В мире смеха и улыбок
проект (подготовительная группа) на тему

Сафонова Виктория Александровна

Педагогический проект на тему "Развитие чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_mire_smekha_i_ulybok.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по развитию чувства юмора у детей подготовительной группы «В мире смеха и улыбок»

Содержание

1. Актуальность темы проекта

2. Цель и задачи проекта

3. Содержание проекта

3.1 Этапы реализации проекта

3.2 Условия, необходимые для реализации проекта

3.3 Методы и формы реализации проекта

4. Ресурсы и их источники

5. Результат

6. Предполагаемая оценка эффективности проекта

7. Прогнозирование возможных рисков в ходе реализации проекта

Список литературы

Приложение

1.Актуальность темы проекта продиктована результатами исследования влияния юмора на развитие личности. Они свидетельствуют о положительном эффекте юмора, ослабляющем стресс, укрепляющем здоровье человека и социальные связи, позволяющем оптимистично воспринимать возникающие проблемы, повышающем удовлетворенность деятельностью и ее результативностью.

Известные педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили придавали большое значение юмору, который создает установку на веселье, радость, его целесообразно использовать в воспитании и обучении детей. В.А.Сухомлинский называл юмор оборотной стороной мышления, а его проявление — радостное удивление, которое стимулирует творчество, необычное видение окружающего мира. Потребность ребенка в смехе он видел в существовании юмора, который активизирует умственные способности ребенка.

Также современные педагоги (Н. В. Микляева, А.А. Грибовская и другие) рассматривали методы, приемы развития чувства юмора в игровой, изобразительной, непосредственно образовательной деятельности в дошкольном возрасте. Ученые указывали, что именно дошкольный возраст — лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Через добрую улыбку, смех входит в сердце ребенка понятие человечности, любви и благородства.

Анализ научной литературы и практики в развитии чувства юмора детей в дошкольных учреждениях позволил обнаружить ряд противоречий, наличие которых затрудняет, а порой делает невозможным реализацию задач данного раздела. К числу наиболее существенных, на наш взгляд, можно отнести противоречия между: объективно существующими возрастными предпосылками развития чувства юмора у детей дошкольного возраста и недостаточной ориентацией на него в учебно-воспитательном процессе в учреждениях дошкольного образования; потребностями педагогической наук в знаниях о стратегических направлениях и дифференциации методов использования юмористического материала в дидактических целях и ограниченным объемом материала о развитии восприятия и конструирования детьми разных видов, жанров и средств выражения юмора; осознанием больших потенциальных возможностей комического материала как средства развития ребенка и недостаточной разработанностью методов, приемов, средств для его использования в работе педагогов;

Указанные противоречия позволили обозначить проблемное поле работы, которая включает развитие чувства юмора у детей дошкольного возраста. В соответствии с обозначенной проблемой была поставлена цель проекта.

2. Цель проекта

 Осуществить развитие чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста посредством изодеятельности.

Задачи проекта:

- научить старших дошкольников понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свое чувство юмора и распознавать чувство юмора других людей через произведения изобразительного искусства;

- развить фантазию, инициативность, творческую активность;

- развить мышление, восприятие, расширить кругозор;

- развить навыки коллективного общения, эмпатию, сплоченность группы;

- сформировать умение работать в группе, подчинять свои действия и желания общим правилам ради достижения лучшего результата, умение договариваться;

- совершенствовать умения и навыки изображения предметов, передачи формы, строения, пропорциональных отношений частей в целом, развивать чувство цвета, формы, ритма, композиции;

- научить использовать в работе различные средства, материалы, техники, а также подбирать их согласно замысленному юмористическому сюжету.

3. Содержание

3.1 Этапы реализации

Занятия по проекту «В мире смеха и улыбок» предназначены для детей подготовительной группы, т.к. возраст 6-7 лет является сензитивным периодом для становления стабильных  межличностных отношений в группе. Занятия проводятся один раз в неделю.  Продолжительность занятий: 25-30  минут.

Работа проводилась в три этапа. На первом этапе проводится диагностика уровней развития чувства юмора у дошкольников. Как показала методическая работа над проектом, диагностировать чувство юмора,  по сути,  невозможно.  В мире просто не существует определенных методик по проведению таких исследований. Изучив достаточный объем литературы,  пришли к выводу, что следует подобрать ряд методик, которые бы подходили к определению у детей необходимых знаний и навыков.

Начальная диагностика проводится на первом занятии. Дается оценка уровня знаний каждого ребенка о различных жанрах изобразительного искусства.  Проверяются знания,  умения и навыки детей в применении различных выразительных средств и техник рисования. Оцениваются умения детей видеть смешное в юмористических произведениях.

На втором этапе проходит формирующая работа.

В данной программе предусмотрены три раздела.

Раздел 1. «От чего я веселый такой» - подразумевает знакомство детей с новыми жанрами изобразительного искусства - карикатурой и шаржем.  Карикатура – юмористическое изображение,  в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт.  Шарж –добродушно-юмористическое изображение  (обычно портрет),  в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели. Дети учатся рисовать забавные пейзажи,  используя различные техники:  рисование с помощью свечи,  восковых мелков,  акварели,  губки, графитных карандашей различной твердости. При изучении этого раздела дети уточняют законы композиции и перспективы,  учатся использовать в своих работах разнообразные выразительные средства.  Закладывается умение реагировать на ситуацию, находить в ней комичное, не обижаться на шутки.

Раздел 2.  «Какого цвета смех» - предполагает закрепление знаний о цветах и оттенках, понятиях «холодные» и «теплые» краски. Дети продолжают учиться рисовать по собственному замыслу шаржи на различных героев и реальных людей,  создавать юмористические образы из различных геометрических фигур.  Происходит знакомство детей с книжной иллюстрацией,  детей учат создавать свою собственную книгу,  принимать участие в создании юмористического альбома для детей младшей группы.

          Раздел 3.  «Расписная картинка – лубок»  - знакомит  детей с лубком.  

Лубок – прототип карикатуры и шаржа;  вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Происходит формирование интереса у детей к народному искусству.  Дети знакомятся с художниками лубка,  обучаются умению иллюстрировать пословицы, потешки по мотивам лубка,  оформляют коллективные работы в стиле лубка,  рисуют домашних животных  по собственному замыслу в этом стиле. Дети закрепляют умения правильно лепить фигуры, а потом раскрашивать их народными узорами.  При изучении этого раздела происходит развитие и закрепление у детей дружеских отношений друг с другом.

На третьем этапе проекта проводится конечная диагностика. Проводится на последнем занятии в качестве среза знаний,  умений и навыков.  Выстраиваются сравнительные графики и диаграммы с целью отслеживания динамики проводимых занятий.

В основу анализа усвоения программы  взяты:

-метод беседы;

-тест «Незаконченный рисунок»;

-опрос родителей.

3.2 Условия, необходимые для реализации проекта

· Создание развивающей среды, способствующей развитию чувства юмора через использование юмористических произведений изобразительного искусства и стимулирующей самостоятельную художественную деятельность детей.

· Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.

· Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы в юмористическом плане. Широкий подход к решению проблемы.

· Общение с искусством.

· Наличие необходимых и разнообразных материалов (цветные карандаши, краски, разнофактурная бумага и др.)

· Сочетание программного содержания и требований с проявлением юмористической инициативы самого ребенка.

· Использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования.

· Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.

3.3 Методы и формы реализации проекта

Средства реализации формирующего этапа проекта:

· Юмористические произведения искусства;

· Художественное слово.

Направления:

· Развитие чувства юмора;

· Развитие творческой активности;

· Развитие технических умений в изобразительной деятельности;

· Развитие познавательных процессов;

· Совершенствование навыков коллективного общения.

Методы:

· Наглядные (наблюдение, рассматривание юмористических произведений искусства, объектов и явлений природы, образец);

· Словесные (беседа, чтение юмористической художественной литературы, объяснение);

· Практические (упражнение, обследование, игровые (дидактические, подвижные, словесные игры).

Приемы:

· Вопросы, совет, пояснение, напоминание;

· обыгрывание.

Формы:

· регламентированная деятельность;

· совместная деятельность;

· самостоятельная деятельность детей.

Занятия состоят из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. Рассмотрим их более подробно:

 Часть 1. Вводная

 Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми  участниками. Основные процедурные работы - приветствия, игры с именами.

Часть 2. Рабочая

 На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию чувства юмора, а также эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры:

· элементы сказкотерапии с импровизацией;

· элементы психодрамы;

· игры, направленные на знакомство и развитие чувства юмора;

· игры на развитие навыков общения;

· игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;

· рисование.

Часть 3. Завершающая

 Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности.

К концу обучения по программе дети знали:

· виды юмористического жанра (графику, карикатуру, шарж и лубок)

и основные понятия (перспектива, композиция);

· цветовой спектр, правила смешивания красок;

· различные техники рисования  (печатание,  рисование графитным и

восковым карандашом).

Дети  умели:

· находить смешное    в юмористических произведениях,  жизненных

ситуациях;

· реагировать  на ситуацию с учетом комизма, решать конфликты при

помощи шуток и улыбок;

· изображать художественные образы в соответствии с эмоционально-

юмористическими чувствами;

· использовать  цвета в соответствии с чувствами;

· смешивать краски и получать новые цвета;

· пользоваться разнообразными средствами изображения:  углем,

графитным карандашом,  восковыми мелками,  печатками,

фломастерами, акварелью и гуашью;

· применять различные выразительные средства:  разнообразные

линии, штрихи, тоны,  формы и пропорции.

Также проводится консультация для педагогов и родительское собрание, где рассматриваются особенности развития чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста, даются рекомендации и советы (см. Приложение 3,4).

Работа с педагогами.

Семинар-практикум для педагогов (таблица 1).
Тема: Чувство юмора - на стыке проявления нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств детей. 
Задачи: 1. Развивать у педагогов интегрированный подход в организации непосредственно образовательной деятельности с детьми.
2.Рассмотреть такие функции юмора, как социальная, защитная, и интеллектуальная.
3.Воспитывать в себе особенность эмоционального заражения воспитанников и окружающих себя людей положительными впечатлениями, умение модифицировать несмешные явления в смешные.
(Н.В.Микляева. Поделись улыбкою своей, Москва 2010., Н.В. Микляева. Комментированное рисование в детском саду, Москва 2010 г.).

Таблица 1. План-программа 


п/п


Наименование мероприятий


Время


Место проведения


1


2


Составление план - программы.

  • Изготовление игрушек забав


до 09.07.13


методический кабинет


3


4

5


6

7


8



9


10


11




12


Выступление «Развитие чувства юмора у дошкольников» (теория с практическими заданиями для педагогов).

  • Частушки.
  • Дразнилки, примирялки.
  • Логические задачи – шутки.
  • Домашнее задание: «Произведения, пронизанные юмором, по возрастным группам».
  • Педагогические ситуации.

Методика развития чувства юмора у детей в изодеятельности.

Презентация игрушек – забав.

Обыгрывание потешек – шуток по ролям.

Перечень игр, способствующие развитию чувства юмора у дошкольников.
Телеграммы – шутки с разных организаций на адрес нашего семинара
Игры с педагогами.

  • «Подарки».
  • «Сладкий человек».
  • «Логические игры».
  • «Шарик – ракета»

Заключительная часть


9.45 – 10.15


10.15– 10.45

10.45-11.00

11.00-11.15

11.15-11.30
11.30-11.45


11.25-11.35


11.35-11.45

11.45-11.50



Подготовительная группа

Проект решения.

  1. Создавать условия для формирования предпосылок к развитию чувства юмора.
  2. Развивать интеллект воспитанников воспользуясь методами и приемами, рекомендованными в программах «ТРИЗ» (Г.Альтшуллер, М.Шустерман) и «РТВ» (А. Страунинг).
  3. Составить картотеку подвижных игр и забав, пополнить центр книги литературными произведениями, вызывающими смех и улыбку.
  4. Изучить методическое пособие А.Грибовской «Юмор в изобразительной деятельности дошкольников: конспекты занятий».

Работа с родителями. На родительском собрании даны советы по развитию чувства юмора дошкольников.

4. Ресурсы и их источники

Организационные, педагогические. Участие педагогов ДОУ и родителей дошкольников.

  1. Заведующая
  2. Методист
  3. Психолог
  4. Педагог дополнительного образования
  5. Библиотека
  6. Родители

Материально-технические. Наличие помещения со специальным оснащением для проведения занятий и мероприятий с использованием изодеятельности; наличие материала для обеспечения работы: бумага, разных форматов, кисточки, краски, карандаши, цветная бумага, клей и др. соответствующий материал.

5. Результат

К концу обучения по программе дополнительного образования дети знают:

· виды юмористического жанра (графику, карикатуру, шарж и лубок)

и основные понятия (перспектива, композиция);

· цветовой спектр, правила смешивания красок;

· различные техники рисования  (печатание,  рисование графитным и

восковым карандашом).

Дети  умеют:

· находить смешное    в юмористических произведениях,  жизненных

ситуациях;

· реагировать  на ситуацию с учетом комизма, решать конфликты при

помощи шуток и улыбок;

· изображать художественные образы в соответствии с эмоционально-

юмористическими чувствами;

· использовать  цвета в соответствии с чувствами;

· смешивать краски и получать новые цвета;

· пользоваться разнообразными средствами изображения:  углем,

графитным карандашом,  восковыми мелками,  печатками,

фломастерами, акварелью и гуашью;

· применять различные выразительные средства:  разнообразные

линии, штрихи, тоны,  формы и пропорции.

6. Предполагаемая оценка эффективности проекта

На первом диагностическом этапе для выявления чувства юмора у детей мы используются методические рекомендации таких авторов как: Я.Л.Коломинский,  Е.А. Панько, Н.Е.Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева[1;5;30].

С целью выявления знаний о юморе, умений шутить, отношения детей к юмору, используется чтение художественного произведения с последующей беседой. В ходе беседы учитываются проявления юмора: смех, улыбка. При разработке  уровней критериев учитывается примерная основную общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Вводится шкала в баллах от 1до 5:

1 балл – требуется внимание специалиста (сумма менее 3)

2 балла – требуется корректирующая работа педагога (сумма 3-5)

3 балла - средний уровень развития (сумма 6- 7)

4 балла – уровень развития выше среднего (сумма 8- 9)

5 баллов – высокий уровень развития (сумма 10)

Критерии оценки:

- в качестве кого ребенок выступает в словесном искусстве (слушателем или рассказчиком смешных историй);

- длительность пребывания в совместной деятельности при чтении художественной литературы;

- выражение своего отношения свое отношение к тексту, опираясь на его контекст;

- желание зачитывать отрывки из наиболее ярких полюбившихся юмористических произведений;

 - внешние проявления юмора: смех улыбка.        

  С целью выявления умений отражать комическое в рисунке,  используется тест «Незаконченный рисунок». Я.Л. Коломинский и Е.А.Панько предлагают в качестве исходного шаблона использовать 10 окружностей, расположенных в два ряда друг под другом на листе А4.

 Материалы: лист А 4 с шаблонами; карандаши цветные и простой, ластик.

 Инструкция: « Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок. Давайте поможем ему дорисовать его смешными деталями, когда закончите, придумаете рисунку название, я его подпишу».

 Оценивание: задание оценивается по следующим показателям:

  • Степень юмористичности рисунка.
  • Беглость - количество задействованных элементов.
  • Разработанность - количество значимых деталей.
  • Название.
  • Оригинальность.

  Метод наблюдения – главный в данном исследовании, поэтому он присутствует во всех вышеперечисленных действиях. Цель: выявить проявления чувства юмора у дошкольников.

   На основании беседы, тестирования и наблюдения определяются уровни развития чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста:

   Высокий. Легко подключается к смеху и веселью других, взрослых или детского коллектива. Умеет воспринимать, и понимать смешное, может объяснить, что персонажи испытывают радость;  при воспоминании смешной ситуации из жизни или художественного произведения воспроизводится весь комплекс эмоциональных и поведенческих реакций. Умеет составлять смешные рассказы, модифицировать несмешной текст в смешной. Умеет самостоятельно отражать комическое в творческой деятельности.

Средний. Не всегда подключается к смеху и веселью других, понимает шутку сверстника, но сам шутит редко. Ребенок называет 3-4 любимых юмористических произведения, и, с помощью взрослого выделяет критерии смешного, комического, используемые в том или ином тексте, реже –  воспроизводит юмористический стиль. Сомневается  в возможности придумать смешной рассказ самостоятельно.

Низкий. Недостаточно понимает юмор, в словесном искусстве выступает слушателем, сомневается в достаточности личного опыта для придумывания и разыгрывания юмористической истории. Он проявляет положительное отношение к юмористическим произведениям, но признается в том, что редко ему читают. Воображение развито недостаточно, что не дает возможности целостно  воспринимать содержание, сюжет и образ героя.    

Также в работе было провится анкетирование родителей с целью подтверждения результатов проведенной работы с детьми.

Анкетирование родителей проводится по опроснику Дж. Гилфорда.

Вопросы для родителей.        

  1. Случается ли ребенку  находить необычное (смешное)  применение какому-либо предмету?
  2. Меняет ли он свои наклонности?
  3. Любит ли рисовать карикатуры  и шаржи?
  4. Любит ли рассматривать юмористические  книжные иллюстрации?
  5. Любит ли рисовать абстрактные  картинки?
  6. Любит ли рисовать воображаемые  предметы?
  7. Любит ли фантастические истории?
  8. Сочиняет ли рассказы или  стихи юмористического характера?
  9. Любит ли вырезать затейливые (смешные) фигуры из бумаги?
  10. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

     11. Бывает ли у него желание  что-то переделать на свой вкус?

     12. Изобрел ли когда-нибудь новое  смешное слово?

     13. Считал ли это слово понятным  без разъяснения?

     14. Использовал ли когда-нибудь  вещь не по ее назначению?

     16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, с юмором интерпретировать назначение разных предметов?

Интерпретация результатов:

От 12 до 16 очков – у ребенка развито чувство юмора на достаточном уровне. От 5 до 11 – ребенок проявляет чувство юмора только в том случае, когда чем-либо заинтересован. От 0 до 4 – у ребенка отсутствует чувство юмора.

После проведения блока занятий, где дети узнали о чувстве юмора через произведения изобразительного искусства, предлагается провести несколько завершающих занятий в Творческой художественной мастерской. Тематический план расположен в таблице 2.

Таблица 2. Тематический план на месяц.

Тематический план

Основы художественного творчества

Регулирование психических процессов и процессов познания у детей

Техника безопасности художественного творчества

Дополнительные формы работы (художественное слово, музыка, сценическое движение, гимнастика)

1

2

3

4

I неделя «В гостях у смеха»

1. Знакомство с волшебными и смешными красками

Гуашь. Три основных цвета. Смешивание цветов, добавление юмористических деталей. Рисование на тему «Какого цвета радуга». Развивающая игра “Цветик-семицветик”

Понятие гармонии цвета. Использование цвета в соответствии с юмористическим содержанием рисунка и настроением художника.

Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения. Семь цветов образуют спектр солнечного луча.

Правила хранения красок, кистей, бумаги. Правила работы с палитрой, кистью, бумагой. Организация рабочего места во время урока. Навыки организации труда по уборке рабочего места после работы с красками.

Использование музыкального фона. Диалог с детьми о природных явлениях: радуге ветре, солнце, дожде.

2 неделя - «Рассказы зимы»

2.«Смешная сказка». Гуашь

Выражение юмористических эмоций к явлениям природы

Развитее сосредоточенности, концентрации внимания, цельности восприятия. Понятие юмора в природных формах.

Правила хранения красок, кистей, бумаги. Правила работы с палитрой, кистью, бумагой. Организация рабочего места во время урока. Навыки организации труда по уборке рабочего места после работы с красками.

Прослушивание сказки. Музыкальный фон.

3 неделя «Почувствуй и расскажи»

3. В мире смешных животных

Гуашь

Применение элементов комплексного развития пространственного мышления, воображения. Знакомство с творчеством художников анималистов. Развитие чувства юмора, пластики, мимики, жеста.

Последовательность работы.

Ролевая игра «Угадай кто я?» - этюды на выразительность мимики и жеста. Воспроизведение характера, повадок животных через пантомиму.

4 неделя - «Весна красна»

7. Коллективная работа, рисование карикатуры на тему «Веселые пингвины». Гуашь

Юмористический образ птицы в мифах, легендах, песнях, сказках.

Умение замечать юмор в окружающем мире.

Работа с гуашью на основе выбранной палитры.

Прослушивание весеннего пения птиц. Отгадывание загадок о птицах. Повествование о птицах в сказках и легендах.

9. Творческая работа “Краски играют”.

Выполнение «Коллаж ладошек». Передача эмоций, чувств юмора с помощью коллажа.

Пробуждение положительных эмоций. Развитие чувства юмора, композиции, соразмерности.

Правила работы с гуашью. Умение привести в порядок рабочее место.

Прослушивание сказки. Коллективное творчество.

  1. Прогнозирование возможных рисков в ходе реализации проекта

Риски проекта:

           Внутренние риски:

-на проведение данного занятия иногда требуется больше времени.

Меры для их минимизации: Разумное чередование занятий и развитие чувства юмора не только на занятиях, но и в повседневной деятельности.

-значительное возрастание нагрузки на воспитателя в виду отсутствия запланированной занятости.

Меры для их минимизации: создание методических рекомендаций и сценария работы по формированию чувства юмора у старших дошкольников.

-возможность невосприятия дошкольниками данного подхода, так как не все педагоги заинтересованы в проведении большего количества занятий по изодеятельности.

Меры для их минимизации: поиск и привлечение единомышленников, продумывание путей взаимодействия для того, чтобы заинтересовать в данной деятельности.

          Внешние риски:

Вероятность снижения показателей по другим видам деятельности, так как увеличивается количество занятий по изодеятельности.

Список литературы:

3. Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С.23-27.

4. Аргайл М. Психология юмора: Пер. с англ. - М., 2002. - 274 с.

5. Блащук Л.А., Казакова Т.Г. Развивать интерес к изобразительной деятельности (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С.45-47.

6. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными художественными материалами: Книга для педагогов дошкольного учреждения, учителей начальной школы, родителей. - М.: Педагогика Общество России, 2008. - 147с.

7. Ветлугина Н.А. Развитие художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2000. - С.37-50.

8. Виниченко В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. - С.41-43.

9. Волокитина Т.Ф. Воспитание инициативности в изобразительном творчестве детей дошкольного возраста // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста: Сборник научных трудов. - М., 2007. - С. 98-100.

10. Галайда С.Д. Роль изобразительной деятельности в воспитании у дошкольников интереса к труду взрослых // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 5. - С. 13-17.

11. Гинзбург С.С. К вопросу об анализе и оценке работ детей на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду // Вопросы дошкольной педагогики. - Челябинск, 2002. - Вып.2. - С.18-25.

12. Глинская И.П. Передача пространства и формирование изобразительности на первых этапах графической деятельности детей // Художественное образование: XXIV Герценовские чтения / Ред. Е.В.Язовицкий. -ЛГПИ им. А.И.Герцена, 2001. - С.29-32.

