проект "Подарок к Пасхе"
проект (младшая группа) на тему

Познакомить дошкольников с особенностями празнования Пасхи в России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_podarok_k_paskhe.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Подарок к Пасхе».

Актуальность.

Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц и старинных играх-забавах с пасхальными яйцами.

Тип проекта.

Познавательно-творческий, краткосрочный (двухнедельный).

Цель проекта.

Познакомить дошкольников с  особенностями празднования Пасхи в России;

познакомить дошкольников с  православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника. Привлечь детей к совместному изготовлению пасхальных подарков.

Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация.

Задачи.

  • Расширить кругозор детей о русской народной культуре через знакомство с  христианским праздником Пасхой  и пасхальными играми.
  • Пробудить у детей интерес к истории и культуре своей Родины, воспитывать любовь к родному краю. Формировать чувства национального достоинства.
  • Учить рисовать геометрический узор ;развивать чувство ритма и цвета в рисовании узоров.
  • Развивать технические навыки и умения при работе с красками и кисточками. Развивать детское творчество и эстетическое восприятие.
  • Развивать коммуникативные и информационные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща.

Этапы реализации.

1 этап подготовительный.

  • Праздник Пасха, почему он так называется?
  • Чем интересен праздник Пасха?
  • Каким образом  мы можем  принять участие в этом празднике?

2 этап разработка.

  • Составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей.
  • Подбор художественных произведений.
  • Подбор пасхальных игр.
  • Подбор материала для детского творчества.

3 этап формирующий (познавательно-творческий).

Познание.

Коммуникация.

ФЦКМ.

  • Рассказ  о христианском православном празднике Пасха.
  • Просмотр презентаций:
  • «Детям о Пасхе».
  • «Пасха».

Чтение художествен. Литературы.

Чтение стихов посвящённых Пасхе и

заучивание наизусть:

  • «Пасхальный Благовест» С. Есенин;
  • «Христос Воскрес!» А.Майков;
  • «Под напев молитв пасхальных» К.Фофанов.
  • Закличка «Солнышко».

Знакомство с послови-цами, поговорками и приметами на Пасху.

Чтение

«Легенда о христовом жаворонке» Л.Зилов.

«Первое  красное яичко»

Г.Е.Левкодимова.

«Яичко»Н.Вагнер.

Художественное творчество.

  • Декоративное рисование  «Пасхальное яйцо».
  • Рисование.
  • Раскраска пасхальных яиц.
  • Лепка:  «Пасхальное яйцо».
  • Аппликация «Пасхальная открытка».
  • Аппликация «Пасхальная корзиночка».

Социализация.

  • Сюжетно-ролевая игра «Семья», сюжет в чистый четверг готовим дом к празднику Пасхи.

Физическая культура.

  • Эстафеты с яйцами.
  • Подвижные народные игры «Солнышко»,

«Летели две птички».

Труд (ручной труд)

Декорирование яиц штампами и бумажными салфетками.

Работа с родителями:

  • Памятка «Пасха» о традициях и приметах данного праздника.
  • Совместное разучивание пасхальных стихов.
  • Изготовление для родителей пасхальной открытки и сувениров.

4 этап заключительный (подведение итогов).

  • Оформление уголка  на пасхальную тему.
  • Оформление пасхальной веточки.
  • Выставка  творческих работ детей.
  • Знание стихов, игр к празднику.

Ожидаемые результаты.

  • Развитие интереса  детей к народному православному празднику Пасхе.
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
  • Развитие художественного творчества, эстетического восприятия.
  • Выход проекта с использованием результатов продуктивной деятельности.

Участники проекта. Воспитатели Мурашова Е.В. и Ерёмина Т.В., дети второй младшей группы, родители.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Рассказ о празднике «Пасха». Коммуникация, познание, чтение художественной литературы.

Цель: дать детям представление о самом радостном  празднике христиан – Пасхе. Познакомить с обычаями, приметами и играми связанными с Пасхой. Пробудить у детей интерес к истории и культуре своей Родины, воспитывать любовь к родному краю. Формировать чувства национального достоинства.

Чтение стихов посвящённых пасхе и заучивание наизусть  стихотворения «Христос Воскрес» А.Майков. Чтение художественной литературы.

Цель: познакомить детей со стихами разных поэтов посвящённых светлому празднику Пасхе; учить выразительно, с естественными интонациями читать стихи, активизировать память и развивать мимическую и речевую выразительность.  Воспитывать интерес к православным праздникам, развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.

Декорирование бумажных  яиц .Ручной труд.

Цель: познакомить детей с новой техникой декорирования яиц бумажными салфетками и штампами. Формировать умения аккуратно работать с элементами декора используя клей и кисточку, внимательно слушать указания, выполнять работу поэтапно.  Развитие мелкой моторики пальцев рук, терпения, усидчивости.

Рисование  декоративное  «Пасхальное Яйцо». Художественное творчество.

Цель: Учить детей расписывать трафарет пасхального яйца декоративными узорами (полоска, волнистая линия, заборчик, зубчики, круги, точки и т.д.). Продолжать развивать технические навыки и умения рисованием кисточкой и тычком, используя в работе гуашь. Развивать творческий потенциал, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к культуре родной страны.

Раскраска пасхальных яиц. Художественное творчество.

Цель: Учить раскрашивать готовые шаблоны восковыми мелками или фломастерами . Развивать чувство ритма и цвета в рисовании узоров, самостоятельность цветового решения. Воспитывать уважение к русской народной культуре её истокам.

