«ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ ПЕДАГОГА»
консультация на тему

Ляхова Валентина Алексеевна

 

«ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ ПЕДАГОГА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovanie_k_rechi_pedagoga.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 50 города Ставрополя

тезисы консультации

                                                                                                 для  педагогов

«ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ ПЕДАГОГА»

материал  подготовлен

воспитателем

Ляховой В.А.

  • Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
  • Дошкольный возраст является сенситивным периодом речевого развития ребёнка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада - формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающегося на владение родным литературным языком.
  • Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребёнок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз. Но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».
  • Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

 -  Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи    

    педагога   и от речевой среды, которую они создают в ДОУ.

-   Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина,

    уделяли особое внимание созданию развивающей среды в детском саду  

    как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам

    должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри

    которой «речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно»

-    В современных исследованиях проблем повышения культуры речи    

     педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и

     требования к ней.

-    К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

- качество языкового оформления речи

- ценностно - личностные установки педагога

- коммуникативная компетентность

- четкий отбор информации для создания высказывания

  • строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию,

запасу представлений, с опорой на их опыт

  • владение педагогами методическим мастерством, знание приёмов, необходимы, для оказания соответствующего влияния на печь детей, и умение их применят: во всех случаях общения с дошкольниками

  - ориентация на процесс непосредственной коммуникации

  -       Культурные и методические требования к речи педагога.

Установить и выявить недостатки своей речи не всегда предоставляется возможным, так как в процессе речевого общения внимание говорящего чаще вес обращено не на форму речи (как сказать), а на её содержание (что сказать). Кроме того, отдельные речевые недочёты прочно закрепляются, и потому их говорящий не замечает (например, торопливость, невнятность, небрежность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов, монотонность речи и др.) Какие же требования должен предъявлять педагог в своей речи, чтобы избежать аналогичных недостатков у воспитанников.

-      Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

ПРАВИЛЬНОСТЬ-  соответствие речи языковым нормам.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся в речи педагогов:

«Ложи» - клади, кладу, положи, положу

«Бежи» - беги, бегите, бежит, бегут, бежишь, бежим

«Ляж» - ляг, лягте, ложись, ложитесь, ложатся

 «Извиняюсь» - извини, извините

 «Зво'нит, зво'нишь, позво'нишь» - звоню', звони'т, звони'шь, позвони'шь

 «Фамилие» - фамилия (ж.р)

 «Глянь, гляньте»- посмотри, посмотрите

 «Лазить, не лазий, я лазию, ты лазиешь, он лазиет» - я лазаю, лажу, ты лазаешь, лазишь, они лазают, лазят, не лазай, не лазь и др.

Необходимо  запомнить:

Р. П: носков, чулок, яблок, помидоров, тортов, апельсинов, лимонов, килограммов, бананов, яслей, абрикосов, баклажанов

М.р: ноль- ноля, шампунь- шампуня, кофе

Красивый - краси'вее          Гру'ша - гру'шевый             Сли'ва- сли'вовый

ТОЧНОСТЬ- соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе (далее идёт расшифровка понятия)

ЛОГИЧНОСТЬ - выражение в смысловых связях компонентов речи и их отношений между частями и компонентами мысли (расшифровка понятия)

ЧИСТОТА - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку((расшифровка понятия)

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ - особенность речи, захватывающая и создающая атмосферу эмоционального сопереживания (расшифровка понятия)

БОГАТСТВО - умение использовать все языковые единицы с целью оптимальной выражения информации (расшифровка понятия)

УМЕСТНОСТЬ - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения (расшифровка понятия)

-   К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное   использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребёнком, но и слышать его.

- Безусловно, знание педагогом ДОУ названных требований, их соблюдение постоянное совершенствование качества своей речи - это залог успешности работы по речевому развитию детей.

Работа над устранением недостатков речи у воспитателей

 ПРОИЗНОШЕНИЕ

 Работа с детьми при наличии у педагога дефектов речи недопустима. Некоторые считают, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи в зрелом возрасте невозможно. Такое положение неверно. При систематической и упорной работе воспитатель может улучшить свою речь и устранить недостатки произношения.

ДИКЦИЯ

Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо, прежде всего укрепить артикуляционный аппарат (устранить вялость губ, малоподвижность языка, скованность в движениях нижней челюсти. Для этого используются специальные упражнения перед зеркалом, которые также можно найти в логопедической литературе.

ОРФОЭПИЯ.

Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что оно не всегда совпадает с правописанием (безударные гласные: акно (окно), висна (весна), звонкий согласный в конце слова : зуп (зуб), морос (мороз), сочетания согласных сч и зч произносятся как щ - щастье (счастье), ращёска (расчёска) и т.д). Часто возникают вопросы в постановке правильного ударения в словах.

ИНТОНАЦИЯ.

Используется чтение предложений с поочерёдным выделением голосом в каждой фразе отдельного слова (Девочка играет в саду с куклой. Девочка, играет в саду с куклой. Девочка играет в саду с куклой. Девочка играет в саду с куклой.), чтение стихов и пословиц, скороговорок (меняя громкость голоса, темп речи)

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.

Обогащение словаря, точное использование грамматических средств достигается благодаря систематическому чтению художественной, научно - популярной, специальной и другой литературы. Неоценимую помощь в работе над словом, грамматикой оказывают различные словари, учебники по грамматике. Обогащению словаря будет также способствовать заучивание крылатых слов, фразеологизмов, поговорок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

Консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения».

    Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не толь...

консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»

качество речевого развития дошкольников напрямую зависит от качества речи педагогов...

Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

              К речи педагога ДОУ сегодня предъявляются высокие требования, и               проблема повышения культур...

Консультация для педагогов "Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения".

Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения....