Неделя игры по теме "Осень" во 2 младшей группе
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Воробьева Светлана Николаевна

 Предлагаем вашему вниманию различные виды игр: дидактические, пальчиковые, настольные, сюжетно - ролевые, музыкальные, которые можно использовать для ознакомления  детей с осенним временем года.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponedelnik_vtornik.docx49.21 КБ

Предварительный просмотр:

Понедельник

               Виды игр

Содержание

Дидактическая игра

«Соберем букет из листьев»

  • Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного;  понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного.
  • Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Пальчиковая игра

                               «Осень»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вышла осень погулять,   («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать.   (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Здравствуй, лес,                  (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Подвижная игра

 «Солнышко и дождик»

 Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.

Ход игры:

 Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» они бегут на свои места.

Дыхательная гимнастика

«Ветер»

Цель: развивать речевое дыхание, звуковую культуру речи.

Воспитатель произносит слова и дыхательные упражнения, дети повторяют.

Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф… Выдох спокойный, ненапряжённый

И качает так листок – ф-ф-ф…

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф… Активный выдох

И качает так листок – ф-ф-ф…

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – а-а-а…

Рябиновый – и-и-и…

Берёзовый – о-о-о…

Дубовый – у-у-у…

Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у»

Настольная игра

«Найди такой же»


На столах у детей карточки с контурами листьев березы, дуба, клена. На подносах листочки из картона. Найти нужный лист и закрепить «окошки» (совместить листочки с нужными контурами).

Сюжетно – ролевая игра

« Прогулка по осеннему лесу»

Цель игры:

  • Поощрять участие детей в совместных играх.
  • Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий.
  • Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила.
  • Закрепить знания о сезонных изменениях в природе

Вторник

Математическая игра

«В лес за грибами»

Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».

Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного).

Дидактическая игра

 

«Собери грибы в лукошко»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора  в лесу.

Материал: Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф, карточки с  грибами (съедобными, не съедобными).

Ход игры:

Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).

Подвижная игра

«За грибами»

 Цель: учить детей ходить по прямой и извилистой дорожке (ширина 20-25 см.)

 Оборудование: Мел, муляжи грибов, корзинка и дудочка.

 Ход игры: На асфальте мелом рисуют прямые и извилистые дорожки – тропинки, в конце дорожки расставляют муляжи грибов.

 Воспитатель:

- Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

- В лесок, во борок –

Грибы  собирать,

Нашу Катю угощать.

Поехали, поехали

За грибами, за орехами.

 Дети идут цепочкой друг за другом по дорожке. По сигналу дудочки начинают собирать «грибы». Как только дудочка прекращает звучать, дети останавливаются и подсчитывают «урожай».

Загадки о грибах

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

(Гриб)

Шапочка да ножка. -

Вот и весь Ермошка.

(Гриб)

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.           (Гриб)

Пальчиковая игра

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Красный-красный мухомор-  (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.             (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки  

                                                           показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!      (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!          (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

Музыкальная игра

                           «Грибки»

  1. Мы грибочки, мы грибки

Мы на праздник к вам пришли.   

Весело попляшем

В хороводе нашем.

( Идут друг за другом топающим шагом )

  1. Красненькая шапочка,

( Качают головками, руками поддерживают шляпки )

      Беленькие ножки

( Поочерёдно выставляют правую и левую ногу на пятки,                     руки внизу )

             Ну грибочки веселей

             Хлопайте в ладошки.

     ( Хлопают  в ладоши, после этого приседают).

  1. Мы растём, растём под ёлкой

Круглый год зелёной колкой

      ( « Растут » т.е. пружинно поднимаются )

Нас в корзинки не берут

Мухоморами зовут.

( Кружатся на месте топающим шагом, в конце кланяются )

Среда

Пальчиковая игра

                           «Ягоды»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

С ветки ягодки снимаю,        (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить                            каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)                                   

И в лукошко собираю.          (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко,        (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)           

Я попробую немножко.        (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть,          достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь!  (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)

Настольная игра

Домино «Ягоды»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о ягодах, о месте их произрастания  ( в саду, в лесу).

Закрепить правила игры в домино.

Подвижная игра

«У медведя во бору»
Описание: За чертой опушки леса. Там сидит медведь. На противоположном конце площадки обозначают дом детей. Дети идут по направлению к лесу, собирая грибы, при этом приговаривая слова:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь сидит,
И на нас рычит.
После этих слов медведь с рычанием догоняет детей. Пойманных отводит к себе.

Дидактическая игра

«Покажи картинку»

Цель: Дать представление о характерных признаках некоторых ягод.

Учить узнавать ягоды по цвету,

величине,  называть их.

Материал: Картинки с изображением ягод.

