Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…»
проект (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…»
( Долгосрочный, познавательный, творческий)
По приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку
Разработчики: Сорокина М. В
Должности: Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 396 «Подсолнушек»
Первый этап. Целеполагание.
Научить ребенка быть счастливым – задача взрослых. Всё начинается с
восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что
вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны
им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. С дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны.
Вот поэтому, развитие у детей духовно-нравственных чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада.
Одной из целей деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №396 «Подсолнушек» по реа-
лизации основной общеобразовательной программы является формирование основ базовой культуры личности, позволяющих развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость, эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни; всестороннее гармоничное развитие детей, а именно овладение всем спектром душевных, социальных, физических, интеллектуальных и моральных качеств в полной мере.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Цель: приобщение детей к духовно – нравственным ценностям через сказку.
Объект: нравственные качества детей 6-7 лет: справедливость, доброта, дружба, отзывчивость.
Предмет: сказка , как средство формирования нравственных качеств детей (справедливость, доброта, дружба, отзывчивость).
Цель, предмет и объект исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку.
2. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.
3. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
4. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
При разработке педагогического проекта мною учитывались:
1) личностная и деятельностная направленность дошкольного образования;
2) необходимость практической направленности образовательного процесса;
3) интегративный подход к отбору и организации содержания образования.
4) возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Роль сказки в духовно-нравственном развитии ребенка
Использование народных сказок – это благодатный и ничем не замени-
мый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки — в
глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие ты-
сячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудово-
го народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает
любовь к родной земле уже потому, что она — творение народа.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский пишет: «Через сказку, фанта-
зию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу
ребёнка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть
эти истоки, и они забьют животворными ключами …»
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно
что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на пер-
вый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными... Недаром
известная русская пословица гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым
молодцам урок». Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз
хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной
особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и
А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и М.Е. Салтыков-Щедрин.
Но все-таки сказка ярче и показательнее демонстрирует своеобразие фольк-
лора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, при-
сущие человеку и человечеству.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки на-
чинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимо-
отношений и со всем окружающим миром в целом. Они преподносят детям
поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор
воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и
взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные этало-
ны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее компо-
зиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определен-
ные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика со-
бытий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные понима-
нию ребёнка, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для
детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой
личности ребенка.
Между природой сказки и природой ребёнка есть органическая связь.
Так думает исследователь фольклора Никитина М.А.. Этого же мнения при-
держивается и В.Г. Белинский: «В детстве фантазия есть преобладающая
способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между ду-
хом ребёнка, и находящимся вне его, миром действительности».
Дети стремятся ко всему яркому, необычному, любят преувеличения,
умеют удивляться и удивлять. Всё это можно найти в сказочной фантастике.
Сказка увлекает ребёнка, она смотрит на мир как бы его глазами, принорав-
ливается к его понятиям. Никитина отмечает: «Во всём строе народной сказ-
ки чувствуется прекрасное знание детей и любовь к ним. Сказочные ситуа-
ции и конфликты вполне доступны пониманию ребёнка и глубоко задевают
их чувства. Старшие братья несправедливо обижают младшего, сваливают на
него самую трудную и опасную работу, злая мачеха преследует ни в чём не
повинную падчерицу, глупый царь-самодур грозится погубить героя. Но в
судьбы действующих лиц сказки вмешиваются добрые волшебные силы – и
зло наказывается, справедливость торжествует. В непременном утверждении правды, добра, красоты, в разоблачении зла и состоит огромная нравственнаясила сказки.
Всеми своими поэтическими средствами сказка наставляет ребёнка,
показывает ему, что хорошо и что плохо, учит различать добро и зло, верить
в справедливость. И делается это просто, без всякой навязчивости и морали-рошо – плохо». Самые элементарные и в то же время самые важные пред-
ставления (об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о ге-
роизме и трусости, о доброте и жадности) ложатся в сознание и определяют
для ребенка нормы поведения. Детям надо пережить борьбу зла и добра, по-
нять, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте.
В своем проекте я уделяю внимание судьбе героев, поставленных в
близкие и понятные ребенку обстоятельства. Действие в таких сказках часто
совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со
двора, берегла братца, а девочка заигралась-загулялась, и братца унесли гуси-лебеди («Гуси-лебеди»). Добрая сирота терпит гонения злой мачехи («Кро-
шечка Хаврошечка). В развитие действия неизменно вносятся этические мо-
тивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключе-
ний, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам спра-
ведливости. Сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете
правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.
Реализуя свой проект, я думаю, дети убедятся, что в сказках не бывает
непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что ре-
альный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно
благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда акти-
визирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление пре-
одолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения.
Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стой-
кости и качеств борца за справедливость.
Вывод: сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение.
Второй этап. Разработка проекта.
1 Название проекта : «Сказка – ложь, да в ней намек…», довести до участников важность данной темы.
2 Проблема для педагога: Проблема поиска форм работы с
детьми для реализации проекта . Подбор методической литературы.
Для детей: Чему учит сказка?
3. Участники: Воспитатели. Дошкольники. Родители
4.Тип :Групповой, долгосрочный
5. Интеграция образовательных областей.
Основная общеобразовательная область:
Чтение художественной литературы
Сопутствующие образовательные области:
Познание. Коммуникация. Художественное творчество. Социализация.
6.Направление деятельности по проекту:
Коммуникативная, игровая, чтение художествен-
ной литературы, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
7. Цель для педагога: создание условий для духовно-нравственного развития ребенка через русскую народную сказку
Для детей: развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.
Для родителей: поддержание эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность группы и детского сада.
8. Задачи развития детей в ходе реализации проекта
Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота – хитрость; и правил доброй,
совестливой жизни .Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
9. Формы работы с детьми чтение обсуждение решение проблемных ситуаций, моделирование,тречевая ситуация ,беседа ,диалог ,слушание сказок ,инсценировка.
10. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы.
Третий этап. Выполнение проекта.
Игровая деятельность | Дидактические игры: « Разложи героев сказки по ячейкам», «Кто пропал?», « Установи правильную последовательность», « Угадай название», « Лесная сказка». Подвижные игры: « Конек-горбунок», « Кот в сапогах», « Лиса Алиса и кот Базилио», Балда и лошадь», « Змей Горыныч», « Баба Яга», « Колобок», « Золушка», «Теремок». Ситуативные игры с элементами театрализации: « Поможем семерым козлятам», « Поможем колобку». |
Познавательное развитие | Прослушивание сказок: русских народных, сказок Пушкина, зарубежных сказок. Работа над пословицами и поговорками. Занятия: « Сказка-ложь, да в ней намек», « Путешествие в страну сказок». Просмотр мультфильмов, сказок, иллюстраций. Прослушивание аудиозаписей. Беседы о положительных и отрицательных героях сказок, о добрых поступках и делах. Моделирование сказочных ситуаций. |
Продуктивная деятельность. Работа с родителями. Ознакомление с окружающим. Развитие речи. Ознакомление с художественной литературой. Аппликация. Лепка. | Совместная работа родителей с детьми: Изготовление поделки по любимой сказке. Создание книги в подарок детям. Знакомство с природными условиями, климатом различных частей света и стран, образом жизни людей. Занятие « В гостях у Звукознайки». Русские народные сказки, сказки Пушкина, сказки народов мира. Коллективная работа « Терем» Из соленого теста героев сказки « Колобок» |
Четвертый этап. Презентация проекта.
1. Проведение викторины « В стране сказок».
2. Инсценировка сказки для родителей.
3. Создание с детьми « Терема» для героев самых известных сказок.
Пятый этап. Определение задач для новых проектов.
1. Продолжать формировать основы духовно-нравственного воспитания детей в части оптимизации межличностных отношений в группе.
2.Содание книги совместно с детьми и родителями « Наша сказка».
3. создание дидактической игры « Путешествие по сказке»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Сказка - ложь, да в ней намек"
Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку...
Педагогический проект "Сказки ложь, да в них намек"
Данный проект разработан для детей старшей группы, в преддверии юбилея великого русского поэта А. С. Пушкина. Прошло два столетия с тех пор, как Саша Пушкин услышал старинную сказку про за...
Творческий проект "Сказка - ложь, да в ней намек..." (р.н. сказка "Теремок")
«Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем».В.А.Сухомлинский. Жили – были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надежд...
Доклад к педагогическому совету "Сказка ложь, да в ней намек"
В методической разработке раскрывается использование дидактических игр и пособий при ознакомлении детей с художественной литературой....
ПРОЕКТ «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (на основе книги Шорыгиной Т.А. «Добрые сказки»).
laquo;Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать» (В.А. Сухомлинский)Актуальность.В настоящее время мы всё ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СКАЗКА ЛОЖЬ ДА В НЕЙ НАМЕК…». Тема: Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в общест...