Забавные эксперименты
проект (старшая группа) на тему

Синявская Анастасия Вячеславовна

Проект по экспериментированию для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zabavnye_eksperimenty.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

«

Проект «Забавные эксперименты»

Срок реализации: сентябрь-май

Старшая группа 

с. Тасеево

Актуальность

 В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную  деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В.  Афансьева)  отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним…   А овладение  способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».  Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.  

Тип проекта

По продолжительности – долгосрочный.

По составу участников проекта – групповой.

По направленности деятельности участников проекта –  Исследовательско-творческий.

Проблема проекта

 В реальной действительности  в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения. Для нас так же данный метод работы является затруднительным в применении на практике. Исходя из этого мы решили продолжить тему самообразования через реализацию данного проекта.

Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать  у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

 Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационно-Подготовительный

  • Обсуждение цели и задач воспитателями с детьми и родителями, специалистами;
  • Подобрать методическую литературу по теме;
  • Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры);
  • Составить перспективный план работы с родителями;
  • Составить перспективный план работы с детьми.

2 этап. Практический

• Работа над проектом по плану с детьми, родителями, педагогами.

3 Этап. Рефлексивно диагностический

• Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.

4 этап. Заключительный

• Обработка и оформление материалов проекта

• Презентация проекта.

Ресурсное обеспечение проекта

  1. Кадровое обеспечение.

 Участники проекта: - старший воспитатель (методическая поддержка и консультирование);

-дети средней группы;

-родители воспитанников (совместная деятельность);

- воспитатели группы.

2. Информационное обеспечение.

-видео презентации;

-наглядно-дидактические пособия, книги.

3. Материально-техническое обеспечение.

-фотоаппарат;

-детская лаборатория;

-компьютер;

-магнитофон.

Риски

  1. Несоблюдение сроков реализации проекта.
  2. Проблема привлечения родительской общественности.
  3. Недостаточность аудио-визуальных средств, оборудования.

Вывод: Прописывается по окончанию проекта.

Перспиктивный план работы с родителями.

месяц

мероприятие

Сентябрь

Родительское собрание. 

Памятка
Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?

Октябрь

Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Ноябрь

Привлечение родителей к пополнению коллекции «Мир ткани», «Бумажная страна».

Декабрь

(детский проект)

Домашнее задание на зимние каникулы : провести опыт по выращиванию кристаллов соли (с фиксацией результатов).

Январь

Консультация:  «Игра или   экспериментирование».
Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.

Февраль

Беседа:  «Как организовать игры с водой».
Цель: дать знания о том,  как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой.

Март

Изготовить с детьми  водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии.

Апрель

(Аллея группы яблонька)

 «Мое любимое растение»

Создание условий для наблюдения за жизнью растения и уходом за ним.

Май

Родительское собрание:  показ презентации «Юные экспериментаторы


                Перспиктивный план работы с детьми

Срок

цель

тема

Задачи

Сентябрь

«Это интересно»

Познакомить детей с основными понятиями темы, дать представление о оборудовании необходимом для работы в дальнейшем.

  1. Экскурсия в детскую лабораторию.

Уточнить представления о том, кто такие ученые, познакомить с понятиями «наука», «гипотеза», о способах познания мира-эксперименте, о назначении детской лаборатории; дать представление о культуре поведения в детской лаборатории.

  1. Волшебные стеклышки

Познакомить детей с приборами для наблюдения-микроскопом, лупой, биноклем, телескопом; объяснить для чего они нужны человеку.

октябрь

«Экспериментирование с песком и глиной»

Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

  1. Игры с песком.

Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

  1. Цветной песок.

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка; научить пользоваться теркой.

  1. Песочная страна.

Выделить свойства песка: сыпучесть, из мокрого можно лепить; познакомить со способами изготовления рисунка из песка.

  1. Попробуем сами!!!

Развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения ранее проделанных опытов по схеме.

Ноябрь

«Экспериментирование с воздухом»

Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

  1. Воздух повсюду

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство-невидимость

  1. Воздух работает.

Дать детям представления о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары).

  1. Ветер в комнате (Живая змейка).

Выявить, как образуется ветер, что ветер -это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный -опускается вниз.

  1. Подводная лодка

Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух выходит из воды.

Декабрь

«Рукотворный мир»

Познакомить детей со свойствами бумаги, ткани, стекла.. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.

  1. Мир ткани

Узнавать различные виды тканей, сравнивать их качества и свойства. Понять что свойства материала обусловливают способ его употребления.

2.Мир бумаги

Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная). Сравнивать их качественные характеристики и свойства.

  1. Родственники стекла

Узнать предметы изготовленные из стекла, фарфора, керамики. Сравнивать их качественные характеристики и свойства

  1. Попробуем сами!!!

Развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения ранее проделанных опытов по схеме.

Январь

«Человек».

Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.

  1. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем

 

Закрепить представление детей об органах чувств, их назначении.

  1.  Наши помощники глаза.

Познакомить со строением глаза, функцией его частей

Февраль

«Экспериментирование с водой»

Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

  1. Прозрачная вода.

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

  1. Вода принимает форму.

Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

  1. Замерзшая вода.

Выявить, что лед-твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

  1. Тающий лед.

Определить, что лед тает от тепла; что в горячей воде он тает быстрее, что вода на холоде замерзает, а так же принимает форму емкости, в которой находится.

Март

«Свет и отражение»

Формировать у детей знания о свете и его источниках, значимости света для жизни человека. Познакомить с отражением, и его значением.

  1. Свет повсюду

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), исскуственные (лампа, фонарик, свеча).

  1. Свет и тень (Театр теней)

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать спомощью теней образы.

  1. Солнечные зайчики

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом)

  1. Что отражается в зеркале

Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы способные отражать.

Апрель «Экспериментирование с магнитом»

Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

  1. Испытание магнита.

Познакомить детей с физическим явлением-магнетизмом, магнитом и его особенностями.

  1. Ловись, рыбка, и мала, и велика.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

  1. Мы фокусники

Выделить предметы взаимодействующие с магнитом.

  1. Попробуем сами!!!

Развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения ранее проделанных опытов по схеме.

Май

«Экспериментирование с почвой»

Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

  1. Где лучше расти?

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

  1. «Почва-какая она?»

Выделить почвы разные по составу.

  1. «Счастливый случай»

Обобщение ранее полученных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Забавные эксперименты"

Проект по экспериментированию для детей старшего возраста на учебный год....

Мастер-класс для родителей " Забавные эксперименты"

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со сред...

Мастер-класс для родителей детей младшей группы по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Забавные эксперименты».

Цель мастер-класса: Повысить уровень знаний и умений у родителей в методике проведения опытов и экспериментов с детьми....

Мастер - класс "Забавные эксперименты"

Мастер-класс для родителей детей средней группы по познавательно-исследовательской деятельности....

Мастер класс для родителей по теме самообразования "Забавные эксперименты"

quot;Опытно - экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста"...

«Мастер-класс Забавные эксперименты»

Конспект мастер-класса для родителей (законных представителей) группы общеразвивающей направленности от 4 до 5-ти лет  (по реализации дополнительной общеобразовательной програ...

Мастер класс для педагогов ДОУ с детьми средней группы "Забавные эксперименты"

Мастер класс для педагогов ДОУ с детьми средней группы "Забавные эксперименты"...