Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…»
проект (подготовительная группа) на тему

Сорокина Марина Владимировна

проект по нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…»

         ( Долгосрочный,    познавательный, творческий)

По приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку

Разработчики:    Сорокина М. В

Должности: Воспитатель  МБДОУ «Детский сад № 396 «Подсолнушек»

Первый этап. Целеполагание.

Научить ребенка быть счастливым – задача взрослых. Всё начинается с

восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что

вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны

им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. С дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны.

Вот поэтому, развитие у детей духовно-нравственных  чувств  является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада.

Одной из целей деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №396 «Подсолнушек» по реа-

лизации основной общеобразовательной программы является формирование основ базовой культуры личности, позволяющих  развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость, эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни; всестороннее гармоничное развитие детей, а именно овладение всем спектром  душевных, социальных, физических, интеллектуальных и моральных  качеств в полной мере.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Цель: приобщение детей к духовно – нравственным ценностям через сказку.

Объект: нравственные качества детей 6-7 лет: справедливость, доброта, дружба, отзывчивость.

Предмет:  сказка , как средство формирования нравственных качеств детей (справедливость, доброта, дружба, отзывчивость).

Цель, предмет и объект исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку.

2. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.

3. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

4. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

При разработке педагогического проекта мною учитывались:

1) личностная и деятельностная направленность дошкольного образования;

2) необходимость практической направленности образовательного процесса;

3) интегративный подход к отбору и организации содержания образования.

4) возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Роль сказки в духовно-нравственном развитии ребенка

Использование народных сказок – это благодатный и ничем не замени-

мый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки — в

глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие ты-

сячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудово-

го народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает

любовь к родной земле уже потому, что она — творение народа.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский пишет: «Через сказку, фанта-

зию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу

ребёнка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть

эти истоки, и они забьют животворными ключами …»

Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно

что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на пер-

вый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными... Недаром

известная русская пословица гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым

молодцам урок». Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз

хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной

особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и

А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и М.Е. Салтыков-Щедрин.

Но все-таки сказка ярче и показательнее демонстрирует своеобразие фольк-

лора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, при-

сущие человеку и человечеству.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки на-

чинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимо-

отношений и со всем окружающим миром в целом. Они преподносят детям

поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор

воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и

взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные этало-

ны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее компо-

зиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определен-

ные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика со-

бытий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные понима-

нию ребёнка, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для

детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой

личности ребенка.

Между природой сказки и природой ребёнка есть органическая связь.

Так думает исследователь фольклора Никитина М.А.. Этого же мнения при-

держивается и В.Г. Белинский: «В детстве фантазия есть преобладающая

способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между ду-

хом ребёнка, и находящимся вне его, миром действительности».

Дети стремятся ко всему яркому, необычному, любят преувеличения,

умеют удивляться и удивлять. Всё это можно найти в сказочной фантастике.

Сказка увлекает ребёнка, она смотрит на мир как бы его глазами, принорав-

ливается к его понятиям. Никитина отмечает: «Во всём строе народной сказ-

ки чувствуется прекрасное знание детей и любовь к ним. Сказочные ситуа-

ции и конфликты вполне доступны пониманию ребёнка и глубоко задевают

их чувства. Старшие братья несправедливо обижают младшего, сваливают на

него самую трудную и опасную работу, злая мачеха преследует ни в чём не

повинную падчерицу, глупый царь-самодур грозится погубить героя. Но в

судьбы действующих лиц сказки вмешиваются добрые волшебные силы – и

зло наказывается, справедливость торжествует. В непременном утверждении правды, добра, красоты, в разоблачении зла и состоит огромная нравственнаясила сказки.

Всеми своими поэтическими средствами сказка наставляет ребёнка,

показывает ему, что хорошо и что плохо, учит различать добро и зло, верить

в справедливость. И делается это просто, без всякой навязчивости и морали-рошо – плохо». Самые элементарные и в то же время самые важные пред-

ставления (об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о ге-

роизме и трусости, о доброте и жадности) ложатся в сознание и определяют

для ребенка нормы поведения. Детям надо пережить борьбу зла и добра, по-

нять, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте.

В своем проекте я уделяю внимание судьбе героев, поставленных в

близкие и понятные ребенку обстоятельства. Действие в таких сказках часто

совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со

двора, берегла братца, а девочка заигралась-загулялась, и братца унесли гуси-лебеди («Гуси-лебеди»). Добрая сирота терпит гонения злой мачехи («Кро-

шечка Хаврошечка). В развитие действия неизменно вносятся этические мо-

тивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключе-

ний, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам спра-

ведливости. Сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете

правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.

Реализуя свой проект, я думаю, дети убедятся, что в сказках не бывает

непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что ре-

альный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно

благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда акти-

визирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление пре-

одолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения.

Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стой-

кости и качеств борца за справедливость.

Вывод: сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании  детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение.

Второй этап. Разработка  проекта.

1 Название проекта : «Сказка – ложь, да в ней намек…», довести до участников важность данной темы.

2 Проблема для педагога: Проблема поиска форм работы с

детьми для реализации проекта . Подбор методической литературы.

Для детей: Чему учит сказка?

3. Участники: Воспитатели. Дошкольники. Родители

4.Тип :Групповой, долгосрочный

5. Интеграция образовательных областей.

Основная общеобразовательная область:

Чтение художественной литературы

Сопутствующие образовательные области:

Познание. Коммуникация. Художественное творчество. Социализация.

6.Направление деятельности по проекту:

Коммуникативная, игровая, чтение художествен-

ной литературы, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

7. Цель для педагога: создание условий для духовно-нравственного развития ребенка через русскую народную сказку

Для детей: развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.

Для родителей: поддержание эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность группы и детского сада.

8. Задачи развития детей в ходе реализации проекта

Формировать нравственные представления  (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда,  трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота – хитрость; и правил доброй,

совестливой жизни .Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

9. Формы работы с детьми чтение обсуждение решение проблемных ситуаций, моделирование,тречевая ситуация ,беседа ,диалог ,слушание сказок ,инсценировка.

10. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы.

Третий этап. Выполнение проекта.

Игровая деятельность

Дидактические игры:

 « Разложи героев сказки по ячейкам», «Кто пропал?», « Установи правильную последовательность», « Угадай название»,

« Лесная сказка».

Подвижные игры:

« Конек-горбунок», « Кот в сапогах», « Лиса Алиса и кот Базилио»,  Балда и лошадь», « Змей Горыныч», « Баба Яга», « Колобок», « Золушка», «Теремок».

Ситуативные игры с элементами театрализации:

« Поможем семерым козлятам», « Поможем колобку».

Познавательное развитие

Прослушивание сказок: русских народных, сказок Пушкина, зарубежных сказок.

Работа над пословицами и поговорками.

Занятия: « Сказка-ложь, да в ней намек»,

« Путешествие в страну сказок».

Просмотр мультфильмов, сказок, иллюстраций. Прослушивание аудиозаписей.

Беседы о положительных и отрицательных героях сказок, о добрых поступках и делах. Моделирование сказочных ситуаций.

Продуктивная деятельность.

Работа с родителями.

Ознакомление с окружающим.

Развитие речи.

Ознакомление с художественной литературой.

Аппликация.

Лепка.

Совместная работа родителей с детьми:

Изготовление поделки по любимой сказке. Создание книги в подарок детям.

Знакомство с природными условиями, климатом различных частей света и стран, образом жизни людей.

Занятие « В гостях у Звукознайки».

Русские народные сказки, сказки Пушкина, сказки народов мира.

Коллективная работа « Терем»

Из соленого теста героев сказки « Колобок»

Четвертый этап. Презентация проекта.

1. Проведение викторины « В стране сказок».

2. Инсценировка сказки для родителей.

3. Создание с детьми « Терема» для героев самых известных сказок.

Пятый этап. Определение задач для новых проектов.

1. Продолжать формировать основы духовно-нравственного воспитания детей в части оптимизации межличностных отношений в группе.

2.Содание книги совместно с детьми и родителями « Наша сказка».

3. создание дидактической игры « Путешествие по сказке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Сказка - ложь, да в ней намек"

Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку...

Педагогический проект "Сказки ложь, да в них намек"

Данный проект разработан для детей старшей группы, в преддверии юбилея великого русского поэта А. С. Пушкина. Прошло  два  столетия с тех пор, как Саша Пушкин услышал старинную сказку про за...

Творческий проект "Сказка - ложь, да в ней намек..." (р.н. сказка "Теремок")

«Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем».В.А.Сухомлинский.     Жили – были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надежд...

Доклад к педагогическому совету "Сказка ложь, да в ней намек"

В методической разработке раскрывается использование дидактических игр и пособий при ознакомлении детей с художественной литературой....

ПРОЕКТ «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (на основе книги Шорыгиной Т.А. «Добрые сказки»).

laquo;Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать»  (В.А. Сухомлинский)Актуальность.В настоящее время мы всё ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СКАЗКА ЛОЖЬ ДА В НЕЙ НАМЕК…». Тема: Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в общест...