Забавные эксперименты
проект (старшая группа) на тему
Проект по экспериментированию для детей старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zabavnye_eksperimenty.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
| « |
Проект «Забавные эксперименты»
Срок реализации: сентябрь-май
Старшая группа
с. Тасеево
Актуальность
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Тип проекта
По продолжительности – долгосрочный.
По составу участников проекта – групповой.
По направленности деятельности участников проекта – Исследовательско-творческий.
Проблема проекта
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения. Для нас так же данный метод работы является затруднительным в применении на практике. Исходя из этого мы решили продолжить тему самообразования через реализацию данного проекта.
Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно-Подготовительный
- Обсуждение цели и задач воспитателями с детьми и родителями, специалистами;
- Подобрать методическую литературу по теме;
- Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры);
- Составить перспективный план работы с родителями;
- Составить перспективный план работы с детьми.
2 этап. Практический
• Работа над проектом по плану с детьми, родителями, педагогами.
3 Этап. Рефлексивно диагностический
• Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.
4 этап. Заключительный
• Обработка и оформление материалов проекта
• Презентация проекта.
Ресурсное обеспечение проекта
- Кадровое обеспечение.
Участники проекта: - старший воспитатель (методическая поддержка и консультирование);
-дети средней группы;
-родители воспитанников (совместная деятельность);
- воспитатели группы.
2. Информационное обеспечение.
-видео презентации;
-наглядно-дидактические пособия, книги.
3. Материально-техническое обеспечение.
-фотоаппарат;
-детская лаборатория;
-компьютер;
-магнитофон.
Риски
- Несоблюдение сроков реализации проекта.
- Проблема привлечения родительской общественности.
- Недостаточность аудио-визуальных средств, оборудования.
Вывод: Прописывается по окончанию проекта.
Перспиктивный план работы с родителями.
месяц | мероприятие |
Сентябрь | Родительское собрание. |
Памятка | |
Октябрь | Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой. |
Ноябрь | Привлечение родителей к пополнению коллекции «Мир ткани», «Бумажная страна». |
Декабрь (детский проект) | Домашнее задание на зимние каникулы : провести опыт по выращиванию кристаллов соли (с фиксацией результатов). |
Январь | Консультация: «Игра или экспериментирование». |
Февраль | Беседа: «Как организовать игры с водой». |
Март | Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии. |
Апрель (Аллея группы яблонька) | «Мое любимое растение» Создание условий для наблюдения за жизнью растения и уходом за ним. |
Май | Родительское собрание: показ презентации «Юные экспериментаторы |
Перспиктивный план работы с детьми
Срок | цель | тема | Задачи |
Сентябрь «Это интересно» | Познакомить детей с основными понятиями темы, дать представление о оборудовании необходимом для работы в дальнейшем. |
| Уточнить представления о том, кто такие ученые, познакомить с понятиями «наука», «гипотеза», о способах познания мира-эксперименте, о назначении детской лаборатории; дать представление о культуре поведения в детской лаборатории. |
| Познакомить детей с приборами для наблюдения-микроскопом, лупой, биноклем, телескопом; объяснить для чего они нужны человеку. | ||
октябрь «Экспериментирование с песком и глиной» | Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. |
| Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. |
| Познакомить детей со способом изготовления цветного песка; научить пользоваться теркой. | ||
| Выделить свойства песка: сыпучесть, из мокрого можно лепить; познакомить со способами изготовления рисунка из песка. | ||
| Развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения ранее проделанных опытов по схеме. | ||
Ноябрь «Экспериментирование с воздухом» | Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. |
| Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство-невидимость |
| Дать детям представления о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары). | ||
| Выявить, как образуется ветер, что ветер -это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный -опускается вниз. | ||
| Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух выходит из воды. | ||
Декабрь «Рукотворный мир» | Познакомить детей со свойствами бумаги, ткани, стекла.. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов. |
| Узнавать различные виды тканей, сравнивать их качества и свойства. Понять что свойства материала обусловливают способ его употребления. |
2.Мир бумаги | Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная). Сравнивать их качественные характеристики и свойства. | ||
| Узнать предметы изготовленные из стекла, фарфора, керамики. Сравнивать их качественные характеристики и свойства | ||
| Развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения ранее проделанных опытов по схеме. | ||
Январь «Человек». | Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья. |
| Закрепить представление детей об органах чувств, их назначении. |
| Познакомить со строением глаза, функцией его частей | ||
Февраль «Экспериментирование с водой» | Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: |
| Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). |
| Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. | ||
| Выявить, что лед-твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | ||
| Определить, что лед тает от тепла; что в горячей воде он тает быстрее, что вода на холоде замерзает, а так же принимает форму емкости, в которой находится. | ||
Март «Свет и отражение» | Формировать у детей знания о свете и его источниках, значимости света для жизни человека. Познакомить с отражением, и его значением. |
| Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), исскуственные (лампа, фонарик, свеча). |
| Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать спомощью теней образы. | ||
| Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) | ||
| Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы способные отражать. | ||
Апрель «Экспериментирование с магнитом» | Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. |
| Познакомить детей с физическим явлением-магнетизмом, магнитом и его особенностями. |
| Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | ||
| Выделить предметы взаимодействующие с магнитом. | ||
| Развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения ранее проделанных опытов по схеме. | ||
Май «Экспериментирование с почвой» | Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. |
| Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. |
| Выделить почвы разные по составу. | ||
| Обобщение ранее полученных знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Забавные эксперименты"
Проект по экспериментированию для детей старшего возраста на учебный год....
Мастер-класс для родителей " Забавные эксперименты"
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со сред...
Мастер-класс для родителей детей младшей группы по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Забавные эксперименты».
Цель мастер-класса: Повысить уровень знаний и умений у родителей в методике проведения опытов и экспериментов с детьми....
Мастер - класс "Забавные эксперименты"
Мастер-класс для родителей детей средней группы по познавательно-исследовательской деятельности....
Мастер класс для родителей по теме самообразования "Забавные эксперименты"
quot;Опытно - экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста"...
«Мастер-класс Забавные эксперименты»
Конспект мастер-класса для родителей (законных представителей) группы общеразвивающей направленности от 4 до 5-ти лет (по реализации дополнительной общеобразовательной програ...
Мастер класс для педагогов ДОУ с детьми средней группы "Забавные эксперименты"
Мастер класс для педагогов ДОУ с детьми средней группы "Забавные эксперименты"...