13. Горунович Е.Б. Развитие умственной активности дошкольников в процессе изобразительной деятельности // Комплексный подход в воспитании и обучении дошкольников: Сборник научных трудов. - Минск, 2003. - С.40-57.

14. Грибовская А.А. Образец в обучении детей изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 1. - С.19-24.

15. Грибовская А.А. Юмор в изобразительном творчестве дошкольников. - Изд-во: Педагогическое общество России, 2007. - 352 с.

16. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 2. - С. 24-33.

17. Денисова 3.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. - М., 2001. - 362 с.

18. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н А. Ноткина и др. - СПб, 2007. - 187 с.

19. Дмитриев А.В. Социология юмора: Очерки. - М., 2006. - 321 с.

20. Загадки для дошкольников / Под ред. Кубышкиной Э.И. - М.: Детская литература, 2000. - 264 с.

21. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М., 2007. - 275 с.

22. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для дошкольников. - М., - 2001. - 326 с.

23. Лопатина А.А. Краски рассказывают сказки /А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. - М.: Амрита-Русь, 2004. - 265 с.

24. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. - М.: Искусство, 2000.

Приложения

Приложение 1.

Конспекты занятий в подготовительной группе ДОУ.

Конспект занятия по изодеятельности «Веселые пингвины».

Цель: знакомить с эмоциональными проявлениями чувства юмора.

Задачи: 

-Изобразить  радостные чувства пингвинов, передавая их  характерные особенности: мимика, жесты.

-Формировать чувство цвета, закреплять понятие тёплых и холодных цветов, упражнять в умении смешивать краски.

-Отрабатывать технику работы щетинной кистью.

-Развивать творчество, воспитывать самостоятельность, интерес к результату своей деятельности, умение договариваться о совместной работе.
Материал: Листы бумаги формата А3, А; краски гуашь; кисти разных размеров - мягкие и щетинные; баночки с водой; раздаточный игровой материал на закрепление холодных цветов (цветные карточки тёплых и холодных цветов). Зрительный ряд - иллюстрации взрослых и маленьких пингвинов.
Предварительная работа: Беседа о пингвинах. Рассматривание иллюстраций. Лепка пингвинов.

Совместная деятельность:

 1 часть (Игровой приём) – Ребята, обратите внимание, что за конверт доставили нам по почте. На нём написано - «Для ребят». Здесь письмо, адресованное вам, в котором самым смелым предлагают отправиться в Антарктиду и нарисовать тех животных, птиц, которые там живут. Но сначала нужно выполнить задания, готовы?

* Перед вами проходные билетики (тёплые и холодные цвета и их оттенки)- нужно выбрать холодный цвет и занять места на корабле.
* Посмотрите, у вас у каждого конверт красного цвета с разноцветными фигурками - рассмотрите и разложите: к Солнышку – фигурки тёплого оттенка, а к Снежинке - холодного.

*Возьмите конверт синего цвета, вы увидите изображения разных животных, подумайте и разложите: к Солнышку - животных жарких стран, к Снежинке - животных холодных стран.

*Я буду показывать элементы росписи – если элемент выполнен в холодных тонах, то хлопните в ладоши.

*Перед нами показались берега Антарктиды. Вы,  наверное, устали и поэтому все встали:   (физкультминутка)

Бело- чёрные пингвины
Далеко видны на льдинах.
Вот они шагают дружно
Для порядка это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали немножко.
Руки вверх чуть приподняли
И на стулья побежали.
2 часть – Ребята, вы выполнили все задания, и теперь стихотворение поможет нам узнать, кого же мы будем сегодня рисовать.
Пингвины.
У мамы у пингвинихи
У папы у пингвина
Ребёнок появился
Забавный и смешной.
А так как все пингвины 
Всю жизнь живут на льдине,
То домик пингвинёнка 
Тоже ледяной.
Он с детства закаляется
В морской воде купается,
И пусть вода холодная
Ребёнок очень рад.
Он не боится стужи, 
С детьми другими дружит
И вместе с ними ходит
В пингвиний детский сад.
- Кого же мы будем сегодня рисовать? Молодцы, пингвинов. Давайте попробуем описать, какой он. У пингвина одета белоснежная рубашка, с жёлтой манишкой, воротничком, галстуком. И чёрный фрак. Ноги, как у утки или гуся лапы с перепонками. Голова у взрослых пингвинов в форме квадрата с закруглёнными углами, маленькая с жёлтыми или белыми щёчками. Туловище овальной формы. Как понять, что пингвины радуются и довольны? Они улыбаются, машут крылышками.
- Постарайтесь изобразить пингвинов, чтобы они двигались. Что они могут делать?
Взмахивать крыльями, подпрыгивать, наклоняться, куда- то спешить. А как вы, думаете на каком фоне можно изобразить пингвинов? Какие слова из стихотворения нам подсказывают, каких цветов можно будет добавить больше - тёплых или холодных?( на льдине, ледяной, закаляется, в морской воде купается, холодная вода, стужа)

- Вы сидите парами. Договоритесь, друг с другом, как вы нарисуете пингвинов, какой фон, где, что они будут делать, сколь их будет. Посмотрите, какой изобразительный материал у вас на столах, можно в работе использовать щетинную кисть для передачи фактуры тела пингвина. Но помните, что щетинная кисть боится воды - рисуем полусухой. Закрывайте глаза и представьте, что вы будете рисовать. Выбирайте материал и приступайте к работе.

Под музыку  проходит самостоятельная работа, помощь педагога по необходимости, совет, подсказка.

3 часть – Давайте, посмотрим какие интересные, разные, не похожие друг на друга пингвины. Кто хочет рассказать о своих пингвинах? У кого получилась дружная семья пингвинов, расскажите почему.

 

Конспект занятия по изобразительной деятельности“Человек – символ”

Цели:

учить видеть характерные особенности человека в поведении, во внешнем облике, в отношении к людям;

находить сходство человека с чем-то или с кем-то;

воспитывать доброжелательное отношение к людям, умение делать комплименты;

развивать чувство юмора.

Мотивация: создание образов необычных героев мультфильма, где действующие лица не люди, а предметы на них похожие.

Предварительная работа: дидактическая игра “Найди сходство”, где дети ищут сходство человека с предметом: добрый и нежный – цветок, злой и жадный – акула или чудовище, стройный и красивый – пальма или березка, толстый и прожорливый – бочка или мешок, веселый – колокольчик или соловей и т.д.

Материалы: полный набор изобразительного материала, по выбору детей.

Содержание занятия: поговорить о том, что все люди разные по своему поведению, по манере общаться друг с другом. У каждого человека свой характер не похожий на других.

Как можно выразить характер людей в рисунке?! Можно нарисовать портрет, передав характерные особенности в выражении лица, усилить с помощью цвета. Можно нарисовать карикатуру – смешной портрет, выделив самое главное в облике человека, отличающее его от других. А можно не рисовать человека. Можно заменить облик человека на тот предмет или явление, которое ему больше всего подходит. Людям свойственно придумывать и использовать сравнения по отношению друг к другу. Бывают сравнения грубые с целью обидеть или оскорбить – это безнравственно. А есть приятные сравнения для того, чтобы подчеркнуть хорошие черты характера, манеры или приятную внешность. По-другому это называется – сделать комплемент.

Задание: изобразить знакомого человека в виде какого-то предмета, явления, героя сказок или мультфильмов.

Итог занятия: рисунки развешиваются в “портретной галерее” ИЗО студии. Дети пытаются отгадать в портретах характер и особенности внешнего облика человека. По портретам можно придумать историю, которая и станет сюжетом для мультфильма.

Приложение 2

Рекомендации воспитателю детского сада по формированию чувства юмора у дошкольников.

  • Расширять кругозор, обращая при этом внимание не только на главное, но и на второстепенные юмористические детали. Учить рассказывать все это в единстве.
  • Ребенку надо внушить уверенность в том, что он может развивать у себя любое качество, в том числе и юмор. Привести детям примеры неловких положений из художественных произведений, в которые попадает человек, не понимающий юмора.
  • Научить находить веселое и смешное в книжках. Анализировать с детьми шутки, объясняя, чем она хороша или плоха.
  • Развивать чувство коллективизма, больше предлагать коллективное творчество (обыграть произведения, придумывания забавных диалогов), интеллектуальные игры, например, бурим (стихи на заданные рифмы).
  • Работать над снятием телесных  и словесных зажимов.
  • Научить смеяться над собой - это высший пилотаж.
  • Научить, не обижаться на шутку, а отвечать на шутку шуткой.
  • Расширять словарный запас, учить сочинять шутливые рассказы или стихотворение, а еще лучше короткую эпиграмму. Придумывать тему и неожиданную концовку, или наоборот.
  • Повышать уровень любознательности, учить устанавливать причинно-следственные связи.
  • Способствовать разговорчивости, открытости, развитию чувства юмора.
  • Дать возможность после прочитанного комического рассказа, нарисовать юмористические рисунки.

Приложение 3
Советы для родителей

10 полезных советов по развитию чувства юмора ребенка

1. Первые шутки малыша – это поначалу случайные, а потом и намеренные ошибки, нарушающие привычный ход и порядок вещей.Назвать папу мамой, ответить невпопад, что корова кричит “гав-гав”, напоказ причесываться ложкой и потом ждать реакции родителей или, не дожидаясь, заливаться смехом – первое проявления чувства юмора у ребенка. Закрепить и развить его помогут ваши удивление, искренний совместный смех и конечно ответные шутки. А чтобы расширить количество юмористических ситуаций, больше рассказывайте и показывайте малышу, развивайте его внимательность. Ведь прежде чем начать нарочно ошибаться малыш должен уверенно затвердить правильный ответ.

2. Практически любые советы о воспитании обязательно содержат указания на личный пример родителей. И в воспитании чувства юмора у ребенка он тоже важен. Важна атмосфера семьи, где все подшучивают друг над другом и не прекращают смеяться даже в периоды наплыва работы или скопления неприятностей.

3. Прислушивайтесь к первым шуткам малыша, не отмахиваясь от них скучным “Не говори глупостей”. И тогда вы увидите, как меняются шутки с возрастом ребенка, как много он подмечает, как удивительно воспринимает мир. Увидите, как первые нелепицы сменяются забавным словообразованием, а потом наивными выводами и затем вполне осознанными и меткими остротами. Если чувство юмора у ребенка и можно вырастить, то именно питая его вниманием и вашими улыбками.

4. Шутите вместе. Ребенок вам скажет, что кошка сказала “чик-чирик”, а вы ему ответьте, что видели воробья, который кукарекал. Малыш придумает смешное слово “катяляпа”, а вы ему расскажите, что катяляпы больше всего любят есть макараку. Пытайтесь угадать логику ребенка, понять принцип его нелепицы и попасть своим ответом в его шутку.

5. Находите смешное всегда и везде. Важнее всего научиться переводить в шутку скандал. Например, малыш отказывается чистить зубы, вы пререкаетесь на повышенных тонах и вдруг, опомнившись, нарочно оговариваетесь: “Сейчас же иди чистить уши!” И в итоге вместе весело смеетесь. А в ванной, если ребенок все еще недоволен, опять ошибитесь, взяв вместо зубной пасты тюбик крема. Но помните, смеяться в таких случаях лучше над собой, а не над огорченным или обиженным малышом.

6. Первое апреля очень важный праздник. Обязательно накануне объясните малышу смысл первоапрельских шуток и на следующий день активно упражняйтесь, разыгрывая друг друга. А чтобы малыш лучше разобрался в механике розыгрышей, возьмите его в сообщники и подшутите вместе над кем-то из родственников, совместное проведение таких розыгрышей ключ к развитию чувства юмора ребенка. Но шутки обязательно должны быть добрыми и не затрагивать тем, которые участники могут принять близко к сердцу. Следующее первое апреля наступит лишь через год, но может, стоит организовывать и свои, семейные, Дни смеха с поздравлениями?

7. В детских книжках очень много шуток и юмора. Их нужно читать, обсуждать, разыгрывать в домашнем театре, искать параллели с реальным миром. Чаще опыт ребенка помогает понять улыбку автора, но бывает и наоборот, сама книга приносит в жизнь малыша что-то смешное.

8. Родителям нередко приходится твердить одно и тоже: “Сложи вещи. Вымой руки…”. Иногда, для разнообразия, можно давать советы от противного (“Разбросай побольше вещей. Что-то руки у тебя слишком чистые, иди еще их попачкай”). Ребенок посмеется, наконец-то услышит и, может быть, выполнит родительские просьбы наоборот.

9. Оберегайте маленьких детей от примитивного юмора, злых шуток и глупых розыгрышей, это мешает нормальному развитию чувства юмора у ребенка. Пусть не сразу, но со временем ребенок поймет, что нет ничего смешного в том, что кому-то больно или обидно и найдет себе более достойный повод для смеха.

10. Чувство юмора невозможно без умения смеяться над самим собой. Легче сносят шутки и более склонны к самоиронии дети, уверенные в себе и своей ценности, убежденные в принятии и любви родителей, наблюдающие родителей, которые и сами не слишком серьезны, и первыми смеются над шутками в свой адрес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летний спортивный праздник "День улыбок,радости и смеха"

Цель: Создание позитивной атмосферы, состояния раскрепощенности, уверенности в себе.Задачи: Вызвать интерес к персонажам праздника. Доставить детям радость и удовольствие, создать веселое настроение.Р...

"Неделя улыбок и смеха"

Проект для детского сада к 1 апреля....

Проект "Неделя смеха и улыбок"

Проект посвященный "1 апреля - День смеха"...

Творческий проект «Неделя улыбок и смеха»

Актуальность проекта В последнее время, растёт количество детей эмоционально-пассивных, беспокойных, агрессивных, гиперактивных, которые часто «смотрят и не видят», «слушают и не слы...

День смеха и улыбок

Цель: развитие позитивного самоощущения, связанного с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе. Вызвать интерес к персонажам праздника. Доставить детям радость и удовольствие от праздника....