Презентация авторских игр « Эйдо – рациоминутки»
методическая разработка (старшая группа) на тему

 

Цель мастер – класс: 

Повышение профессионального уровня и обмен опытом, расширение кругозора.

Актуальность

* игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

* использование игр можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

* игра будят детское воображение. Создает приподнятое настроение.

Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект мастер-класса.

Тема: «Дары Фребеля».

Презентация авторских игр « Эйдо – рациоминутки»

Автор-составитель : Хахина Анна Анатольевна, воспитатель высшей категории  ГБДОУ детский сад №25

Цель мастер – класса:

Повышение профессионального уровня и обмен опытом, расширение кругозора.

Актуальность

* игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

* использование игр можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

* игра будят детское воображение. Создает приподнятое настроение.

Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии.

Задачи:

- Познакомить с практическим пособием «Дарами Фребеля»;

-Сформировать представление о возможностях применения  пособия « Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ;

-Познакомить с авторской технологией « Эйдо - рациоминутки»;

-Вызвать у участников мастер-класса интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал. Развивать творческую активность педагогического коллектива;

-Показать использование практического пособия «Дары Фребеля»  в других областями образовательной программы « Детство»;

-Познакомить с возможностями использовать ИКТ  в проведении мастер – класса;

Оборудование:

- пособие «Дары Фребеля»

-КТ

Материалы:

-Фото материалы

- Презентация;

- Ознакомительная информация для педагогов на стенде ГБДОУ;

- Методическое описание технологии « Эйдо – рациоминутки»

Конспект

 Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться профессиональным опытом  который я приобрела в течении года, используя в работая  с практическим пособием  « Дары Фребеля»

Свою презентацию мне хотелось бы начать с цитаты

 «Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних»

Сократ

В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Успешному решению задач образовательной программы « Детство»  может способствовать использование практического пособия  « Дары Фребеля».

 Мало кто из педагогов  задумывался кто, а кто создал эту методику и почему.

                                               Познакомьтесь!

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель

                                            21 апреля 1782 - 21 июня 1852  (70 лет)

Немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания.

Известен как: создатель первого детского сада

Фребель придумал очень поэтичное название - "детский сад". По-немецки, Kindergarten. Совершенно естественно было называть тех, кто растит эти "цветы жизни", "садовницами". Так официально и звались воспитательницы первых детских садов.

Ядром педагогики детского сада Фребеля была игра.

Игру Фребель характеризовал как "высшую ступень детского развития". Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры. Фребель ввел разнообразные виды детской деятельности и соединил  их в определенную, строго регламентированную систему, создал знаменитые "Дары" - пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств отношений. Тесно связал развитие речи ребенка с его деятельностью.

Игры, считал Фребель, способствуют развитию воображения и фантазии, пробуждают детское творчество. Многие из этих занятий применяются и по сей день

Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Он немало способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

Система Фребеля получила широкое распространение в других странах, в том числе в России, где с 70-х гг. 19 века создавались Фребелевские общества.

Коллеги, предлагаю познакомиться с каждым из  6 даров.

«Дары Фрёбеля»

ПЕРВЫМ ДАРОМ ЯВЛЯЕТСЯ МЯЧ.

 Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета: красный, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. Каждый шар — мяч на ниточке. Развиваются умения различать цвета, ребенок знакомится с пространственными отношениями, утверждениями и отрицаниями, геометрическими фигурами. Фребель считал шар «единством в единстве», шар — символ движения, шар — символ бесконечности.        

ВТОРЫМ ДАРОМ ЯВЛЯЮТСЯ НЕБОЛЬШИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ШАР, КУБИК, ЦИЛИНДР (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые).

 С их помощью ребенок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривается Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ «единства в многообразии» (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной или вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен.        

ТРЕТИЙ ДАР — КУБ, РАЗДЕЛЕННЫЙ НА ВОСЕМЬ КУБИКОВ (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части).

 Посредством этого дара, ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («ложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДАР — ТЕХ ЖЕ РАЗМЕРОВ КУБИК, РАЗДЕЛЕННЫЙ НА ВОСЕМЬ ПЛИТОК (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки; длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, не изымаются.        

ПЯТЫЙ ДАР — КУБИК, РАЗДЕЛЕННЫЙ НА 27 МАЛЕНЬКИХ КУБИКОВ, девять из них разделены на более мелкие части.

ШЕСТОЙ ДАР — КУБИК, РАЗДЕЛЕННЫЙ ТОЖЕ НА 27 КУБИКОВ, многие из которых разделены еще на две части: на плитки, по диагонали и пр.

 Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических форм, необходимых для строительных игр ребенка.  

 А сейчас  я познакомлю с технологией «Эйдо -  рациоминутки» .

Это авторская разработка с использование практического пособия « Дары Фребеля».

