Педсовет "Развитие познавательной активности дошкольника"
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Систематизация знаний педагогов по познавательному развитию дошкольников, совершенствование педагогического мастерства
«Великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока один не поднимет его». Фридрих Ницше
Игра «Пятью пять» Литература Искусство Спорт География История
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. ("Детский сад 2100", рук. А. А. Леонтьев) Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий. Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели. (словарь-справочник воспитателя)
Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных образовательных задач разной сложности и проблематики.
Педагог к детям не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Ребёнок активное познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи : Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным; Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки .
«Золотые правила» деятельностного подхода Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса ; Веди ребенка от собственного опыта к общественному ; Будь не «НАД», а «РЯДОМ» ; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши ; Учи анализировать каждый этап работы ; Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Технология деятельностного подхода «Познавательно- исследовательская» детская деятельность
Всестороннее развитие таких качеств детей, как: любознательность (познавательная потребность); сверхчувствительность «к проблемам»; способность к прогнозированию; обогащение и пополнение словарного запаса; способность к оценке; изобретательность; способность рассуждать и мыслить логически; настойчивость (целеустремленность); требовательность к результатам собственной деятельности
Познавательно-исследовательское взаимодействие реальные события; специально «смоделированные» события; воображаемые события, происходящие в художественном произведении; события, происходящие в жизни группы; сочетания игр познавательного цикла с продуктивной деятельностью; сюжетно- ролевые игры с познавательно-исследовательской деятельностью.
Методы и приёмы - эвристические беседы - постановка и решение вопросов проблемного характера - наблюдения - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе) - опыты - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы - подражание голосам и звукам природы - использование художественного слова - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации - трудовые поручения, действия
интерес мотивация активность доступность доброжелательность Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности необходимо:
Содержание центра экспериментальной деятельности 1 ) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2) место для приборов Место для хранения материалов (природного, "бросового") 3) место для проведения опытов 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Как прийти к новому образовательному результату? ФГТ Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности ребенка на основе освоения способов деятельности
дошкольник активный равноправный созидательный участник образовательного процесса, развивающийся по своим возможностям
Виды деятельности дошкольника (ФГТ) Коммуникативная Игровая (основная) Познавательно- исследовательская Трудовая Продуктивная Музыкально- художественная Чтение Двигательная
Итоги смотра- конкурса № п/п Критерии оценки смотра-конкурса Группа 1 2 3 4 5 6 1 Соответствие содержания центра детского экспериментирования возрастным возможностям детей данной группы 4 5 4 3 5 3 2 Наличие в центре лабораторного оборудования 5 5 5 3 4 2 3 Наличие демонстрационного лабораторного и дидактического материала 4 5 3 3 4 3 4 Наличие комнатных растений, условия их содержания (оборудование по уходу) 4 3 4 4 1 3 5 Наличие энциклопедической литературы, различных тематических альбомов 2 5 3 2 3 3 6 Эстетическое оформление центра 4 4 3 2 4 2 7 Доступность оборудования центра для свободного экспериментирования детей 4 5 4 2 5 2 8 Презентация центра 4 4 3 3 5 2 9 ИТОГО 31 36 29 22 31 20
Результаты мониторинга интегративного качества «Любознательный , активный» № группы Высокий уровень Достаточный уровень Средний уровень Низкий уровень 1 - 28% 61% 11% 2 10% 25% 65% - 3 - 35% 60% 5% 4 - 31% 46% 23% 5 - 19% 77% 4% 6 - 39% 41% 20% ИТОГО 2% 29,5% 58% 10,5%
Результаты мониторинга интегративного качества «Способный решать интеллектуальные задачи» № группы Высокий уровень Достаточный уровень Средний уровень Низкий уровень 1 - 7% 70% 23% 2 15% 50% 35% - 3 - 40% 60% - 4 - 26% 42% 32% 5 - 33% 67% - 6 - 32% 43% 25% ИТОГО 2,5% 31,5% 53% 13%
ЭКСПЕРИМЕНТ - ЭТО - важнейший вид поисковой деятельности; - особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Поддьяков); в более узком смысле – опыт, исследование предмета, его свойств, явлений природы, которое проводится в специально организованных условиях. - эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных зада;
Список литературы Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года) Методические рекомендации МИОО и МГППУ к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения Гризик Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №5 Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №7 Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №8