«ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ ПЕДАГОГА»
консультация на тему
«ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ ПЕДАГОГА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovanie_k_rechi_pedagoga.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 50 города Ставрополя
тезисы консультации
для педагогов
«ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ ПЕДАГОГА»
материал подготовлен
воспитателем
Ляховой В.А.
- Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
- Дошкольный возраст является сенситивным периодом речевого развития ребёнка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада - формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающегося на владение родным литературным языком.
- Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребёнок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз. Но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».
- Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
- Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи
педагога и от речевой среды, которую они создают в ДОУ.
- Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина,
уделяли особое внимание созданию развивающей среды в детском саду
как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам
должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри
которой «речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно»
- В современных исследованиях проблем повышения культуры речи
педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и
требования к ней.
- К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
- качество языкового оформления речи
- ценностно - личностные установки педагога
- коммуникативная компетентность
- четкий отбор информации для создания высказывания
- строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию,
запасу представлений, с опорой на их опыт
- владение педагогами методическим мастерством, знание приёмов, необходимы, для оказания соответствующего влияния на печь детей, и умение их применят: во всех случаях общения с дошкольниками
- ориентация на процесс непосредственной коммуникации
- Культурные и методические требования к речи педагога.
Установить и выявить недостатки своей речи не всегда предоставляется возможным, так как в процессе речевого общения внимание говорящего чаще вес обращено не на форму речи (как сказать), а на её содержание (что сказать). Кроме того, отдельные речевые недочёты прочно закрепляются, и потому их говорящий не замечает (например, торопливость, невнятность, небрежность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов, монотонность речи и др.) Какие же требования должен предъявлять педагог в своей речи, чтобы избежать аналогичных недостатков у воспитанников.
- Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
ПРАВИЛЬНОСТЬ- соответствие речи языковым нормам.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся в речи педагогов:
«Ложи» - клади, кладу, положи, положу
«Бежи» - беги, бегите, бежит, бегут, бежишь, бежим
«Ляж» - ляг, лягте, ложись, ложитесь, ложатся
«Извиняюсь» - извини, извините
«Зво'нит, зво'нишь, позво'нишь» - звоню', звони'т, звони'шь, позвони'шь
«Фамилие» - фамилия (ж.р)
«Глянь, гляньте»- посмотри, посмотрите
«Лазить, не лазий, я лазию, ты лазиешь, он лазиет» - я лазаю, лажу, ты лазаешь, лазишь, они лазают, лазят, не лазай, не лазь и др.
Необходимо запомнить:
Р. П: носков, чулок, яблок, помидоров, тортов, апельсинов, лимонов, килограммов, бананов, яслей, абрикосов, баклажанов
М.р: ноль- ноля, шампунь- шампуня, кофе
Красивый - краси'вее Гру'ша - гру'шевый Сли'ва- сли'вовый
ТОЧНОСТЬ- соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе (далее идёт расшифровка понятия)
ЛОГИЧНОСТЬ - выражение в смысловых связях компонентов речи и их отношений между частями и компонентами мысли (расшифровка понятия)
ЧИСТОТА - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку((расшифровка понятия)
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ - особенность речи, захватывающая и создающая атмосферу эмоционального сопереживания (расшифровка понятия)
БОГАТСТВО - умение использовать все языковые единицы с целью оптимальной выражения информации (расшифровка понятия)
УМЕСТНОСТЬ - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения (расшифровка понятия)
- К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребёнком, но и слышать его.
- Безусловно, знание педагогом ДОУ названных требований, их соблюдение постоянное совершенствование качества своей речи - это залог успешности работы по речевому развитию детей.
Работа над устранением недостатков речи у воспитателей
ПРОИЗНОШЕНИЕ
Работа с детьми при наличии у педагога дефектов речи недопустима. Некоторые считают, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи в зрелом возрасте невозможно. Такое положение неверно. При систематической и упорной работе воспитатель может улучшить свою речь и устранить недостатки произношения.
ДИКЦИЯ
Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо, прежде всего укрепить артикуляционный аппарат (устранить вялость губ, малоподвижность языка, скованность в движениях нижней челюсти. Для этого используются специальные упражнения перед зеркалом, которые также можно найти в логопедической литературе.
ОРФОЭПИЯ.
Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что оно не всегда совпадает с правописанием (безударные гласные: акно (окно), висна (весна), звонкий согласный в конце слова : зуп (зуб), морос (мороз), сочетания согласных сч и зч произносятся как щ - щастье (счастье), ращёска (расчёска) и т.д). Часто возникают вопросы в постановке правильного ударения в словах.
ИНТОНАЦИЯ.
Используется чтение предложений с поочерёдным выделением голосом в каждой фразе отдельного слова (Девочка играет в саду с куклой. Девочка, играет в саду с куклой. Девочка играет в саду с куклой. Девочка играет в саду с куклой.), чтение стихов и пословиц, скороговорок (меняя громкость голоса, темп речи)
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.
Обогащение словаря, точное использование грамматических средств достигается благодаря систематическому чтению художественной, научно - популярной, специальной и другой литературы. Неоценимую помощь в работе над словом, грамматикой оказывают различные словари, учебники по грамматике. Обогащению словаря будет также способствовать заучивание крылатых слов, фразеологизмов, поговорок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.
Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...
Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.
Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...
Консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения».
Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не толь...
Консультация для педагогов "Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения"
Компоненты профессиональной речи педагогв ДОУ...
консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»
качество речевого развития дошкольников напрямую зависит от качества речи педагогов...
Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.
К речи педагога ДОУ сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культур...
Консультация для педагогов "Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения".
Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения....