.

Прогнозируемые результаты

Дети должны знать:

  • речевые формулы этикета; общения;
  • эмоциональные состояния людей в процессе общения;
  • способы и правила дружеских взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками и с взрослыми;
  • нравственные качества людей, их поступков;
  • взаимосвязь людей в обществе.

Дети должны уметь:

  • осознанно выбирать этикетные формы общения в зависимости от ситуации общения, возраста, пола, собеседника, цели взаимодействия;
  • отбирать речевые формулы этикета, линию поведения, вспомогательные средства общения для эмоционального расположения собеседника, с учётом эмоционального и физического его состояния;
  • строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми;
  • соблюдать привычки культурного общения с людьми в общественных местах;
  • контролировать свои действия и поступки, проявляя нравственные качества личности;
  • самостоятельно организовывать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог с взрослыми и сверстниками;
  • владеть культурными формами ведения спора, проявлять активность в коллективных обсуждениях, иметь свою точку зрения на обсуждаемую тему;
  • активно проявлять творчество в процессе общения.

Дети должны иметь представление:

  • о содержании этикета людей разных национальностей;
  • об особенностях взаимоотношений и общения людей в обществе;
  • о нравственных качествах людей в современном мире.

Формы организации  работы с детьми по проекту.

*Непосредственно-образовательная деятельность (НОД)

*Совместная деятельность педагога с детьми (проблемная, познавательная, игровая, творческая, продуктивная).

*Самостоятельная деятельность детей  (рассматривание иллюстраций, альбомов, наглядно-дидактического материала, плакатов, произведений детской художественной, познавательной литературы, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, режиссёрские игры).

Продукты проекта:

  • Выставка рисунков «Город волшебных слов»
  • Оформление альбомов: «Пословицы и поговорки о вежливости», «Стихотворения на тему: «Этикет общения».
  • Конспекты НОД с детьми.
  • Музыкальный праздник «Праздник Вежливости»
  • Коллаж «Дерево дружбы»
  • Выставка плакатов «Волшебные слова»

Участники проекта:

Дети, воспитатели, специалисты, родители группы.

Срок реализации проекта: 1 неделя (краткосрочный)

2. Содержание работы над проектом по этапам

І этап – Подготовительный

Цель: формирование мотива у детей к предстоящей деятельности, постановка цели и задач, подборка необходимого материала по теме проекта.

Содержание:

- Формировать мотив к деятельности детей, специалистов, родителей.

- Подобрать фотоматериал, иллюстрации, альбомы.

-Подобрать произведения  детской  художественной литературы по теме.  

-Подбор   методической  литературы.

-Рекомендации для выполнения заданий с родителями дома.

-Сбор информации о содержании этикета людей разных национальностей, о способах  эмоционального взаимодействия, о навыках общения в различных жизненных ситуациях с взрослым и детьми.

-Подбор иллюстративного и фотоматериала.

-Отбор художественной литературы, художественного материала.

-Выставки.

-Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные и др.

-Создание развивающей среды.

-Презентация проекта.

- Разработать план тематической недели «Азбука общения».

- Составить план взаимодействия с социумом.

- Оформить наглядную информацию для родителей.

- Подбор песен, стихов, загадок, пословиц, поговорок по теме.

-Подбор дидактических, настольно-печатных, словесных, пальчиковых, подвижных игр.

-Подбор и изготовление пособий, атрибутов.

-Составление анкет для детей, родителей.

- Разработка конспектов НОД.

- Составление сценария музыкального Праздника Вежливости.

- Определение тематики бесед, проблемных вопросов, ситуаций, этикетных задач, этюдов.

- Оформление наглядной информации для детей и родителей по теме.

- Работа с родителями: обсуждение плана мероприятия, содержания тематической недели.

- Подбор ТСО (технические средства обучения): телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, набор аудиозаписей, набор видеокассет, дисков с мультфильмами, компьютер, фотоаппарат.

-Подбор учебно-наглядных пособий: магнитная доска, мольберт, фланелеграф, фигурки персонажей, средства для художественного творчества, плакаты, энциклопедии.