Лепка  «Пасхальное яичко». Художественное творчество.

Цель: продолжать упражнять детей в украшении объёмного яйца налепами, закреплять умение детей отщипывать от целого куска пластилина маленькие кусочки, раскатывать их в шарики, капельки и тонкие колбаски. Формировать из колбасок волнистую линию, заборчик и примазывать к заготовке до получения орнамента. Развивать мелкую моторику пальцев рук, творчество.  Воспитывать чувство прекрасного,  желание сделать  сувенир к празднику.

Аппликация «Циркачи», «Подарок для рыбки».  Художественное творчество.

Цель: вызвать у детей интерес к оформлению работ элементами пасхальной атрибутики. Учить детей создавать пасхальную композицию на открытке, развивать эстетическое восприятие, умение работать ножницами и клеем. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, стремление сделать  им приятное.

Аппликация «Пасхальное гнездо», «А теперь развезём подарки», «Хочешь неприятности». Художественное творчество.

Цель: учить детей создавать пасхальную композицию используя цветную бумагу. Закреплять умение вырезывать по контуру детали композиции, наклеивать детали на плоскую заготовку яйца. Продолжать закреплять умение выполнять работу поэтапно, внимательно слушать педагога. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство композиции. Воспитывать интерес к изготовлению пасхального подарка.

Чтение художественной литературы.

Заучивание наизусть.

  • «Христос Воскрес!» А.Майков;
  • Закличка «Солнышко»

Чтение стихотвоений.

  • «Птичка» А.С.Пушкин.
  • «Под напев молитв пасхальных» К.Фофанов.
  • «Пасхальный Благовест» С. Есенин;
  • «Вербы» К. Бальмонт.
  •  «Воскрес!» К.Случевский.
  •  «Вербочки» А. Блок.
  • «Пасхальные вести» Я.Полонский и т.д.

Пословицы, приметы и  поговорки о Пасхе.

  • Он как ребенок, не позабавишь пасхальным яичком – обидится.
  • Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещение, Светлое Воскресение, Иоанново рождение.
  • После масленицы великий пост, а за страстною Пасха.
  • Чужая ласка – сироте Пасха.
  • Как яичко это кругло, такова бы и лошадка моя была.
  • На святой дождь - добрая рожь.
  • В ночь на светлое воскресенье мороз - горох не родится.
  • В Рождество на крылечке, на Пасху у печки.
  • Был пост, будет и Праздник! Была кручина, будет и радость!
  • Весна идёт, полна чудес - Христос воскрес, Христос воскрес!
  • Дорого яичко в Христов день.
  • Христово Воскресенье всем на веселье!
  • Христос Воскрес! Христос Воскрес! Ликуют ангелы с небес!
  • В прощеный день, как на Пасху все целуются.
  • Если на Пасху стоит морозная погода или гремит гром, будет хороший урожай.
  • Если солнце во время восхода на Пасху тусклое, то это не просто неурожай, но еще и свиной мор.
  • На Пасху небо ясное и солнце играет — к хорошему урожаю и красному лету.
  • На Святой неделе дожди — добрая рожь.
  • На Святой гром — к урожаю.
  • Коли дождь или непогода в первый день Пасхи, так и весна дождлива будет.
  • Если на второй день Пасхи будет ясная погода — лето будет дождливое, если пасмурно — сухое.
  • Пасхальное яйцо, зарытое в огороде или на поле, обеспечит хороший урожай.
  • У кого пасхальное яйцо после удара во время игры осталось целым – у того здоровья будет много.
  • Если пасхальное яйцо бросить в пожар, то он быстро погаснет.
  • В Пасху нельзя выполнять никакую работу по дому – счастье потеряешь.
  • На Пасху старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.
  • Охотники придерживались неписаного правила: никогда не проливать крови в великие дни Светлой седмицы, когда вся тварь земная вместе с людьми радуется Воскресению Христову.
  • Если собака во время пасхальной утрени будет лаять на восток — к пожару, на запад — к несчастью.

Используемая литература.

  • Праздник праздников. Специальный выпуск альманаха «Молодёжная эстрада» №1/ Сост. Г.Е. Левкодимова; художник И.Машков. – М.: Молодая  гвардия, 1993.
  • Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников/Владимирский областной институт усовершенствования учителей. – Владимир, 1995.
  • Князева О. Л., Маханёва М. Д. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры": Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е., перераб. и доп. - СПб: Детство-Пресс, 2010.

Интернет источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пасха! Пасха - праздник это!"

Весення встреча светлого праздника Пасхи в старших группах детского сада...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пасха Светлая, Пасха Великая!"

В этой непосредственно-образовательной деятельности дети  знакомятся  со славянским народным праздником Пасхой, украшают  пасхальные яица с помощью пуговиц, узнают много интересного. Тр...

Праздник Пасхи "Веселится народ- нынче Пасха у ворот!"

Сценарий к проведению Праздника Пасхи....

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Пасха, светлая пасха»

                       Интегрированное занятие по познавательному развитию...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Пасха, светлая Пасха»

Пасха – это общий семейный праздник, когда за одним столом собираются много друзей и родственников, вокруг бегают детишки....

Сценарий праздника "Пасха, пасха к нам пришла" для детей старшей группы

Материал помогает познакомить детей с народными традициями празднования Пасхи в форме игр и развлечений. Способствует формированию культурных ценностей и патриотических чувств....