Конспекты НОД для старшей и подготовительной группы
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Кнтспекты НОД для детей старшей и подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспекты НОД для для старшей и подготовительной группы | 47.69 КБ |
конспекты НОД для старшей и подготовительной группы | 47.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Искусство слова – средство художественно-эстетического воспитания дошкольников»
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей.
Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.
Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
Родители должны вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.
Это работа кропотливая, требующая от педагога и родителей умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.
Речевое развитие детей этого возраста характеризуется быстрым ростом речевой активности, интенсивным накоплением понятийного и лексического материала, усвоением структуры родной речи, основ ее звуковой культуры и элементов грамматической правильности.
Активизируется восприятие художественного слова. Приобретаются навык и умение слушать и понимать произведения детской литературы, появляется заинтересованность и на основе этого — эмоциональное восприятие и желание запоминать и исполнять неоднократно слышанные короткие стихи, маленькие сказочки, рассматривать иллюстрации в книжке, говорить о ее содержании.
С возрастом дети начинают понимать более сложные произведения детской литературы; их знакомят с произведениями разных жанров. Формируется навык совместного слушания, воспитываются любознательность, устойчивый интерес и любовь к слушанию, первичные формы общения с книгой. Возникают начальные формы сопереживания, оценочного отношения, сочувствия, соучастия. Дети могут ответить на вопросы о прослушанном, элементы его содержания в простейшей форме отражаются в игре. На основе понимания и эмоционального отношения складываются первичные навыки исполнения: непосредственность в проговариванин стихов, естественность, простота, живость. Приобретаются начальные технические навыки: внятность речи, владение темпом, правильность дикции, дыхания. Постепенно у ребенка появляется желание исполнять.
Адресованная детям литература выполняет педагогические задачи с учетом специфики каждого возраста. Она помогает воспитанию эмоциональной отзывчивости, активизации положительных реакций, установлению более тесного контакта между взрослым и ребенком. На первых порах художественные тексты включаются в различные подвижные игры, благодаря игровому характеру, интонационной выразительности исполнения, они способствуют развитию детского общения. Художественное слово — действенное средство умственного воспитания малыша, развития его речи.
Воспитатели и родители должны проводить большую работу по формированию у детей восприятия художественного слова — знакомить их с фольклором и доступными произведениями.
Постепенно расширяется круг художественных произведений, с которыми взрослый знакомит ребенка, но по-прежнему значительное место отводится малым формам фольклора. Наряду с повторением уже известных потешек, песенок взрослый знакомит с новыми, более сложными, в которых персонажей больше, сюжет не так прост, как в стихах для детей раннего возраста, сложнее стиль, язык, звуковая организация.
Одно из главных действующих лиц поэзии малых форм — ребенок. Однако в детском фольклоре немало песенок, стихов, посвященных животным. Курочка, петушок, собачка знакомы малышам не только по игрушкам, картинкам, к третьему году они могли видеть их и живыми. Ребенок, который не раз видел живого котенка или даже играл с ним, гладил, кормил, воспринимает стихи о нем легко. При чтении стихотворения воспитатель показывает игрушечного котенка. После нескольких повторений дети смогут самостоятельно произнести сначала две — четыре строчки, а потом и весь текст.
Чтение в лицах — первая простейшая игра-драматизация, доставляющая ребенку большую радость. Взрослым нужно помнить, что они должны передать и интонации вопросов и ответов, и интонацию шутки, ласки, с которой обращается к кисоньке, и постепенное нарастание удивления в вопросах, где была, что делала, и т. п.
В потешках и народных стихах не все слова понятны малышам, например: «с пылу, с жару», «пригорышки», «березовы лычки». Не надо пытаться объяснять их: так же как и зачины-звукоподражания («качи-качи», «тюшки», «чики-чики»), они выполняют лишь звуковую, вспомогательную игровую роль.
Знакомя детей с народными сказками, следует учитывать вариативность их содержания. Для рассказывания следует подобрать тот вариант, который максимально отвечает возможностям их восприятия, соответствует их психологии. Дети остро переживают драматические события сказки, они хотят, чтобы все кончалось хорошо.
Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и изобразительному искусству в подготовительной группе
"Путешествие по русским народным сказкам"
Программное содержание.
Обучающие задачи:
1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
2. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.
3. Закреплять навыки выполнения плоскостной аппликации из готовых элементов для создания выразительной обложки для книги по мотивам народных росписей (Гжель, Городец, Жёстово)
Развивающие задачи:
1. Вспомнить порядок появления героев в сказках.
2. Развивать умение действовать согласованно, соблюдать пропорции изделия.
3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному и прикладному народному творчеству.
Методы: игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ТРИЗ-технология,
Приемы: художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физкультурная минутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа: волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Материал: игрушки для загадок, игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы), костюм сказочницы для педагога, готовые плоскостные элементы росписей (Гжель, Городец, Жёстово), клей, «Обложки» книг с названиями сказок.
Оборудование: аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских народных сказок, книжки–раскраски по русским народным сказкам.
Ход занятия:
1. Организационный момент: Звучит негромкая музыка.
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Меня зовут Сказа Рассказовна. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?
Дети. Да. Любим. Очень любим.
Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
2. Основная часть
Воспитатель. Все что создано умом,
Все к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Вспомните пословицы о книге.
Дети.
- Дом без книги – день без солнца.
- Кто много читает, тот много знает.
- Книга учит жить, книгой надо дорожить.
- Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
- Будешь книги читать – будешь много знать.
- Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
- Книга мала да ума придала.
- Книга поможет в труде и выручит в беде.
- Воспитатель. Испокон века книга растит человека.
- Хорошая книга – ярче звездочки светит.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка краса,
Три медведя, Волк, Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про Жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
(Ермолаева Н.)
Воспитатель. Почему сказки называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Воспитатель. Верно. Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.
(Загадывает загадки, а дети находят среди игрушек отгадку и показывают ее.)
1. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет, бедняжка. (Снегурочка)
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)
3. У Алёнушки - сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна лягушка)
5. Посадил ее дед в поле,
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули,
Очень крупная была. (Репка)
6. На сметане был мешен,
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. (Колобок)
7. Жили-были семь ребят,
Белых маленьких козлят.
Проник обманом «серый» в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла,
И всех детей своих спасла. (Козлята)
Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.
Был Кощей вчера в гостях,
Что наделал, просто – Ах!
Все картинки перепутал,
Сказки все мои он спутал.
Пазлы вы должны собрать,
Сказку русскую назвать! (Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.
Сказки: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Иван-царевич и серый волк», « Царевна-лягушка», «Снегурочка»).
Воспитатель в это время читает стих:
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело!
Воспитатель. Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
А сейчас вы поделитесь,
В две команды становитесь.
Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы - славная семья козлят,
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться,
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
Воспитатель. Вокруг нас и там, и тут,
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки,
Называйте посмелей
Этих сказочных друзей!
Сказку «Репка» посмотрите
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
Это сказка «Теремок».
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет.
Кто за кем сюда придет?
(Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка».)
Воспитатель: а сейчас, дорогие ребята, я хочу предложить вам украсить вот эти обложки для книг с русскими народными сказками. Украшать мы их будем с помощью выполнения аппликации из знакомых вам элементов разных народных росписей. Вы узнали их? Какие росписи у нас представлены? (гжель, Жёстово, Городец). Выберете себе обложку для любой сказки и украсте её одной из росписей.
Дети выполняют задание, во время задания воспитатель следит за последовательностью и аккуратностью выполнения работы.
Быстро справиться сумели
И на стулья тихо сели.
За руки умелые, за ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарок я свой сейчас подарю.
(Сказочница дарит детям книжки – раскраски по русским народным сказкам.)
Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери.
(Дети прощаются и уходят в группу).
Конспект
интегрированного занятия
с детьми логопедической группы
по теме: «Путешествие на волшебную поляну»
в рамках проекта «Ребятам о птицах и зверятах»
Задачи по линиям развития.
Физическое развитие:
- продолжать способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей;
- учить овладевать разными видами двигательной деятельности во время имитации движений животных.
Социально –моральное развитие:
- побуждать активно проявлять самостоятельность, оценивать свои поступки и окружающих, относительно установленных правил, индентифицировать свои действия, относительно действий ровесников;
- формировать навыки коммуникативного общения с использованием социально- игрового метода.
Эмоционально – ценностное развитие:
- учить использовать способы эмоциональной выразительности (физические, творческие, речевые) для проявления личных ощущений;
- способствовать созданию эмоционально – позитивного климата в коллективе.
Художественно – эстетическое развитие:
- формировать способность зрительной оценки внешних признаков объекта;
- учить конструировать (складывание пазлов) развивать мелкую моторику, глазомер.
Креативное развитие:
- продолжать способствовать развитию творческой, инициативной личности;
- побуждать к активному исследованию объектов, наблюдению;
- активизировать эмоционально – образное восприятие, творческое воображение.
Познавательное развитие:
- закрепить представления детей о многообразии животного мира; о способе жизни в природе;
- развивать умение сравнивать животных используя зрительный, мыслительный анализаторы;
- закреплять навыки порядкового счета;
- сравнивать предметы по цвету, размеру.
Речевое развитие (специфические цели):
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие и домашние животные животные». Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-- Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове). Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, навыков ориен¬тировки на плоскости.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само¬стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Предварительная работа. Просмотр слайдов с изображениями животных и их детенышей, беседа о жизни животных. Разучивание гимнастики «Большой велосипед».
Оборудование: обручи, диск с музыкой медленной и быстрой, картинки животных, мяч, сообщество “Лес”, “Деревня”,
Ход занятия.
Звучит «Музыка леса».
Дети, как выдумаете, куда мы с вами отправимся сегодня?
(Варианты ответов)
Что такое лес?
А не желаете ли вы попасть со мной в необыкновенный лес?
А как можно попасть в лес?
- Молодцы, как много разных способов передвижения вы предложили. А я хочу предложить необыкновенный способ. Будьте внимательными и осторожными! (дети прыгают по «облакам», попадая на полянку)
Ребята, сегодня мы с вами будем много играть, но это будут не простые игры, а соревнования. Но перед любыми соревнованиями надо размяться
Игра «Большой велосипед» (Т. Башинская) [Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.]
Под ритмичную музыку дети сопровождают движениями рук и речевки.
Мы едем, едем, едем на большом велосипеде,
Вдруг на встречу БЕГЕМОТ – береги скорее РОТ.
Мы едем, едем, едем на большом велосипеде,
Вдруг на встречу КОЗА – береги ГЛАЗА.
Мы едем, едем, едем на большом велосипеде,
Вдруг на встречу ПЕС – береги НОС.
Мы едем, едем, едем на большом велосипеде,
Вдруг на встречу ХРЮШКИ – берегите УШКИ.
Мы едем, едем, едем на большом велосипеде,
Вдруг на встречу КОШКИ – берегите ЛАДОШКИ.
Мы едем, едем, едем на большом велосипеде,
Вдруг на встречу ОЛЕНИ – берегите КОЕНИ.
Мы едем, едем, едем на большом велосипеде,
Вдруг на встречу ТЕЛЯТКИ – берегите ПЯТКИ.
- Давайте разделимся на 2 команды, и с вашего разрешения я объявляю Волшебное лесное соревнование открытым.
- Посмотрите, на середине ковра рассыпаны картинки с изображением диких и домашних животных, их детенышей. Каждый ребенок в команде должен взять одну картинку и положить в свой обруч. Первая команда будет собирать в свой обруч диких животных, а вторая – домашних.
Дети по сигналу начинают соревнования.
Игра «Собери животных».А теперь, ребята перед вами картинки, но вот беда – кто-то порезал их на части, и этих частей много. Давайте соберем их и посмотрим, кто же из животных у нас получился.
Каждая команда собирает из частей картинки
- Какие все молодцы, справились с заданием и я очень за вас рада.
А как вы думаете, умеют ли звери танцевать? Предлагаю вам воплотится в животных. Становитесь врассыпную: я включаю музыку, и каждый двигается как хочет. Когда музыка закончится, я покажу картинку с изображением того животного, которого вам надо будет воспроизвести. А мы посмотрим, кто самый ловкий и сообразительный (показывается картинки с изображением бегемота, жирафа, льва, обезьяны)
- Молодцы. Вы хорошо знаете о повадках животных жарких стран.
- Ну что ж, вы ребята знаете столько всего, что объявляю конкурс загадок. Помогите животным найти свои названия.
Одна команда садится напротив другой. Каждой команде по очереди предлагается отгадать загадку.
Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это? (Зайчишка.)
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там...
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это...(Белочка.)
Рыжая плутовка
Спряталась под елкой.
Зайца ждет хитрюга та.
Как зовут ее? (Лиса.)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех. (Волк.)
Бурый, косолапый
По лесу бредет.
Любит “одолжить” он
У лесных пчел мед. (Медведь.)
Колюч он, но не елочка,
В иголках, но не сосенка.
В клубок свернуться может.
Конечно, это...(Ежик.)
- Как вы догадались?
- Молодцы ребята, что помогли животным отыскать свои названия. А сможете посчитать сколько слогов в их названии и определить первый звук?
А теперь задание для капитанов команд. Я показываю картинку с животным, а капитан с помощью только мимики и жестов попытается его изобразить. Другая команда должна отгадать, что за животное ребенок изображает.
Проводится 3 раз с каждой командой. Капитанам команд могут помогать другие игроки.
Наши капитаны превосходно выполнили задание, давайте им похлопаем.
- Ребята, посмотрите, дикие и домашние животные растеряли свои хвосты, а хвосты играют большую роль в их жизни.
Для чего нужны хвосты?
Помогите скорее им отыскать хвостики, не забывая правильно называть.
Игра «Чей хвост»
Молодцы, не произошло у нас беды, спасли животных. Как хорошо вы справились с трудным заданием!
- Без кого вы не можете прожить и дня? А как вы думаете, детеныши животных могли бы расти без своих родителей? Почему?
Игра «Подбери пару». [Совершенствование грамматического строя речи (образование формы множественного числа имен существительных в именительном падеже).]
Что вы видите на картинках?
Выберите картинки, на которых нарисова¬ны животные одной семьи. Назовите семью.
Молодцы! Отлично справились с заданием. По¬хлопайте себе.
Игра «Большие и маленькие». [Активи¬зация словаря. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами).]
Игра «Один — много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных).]
Дети вы молодцы, показали, что научились многому. Но пора возвращаться обратно, а за такое активное участие в играх – соревнованиях для вас подготовила сюрприз, фильм про животных, который мы посмотрим после прогулки
Конспект занятия по математике в старшей группе
«Цветик-семицветик»
Программное содержание:
- учить понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять ее;
- продолжать знакомить детей с понятиями : прямая, ломаная, замкнутая ломаная, внутри, снаружи, справа, слева.
- упражнять в составлении целого из частей;
- упражнять в количественном и порядковом счете, отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?;
- закреплять умение правильно пользоваться знаками ;
- учить классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру;
- учить решать логические задачи на нахождение закономерностей.
Демонстрационный материал.
Цветок «Цветик-семицветик», плакат с изображением геометрических фигур;
образец вазы; рисунки с изображением медведей; игрушки: заяц, поезд с тремя вагонами, песик, зайка, мишка; таблица для решения логической задачи «Найди девятый элемент».
Раздаточный материал.
Конверты с «разбитыми вазами; «домики» с заданиями на сравнение чисел; карточки с двумя свободными полосками, листочки с заданиями на классификацию, наборы геометрических фигур.
Ход занятия.
1. Посмотрите, что за чудесный цветок я принесла. Он попал к нам из сказки В.Катаева, которая называется…(«Цветик-семицветик»). Сколько на нем лепестков? (7). Этот цветок волшебный. Если сказать слова, сорвав лепесток, то исполняются желания девочки Жени.
Вспомните, какое первое желание Жени исполнилось? (чтобы она оказалась дома с баранками). Давайте сорвем лепесток и произнесем слова.
Воспитатель отрывает желтый лепесток и все произносят слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Ребята, а чтобы исполнилось желание девочки нужно выполнить следующее задание:
Какая геометрическая фигура находится под прямой? С права от ломаной? Над прямой? Слева от ломаной? Где находится круг? (внутри замкнутой ломаной).
2. Молодцы! А теперь вспомните, какое второе желание загадала Женя? (Чтобы разбитая вазочка оказалась целой).
Воспитатель отрывает красный лепесток и вместе с детьми шепотом произносит заклинание.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
У вас в конвертиках лежат осколки вазы. Сделайте так, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!
3.Оторвав синий лепесток, девочка попросила перенести ее на Северный полюс. (Дети произносят слова))
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
«Ай, мамочка, замерзаю!» – закричала Женя.
А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей.
Первый – нервный, второй – злой, третий – в берете, четвертый – потертый, пятый – помятый, шестой – рябой, седьмой – самый большой.
Какой по счету медведь в берете? Какой по счету самый большой медведь? Опишите медведя, который находится между пятым и седьмым. Какой характер у второго медведя?
4. Не помня себя от страха, Женя вырвала зеленый лепесток, кинула и закричала, что есть мочи:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Мы вернулись с Северного полюса и давайте погреемся в домиках, решая примеры на сравнение чисел.
5. Какое было следующее желание Жени? ( Чтобы у нее были все игрушки мира).
Воспитатель отрывает оранжевый лепесток. Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
И вот на Женю посыпались игрушки. Одним из первых прискакал зайка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Воспитатель рассказывает стихотворение, показывая цифры, дети выполняют задания.
Начал заинька скакать,
Прыгать заинька горазд
Он подпрыгнул столько раз,
Столько раз в ладоши хлопнул,
Столько раз ногою топнул.
Мы присядем столько раз,
Мы поклонимся сейчас.
А вот и поезд приехал. К паровозу прицеплены 3 вагона. Еще есть 3 пассажира: песик, мишка, зайка. В первый вагон сел не мишка и не песик, В третий – не зайка и не песик. Кто в каком вагоне поехал?
Затем на Женю посыпались кубики, пирамидки.
Возьмите карточки с полосками. На верхнюю полосочку нужно будет составить кубики (у вас это геометрические фигуры – квадраты), а на нижнюю – пирамидки (у вас это геометрические фигуры…треугольники).
Итак, положите на верхнюю полосочку столько кубиков, сколько раз просигналит паровоз.
На нижнюю полосочку положите на одну пирамидку больше, чем количество сигналов паровоза.
Чего больше? Как сделать поровну (2 способа).
6. У Жени стало огромное количество игрушек. Они прибавлялись с каждой минутой и Женя захотела, чтобы… (игрушки поскорее убирались обратно).
Воспитатель отрывает фиолетовый лепесток и вместе с детьми быстро произносит слова.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
А теперь мы поработаем в парах. Мы будем находить геометрические фигуры (воспитатель показывает детям карточки и они отвечают)
По цвету и форме.
По цвету и размеру
По форме и размеру.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
- потерли ладони, сделали пальминг (сложили ладони под углом 90 градусов, закрыли ими глаза, локти стоят на столе)
- посмотрели вверх-вниз, вверх-вниз, поморгали 2 раза
- посмотрели вправо-влево, вправо-влево, поморгали 2 раза
- ведем глазками по кругу в одну сторону, поморгали 2 раза
- ведем глазками в другую сторону, поморгали 2 раза
7.Какое было последнее желание Жени? (Чтобы Витя был здоров). Женя оторвала последний голубой лепесток и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
А теперь давайте найдем Витю. (Решаем логическую задачу: найди девятый элемент).
Как вы думаете, исполнение какого желания принесло Жене наибольшую радость?
Педагог дарит детям рисунки « цветиков-семицветиков» и предлагает раскрасить их в свободное время и подумать над своими желаниями.
Воспитатель Сивкова Елена Александровна, г. Чита, ДОУ № 87
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ
«ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К. ЧУКОВСКОГО»
Программное содержание: продолжать воспитывать у детей интерес к творчеству К.Чуковского, желание узнавать новые сказки. Активизировать речь детей, воспитывать интонационную выразительность речи. Развивать память. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания, желание помочь другим.
Материал: портрет К. Чуковского; книги К. Чуковского разных изданий; телефон; кукла «Мальчик-грязнуля»; полотенце, ложка, расческа, лейка, мыло; деревянные ложки; картинки с изображением посуды.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий. Ребята, вы хотите отправиться в страну сказок?
Дети. Да!
Ведущий. Тогда садимся все в поезд и отправляемся в сказку.
Песня «Едет, едет паровоз».
Под деревом сидит доктор Айболит. На мольбертах портрет К.Чуковского и его книги.
Ведущий. Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица!
Доктор Айболит. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуй, доктор Айболит!
Айболит. Вы любите слушать сказки, читать книги?
Дети. Да!
Айболит. Я тоже люблю читать книги. Есть у меня любимый писатель (показывает портрет К.Чуковского) Вы его знаете?
Дети. Да, это Корней Чуковский.
Айболит. Правильно. А еще его можно называть дедушка Корней.
Звонит телефон.
Айболит. У меня зазвонил телефон. Кто говорит?
Дети. Слон.
Айболит. Откуда?
Дети. От верблюда.
Айболит. Что вам надо?
Дети. Шоколада.
Айболит. А потом позвонили мартышки.
Дети. Пришлите, пожалуйста, книжки.
Айболит. И такая дребедень целый день.
Дети. Динь-дилень, динь-дилень, динь-дилень.
Айболит. Я три ночи не спал, я устал,
Мне бы заснуть, отдохнуть,
Но только я лег…
Дети. Звонок!
Айболит. Ой, да это не телефон звонит. Это в дверь звонят.
Входит мальчик-грязнуля.
Мальчик. Добрый доктор Айболит, помогите мне, пожалуйста!
Одеяло убежало, улетело простыня,
И подушка как лягушка ускакала от меня.
Айболит. Вы знаете этого мальчика? Почему он грязный?
Дети. Этот мальчик – грязнуля. Он не умывается.
Айболит. Из какой он сказки?
Дети. «Мойдодыр».
Айболит (берет книгу). Сейчас я посмотрю, чем тебе помочь.
(читает) Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А нечистым трубочистам-
Дети. Стыд и срам! Стыд и срам!
Айболит. Давайте объясним мальчику, чем нужно пользоваться, чтобы быть чистым, опрятным.
Я вам буду показывать предметы и если этот предмет необходим для того, чтобы дети были опрятными, вы будете хлопать в ладоши, если нет – топать ногами.
Айболит показывает предметы, самым последним из них – мыло.
Айболит. Что-то не мылится мыло. Чего же не хватает?
Дети. Воды!
Потешка «Водичка» (пение с имитацией движений)
Мальчик (умытый, причесанный). Теперь я все понял!
Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое!
Спасибо вам.
Знаете, у меня есть знакомые поросята, которые никак не могут вылезти из лужи, потому что они неуклюжие. Вы им можете помочь?
Айболит. Конечно, наши ребята знают одну замечательную песню.
Песня «Лентяи-поросятки» (про зарядку)
Мальчик. Я понял! Теперь расскажу поросяткам, что нужно обязательно делать зарядку, тогда они будут умелые и здоровые!
Я побежал! До свидания!
Айболит (берет книгу). А вот еще одна сказка дедушки Корнея.
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»
Свинки замяукали:
Мяу! Мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!
Айболит. Как называется эта сказка?
Дети. «Путаница».
Айболит. Что страшного случилось в этой сказке?
Дети. Лисички море подожгли!
Айболит. Кто же море потушил?
Дети. Бабочка!
Айболит. Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали, (дети хлопают в ладоши)
Ножками затопали, (дети топают ногами)
Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
Дети. Га-га-га!
Айболит. Кошки замурлыкали:
Дети. Мур-мур-мур!
Айболит. Птицы зачирикали:
Дети. Чик-чирик!
Айболит. Лошади заржали:
Дети. И-и-и!
Айболит. Мухи зажужжали:
Дети. Ж-ж-ж!
Айболит. Лягушата квакают:
Дети. Ква-ква-ква!
Айболит. А утята крякают:
Дети. Кря-кря-кря!
Раздается стук посуды. Вбегает Федора.
Федора. Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!
Айболит. Ребята, как вы думаете, кто это?
Дети. Федора.
Айболит. Какое же горе у Федоры?
Дети. От нее убежала посуда, потому что она ее не мыла.
Федора. Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!
Айболит. Федора, смотри-ка ложки к тебе вернулись!
Айболит с Федорой раздают детям деревянные ложки, дети становятся в круг.
Танец с ложками «Наступило утро раннее…»
Федора. Спасибо за танец. Теперь я буду ухаживать за своей посудой. И вам я подарю посуду, только ее надо разукрасить. Сможете?
Раздает детям картинки с изображением посуды.
Айболит. Много сказок написал Корней Чуковский: «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит», «Путаница», «Телефон», «Краденое солнце», «Федорино горе». Спасибо, дедушка Корней, за интересные книги!
Дети. Спасибо!
Предварительный просмотр:
«Искусство слова – средство художественно-эстетического воспитания дошкольников»
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей.
Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.
Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
Родители должны вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.
Это работа кропотливая, требующая от педагога и родителей умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.
Речевое развитие детей этого возраста характеризуется быстрым ростом речевой активности, интенсивным накоплением понятийного и лексического материала, усвоением структуры родной речи, основ ее звуковой культуры и элементов грамматической правильности.
Активизируется восприятие художественного слова. Приобретаются навык и умение слушать и понимать произведения детской литературы, появляется заинтересованность и на основе этого — эмоциональное восприятие и желание запоминать и исполнять неоднократно слышанные короткие стихи, маленькие сказочки, рассматривать иллюстрации в книжке, говорить о ее содержании.
С возрастом дети начинают понимать более сложные произведения детской литературы; их знакомят с произведениями разных жанров. Формируется навык совместного слушания, воспитываются любознательность, устойчивый интерес и любовь к слушанию, первичные формы общения с книгой. Возникают начальные формы сопереживания, оценочного отношения, сочувствия, соучастия. Дети могут ответить на вопросы о прослушанном, элементы его содержания в простейшей форме отражаются в игре. На основе понимания и эмоционального отношения складываются первичные навыки исполнения: непосредственность в проговариванин стихов, естественность, простота, живость. Приобретаются начальные технические навыки: внятность речи, владение темпом, правильность дикции, дыхания. Постепенно у ребенка появляется желание исполнять.
Адресованная детям литература выполняет педагогические задачи с учетом специфики каждого возраста. Она помогает воспитанию эмоциональной отзывчивости, активизации положительных реакций, установлению более тесного контакта между взрослым и ребенком. На первых порах художественные тексты включаются в различные подвижные игры, благодаря игровому характеру, интонационной выразительности исполнения, они способствуют развитию детского общения. Художественное слово — действенное средство умственного воспитания малыша, развития его речи.
Воспитатели и родители должны проводить большую работу по формированию у детей восприятия художественного слова — знакомить их с фольклором и доступными произведениями.
Постепенно расширяется круг художественных произведений, с которыми взрослый знакомит ребенка, но по-прежнему значительное место отводится малым формам фольклора. Наряду с повторением уже известных потешек, песенок взрослый знакомит с новыми, более сложными, в которых персонажей больше, сюжет не так прост, как в стихах для детей раннего возраста, сложнее стиль, язык, звуковая организация.
Одно из главных действующих лиц поэзии малых форм — ребенок. Однако в детском фольклоре немало песенок, стихов, посвященных животным. Курочка, петушок, собачка знакомы малышам не только по игрушкам, картинкам, к третьему году они могли видеть их и живыми. Ребенок, который не раз видел живого котенка или даже играл с ним, гладил, кормил, воспринимает стихи о нем легко. При чтении стихотворения воспитатель показывает игрушечного котенка. После нескольких повторений дети смогут самостоятельно произнести сначала две — четыре строчки, а потом и весь текст.
Чтение в лицах — первая простейшая игра-драматизация, доставляющая ребенку большую радость. Взрослым нужно помнить, что они должны передать и интонации вопросов и ответов, и интонацию шутки, ласки, с которой обращается к кисоньке, и постепенное нарастание удивления в вопросах, где была, что делала, и т. п.
В потешках и народных стихах не все слова понятны малышам, например: «с пылу, с жару», «пригорышки», «березовы лычки». Не надо пытаться объяснять их: так же как и зачины-звукоподражания («качи-качи», «тюшки», «чики-чики»), они выполняют лишь звуковую, вспомогательную игровую роль.
Знакомя детей с народными сказками, следует учитывать вариативность их содержания. Для рассказывания следует подобрать тот вариант, который максимально отвечает возможностям их восприятия, соответствует их психологии. Дети остро переживают драматические события сказки, они хотят, чтобы все кончалось хорошо.
Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и изобразительному искусству в подготовительной группе
"Путешествие по русским народным сказкам"
Программное содержание.
Обучающие задачи:
1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
2. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.
3. Закреплять навыки выполнения плоскостной аппликации из готовых элементов для создания выразительной обложки для книги по мотивам народных росписей (Гжель, Городец, Жёстово)
Развивающие задачи:
1. Вспомнить порядок появления героев в сказках.
2. Развивать умение действовать согласованно, соблюдать пропорции изделия.
3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному и прикладному народному творчеству.
Методы: игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ТРИЗ-технология,
Приемы: художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физкультурная минутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа: волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Материал: игрушки для загадок, игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы), костюм сказочницы для педагога, готовые плоскостные элементы росписей (Гжель, Городец, Жёстово), клей, «Обложки» книг с названиями сказок.
Оборудование: аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских народных сказок, книжки–раскраски по русским народным сказкам.
Ход занятия:
1. Организационный момент: Звучит негромкая музыка.
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Меня зовут Сказа Рассказовна. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?
Дети. Да. Любим. Очень любим.
Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
2. Основная часть
Воспитатель. Все что создано умом,
Все к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Вспомните пословицы о книге.
Дети.
- Дом без книги – день без солнца.
- Кто много читает, тот много знает.
- Книга учит жить, книгой надо дорожить.
- Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
- Будешь книги читать – будешь много знать.
- Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
- Книга мала да ума придала.
- Книга поможет в труде и выручит в беде.
- Воспитатель. Испокон века книга растит человека.
- Хорошая книга – ярче звездочки светит.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка краса,
Три медведя, Волк, Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про Жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
(Ермолаева Н.)
Воспитатель. Почему сказки называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Воспитатель. Верно. Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.
(Загадывает загадки, а дети находят среди игрушек отгадку и показывают ее.)
1. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет, бедняжка. (Снегурочка)
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)
3. У Алёнушки - сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна лягушка)
5. Посадил ее дед в поле,
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули,
Очень крупная была. (Репка)
6. На сметане был мешен,
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. (Колобок)
7. Жили-были семь ребят,
Белых маленьких козлят.
Проник обманом «серый» в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла,
И всех детей своих спасла. (Козлята)
Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.
Был Кощей вчера в гостях,
Что наделал, просто – Ах!
Все картинки перепутал,
Сказки все мои он спутал.
Пазлы вы должны собрать,
Сказку русскую назвать! (Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.
Сказки: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Иван-царевич и серый волк», « Царевна-лягушка», «Снегурочка»).
Воспитатель в это время читает стих:
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело!
Воспитатель. Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
А сейчас вы поделитесь,
В две команды становитесь.
Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы - славная семья козлят,
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться,
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
Воспитатель. Вокруг нас и там, и тут,
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки,
Называйте посмелей
Этих сказочных друзей!
Сказку «Репка» посмотрите
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
Это сказка «Теремок».
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет.
Кто за кем сюда придет?
(Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка».)
Воспитатель: а сейчас, дорогие ребята, я хочу предложить вам украсить вот эти обложки для книг с русскими народными сказками. Украшать мы их будем с помощью выполнения аппликации из знакомых вам элементов разных народных росписей. Вы узнали их? Какие росписи у нас представлены? (гжель, Жёстово, Городец). Выберете себе обложку для любой сказки и украсте её одной из росписей.
Дети выполняют задание, во время задания воспитатель следит за последовательностью и аккуратностью выполнения работы.
Быстро справиться сумели
И на стулья тихо сели.
За руки умелые, за ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарок я свой сейчас подарю.
(Сказочница дарит детям книжки – раскраски по русским народным сказкам.)
Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери.
(Дети прощаются и уходят в группу).
Конспект
интегрированного занятия
с детьми логопедической группы
по теме: «Путешествие на волшебную поляну»
в рамках проекта «Ребятам о птицах и зверятах»
Задачи по линиям развития.
Физическое развитие:
- продолжать способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей;
- учить овладевать разными видами двигательной деятельности во время имитации движений животных.
Социально –моральное развитие:
- побуждать активно проявлять самостоятельность, оценивать свои поступки и окружающих, относительно установленных правил, индентифицировать свои действия, относительно действий ровесников;
- формировать навыки коммуникативного общения с использованием социально- игрового метода.
Эмоционально – ценностное развитие:
- учить использовать способы эмоциональной выразительности (физические, творческие, речевые) для проявления личных ощущений;
- способствовать созданию эмоционально – позитивного климата в коллективе.
Художественно – эстетическое развитие:
- формировать способность зрительной оценки внешних признаков объекта;
- учить конструировать (складывание пазлов) развивать мелкую моторику, глазомер.
Креативное развитие:
- продолжать способствовать развитию творческой, инициативной личности;
- побуждать к активному исследованию объектов, наблюдению;
- активизировать эмоционально – образное восприятие, творческое воображение.
Познавательное развитие:
- закрепить представления детей о многообразии животного мира; о способе жизни в природе;
- развивать умение сравнивать животных используя зрительный, мыслительный анализаторы;
- закреплять навыки порядкового счета;
- сравнивать предметы по цвету, размеру.
Речевое развитие (специфические цели):
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие и домашние животные животные». Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-- Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове). Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, навыков ориен¬тировки на плоскости.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само¬стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Предварительная работа. Просмотр слайдов с изображениями животных и их детенышей, беседа о жизни животных. Разучивание гимнастики «Большой велосипед».
Оборудование: обручи, диск с музыкой медленной и быстрой, картинки животных, мяч, сообщество “Лес”, “Деревня”,
Ход занятия.
Звучит «Музыка леса».
Дети, как выдумаете, куда мы с вами отправимся сегодня?
(Варианты ответов)
Что такое лес?
А не желаете ли вы попасть со мной в необыкновенный лес?
А как можно попасть в лес?
- Молодцы, как много разных способов передвижения вы предложили. А я хочу предложить необыкновенный способ. Будьте внимательными и осторожными! (дети прыгают по «облакам», попадая на полянку)
Ребята, сегодня мы с вами будем много играть, но это будут не простые игры, а соревнования. Но перед любыми соревнованиями надо размяться
Игра «Большой велосипед» (Т. Башинская) [Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.]
Под ритмичную музыку дети сопровождают движениями рук и речевки.
Мы едем, едем, едем на большом велосипеде,
Вдруг на встречу БЕГЕМОТ – береги скорее РОТ.
Мы едем, едем, едем на большом велосипеде,
Вдруг на встречу КОЗА – береги ГЛАЗА.
Мы едем, едем, едем на большом велосипеде,
Вдруг на встречу ПЕС – береги НОС.
Мы едем, едем, едем на большом велосипеде,
Вдруг на встречу ХРЮШКИ – берегите УШКИ.
Мы едем, едем, едем на большом велосипеде,
Вдруг на встречу КОШКИ – берегите ЛАДОШКИ.
Мы едем, едем, едем на большом велосипеде,
Вдруг на встречу ОЛЕНИ – берегите КОЕНИ.
Мы едем, едем, едем на большом велосипеде,
Вдруг на встречу ТЕЛЯТКИ – берегите ПЯТКИ.
- Давайте разделимся на 2 команды, и с вашего разрешения я объявляю Волшебное лесное соревнование открытым.
- Посмотрите, на середине ковра рассыпаны картинки с изображением диких и домашних животных, их детенышей. Каждый ребенок в команде должен взять одну картинку и положить в свой обруч. Первая команда будет собирать в свой обруч диких животных, а вторая – домашних.
Дети по сигналу начинают соревнования.
Игра «Собери животных».А теперь, ребята перед вами картинки, но вот беда – кто-то порезал их на части, и этих частей много. Давайте соберем их и посмотрим, кто же из животных у нас получился.
Каждая команда собирает из частей картинки
- Какие все молодцы, справились с заданием и я очень за вас рада.
А как вы думаете, умеют ли звери танцевать? Предлагаю вам воплотится в животных. Становитесь врассыпную: я включаю музыку, и каждый двигается как хочет. Когда музыка закончится, я покажу картинку с изображением того животного, которого вам надо будет воспроизвести. А мы посмотрим, кто самый ловкий и сообразительный (показывается картинки с изображением бегемота, жирафа, льва, обезьяны)
- Молодцы. Вы хорошо знаете о повадках животных жарких стран.
- Ну что ж, вы ребята знаете столько всего, что объявляю конкурс загадок. Помогите животным найти свои названия.
Одна команда садится напротив другой. Каждой команде по очереди предлагается отгадать загадку.
Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это? (Зайчишка.)
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там...
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это...(Белочка.)
Рыжая плутовка
Спряталась под елкой.
Зайца ждет хитрюга та.
Как зовут ее? (Лиса.)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех. (Волк.)
Бурый, косолапый
По лесу бредет.
Любит “одолжить” он
У лесных пчел мед. (Медведь.)
Колюч он, но не елочка,
В иголках, но не сосенка.
В клубок свернуться может.
Конечно, это...(Ежик.)
- Как вы догадались?
- Молодцы ребята, что помогли животным отыскать свои названия. А сможете посчитать сколько слогов в их названии и определить первый звук?
А теперь задание для капитанов команд. Я показываю картинку с животным, а капитан с помощью только мимики и жестов попытается его изобразить. Другая команда должна отгадать, что за животное ребенок изображает.
Проводится 3 раз с каждой командой. Капитанам команд могут помогать другие игроки.
Наши капитаны превосходно выполнили задание, давайте им похлопаем.
- Ребята, посмотрите, дикие и домашние животные растеряли свои хвосты, а хвосты играют большую роль в их жизни.
Для чего нужны хвосты?
Помогите скорее им отыскать хвостики, не забывая правильно называть.
Игра «Чей хвост»
Молодцы, не произошло у нас беды, спасли животных. Как хорошо вы справились с трудным заданием!
- Без кого вы не можете прожить и дня? А как вы думаете, детеныши животных могли бы расти без своих родителей? Почему?
Игра «Подбери пару». [Совершенствование грамматического строя речи (образование формы множественного числа имен существительных в именительном падеже).]
Что вы видите на картинках?
Выберите картинки, на которых нарисова¬ны животные одной семьи. Назовите семью.
Молодцы! Отлично справились с заданием. По¬хлопайте себе.
Игра «Большие и маленькие». [Активи¬зация словаря. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами).]
Игра «Один — много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных).]
Дети вы молодцы, показали, что научились многому. Но пора возвращаться обратно, а за такое активное участие в играх – соревнованиях для вас подготовила сюрприз, фильм про животных, который мы посмотрим после прогулки
Конспект занятия по математике в старшей группе
«Цветик-семицветик»
Программное содержание:
- учить понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять ее;
- продолжать знакомить детей с понятиями : прямая, ломаная, замкнутая ломаная, внутри, снаружи, справа, слева.
- упражнять в составлении целого из частей;
- упражнять в количественном и порядковом счете, отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?;
- закреплять умение правильно пользоваться знаками ;
- учить классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру;
- учить решать логические задачи на нахождение закономерностей.
Демонстрационный материал.
Цветок «Цветик-семицветик», плакат с изображением геометрических фигур;
образец вазы; рисунки с изображением медведей; игрушки: заяц, поезд с тремя вагонами, песик, зайка, мишка; таблица для решения логической задачи «Найди девятый элемент».
Раздаточный материал.
Конверты с «разбитыми вазами; «домики» с заданиями на сравнение чисел; карточки с двумя свободными полосками, листочки с заданиями на классификацию, наборы геометрических фигур.
Ход занятия.
1. Посмотрите, что за чудесный цветок я принесла. Он попал к нам из сказки В.Катаева, которая называется…(«Цветик-семицветик»). Сколько на нем лепестков? (7). Этот цветок волшебный. Если сказать слова, сорвав лепесток, то исполняются желания девочки Жени.
Вспомните, какое первое желание Жени исполнилось? (чтобы она оказалась дома с баранками). Давайте сорвем лепесток и произнесем слова.
Воспитатель отрывает желтый лепесток и все произносят слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Ребята, а чтобы исполнилось желание девочки нужно выполнить следующее задание:
Какая геометрическая фигура находится под прямой? С права от ломаной? Над прямой? Слева от ломаной? Где находится круг? (внутри замкнутой ломаной).
2. Молодцы! А теперь вспомните, какое второе желание загадала Женя? (Чтобы разбитая вазочка оказалась целой).
Воспитатель отрывает красный лепесток и вместе с детьми шепотом произносит заклинание.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
У вас в конвертиках лежат осколки вазы. Сделайте так, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!
3.Оторвав синий лепесток, девочка попросила перенести ее на Северный полюс. (Дети произносят слова))
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
«Ай, мамочка, замерзаю!» – закричала Женя.
А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей.
Первый – нервный, второй – злой, третий – в берете, четвертый – потертый, пятый – помятый, шестой – рябой, седьмой – самый большой.
Какой по счету медведь в берете? Какой по счету самый большой медведь? Опишите медведя, который находится между пятым и седьмым. Какой характер у второго медведя?
4. Не помня себя от страха, Женя вырвала зеленый лепесток, кинула и закричала, что есть мочи:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Мы вернулись с Северного полюса и давайте погреемся в домиках, решая примеры на сравнение чисел.
5. Какое было следующее желание Жени? ( Чтобы у нее были все игрушки мира).
Воспитатель отрывает оранжевый лепесток. Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
И вот на Женю посыпались игрушки. Одним из первых прискакал зайка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Воспитатель рассказывает стихотворение, показывая цифры, дети выполняют задания.
Начал заинька скакать,
Прыгать заинька горазд
Он подпрыгнул столько раз,
Столько раз в ладоши хлопнул,
Столько раз ногою топнул.
Мы присядем столько раз,
Мы поклонимся сейчас.
А вот и поезд приехал. К паровозу прицеплены 3 вагона. Еще есть 3 пассажира: песик, мишка, зайка. В первый вагон сел не мишка и не песик, В третий – не зайка и не песик. Кто в каком вагоне поехал?
Затем на Женю посыпались кубики, пирамидки.
Возьмите карточки с полосками. На верхнюю полосочку нужно будет составить кубики (у вас это геометрические фигуры – квадраты), а на нижнюю – пирамидки (у вас это геометрические фигуры…треугольники).
Итак, положите на верхнюю полосочку столько кубиков, сколько раз просигналит паровоз.
На нижнюю полосочку положите на одну пирамидку больше, чем количество сигналов паровоза.
Чего больше? Как сделать поровну (2 способа).
6. У Жени стало огромное количество игрушек. Они прибавлялись с каждой минутой и Женя захотела, чтобы… (игрушки поскорее убирались обратно).
Воспитатель отрывает фиолетовый лепесток и вместе с детьми быстро произносит слова.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
А теперь мы поработаем в парах. Мы будем находить геометрические фигуры (воспитатель показывает детям карточки и они отвечают)
По цвету и форме.
По цвету и размеру
По форме и размеру.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
- потерли ладони, сделали пальминг (сложили ладони под углом 90 градусов, закрыли ими глаза, локти стоят на столе)
- посмотрели вверх-вниз, вверх-вниз, поморгали 2 раза
- посмотрели вправо-влево, вправо-влево, поморгали 2 раза
- ведем глазками по кругу в одну сторону, поморгали 2 раза
- ведем глазками в другую сторону, поморгали 2 раза
7.Какое было последнее желание Жени? (Чтобы Витя был здоров). Женя оторвала последний голубой лепесток и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
А теперь давайте найдем Витю. (Решаем логическую задачу: найди девятый элемент).
Как вы думаете, исполнение какого желания принесло Жене наибольшую радость?
Педагог дарит детям рисунки « цветиков-семицветиков» и предлагает раскрасить их в свободное время и подумать над своими желаниями.
Воспитатель Сивкова Елена Александровна, г. Чита, ДОУ № 87
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ
«ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К. ЧУКОВСКОГО»
Программное содержание: продолжать воспитывать у детей интерес к творчеству К.Чуковского, желание узнавать новые сказки. Активизировать речь детей, воспитывать интонационную выразительность речи. Развивать память. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания, желание помочь другим.
Материал: портрет К. Чуковского; книги К. Чуковского разных изданий; телефон; кукла «Мальчик-грязнуля»; полотенце, ложка, расческа, лейка, мыло; деревянные ложки; картинки с изображением посуды.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий. Ребята, вы хотите отправиться в страну сказок?
Дети. Да!
Ведущий. Тогда садимся все в поезд и отправляемся в сказку.
Песня «Едет, едет паровоз».
Под деревом сидит доктор Айболит. На мольбертах портрет К.Чуковского и его книги.
Ведущий. Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица!
Доктор Айболит. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуй, доктор Айболит!
Айболит. Вы любите слушать сказки, читать книги?
Дети. Да!
Айболит. Я тоже люблю читать книги. Есть у меня любимый писатель (показывает портрет К.Чуковского) Вы его знаете?
Дети. Да, это Корней Чуковский.
Айболит. Правильно. А еще его можно называть дедушка Корней.
Звонит телефон.
Айболит. У меня зазвонил телефон. Кто говорит?
Дети. Слон.
Айболит. Откуда?
Дети. От верблюда.
Айболит. Что вам надо?
Дети. Шоколада.
Айболит. А потом позвонили мартышки.
Дети. Пришлите, пожалуйста, книжки.
Айболит. И такая дребедень целый день.
Дети. Динь-дилень, динь-дилень, динь-дилень.
Айболит. Я три ночи не спал, я устал,
Мне бы заснуть, отдохнуть,
Но только я лег…
Дети. Звонок!
Айболит. Ой, да это не телефон звонит. Это в дверь звонят.
Входит мальчик-грязнуля.
Мальчик. Добрый доктор Айболит, помогите мне, пожалуйста!
Одеяло убежало, улетело простыня,
И подушка как лягушка ускакала от меня.
Айболит. Вы знаете этого мальчика? Почему он грязный?
Дети. Этот мальчик – грязнуля. Он не умывается.
Айболит. Из какой он сказки?
Дети. «Мойдодыр».
Айболит (берет книгу). Сейчас я посмотрю, чем тебе помочь.
(читает) Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А нечистым трубочистам-
Дети. Стыд и срам! Стыд и срам!
Айболит. Давайте объясним мальчику, чем нужно пользоваться, чтобы быть чистым, опрятным.
Я вам буду показывать предметы и если этот предмет необходим для того, чтобы дети были опрятными, вы будете хлопать в ладоши, если нет – топать ногами.
Айболит показывает предметы, самым последним из них – мыло.
Айболит. Что-то не мылится мыло. Чего же не хватает?
Дети. Воды!
Потешка «Водичка» (пение с имитацией движений)
Мальчик (умытый, причесанный). Теперь я все понял!
Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое!
Спасибо вам.
Знаете, у меня есть знакомые поросята, которые никак не могут вылезти из лужи, потому что они неуклюжие. Вы им можете помочь?
Айболит. Конечно, наши ребята знают одну замечательную песню.
Песня «Лентяи-поросятки» (про зарядку)
Мальчик. Я понял! Теперь расскажу поросяткам, что нужно обязательно делать зарядку, тогда они будут умелые и здоровые!
Я побежал! До свидания!
Айболит (берет книгу). А вот еще одна сказка дедушки Корнея.
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»
Свинки замяукали:
Мяу! Мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!
Айболит. Как называется эта сказка?
Дети. «Путаница».
Айболит. Что страшного случилось в этой сказке?
Дети. Лисички море подожгли!
Айболит. Кто же море потушил?
Дети. Бабочка!
Айболит. Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали, (дети хлопают в ладоши)
Ножками затопали, (дети топают ногами)
Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
Дети. Га-га-га!
Айболит. Кошки замурлыкали:
Дети. Мур-мур-мур!
Айболит. Птицы зачирикали:
Дети. Чик-чирик!
Айболит. Лошади заржали:
Дети. И-и-и!
Айболит. Мухи зажужжали:
Дети. Ж-ж-ж!
Айболит. Лягушата квакают:
Дети. Ква-ква-ква!
Айболит. А утята крякают:
Дети. Кря-кря-кря!
Раздается стук посуды. Вбегает Федора.
Федора. Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!
Айболит. Ребята, как вы думаете, кто это?
Дети. Федора.
Айболит. Какое же горе у Федоры?
Дети. От нее убежала посуда, потому что она ее не мыла.
Федора. Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!
Айболит. Федора, смотри-ка ложки к тебе вернулись!
Айболит с Федорой раздают детям деревянные ложки, дети становятся в круг.
Танец с ложками «Наступило утро раннее…»
Федора. Спасибо за танец. Теперь я буду ухаживать за своей посудой. И вам я подарю посуду, только ее надо разукрасить. Сможете?
Раздает детям картинки с изображением посуды.
Айболит. Много сказок написал Корней Чуковский: «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит», «Путаница», «Телефон», «Краденое солнце», «Федорино горе». Спасибо, дедушка Корней, за интересные книги!
Дети. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации и конспекты занятий для старшей и подготовительной групп.
Одной из задач решаемых на этих занятиях логопедом является коррекция общей , мелкой и артикуляционной моторики с помощью элементов логоритмики,пальчиковой гимнастики , и...
Конспект развлечения для старшей и подготовительной групп "Эксперимент-шоу"
Развлечение с экспериментальной деятельностью...
"Малые Зимние Олимпийские игры в Воронежском заповеднике". Конспект развлечения для старшей и подготовительной группы.
Познавательное развитие, физическое развитие....
Конспекты НОД для старшей и подготовительной группы
Кнтспекты НОД для детей старшей и подготовительной группы...
Конспекты НОД для старшей и подготовительной группы
Кнтспекты НОД для детей старшей и подготовительной группы...
Конспекты НОД для старшей и подготовительной группы
Кнтспекты НОД для детей старшей и подготовительной группы...
Конспекты НОД для старшей и подготовительной группы
Кнтспекты НОД для детей старшей и подготовительной группы...