Ход игры: Воспитатель  называет ягоды, дети показывают карточку с изображением названной воспитателем ягоды.

Музыкальная игра

По малину в сад пойдём

  1. По малину в сад пойдём,
    В сад пойдём, в сад пойдём.
    Плясовую заведём, заведём, заведём.

(Берут корзинки, зовут подружек, идут по залу.)

Припев:
Солнышко на дворе, а в саду тропинка,
Сладкая ты моя, ягодка-малинка!

(Поднимают руки вверх, показывая на солнышко ,опускают их вниз, показывая на тропинку. Кружатся).

  1. Ты, малинка, не в роток,
    Не в роток, не в роток —
    Насыпайся в кузовок, в кузовок, в кузовок!

(Имитируют, собирая ягоды в корзинки)

  1. Как малины наберём.
    Наберём, наберём. —
    Пирогов мы напечём, напечём, напечём.

(Показывают «полные» корзинки, ставят их на пол).

  1. Пирогов мы напечём.
    Напечём, напечём.
    Всех соседей позовём, позовём, позовём

(Имитируют «пекут пироги», зазывают гостей).

Сюжетно – ролевая игра

«Идем в лес за ягодами»

Проблемная ситуация: У мишки заболело горлышко, чтобы он выздоровел ему нужно пить чай с малиновым вареньем.

Игровая ситуация: Что нужно для того, чтобы сварить варенье?

Совместная деятельность: Берут корзинки, идут в лес за ягодами, варят варенье.

Цель:  Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий.

            Закрепить знания о лесных ягодах.

Четверг

Загадки

1.  Сам с кулачок, 
     Красный бочок. 
     Тронешь пальцем — гладко,
     А откусишь — сладко. (Яблоко.)

2. Хоть и очень кислый он, 
    В чай положим мы ... (лимон).


 3. Плод душистый, мягкий, сладкий, 
     Чуть изогнутый на вид, 
     Желтой кожурой покрыт. 
     Лакомство для обезьян, 
     Мы зовем его ... (банан).

 4. Он с оранжевою кожей,
     Что на солнышко похожа, 
     А под кожурою — дольки. 
     Посчитаем, сколько?
    Дольку каждому дадим, 
    Все по долечке съедим. (Апельсин.)

Дидактическая игра

«Отгадай что это?».

Цель: учить определять предмет по существенным признакам. Закреплять знания детей о характерных фруктовых плодах.

Материал: муляжи или картинки.

Ход игры.

Взрослый описывает фрукт, остальные отгадывают.

Например: оно румяное, сладкое, круглое…(это яблоко).

Пальчиковая игра

Апельсин

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка…кожура.

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда.

(На первые строчки-ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук. Затем поочерёдно загибать пальцы на правой руке. На 8 строчку развести руками. На 9-погрозить пальчиком. На последнюю - имитировать бег пальцами).

Настольно – печатная игра

Игра «Садовник».

Цель: развивать сенсорные способности.

Задачи: упражнять детей в умении отличать фрукты по форме, цвету, размеру. Закреплять название фруктов, где растут, чем отличаются друг от друга. Воспитывать умение играть дружно.

Ход игры.

Перед детьми два дерева (нарисованные на картоне), и фигурки фруктов.

Дети выполняют задание вместе или по одному. Один ребёнок кладёт на своё дерево фрукты жёлтого цвета, а другой красного.

1 задание. Разложить фрукты по цвету.

2 задание. Разложить фрукты по размеру и т.д.

Можно нарисовать на каждом дереве пометку: красный цвет, кружок, овал и т. д. а в дальнейшем убрать пометки, усложнив игру.

Подвижная игра

Подвижная игра «Фрукты в корзинке»

Цель: учить игровым действиям, становиться в круг.

Воспитатель ставит на землю корзину. Буду фрукты собирать. Ну-ка яблочки, груши, сливы, мандаринки, бананы, полезайте в корзину.

Дети бегут и встают в круг вокруг корзины. Идут по кругу.

Воспитатель: урожай у нас хорош,

                       Уродился густо:

                       И яблочко и груша,

                       И синенькая слива.

                Ах, фрукты рассыпались.

Дети разбегаются по площадке.

Воспитатель: собирайтесь , фрукты в корзину.

Сюжетно – ролевая игра

 «В магазин за яблоками»

Цель игры:

  • В процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру 
  • Показывать детям способы ролевого поведения.
  • Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.
  • Рассказывать детям о понятных им профессиях (продавец, шофер), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
  • Закреплять понятия много, один, по одному, ни одного.
  • Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
  • Закреплять названия цветов (красный, зеленый, желтый).

          Пятница

Загадки

Цель: продолжать учить детей отгадывать загадки; познакомить дошкольников с овощными культурами, используя загадки. Помочь увидеть знакомые объекты с помощью олицетворения образа. Формировать умение при необходимости обращаться к подсказкам.

Материал: картинки – отгадки.

Педагог загадывает загадки. (Картинки – отгадки раскладываются на отдельно расположенном столе) .

1. Над землёй – трава,

Под землёй – бордовая голова. (Свёкла)

2. Уродилась на славу,

Зелена и кудрява.

Кто любит щи – меня ищи! (Капуста)

3. Сидит дед, в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук)

4. Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

5. Красная мышка с белым хвостом

В норке сидит под зелёным листом. (Редиска)

6. Растут на грядке зелёные ветки,

А на них – красные детки. (Помидор)

7. Каждый годна нашей грядке

Вырастает корень сладкий.

Он с зелёною косой,

Любит есть его косой. (Морковь)

8. Ох, и злой он –

Каждый раз

Заставляет плакать нас. (Лук)

Пальчиковая игра

              «ЗАСОЛКА КАПУСТЫ»

Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони, пальчики вместе - рубим капустку) 

Мы капусту солим, солим, (пальчики щепоткой посыпают капустку) 
Мы капусту трём, трём, (движения рук, сжатыми в кулачки вперёд-назад) 
Мы капусту жмём, жмём (кулачки сжимаем) 
Хороша капуста!

«Овощи »

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

В огороде много гряд,         (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,             (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Дидактическая игра

«Чудесный мешочек»

Цель:  Формировать, закреплять знания об овощах.

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Материал: Красиво оформленный мешочек, муляжи  овощей.

Ход игры:

Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем  ребятам.

Настольная игра

«Где растет?»

Цель:  учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила игры: разобрать  овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет  все предметы по местам.

Ход игры:

Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора.

После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.

Подвижная игра

Огуречик - огуречик.

Дети становятся за линию на одной стороне площадки. На противоположной стороне живет мышка. Если вы играете вдвоем, то возьмите на себя роль мышки. Если в игре участвуют несколько детей, мышкой может быть один из них. Дети идут по направлению к мышке и говорят:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

С окончанием слов мышка начинает ловить убегающих детей.

Хороводная игра

«Кабачок»

Цели: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.

Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:
                    Кабачок, кабачок, 
                   Тоненькие ножки, 
                   Мы тебя кормили,
                   Мы тебя поили, 
                   На ноги поставили, 
                  Танцевать заставили.
                  Танцуй, сколько хочешь, 
                  Выбирай, кого захочешь!

 

           Итоговое занятие во 2-ой младшей группе на тему «Осень»

Программное содержание:

Цель: обобщить знания детей по теме «Осень»

Задачи:

- осенние изменения в неживой природе (холодно, холодный ветер, часто идет дождь, на небе тучи) .

-опадание листьев (умение находить листья по сходству и называть деревья: клен, дуб, рябина, береза) .

-созревание овощей (умение определить на ощупь, описать ;определить по вкусу и назвать

кислый, сладкий, горький, соленый) .

-знание стихов за 1 квартал.

Ход занятия.

Под музыку входит осень,

-Здравствуйте, ребята, я Осень.!

Все кругом я нарядила,

Темный лес озолотила,

И вас всех, мои друзья,

Приглашаю в гости я!

Воспитатель:- Ребята, сегодня мы с Осенью попутешествуем.

За руки скорей беритесь,

В круг веселый становитесь,

Пойдем в осенний лес,

Где ожидает нас множество чудес.

Дети встают паровозиком за Осенью и под муз. »Мы едем, едем… »выполняют движения:

Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Веселые ребята, хорошие друзья.

Поехали направо, теперь опять вперед.

Поехали налево, теперь опять вперед,

Направо и налево, вперед, вперед, вперед,

Мы едем, едем, едем

Нас осень в гости ждет.

(по группе развешаны картинки на тему осени) .

Осень. Вот мы и в лесу, посмотрите, какая красота!

Внимательно посмотрите на картинки и назовите примету осени, которую вы увидели на них.

Примерные ответы: на небе тучи, идет дождь, дует ветер, листья на деревьях желтые, красные, листочки упали на землю и т. д.

Чтение стихов по теме «Осень».

-А почему у нас под ногами листочки?

(Их ветер сорвал с деревьев) .

-Правильно.

Ребята: Кружит листики ветер осенний,

А они все летят и летят,

Будто в теплых краях вместе с птицами

До весны отогреться хотят.

Вбегает заяц с корзиной.

Воспитатель: Куда ты серенький так спешишь?

Заяц.Как это куда! Осень на дворе, пора листики запасать на зиму, чтобы в моем домике было теплее и красивее.

Воспитатель: Не переживай зайка дети тебе помогут.

Игра «С какого дерева листок». (воспитатель показывает, дети должны отгадать с какого дерева листок) .

Затем под муз. «Погуляем» дети собирают зайцу листочки в корзину, он благодарит, оставляет мешочек, убегает.

Воспитатель: Вот какой мешок у зайки. А в мешке что-то есть. Интересно что в мешке?

Игра «Угадай на ощупь».(ребенок нащупывает любой фрукт, называет его и по возможности объясняет, по каким признакам он его узнал, после чего достает фрукт из мешочка) .

Игра «Угадай на вкус». (дети закрывают глаза и получают по кусочку какого-либо овоща - капусты, моркови, огурца, помидоры) .

Воспитатель: Посмотрите на эту картину. Что мы здесь видим?

(Деревья голые, дождь идет, тучи)

-Давайте вспомним стихотворение об этом.

«Осень наступила» Плещеева читают2-3 ребенка.

А какую потешку мы выучили про дождик?

(Дождик, дождик пуще! … – читают дети .

- Ну вот, дождик кончился и выглянуло солнышко.

Игра «Солнце и тучи» (дети ходят по группе, радуясь солнышку, подставляя его лучам лицо. Но вот налетела тучка, и стало прохладно, дети съежились, пытаясь согреться. Игра повторяется 2-3 раза) .

Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим Осень за такое интересное путешествие.

-Спасибо, Осень, до свидания!

Психологическая разгрузка.

-Встали в круг, взялись за руки, улыбнулись друг другу и обнимите друг друга. Вот какие мы все дружные, никогда не соримся и любим друг друга.


Комплекс утренней гимнастики «Весёлый огород»

Наш весёлый огород в гости всех друзей зовёт!

(Дети встают по комнате в произвольном порядке.)

Вводная часть

В огород мы пойдём, урожай соберём!

(Ходьба в колонне за взрослым, 8 сек.)

Эй, лошадка, гоп-гоп, отвези нас в огород.

(Бег в колонне за взрослым, 7 сек. Прямой галоп,7 сек.)

Эй, лошадка, тише, тише. Огород всё ближе, ближе.

(Ходьба с высоким подниманием,8 сек. Обычная ходьба, 8 сек.)

Вот уже и огород! Сколько в нём всего растёт!

(Перестроение в круг.)

Общеразвивающие упражнения

У капусты кочаны – вот такой величины!

(И.П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Поднять руки через стороны вверх, соединить пальцы, образовав кольцо, - И.П. Выполнить 4 раза.)

Хвостик есть, а не мышка.

И совсем он не малышка!

Он зелёный огурец – удалой молодец!

(И.П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс. Поворот вправо-влево 2 раза. Притопы на месте.)

Прячет морковка свой носик на грядке.

Видно, морковка играет в прятки!

(И.П. – сидя, опора на кисти рук, поставленных с боков или за спиной. Согнуть ноги, обхватить руками колени, голову опустить – И.П. Выполнить 4 раза.)

Толстый жёлтый кабачок солнцу показал бочок.

Показал животик, спинку. Посмотри-ка на картинку.

(И.П. – лёжа на спине. Переворот на живот – И.П. То же в другую сторону. Выполнять в медленном темпе 3-4 раза в каждую сторону.)

Дружный наш огород веселится и поёт.

Как попрыгает немножко, пошагает, отдохнёт.

(Выполнить прыжки на двух ногах /с поворотами вокруг себя или с хлопками/ в чередовании с ходьбой.)

Заключительная часть

Вот и кончилась игра! Веселились мы с утра…

А теперь на завтрак дружно зашагала детвора.

(Ходьба в колонне за взрослым /на месте/.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование "Недели здоровья" в первой младшей группе

Планирование 4 дней недели здоровья...

План воспитательно-образовательной работы на неделю здоровья во второй младшей группе

Формировать у детей и родителей привычку к здоровому образу жизни; воспитывать увважение к спорту;   повторение и закрепление правил здорового образа жизни,  дать знания о пользе продук...

План воспитательно-образовательной работы на неделю здоровья во второй младшей группе

Формировать у детей и родителей привычку к здоровому образу жизни; воспитывать увважение к спорту;   повторение и закрепление правил здорового образа жизни,  дать знания о пользе продук...

Проект "Цветная неделя" в 1-ой младшей группе

Совместный проект с родителями и детьми "Цветная неделя"...

«Книжкина неделя или Неделя книги» во второй младшей группе.

Проект «Книжкина неделя или Неделя книги» во второй младшей группе....

Пальчиковые игры во второй младшей группе по тематической неделе «Семья»

пальчиковые игры во второй младшей группе по тематической неделе "Семья"...