- Взаимодействие с социумом: библиотека,  Дом культуры.

ІІ этап – Практический

Цель: обогащение представлений детей о формулах речевого этикета людей разных национальностей, о способах эмоционального взаимодействия с взрослыми, сверстниками, о навыках общения в различных жизненных ситуациях.

Содержание работы по образовательным областям:

«Коммуникация»

*Беседа на тему: «Здравствуйте!» (музыка волшебных слов)

*Беседа на тему: «Мио эмоций».

Беседа на тему: «Этот странный взрослый мир».

*Беседа на тему: «Дружат дети всей Земли».

*Рассказ педагога о содержании этикета людей разных национальностей.

*Рассматривание фотографий людей разных национальностей.

*Составление творческих рассказов: «Город вежливости», «Мой друг»                        «Художественно-творческая деятельность»

Лепка: «Встанем в дружный хоровод»

Коллаж: «Дерево дружбы»

« Познание»

Целевые прогулки:                 - по улицам города,         - в гости к малышам

Экскурсии: - библиотека, Дом культуры                                

«Физическая культура», «Здоровье»

- Подвижные игры детей разных народов, национальностей

- Семейные походы «Вместе весело шагать» (экологическая тропа, спортивный комплекс)

«Безопасность»

Игровая ситуация: «Если ты потерялся», «К тебе приехал друг»

Целевая прогулка «По улицам посёлка»

«Социализация»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»,         «Детский сад», «Путешествие», «Библиотека»,        «Школа».

Режиссёрская игра: «Крокодил Гена, Чебурашка и все-все», «Необыкновенные встречи»

«Моя любимая сказка»

Игра-фантазирование: «Город волшебных слов»

Дидактические игры: «Пиктограмма», «Кто, где живёт?», «Путешествие по сказкам».

«Труд»

Работа с родителями:

- Совместный труд с родителями по благоустройству игровой площадки детского сада.

- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

«Музыка»

Пение песен: «Что такое этикет», «Песенка о вежливости», танец «Танец друзей»І

«Чтение художественной литературы»

Чтение произведений детской художественной литературы, беседы, обсуждения. Выразительное чтение поэтических произведений наизусть по теме проекта.

Алгоритм проведения тематической недели проекта «Азбука общения»

Дни недели,

название дня

Цель, задачи дня

Основные идеи дня

Понедельник

День Шапокляк

«Здравствуйте!»

(музыка волшебных слов)

   Цель: воспитание культурного общения с людьми.

    Задачи:

 1.Обогащать представления детей о различных формах вежливого общения между людьми.

2.Развивать умение выполнять правила этикета общения, употребляя в речи «волшебные слова».

3.Воспитывать умение вести доброжелательный диалог.

Шапокляк предлагает проблемную ситуацию: с ней никто не хочет общаться (ни взрослые, ни дети); вместе с детьми определяет круг интересов, проектирует последующую деятельность.

Вторник

День Обезьянки

«Мир эмоций» (какого цвета твоя улыбка)

   Цель: воспитание эмоционально-доброжелательного общения.

   Задачи:

1.Обогащать представление детей о культуре жеста.

2.Развивать умение эмоционально воспринимать и понимать окружающих, выражать собственные чувства, мысли при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы, эмоций.

3.Воспитывать умение правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства с окружающими людьми.

Обезьянка проводит беседу, побуждает детей к открытию новых способов познания своего эмоционального мира и людей; активизировать детей через игровую деятельность.

Среда

День Крокодила Гены

«Этот странный взрослый мир».

   Цель: воспитание культуры общения с взрослыми людьми.

   Задачи:

1.Обогащать представления детей о правилах речевого поведения во время  знакомства с взрослыми, незнакомыми людьми.

2.Развивать умение использовать этикетные выражения, принятые в этой ситуации, вежливые формы обращения к незнакомому человеку.

3.Воспитывать доброжелательное общение с окружающими людьми, приветливость, сдержанность, умение внимательно слушать взрослого.

Крокодил Гена знакомит с правилами культуры общения с взрослыми в разных ситуациях, активизировать детей через игровую деятельность.

Четверг

День Чебурашки.

«Дружат дети всей Земли!»

   Цель: воспитание культуры общения с детьми.

   Задачи:

 1.Обогащать представления детей о правилах речевого общения со сверстниками, младшими дошкольниками, школьниками.

2.Развивать умение переживать положительное эмоциональное состояние от общения с другими людьми, видеть индивидуальные особенности своих сверстников, малышей, уважать своего собеседника.

3.Воспитывать дружеские взаимоотношения с детьми.

Чебурашка знакомит детей с правилами культуры общения с детьми, независимо от пола, возраста, рациональности, расы, в разных ситуациях;

активизирует через игровую деятельность.

Пятница

День всех героев.

День вежливости.

   Цель: воспитание вежливого общения с окружающими людьми.

   Задачи:

1.Обогащать представления детей о том, как приветствуют друг друга люди разных стран и континентов.

2.Развивать умение выражать свои впечатления в разных видах деятельности, осознанно выбирать этикетные формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.

3.Воспитывать умение применять, полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Герои рассказывают и показывают о приветствиях людей  разных стран; активизировать детей через игровую деятельность;

Шапокляк проводит музыкальный праздник вежливости.

Важно, чтобы и дети, и родители, и педагоги, и специалисты положительно отнеслись к «Событиям недели», заразились идеей дня и осознали важность совместных мероприятий

ІІІ этап – Оценочно-рефлексивный

Цель: обобщение знаний, представлений о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром, о важности и значительности эмоций, жестов, движений в процессе общения.

ІV этап – Презентационный

- Оформление опыта работы в педкабинет по проекту «Азбука общения».

- Презентация проекта на групповом родительском собрании.

- Презентация проекта на Педагогическом Совете.

ІІІ. Работа с родителями

Цель: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс на основе педагогического сотрудничества.

Задачи:

1.Повысить компетентность родителей в вопросе по воспитанию культуры общения и поведения детей. Обогатить теоретическими и практическими знаниями о культуре общения.

2.Привлечь родителей к участию в разных видах совместной деятельности с детьми. Развивать умение использовать приобретённые знания в повседневной жизни.

3.Привлечь родителей к обмену опытом семейного воспитания.

4.Привлечь родителей к подготовке, сбору материалов, пособий, атрибутов.

Содержание работы с родителями

Направление работы

Содержание

Информационно-рекламная деятельность

Оформление: папок-передвижек: «Азбука общения», «Материнские заповеди», «Взрослым о детях», «Наши дети»; папки-ширмы «Как приветствуют друг друга люди разных стран и континентов»; памятки «Волшебный справочник добрых слов и выражений»; рекомендаций «Пожелание родителям», «Информационный калейдоскоп», картотек подвижных игр, пальчиковых игр, методической литературы.

Индивидуальные и групповые консультации

Консультации «Как научить вежливости», «Ребёнок-зеркало семьи», «Фантазия-лучшее средство от скуки», «Дети и родители: как мы разговариваем», «Хорошие и дурные манеры».

Совместная деятельность детского сада и семьи

Рекомендации для выполнения заданий дома: чтение художественной литературы, повторение стихотворений, оформление пословиц, совместная художественно-творческая деятельность: рисунки, поделки по теме проекта; посещение библиотеки, Дома культуры, музыкальной школы, спорт-комплекса, разучивание игровых правил и действий подвижных игр, составление плакатов, памяток, рекомендаций, альбома, фотогазеты. Участие родителей в разных видах деятельности в детском саду. Оформление материала по проекту.

Сотрудничество с родителями

Анкетирование родителей, посещение семей. Просветительная работа, практическая подготовка по вопросам воспитания культуры общения. Проведение круглого стола по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные навыки общения и роль игры в развитии общения детей

В материале рассмотрены в теоретическом аспекте коммуникативные навыки общения и роль игры в развитиии общения детей, а также представлены  игры для детей подготовительной группы детского сада, с...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

Легкое общение: игры на развитие навыков общения

Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры...

Тема: «Понятие об общении. Место и роль общения в жизни человека».

Реферат по психологии на тему:  «Понятие об общении. Место и роль общения в жизни человека»....

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....