«Эйдо -  рациоминутки»  можно отнести к инновационной технологии развития памяти, образного  и творческого мышления

Возникает вопрос, что же такое «Эйдо -  рациоминутки»?

Название этой технологии  состоит их трех слов: эйдо, рацио,минутки.

«Минутки» - означают, что в эти игры можно играть в свободные минуты как совместно с ребенком ,так и дети могут использовать в самостоятельных играх после обучения.

«Эйдо» или «Эйдотехника» - Способ развития механической памяти на слова за счёт обучения способам образного представления запоминаемых слов.

 В дошкольной педагогике, особенно в коррекционной педогогике, для улучшения памяти используется мнемотехника, среди технологий она более распространена.

Эйдотехника используется достаточно редко. Но для категории детей, которых по нейрофизиологическому типу можно отнести к правополушарникам и имеющих при этом зрительную модальность, выбор данной технологии более целесообразен. Детям свойственно образное мышление, они рисуют в своем воображении картины, чтобы представить события или объекты описываемые в стихах

Дошкольники, не умеющие еще читать, не имеют возможности запомнить текст зрительно. У некоторых детей  слуховое восприятие, как и слуховая память  развивается хуже. Поэтому для такой категории детей больше подойдет эйдотехника- образное запоминание.

 Предложите ребенку для заучивания стихотворения после его первого прочтения сначала мысленно нарисовать целостную картину. Затем, предложите ребенку изобразить эту картинку используя пособие  «Дары Фребеля» на столе. Получится схематичный или символический рисунок. (такой способ используется в  мнемотехнике и символическом моделировании). Безусловно, при первом опыте использовании данной технологии лучше взять небольшое по объему стихотворение описательного характера.

Например:

 Наша елка велика, (сложить елочку из треугольничков)

 Наша елка высока. ( продолжаем строить елочку всё выше и выше)

 Выше папы,( сложить человечка из наборов №)

 Выше мамы. (сложить второго человечка из наборов №)

 Достает до потолка. ( выложить схематично потолок из набора №)

 А на ней игрушки, ( выложить на елочку игрушки используя детали из набора №)

 Бусы да хлопушки. ( выложить на елочку бусы из набора № )

Стихи Е. Ильина.

Ultima ratio (от лат. ultimus — «последний», «наиболее удалённый», «крайний» и лат. ratio — «разум», «приём», «метод») — латинское высказывание, традиционно переводящеся на русский язык как последний довод. Обозначает последний метод решения проблемы, последнее средство или выход при конфликте интересов, когда все остальные, более разумные с этической точки зрения методы решения, были использованы без получения удовлетворительных результатов.

лат. ratio — «разум», «приём», «метод») — Теперь  непосредственно приступим  к играм ( воспитатель предлагает детям поиграть)

Выбраны игры « Вкусные зернышки», « Колечко, колечко» , « Определи на ощупь».

D:\Документы\фото для группы\с компа Кости 131.jpgD:\Документы\фото для группы\для аттестатции и потрфолио 068.JPGD:\Документы\фото для группы\ПАРКУР И МИНУТКИ 071.jpg

D:\Документы\фото для группы\садик 101.jpg

С остальными играми воспитатели знакомятся теоретически.

Выводы:

Моя практика и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение 1. Презентация авторской технологии обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант

А здесь, как ни покажется странным, представлен самый тяжкий труд моих бессонных ночей: фотосессию для презентации мне пришлось организовывать собственными силами. Причем, раньше я...

Презентация авторского игрового пособия "Паутинка"

Авторское игровое пособие учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевныпомогает сконцентрировать внимание ребенка, вырабатывает  усидчивость, стимулирует творческие способности, воспитыва...

Презентация "Авторская дополнительная программа "Здоровеем вместе"

Программа разработана в дополнение к образовательной области "Здоровье" Описывается работа с детьми и родителями....

презентация+авторские стихи и загадка ко дню космонавтики.

небольшое авторское стихотворение и загадка ко дню космонавтики. +есть презентация по теме "КОСМОС"...

презентация "Авторские игры как средство коррекционно-пропедевтической работы с детьми 6-7 лет на дошкольном логопункте"

В презентации представлен сравнительный анализ речевых проблем детей подготовительной к школе группы. Обоснована необходимость применения игровых технологий. Раскрыты задачи каждого этапа автматизации...

Презентация авторской дидактической игры "Математический поезд" для детей дошкольного возраста

Я хочу познакомить коллег с авторской дидактической игрой, которую можно использовать в работе сдетьми, начиная с младшей группы до подготовительной, предлагая различные варианты этой игры....

Мастер - класс « Эйдо – рациоминутки » с применением игрового пособия " Дары Фрёбеля "

Эйдо - рацоминутки с преминением игрового набора " Дары Фребеля" позволяют детям  играя, самостоятельно развиваться  во всех видах деятельности. Они направлены на образное запомина...