В мире смеха и улыбок
проект (подготовительная группа) на тему
Педагогический проект на тему "Развитие чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_mire_smekha_i_ulybok.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по развитию чувства юмора у детей подготовительной группы «В мире смеха и улыбок»
Содержание
1. Актуальность темы проекта
2. Цель и задачи проекта
3. Содержание проекта
3.1 Этапы реализации проекта
3.2 Условия, необходимые для реализации проекта
3.3 Методы и формы реализации проекта
4. Ресурсы и их источники
5. Результат
6. Предполагаемая оценка эффективности проекта
7. Прогнозирование возможных рисков в ходе реализации проекта
Список литературы
Приложение
1.Актуальность темы проекта продиктована результатами исследования влияния юмора на развитие личности. Они свидетельствуют о положительном эффекте юмора, ослабляющем стресс, укрепляющем здоровье человека и социальные связи, позволяющем оптимистично воспринимать возникающие проблемы, повышающем удовлетворенность деятельностью и ее результативностью.
Известные педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили придавали большое значение юмору, который создает установку на веселье, радость, его целесообразно использовать в воспитании и обучении детей. В.А.Сухомлинский называл юмор оборотной стороной мышления, а его проявление — радостное удивление, которое стимулирует творчество, необычное видение окружающего мира. Потребность ребенка в смехе он видел в существовании юмора, который активизирует умственные способности ребенка.
Также современные педагоги (Н. В. Микляева, А.А. Грибовская и другие) рассматривали методы, приемы развития чувства юмора в игровой, изобразительной, непосредственно образовательной деятельности в дошкольном возрасте. Ученые указывали, что именно дошкольный возраст — лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Через добрую улыбку, смех входит в сердце ребенка понятие человечности, любви и благородства.
Анализ научной литературы и практики в развитии чувства юмора детей в дошкольных учреждениях позволил обнаружить ряд противоречий, наличие которых затрудняет, а порой делает невозможным реализацию задач данного раздела. К числу наиболее существенных, на наш взгляд, можно отнести противоречия между: объективно существующими возрастными предпосылками развития чувства юмора у детей дошкольного возраста и недостаточной ориентацией на него в учебно-воспитательном процессе в учреждениях дошкольного образования; потребностями педагогической наук в знаниях о стратегических направлениях и дифференциации методов использования юмористического материала в дидактических целях и ограниченным объемом материала о развитии восприятия и конструирования детьми разных видов, жанров и средств выражения юмора; осознанием больших потенциальных возможностей комического материала как средства развития ребенка и недостаточной разработанностью методов, приемов, средств для его использования в работе педагогов;
Указанные противоречия позволили обозначить проблемное поле работы, которая включает развитие чувства юмора у детей дошкольного возраста. В соответствии с обозначенной проблемой была поставлена цель проекта.
2. Цель проекта
Осуществить развитие чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста посредством изодеятельности.
Задачи проекта:
- научить старших дошкольников понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свое чувство юмора и распознавать чувство юмора других людей через произведения изобразительного искусства;
- развить фантазию, инициативность, творческую активность;
- развить мышление, восприятие, расширить кругозор;
- развить навыки коллективного общения, эмпатию, сплоченность группы;
- сформировать умение работать в группе, подчинять свои действия и желания общим правилам ради достижения лучшего результата, умение договариваться;
- совершенствовать умения и навыки изображения предметов, передачи формы, строения, пропорциональных отношений частей в целом, развивать чувство цвета, формы, ритма, композиции;
- научить использовать в работе различные средства, материалы, техники, а также подбирать их согласно замысленному юмористическому сюжету.
3. Содержание
3.1 Этапы реализации
Занятия по проекту «В мире смеха и улыбок» предназначены для детей подготовительной группы, т.к. возраст 6-7 лет является сензитивным периодом для становления стабильных межличностных отношений в группе. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий: 25-30 минут.
Работа проводилась в три этапа. На первом этапе проводится диагностика уровней развития чувства юмора у дошкольников. Как показала методическая работа над проектом, диагностировать чувство юмора, по сути, невозможно. В мире просто не существует определенных методик по проведению таких исследований. Изучив достаточный объем литературы, пришли к выводу, что следует подобрать ряд методик, которые бы подходили к определению у детей необходимых знаний и навыков.
Начальная диагностика проводится на первом занятии. Дается оценка уровня знаний каждого ребенка о различных жанрах изобразительного искусства. Проверяются знания, умения и навыки детей в применении различных выразительных средств и техник рисования. Оцениваются умения детей видеть смешное в юмористических произведениях.
На втором этапе проходит формирующая работа.
В данной программе предусмотрены три раздела.
Раздел 1. «От чего я веселый такой» - подразумевает знакомство детей с новыми жанрами изобразительного искусства - карикатурой и шаржем. Карикатура – юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт. Шарж –добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет), в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели. Дети учатся рисовать забавные пейзажи, используя различные техники: рисование с помощью свечи, восковых мелков, акварели, губки, графитных карандашей различной твердости. При изучении этого раздела дети уточняют законы композиции и перспективы, учатся использовать в своих работах разнообразные выразительные средства. Закладывается умение реагировать на ситуацию, находить в ней комичное, не обижаться на шутки.
Раздел 2. «Какого цвета смех» - предполагает закрепление знаний о цветах и оттенках, понятиях «холодные» и «теплые» краски. Дети продолжают учиться рисовать по собственному замыслу шаржи на различных героев и реальных людей, создавать юмористические образы из различных геометрических фигур. Происходит знакомство детей с книжной иллюстрацией, детей учат создавать свою собственную книгу, принимать участие в создании юмористического альбома для детей младшей группы.
Раздел 3. «Расписная картинка – лубок» - знакомит детей с лубком.
Лубок – прототип карикатуры и шаржа; вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Происходит формирование интереса у детей к народному искусству. Дети знакомятся с художниками лубка, обучаются умению иллюстрировать пословицы, потешки по мотивам лубка, оформляют коллективные работы в стиле лубка, рисуют домашних животных по собственному замыслу в этом стиле. Дети закрепляют умения правильно лепить фигуры, а потом раскрашивать их народными узорами. При изучении этого раздела происходит развитие и закрепление у детей дружеских отношений друг с другом.
На третьем этапе проекта проводится конечная диагностика. Проводится на последнем занятии в качестве среза знаний, умений и навыков. Выстраиваются сравнительные графики и диаграммы с целью отслеживания динамики проводимых занятий.
В основу анализа усвоения программы взяты:
-метод беседы;
-тест «Незаконченный рисунок»;
-опрос родителей.
3.2 Условия, необходимые для реализации проекта
· Создание развивающей среды, способствующей развитию чувства юмора через использование юмористических произведений изобразительного искусства и стимулирующей самостоятельную художественную деятельность детей.
· Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.
· Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы в юмористическом плане. Широкий подход к решению проблемы.
· Общение с искусством.
· Наличие необходимых и разнообразных материалов (цветные карандаши, краски, разнофактурная бумага и др.)
· Сочетание программного содержания и требований с проявлением юмористической инициативы самого ребенка.
· Использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования.
· Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.
3.3 Методы и формы реализации проекта
Средства реализации формирующего этапа проекта:
· Юмористические произведения искусства;
· Художественное слово.
Направления:
· Развитие чувства юмора;
· Развитие творческой активности;
· Развитие технических умений в изобразительной деятельности;
· Развитие познавательных процессов;
· Совершенствование навыков коллективного общения.
Методы:
· Наглядные (наблюдение, рассматривание юмористических произведений искусства, объектов и явлений природы, образец);
· Словесные (беседа, чтение юмористической художественной литературы, объяснение);
· Практические (упражнение, обследование, игровые (дидактические, подвижные, словесные игры).
Приемы:
· Вопросы, совет, пояснение, напоминание;
· обыгрывание.
Формы:
· регламентированная деятельность;
· совместная деятельность;
· самостоятельная деятельность детей.
Занятия состоят из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. Рассмотрим их более подробно:
Часть 1. Вводная
Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедурные работы - приветствия, игры с именами.
Часть 2. Рабочая
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию чувства юмора, а также эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры:
· элементы сказкотерапии с импровизацией;
· элементы психодрамы;
· игры, направленные на знакомство и развитие чувства юмора;
· игры на развитие навыков общения;
· игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
· рисование.
Часть 3. Завершающая
Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности.
К концу обучения по программе дети знали:
· виды юмористического жанра (графику, карикатуру, шарж и лубок)
и основные понятия (перспектива, композиция);
· цветовой спектр, правила смешивания красок;
· различные техники рисования (печатание, рисование графитным и
восковым карандашом).
Дети умели:
· находить смешное в юмористических произведениях, жизненных
ситуациях;
· реагировать на ситуацию с учетом комизма, решать конфликты при
помощи шуток и улыбок;
· изображать художественные образы в соответствии с эмоционально-
юмористическими чувствами;
· использовать цвета в соответствии с чувствами;
· смешивать краски и получать новые цвета;
· пользоваться разнообразными средствами изображения: углем,
графитным карандашом, восковыми мелками, печатками,
фломастерами, акварелью и гуашью;
· применять различные выразительные средства: разнообразные
линии, штрихи, тоны, формы и пропорции.
Также проводится консультация для педагогов и родительское собрание, где рассматриваются особенности развития чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста, даются рекомендации и советы (см. Приложение 3,4).
Работа с педагогами.
Семинар-практикум для педагогов (таблица 1).
Тема: Чувство юмора - на стыке проявления нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств детей.
Задачи: 1. Развивать у педагогов интегрированный подход в организации непосредственно образовательной деятельности с детьми.
2.Рассмотреть такие функции юмора, как социальная, защитная, и интеллектуальная.
3.Воспитывать в себе особенность эмоционального заражения воспитанников и окружающих себя людей положительными впечатлениями, умение модифицировать несмешные явления в смешные.
(Н.В.Микляева. Поделись улыбкою своей, Москва 2010., Н.В. Микляева. Комментированное рисование в детском саду, Москва 2010 г.).
Таблица 1. План-программа
|
|
|
|
|
|
|
|
4 5
|
Методика развития чувства юмора у детей в изодеятельности.
Заключительная часть |
10.45-11.00 11.00-11.15
11.45-11.50 |
|
Проект решения.
- Создавать условия для формирования предпосылок к развитию чувства юмора.
- Развивать интеллект воспитанников воспользуясь методами и приемами, рекомендованными в программах «ТРИЗ» (Г.Альтшуллер, М.Шустерман) и «РТВ» (А. Страунинг).
- Составить картотеку подвижных игр и забав, пополнить центр книги литературными произведениями, вызывающими смех и улыбку.
- Изучить методическое пособие А.Грибовской «Юмор в изобразительной деятельности дошкольников: конспекты занятий».
Работа с родителями. На родительском собрании даны советы по развитию чувства юмора дошкольников.
4. Ресурсы и их источники
Организационные, педагогические. Участие педагогов ДОУ и родителей дошкольников.
- Заведующая
- Методист
- Психолог
- Педагог дополнительного образования
- Библиотека
- Родители
Материально-технические. Наличие помещения со специальным оснащением для проведения занятий и мероприятий с использованием изодеятельности; наличие материала для обеспечения работы: бумага, разных форматов, кисточки, краски, карандаши, цветная бумага, клей и др. соответствующий материал.
5. Результат
К концу обучения по программе дополнительного образования дети знают:
· виды юмористического жанра (графику, карикатуру, шарж и лубок)
и основные понятия (перспектива, композиция);
· цветовой спектр, правила смешивания красок;
· различные техники рисования (печатание, рисование графитным и
восковым карандашом).
Дети умеют:
· находить смешное в юмористических произведениях, жизненных
ситуациях;
· реагировать на ситуацию с учетом комизма, решать конфликты при
помощи шуток и улыбок;
· изображать художественные образы в соответствии с эмоционально-
юмористическими чувствами;
· использовать цвета в соответствии с чувствами;
· смешивать краски и получать новые цвета;
· пользоваться разнообразными средствами изображения: углем,
графитным карандашом, восковыми мелками, печатками,
фломастерами, акварелью и гуашью;
· применять различные выразительные средства: разнообразные
линии, штрихи, тоны, формы и пропорции.
6. Предполагаемая оценка эффективности проекта
На первом диагностическом этапе для выявления чувства юмора у детей мы используются методические рекомендации таких авторов как: Я.Л.Коломинский, Е.А. Панько, Н.Е.Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева[1;5;30].
С целью выявления знаний о юморе, умений шутить, отношения детей к юмору, используется чтение художественного произведения с последующей беседой. В ходе беседы учитываются проявления юмора: смех, улыбка. При разработке уровней критериев учитывается примерная основную общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Вводится шкала в баллах от 1до 5:
1 балл – требуется внимание специалиста (сумма менее 3)
2 балла – требуется корректирующая работа педагога (сумма 3-5)
3 балла - средний уровень развития (сумма 6- 7)
4 балла – уровень развития выше среднего (сумма 8- 9)
5 баллов – высокий уровень развития (сумма 10)
Критерии оценки:
- в качестве кого ребенок выступает в словесном искусстве (слушателем или рассказчиком смешных историй);
- длительность пребывания в совместной деятельности при чтении художественной литературы;
- выражение своего отношения свое отношение к тексту, опираясь на его контекст;
- желание зачитывать отрывки из наиболее ярких полюбившихся юмористических произведений;
- внешние проявления юмора: смех улыбка.
С целью выявления умений отражать комическое в рисунке, используется тест «Незаконченный рисунок». Я.Л. Коломинский и Е.А.Панько предлагают в качестве исходного шаблона использовать 10 окружностей, расположенных в два ряда друг под другом на листе А4.
Материалы: лист А 4 с шаблонами; карандаши цветные и простой, ластик.
Инструкция: « Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок. Давайте поможем ему дорисовать его смешными деталями, когда закончите, придумаете рисунку название, я его подпишу».
Оценивание: задание оценивается по следующим показателям:
- Степень юмористичности рисунка.
- Беглость - количество задействованных элементов.
- Разработанность - количество значимых деталей.
- Название.
- Оригинальность.
Метод наблюдения – главный в данном исследовании, поэтому он присутствует во всех вышеперечисленных действиях. Цель: выявить проявления чувства юмора у дошкольников.
На основании беседы, тестирования и наблюдения определяются уровни развития чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста:
Высокий. Легко подключается к смеху и веселью других, взрослых или детского коллектива. Умеет воспринимать, и понимать смешное, может объяснить, что персонажи испытывают радость; при воспоминании смешной ситуации из жизни или художественного произведения воспроизводится весь комплекс эмоциональных и поведенческих реакций. Умеет составлять смешные рассказы, модифицировать несмешной текст в смешной. Умеет самостоятельно отражать комическое в творческой деятельности.
Средний. Не всегда подключается к смеху и веселью других, понимает шутку сверстника, но сам шутит редко. Ребенок называет 3-4 любимых юмористических произведения, и, с помощью взрослого выделяет критерии смешного, комического, используемые в том или ином тексте, реже – воспроизводит юмористический стиль. Сомневается в возможности придумать смешной рассказ самостоятельно.
Низкий. Недостаточно понимает юмор, в словесном искусстве выступает слушателем, сомневается в достаточности личного опыта для придумывания и разыгрывания юмористической истории. Он проявляет положительное отношение к юмористическим произведениям, но признается в том, что редко ему читают. Воображение развито недостаточно, что не дает возможности целостно воспринимать содержание, сюжет и образ героя.
Также в работе было провится анкетирование родителей с целью подтверждения результатов проведенной работы с детьми.
Анкетирование родителей проводится по опроснику Дж. Гилфорда.
Вопросы для родителей.
- Случается ли ребенку находить необычное (смешное) применение какому-либо предмету?
- Меняет ли он свои наклонности?
- Любит ли рисовать карикатуры и шаржи?
- Любит ли рассматривать юмористические книжные иллюстрации?
- Любит ли рисовать абстрактные картинки?
- Любит ли рисовать воображаемые предметы?
- Любит ли фантастические истории?
- Сочиняет ли рассказы или стихи юмористического характера?
- Любит ли вырезать затейливые (смешные) фигуры из бумаги?
- Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?
11. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
12. Изобрел ли когда-нибудь новое смешное слово?
13. Считал ли это слово понятным без разъяснения?
14. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, с юмором интерпретировать назначение разных предметов?
Интерпретация результатов:
От 12 до 16 очков – у ребенка развито чувство юмора на достаточном уровне. От 5 до 11 – ребенок проявляет чувство юмора только в том случае, когда чем-либо заинтересован. От 0 до 4 – у ребенка отсутствует чувство юмора.
После проведения блока занятий, где дети узнали о чувстве юмора через произведения изобразительного искусства, предлагается провести несколько завершающих занятий в Творческой художественной мастерской. Тематический план расположен в таблице 2.
Таблица 2. Тематический план на месяц.
- Прогнозирование возможных рисков в ходе реализации проекта
Риски проекта:
Внутренние риски:
-на проведение данного занятия иногда требуется больше времени.
Меры для их минимизации: Разумное чередование занятий и развитие чувства юмора не только на занятиях, но и в повседневной деятельности.
-значительное возрастание нагрузки на воспитателя в виду отсутствия запланированной занятости.
Меры для их минимизации: создание методических рекомендаций и сценария работы по формированию чувства юмора у старших дошкольников.
-возможность невосприятия дошкольниками данного подхода, так как не все педагоги заинтересованы в проведении большего количества занятий по изодеятельности.
Меры для их минимизации: поиск и привлечение единомышленников, продумывание путей взаимодействия для того, чтобы заинтересовать в данной деятельности.
Внешние риски:
Вероятность снижения показателей по другим видам деятельности, так как увеличивается количество занятий по изодеятельности.
Список литературы:
3. Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С.23-27.
4. Аргайл М. Психология юмора: Пер. с англ. - М., 2002. - 274 с.
5. Блащук Л.А., Казакова Т.Г. Развивать интерес к изобразительной деятельности (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С.45-47.
6. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными художественными материалами: Книга для педагогов дошкольного учреждения, учителей начальной школы, родителей. - М.: Педагогика Общество России, 2008. - 147с.
7. Ветлугина Н.А. Развитие художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2000. - С.37-50.
8. Виниченко В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. - С.41-43.
9. Волокитина Т.Ф. Воспитание инициативности в изобразительном творчестве детей дошкольного возраста // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста: Сборник научных трудов. - М., 2007. - С. 98-100.
10. Галайда С.Д. Роль изобразительной деятельности в воспитании у дошкольников интереса к труду взрослых // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 5. - С. 13-17.
11. Гинзбург С.С. К вопросу об анализе и оценке работ детей на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду // Вопросы дошкольной педагогики. - Челябинск, 2002. - Вып.2. - С.18-25.
12. Глинская И.П. Передача пространства и формирование изобразительности на первых этапах графической деятельности детей // Художественное образование: XXIV Герценовские чтения / Ред. Е.В.Язовицкий. -ЛГПИ им. А.И.Герцена, 2001. - С.29-32.
13. Горунович Е.Б. Развитие умственной активности дошкольников в процессе изобразительной деятельности // Комплексный подход в воспитании и обучении дошкольников: Сборник научных трудов. - Минск, 2003. - С.40-57.
14. Грибовская А.А. Образец в обучении детей изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 1. - С.19-24.
15. Грибовская А.А. Юмор в изобразительном творчестве дошкольников. - Изд-во: Педагогическое общество России, 2007. - 352 с.
16. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 2. - С. 24-33.
17. Денисова 3.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. - М., 2001. - 362 с.
18. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н А. Ноткина и др. - СПб, 2007. - 187 с.
19. Дмитриев А.В. Социология юмора: Очерки. - М., 2006. - 321 с.
20. Загадки для дошкольников / Под ред. Кубышкиной Э.И. - М.: Детская литература, 2000. - 264 с.
21. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М., 2007. - 275 с.
22. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для дошкольников. - М., - 2001. - 326 с.
23. Лопатина А.А. Краски рассказывают сказки /А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. - М.: Амрита-Русь, 2004. - 265 с.
24. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. - М.: Искусство, 2000.
Приложения
Приложение 1.
Конспекты занятий в подготовительной группе ДОУ.
Конспект занятия по изодеятельности «Веселые пингвины».
Цель: знакомить с эмоциональными проявлениями чувства юмора.
Задачи:
-Изобразить радостные чувства пингвинов, передавая их характерные особенности: мимика, жесты.
-Формировать чувство цвета, закреплять понятие тёплых и холодных цветов, упражнять в умении смешивать краски.
-Отрабатывать технику работы щетинной кистью.
-Развивать творчество, воспитывать самостоятельность, интерес к результату своей деятельности, умение договариваться о совместной работе.
Материал: Листы бумаги формата А3, А; краски гуашь; кисти разных размеров - мягкие и щетинные; баночки с водой; раздаточный игровой материал на закрепление холодных цветов (цветные карточки тёплых и холодных цветов). Зрительный ряд - иллюстрации взрослых и маленьких пингвинов.
Предварительная работа: Беседа о пингвинах. Рассматривание иллюстраций. Лепка пингвинов.
Совместная деятельность:
1 часть (Игровой приём) – Ребята, обратите внимание, что за конверт доставили нам по почте. На нём написано - «Для ребят». Здесь письмо, адресованное вам, в котором самым смелым предлагают отправиться в Антарктиду и нарисовать тех животных, птиц, которые там живут. Но сначала нужно выполнить задания, готовы?
* Перед вами проходные билетики (тёплые и холодные цвета и их оттенки)- нужно выбрать холодный цвет и занять места на корабле.
* Посмотрите, у вас у каждого конверт красного цвета с разноцветными фигурками - рассмотрите и разложите: к Солнышку – фигурки тёплого оттенка, а к Снежинке - холодного.
*Возьмите конверт синего цвета, вы увидите изображения разных животных, подумайте и разложите: к Солнышку - животных жарких стран, к Снежинке - животных холодных стран.
*Я буду показывать элементы росписи – если элемент выполнен в холодных тонах, то хлопните в ладоши.
*Перед нами показались берега Антарктиды. Вы, наверное, устали и поэтому все встали: (физкультминутка)
Бело- чёрные пингвины
Далеко видны на льдинах.
Вот они шагают дружно
Для порядка это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали немножко.
Руки вверх чуть приподняли
И на стулья побежали.
2 часть – Ребята, вы выполнили все задания, и теперь стихотворение поможет нам узнать, кого же мы будем сегодня рисовать.
Пингвины.
У мамы у пингвинихи
У папы у пингвина
Ребёнок появился
Забавный и смешной.
А так как все пингвины
Всю жизнь живут на льдине,
То домик пингвинёнка
Тоже ледяной.
Он с детства закаляется
В морской воде купается,
И пусть вода холодная
Ребёнок очень рад.
Он не боится стужи,
С детьми другими дружит
И вместе с ними ходит
В пингвиний детский сад.
- Кого же мы будем сегодня рисовать? Молодцы, пингвинов. Давайте попробуем описать, какой он. У пингвина одета белоснежная рубашка, с жёлтой манишкой, воротничком, галстуком. И чёрный фрак. Ноги, как у утки или гуся лапы с перепонками. Голова у взрослых пингвинов в форме квадрата с закруглёнными углами, маленькая с жёлтыми или белыми щёчками. Туловище овальной формы. Как понять, что пингвины радуются и довольны? Они улыбаются, машут крылышками.
- Постарайтесь изобразить пингвинов, чтобы они двигались. Что они могут делать?
Взмахивать крыльями, подпрыгивать, наклоняться, куда- то спешить. А как вы, думаете на каком фоне можно изобразить пингвинов? Какие слова из стихотворения нам подсказывают, каких цветов можно будет добавить больше - тёплых или холодных?( на льдине, ледяной, закаляется, в морской воде купается, холодная вода, стужа)
- Вы сидите парами. Договоритесь, друг с другом, как вы нарисуете пингвинов, какой фон, где, что они будут делать, сколь их будет. Посмотрите, какой изобразительный материал у вас на столах, можно в работе использовать щетинную кисть для передачи фактуры тела пингвина. Но помните, что щетинная кисть боится воды - рисуем полусухой. Закрывайте глаза и представьте, что вы будете рисовать. Выбирайте материал и приступайте к работе.
Под музыку проходит самостоятельная работа, помощь педагога по необходимости, совет, подсказка.
3 часть – Давайте, посмотрим какие интересные, разные, не похожие друг на друга пингвины. Кто хочет рассказать о своих пингвинах? У кого получилась дружная семья пингвинов, расскажите почему.
Конспект занятия по изобразительной деятельности“Человек – символ”
Цели:
учить видеть характерные особенности человека в поведении, во внешнем облике, в отношении к людям;
находить сходство человека с чем-то или с кем-то;
воспитывать доброжелательное отношение к людям, умение делать комплименты;
развивать чувство юмора.
Мотивация: создание образов необычных героев мультфильма, где действующие лица не люди, а предметы на них похожие.
Предварительная работа: дидактическая игра “Найди сходство”, где дети ищут сходство человека с предметом: добрый и нежный – цветок, злой и жадный – акула или чудовище, стройный и красивый – пальма или березка, толстый и прожорливый – бочка или мешок, веселый – колокольчик или соловей и т.д.
Материалы: полный набор изобразительного материала, по выбору детей.
Содержание занятия: поговорить о том, что все люди разные по своему поведению, по манере общаться друг с другом. У каждого человека свой характер не похожий на других.
Как можно выразить характер людей в рисунке?! Можно нарисовать портрет, передав характерные особенности в выражении лица, усилить с помощью цвета. Можно нарисовать карикатуру – смешной портрет, выделив самое главное в облике человека, отличающее его от других. А можно не рисовать человека. Можно заменить облик человека на тот предмет или явление, которое ему больше всего подходит. Людям свойственно придумывать и использовать сравнения по отношению друг к другу. Бывают сравнения грубые с целью обидеть или оскорбить – это безнравственно. А есть приятные сравнения для того, чтобы подчеркнуть хорошие черты характера, манеры или приятную внешность. По-другому это называется – сделать комплемент.
Задание: изобразить знакомого человека в виде какого-то предмета, явления, героя сказок или мультфильмов.
Итог занятия: рисунки развешиваются в “портретной галерее” ИЗО студии. Дети пытаются отгадать в портретах характер и особенности внешнего облика человека. По портретам можно придумать историю, которая и станет сюжетом для мультфильма.
Приложение 2
Рекомендации воспитателю детского сада по формированию чувства юмора у дошкольников.
- Расширять кругозор, обращая при этом внимание не только на главное, но и на второстепенные юмористические детали. Учить рассказывать все это в единстве.
- Ребенку надо внушить уверенность в том, что он может развивать у себя любое качество, в том числе и юмор. Привести детям примеры неловких положений из художественных произведений, в которые попадает человек, не понимающий юмора.
- Научить находить веселое и смешное в книжках. Анализировать с детьми шутки, объясняя, чем она хороша или плоха.
- Развивать чувство коллективизма, больше предлагать коллективное творчество (обыграть произведения, придумывания забавных диалогов), интеллектуальные игры, например, бурим (стихи на заданные рифмы).
- Работать над снятием телесных и словесных зажимов.
- Научить смеяться над собой - это высший пилотаж.
- Научить, не обижаться на шутку, а отвечать на шутку шуткой.
- Расширять словарный запас, учить сочинять шутливые рассказы или стихотворение, а еще лучше короткую эпиграмму. Придумывать тему и неожиданную концовку, или наоборот.
- Повышать уровень любознательности, учить устанавливать причинно-следственные связи.
- Способствовать разговорчивости, открытости, развитию чувства юмора.
- Дать возможность после прочитанного комического рассказа, нарисовать юмористические рисунки.
Приложение 3
Советы для родителей
10 полезных советов по развитию чувства юмора ребенка
1. Первые шутки малыша – это поначалу случайные, а потом и намеренные ошибки, нарушающие привычный ход и порядок вещей.Назвать папу мамой, ответить невпопад, что корова кричит “гав-гав”, напоказ причесываться ложкой и потом ждать реакции родителей или, не дожидаясь, заливаться смехом – первое проявления чувства юмора у ребенка. Закрепить и развить его помогут ваши удивление, искренний совместный смех и конечно ответные шутки. А чтобы расширить количество юмористических ситуаций, больше рассказывайте и показывайте малышу, развивайте его внимательность. Ведь прежде чем начать нарочно ошибаться малыш должен уверенно затвердить правильный ответ.
2. Практически любые советы о воспитании обязательно содержат указания на личный пример родителей. И в воспитании чувства юмора у ребенка он тоже важен. Важна атмосфера семьи, где все подшучивают друг над другом и не прекращают смеяться даже в периоды наплыва работы или скопления неприятностей.
