"Кризис трех лет. Как его преодолеть"
материал на тему

"Кризис трех лет. Как его преодолеть" - родительское собрание с использованием активных форм взаимодействия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krizis_trekh_let.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

(с использованием активных форм взаимодействия)

«Кризис трех лет. Как его преодолеть»

Петрушина Светлана Анатольевна

педагог-психолог МБДОУЦРРДС «Золотая рыбка»

г. Ноябрьск

Цель: знакомство  родителей с основными характеристиками кризиса трех лет. Обмен опытом эффективного взаимодействия с детьми.  Совместная выработка стратегии эффективного поведения взрослых в кризисной ситуации.

Материал: презентация, листы бумаги формата А4, фломастеры, цветные карандаши, клей, силуэты тучи и солнышка по количеству участников, анкета обратной связи.

                                                                                                 

- Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать вас. Сегодня я предлагаю поговорить о возрастных особенностях наших детей, в частности о кризисе 3-х лет.  Но для начала  предлагаю выполнить небольшое задание. Возьмите, пожалуйста, тучку и наклейте ее в верхней части листа бумаги. Скажите, пожалуйста, с чем ассоциируется у вас образ тучи? (ответы родителей)

- Как правило, дождь, ливень, гроза, сырость вызывают не очень положительные эмоции. Теперь возьмите фломастер или карандаш и дорисуйте к туче каплю, внутри которой напишите то качество или проявление ребенка,  которое вас очень беспокоит. Таких капель может быть сколько угодно. Ведь, как и дождь может быть моросящим, еле заметным, а может быть ливень, так и негативные проявления могут быть единичные, а может их очень много. Назовите, пожалуйста, эти проявления (ответы родителей).

-А теперь я вам расскажу об основных проявлениях кризиса 3-х лет, а вы попробуйте сопоставить их с тем, что вы перечислили.

Основные проявления кризиса 3-х лет

  1. Негативизм. Эта реакция заключается в том, что ребенок отказывается делать, то, что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Если взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдает строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро!» и др. Негативизм отличается от непослушания. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого.  Ученые говорят о том, что негативизм может быть избирательным: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей, например, только мамы или папы или только одного из воспитателей. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребенком, - сделать не так, как просят, а наоборот.
  2. Упрямство  – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем -либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Например, ребенка, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели. Ребенок в течение долгого времени не соглашается встать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с игрушками. Однако он заявляет: «Сказал – не встану, значит, не встану!». Зачастую родители, встав на позицию «кто – кого», тем самым усугубляют, закрепляют проявления упрямства и загоняют ребенка «в угол» лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации.
  3. Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет.
  4. Своеволие  проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом случае проявляется тенденция к самостоятельности.
  5. Протест – бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Протест – бунт выливается в частые ссоры с родителями.
  6. Обесценивание. В этом случае обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. Иногда дети обзывают любимых бабушек, мам грубыми словами. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги, и тогда он может бросать их, рвать, давать им негативные названия.
  7. Деспотизм  чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть.

  - Совпадает ли описание кризисных появлений с проявлениями ваших малышей?  Для того, чтобы понять что же можно предпринять в острой ситуации в общении с ребенком важно знать что:

  • Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
  • Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 - 4 годам. Случайные приступы упрямства в более  старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
  • Пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года.
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  • В кризисный период приступы упрямства и капризности могут случаться до 19 раз в день.

- Что же могут сделать взрослые, чтобы помочь ребенку легче пережить кризисный период?  Я уверена в том, что в каждой семье уже найдены «изюминки», те приемы, которые помогают вам справиться с возникающими критическими ситуациями, и предлагаю поделиться ими (обмен опытом).

- Вами было предложено много интересных способов эффективного общения с детками. А вот что рекомендуют психологи:

 

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять за руку и увести.
  • Капризность и истеричность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого и нужно.
  • Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т.д.)», «А что за окном делает ворона?» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.

- Любой дождь  заканчивается и сменяется ясной солнечной погодой. Возьмите, пожалуйста, солнышки и наклейте их на листе бумаги. Дорисуйте к своему солнышку столько лучиков, сколько пожелаете, а на каждом лучике напишите замечательное качество, проявление вашего ребенка которое вам очень нравится, которым вы гордитесь. Назовите их (ответы родителей).

- Приятно ли было вспоминать, записывать и произносить эти качества? Если сравнить каких качеств получилось больше отрицательных или положительных?

- Важно помнить, что любой кризис рано или поздно заканчивается, и  переживая его ребенок становится на ступеньку выше в своем развитии. А в период кризиса 3-х лет ребенок приобретает такое важное новообразование как самостоятельность. Я смею надеяться, что наша сегодняшняя встреча была полезной и предлагаю вам заполнить анкету обратной связи.

 

Анкета

Тема: « Кризис трех лет.  Как его преодолеть»

Дата: «   » __________  201_г.

  Уважаемые родители, для того, чтобы оценить продуктивность мероприятия ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

  1. Актуальна ли для Вас была данная тема?________
  2. Оцените, пожалуйста, уровень организации  собрания    1   2   3   4   5
  3. Оцените, пожалуйста, уровень качества содержания собрания  1   2   3   4   5
  4. Что оказалось для Вас:

   а) самым полезным_______________________________________________________

__________________________________________________________________________

   б) самым бесполезным____________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Ваши пожелания________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Большое спасибо!

Литература:

1. Кей Кузьма    Добро пожаловать, малыш! - М. 2001.

2. Кряжева Н.Л.   Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. – СПб.: «Речь»,2003.

4. Спиваковская А.С. Популярная психология для родителей. – СПб.: СОЮЗ, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам и родителям детей ран...

Статья для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам и родителям детей ран...

Статья для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам и родителям детей ран...

Статья для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам и родителям детей ран...

Статья для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»

Статья для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»Данный материал бу...

Статья для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»

Статья для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»Данный материал бу...

Статья для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»

Статья для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью для родителей на тему: «Кризис трех лет. Как его преодолеть?»Данный материал бу...