"Кризис трех лет. Как его преодолеть"
материал на тему
"Кризис трех лет. Как его преодолеть" - родительское собрание с использованием активных форм взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krizis_trekh_let.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
(с использованием активных форм взаимодействия)
«Кризис трех лет. Как его преодолеть»
Петрушина Светлана Анатольевна
педагог-психолог МБДОУЦРРДС «Золотая рыбка»
г. Ноябрьск
Цель: знакомство родителей с основными характеристиками кризиса трех лет. Обмен опытом эффективного взаимодействия с детьми. Совместная выработка стратегии эффективного поведения взрослых в кризисной ситуации.
Материал: презентация, листы бумаги формата А4, фломастеры, цветные карандаши, клей, силуэты тучи и солнышка по количеству участников, анкета обратной связи.
- Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать вас. Сегодня я предлагаю поговорить о возрастных особенностях наших детей, в частности о кризисе 3-х лет. Но для начала предлагаю выполнить небольшое задание. Возьмите, пожалуйста, тучку и наклейте ее в верхней части листа бумаги. Скажите, пожалуйста, с чем ассоциируется у вас образ тучи? (ответы родителей)
- Как правило, дождь, ливень, гроза, сырость вызывают не очень положительные эмоции. Теперь возьмите фломастер или карандаш и дорисуйте к туче каплю, внутри которой напишите то качество или проявление ребенка, которое вас очень беспокоит. Таких капель может быть сколько угодно. Ведь, как и дождь может быть моросящим, еле заметным, а может быть ливень, так и негативные проявления могут быть единичные, а может их очень много. Назовите, пожалуйста, эти проявления (ответы родителей).
-А теперь я вам расскажу об основных проявлениях кризиса 3-х лет, а вы попробуйте сопоставить их с тем, что вы перечислили.
Основные проявления кризиса 3-х лет
- Негативизм. Эта реакция заключается в том, что ребенок отказывается делать, то, что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Если взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдает строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро!» и др. Негативизм отличается от непослушания. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого. Ученые говорят о том, что негативизм может быть избирательным: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей, например, только мамы или папы или только одного из воспитателей. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребенком, - сделать не так, как просят, а наоборот.
- Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем -либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Например, ребенка, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели. Ребенок в течение долгого времени не соглашается встать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с игрушками. Однако он заявляет: «Сказал – не встану, значит, не встану!». Зачастую родители, встав на позицию «кто – кого», тем самым усугубляют, закрепляют проявления упрямства и загоняют ребенка «в угол» лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации.
- Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет.
- Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом случае проявляется тенденция к самостоятельности.
- Протест – бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Протест – бунт выливается в частые ссоры с родителями.
- Обесценивание. В этом случае обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. Иногда дети обзывают любимых бабушек, мам грубыми словами. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги, и тогда он может бросать их, рвать, давать им негативные названия.
- Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть.
- Совпадает ли описание кризисных появлений с проявлениями ваших малышей? Для того, чтобы понять что же можно предпринять в острой ситуации в общении с ребенком важно знать что:
- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
- Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 - 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
- Пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года.
- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
- Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
- В кризисный период приступы упрямства и капризности могут случаться до 19 раз в день.
- Что же могут сделать взрослые, чтобы помочь ребенку легче пережить кризисный период? Я уверена в том, что в каждой семье уже найдены «изюминки», те приемы, которые помогают вам справиться с возникающими критическими ситуациями, и предлагаю поделиться ими (обмен опытом).
- Вами было предложено много интересных способов эффективного общения с детками. А вот что рекомендуют психологи:
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять за руку и увести.
- Капризность и истеричность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого и нужно.
- Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т.д.)», «А что за окном делает ворона?» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
- Любой дождь заканчивается и сменяется ясной солнечной погодой. Возьмите, пожалуйста, солнышки и наклейте их на листе бумаги. Дорисуйте к своему солнышку столько лучиков, сколько пожелаете, а на каждом лучике напишите замечательное качество, проявление вашего ребенка которое вам очень нравится, которым вы гордитесь. Назовите их (ответы родителей).
- Приятно ли было вспоминать, записывать и произносить эти качества? Если сравнить каких качеств получилось больше отрицательных или положительных?
- Важно помнить, что любой кризис рано или поздно заканчивается, и переживая его ребенок становится на ступеньку выше в своем развитии. А в период кризиса 3-х лет ребенок приобретает такое важное новообразование как самостоятельность. Я смею надеяться, что наша сегодняшняя встреча была полезной и предлагаю вам заполнить анкету обратной связи.
Анкета
Тема: « Кризис трех лет. Как его преодолеть»
Дата: « » __________ 201_г.
Уважаемые родители, для того, чтобы оценить продуктивность мероприятия ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.
- Актуальна ли для Вас была данная тема?________
- Оцените, пожалуйста, уровень организации собрания 1 2 3 4 5
- Оцените, пожалуйста, уровень качества содержания собрания 1 2 3 4 5
- Что оказалось для Вас:
а) самым полезным_______________________________________________________
__________________________________________________________________________
б) самым бесполезным____________________________________________________
__________________________________________________________________________
- Ваши пожелания________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Большое спасибо!
Литература:
1. Кей Кузьма Добро пожаловать, малыш! - М. 2001.
2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. – СПб.: «Речь»,2003.
4. Спиваковская А.С. Популярная психология для родителей. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам и родителям детей ран...
Статья для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам и родителям детей ран...
Статья для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам и родителям детей ран...
Статья для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам и родителям детей ран...
Статья для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»
Статья для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»Данный материал бу...
Статья для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»
Статья для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»Данный материал бу...
Статья для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»
Статья для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»Данный материал бу...