3. Прислушивайтесь к первым шуткам малыша, не отмахиваясь от них скучным “Не говори глупостей”. И тогда вы увидите, как меняются шутки с возрастом ребенка, как много он подмечает, как удивительно воспринимает мир. Увидите, как первые нелепицы сменяются забавным словообразованием, а потом наивными выводами и затем вполне осознанными и меткими остротами. Если чувство юмора у ребенка и можно вырастить, то именно питая его вниманием и вашими улыбками.
4. Шутите вместе. Ребенок вам скажет, что кошка сказала “чик-чирик”, а вы ему ответьте, что видели воробья, который кукарекал. Малыш придумает смешное слово “катяляпа”, а вы ему расскажите, что катяляпы больше всего любят есть макараку. Пытайтесь угадать логику ребенка, понять принцип его нелепицы и попасть своим ответом в его шутку.
5. Находите смешное всегда и везде. Важнее всего научиться переводить в шутку скандал. Например, малыш отказывается чистить зубы, вы пререкаетесь на повышенных тонах и вдруг, опомнившись, нарочно оговариваетесь: “Сейчас же иди чистить уши!” И в итоге вместе весело смеетесь. А в ванной, если ребенок все еще недоволен, опять ошибитесь, взяв вместо зубной пасты тюбик крема. Но помните, смеяться в таких случаях лучше над собой, а не над огорченным или обиженным малышом.
6. Первое апреля очень важный праздник. Обязательно накануне объясните малышу смысл первоапрельских шуток и на следующий день активно упражняйтесь, разыгрывая друг друга. А чтобы малыш лучше разобрался в механике розыгрышей, возьмите его в сообщники и подшутите вместе над кем-то из родственников, совместное проведение таких розыгрышей ключ к развитию чувства юмора ребенка. Но шутки обязательно должны быть добрыми и не затрагивать тем, которые участники могут принять близко к сердцу. Следующее первое апреля наступит лишь через год, но может, стоит организовывать и свои, семейные, Дни смеха с поздравлениями?
7. В детских книжках очень много шуток и юмора. Их нужно читать, обсуждать, разыгрывать в домашнем театре, искать параллели с реальным миром. Чаще опыт ребенка помогает понять улыбку автора, но бывает и наоборот, сама книга приносит в жизнь малыша что-то смешное.
8. Родителям нередко приходится твердить одно и тоже: “Сложи вещи. Вымой руки…”. Иногда, для разнообразия, можно давать советы от противного (“Разбросай побольше вещей. Что-то руки у тебя слишком чистые, иди еще их попачкай”). Ребенок посмеется, наконец-то услышит и, может быть, выполнит родительские просьбы наоборот.
9. Оберегайте маленьких детей от примитивного юмора, злых шуток и глупых розыгрышей, это мешает нормальному развитию чувства юмора у ребенка. Пусть не сразу, но со временем ребенок поймет, что нет ничего смешного в том, что кому-то больно или обидно и найдет себе более достойный повод для смеха.
10. Чувство юмора невозможно без умения смеяться над самим собой. Легче сносят шутки и более склонны к самоиронии дети, уверенные в себе и своей ценности, убежденные в принятии и любви родителей, наблюдающие родителей, которые и сами не слишком серьезны, и первыми смеются над шутками в свой адрес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Летний спортивный праздник "День улыбок,радости и смеха"
Цель: Создание позитивной атмосферы, состояния раскрепощенности, уверенности в себе.Задачи: Вызвать интерес к персонажам праздника. Доставить детям радость и удовольствие, создать веселое настроение.Р...
Сценарий развлечения «Праздник смеха и улыбок» ( младшая разновозрастная группа 2-4 года)
Цель: Создание атмосферы праздника....
"Неделя улыбок и смеха"
Проект для детского сада к 1 апреля....
Проект "Неделя смеха и улыбок"
Проект посвященный "1 апреля - День смеха"...
Творческий проект «Неделя улыбок и смеха»
Актуальность проекта В последнее время, растёт количество детей эмоционально-пассивных, беспокойных, агрессивных, гиперактивных, которые часто «смотрят и не видят», «слушают и не слы...
День смеха и улыбок
Цель: развитие позитивного самоощущения, связанного с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе. Вызвать интерес к персонажам праздника. Доставить детям радость и удовольствие от праздника....
2020. «Неделя улыбок и смеха» для всех возрастных групп
педагогический проект...