Особенности работы по использованию музыкально-дидактических игр
методическая разработка на тему
Краткко представлен опыт работы по использованию музыкально-дидактических игр в работе с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno-didakticheskie_igry.docx | 20.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Система работы по использованию дидактических игр для музыкального развития детей дошкольного возраста
Среди многих видов искусства, музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне развитого человека. Давно замечено, что постоянное общение с музыкой, пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира.
Одним из важнейших средств развития самостоятельной, музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, упражнения в виде игры.
Под руководством взрослого, ребёнок учиться сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки, он стремится проявить себя в пении, в танце, играх.
Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр - в том, что они открывают перед ребёнком путь применений полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в том случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
В соответствии с этим музыкально-дидактические игры имеют следующие задачи:
- Развитие звуковысотного слуха
- Развитие чувства ритма
- Развитие тембрового и динамического слуха
- Развитие инициативы, самостоятельности, способности к восприятию
- Развитие творческой активности
- Формирование нравственных качеств личности (чувство товарищества, ответственности и др)
- Обогащение новыми впечатлениями.
Музыкально-дидактическая игра должна включать развитие игровых действий. Игровое действие должно помочь ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
Музыкально-дидактические игры должны быть красочно и интересно оформленными. Карточки с изображением музыкальных образов – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.
Дети могут сами принять участие в изготовлении игр, от этого игры становятся для них более желанными, интересными и любимыми.
Музыкально-дидактические игры можно использовать на музыкальном и других занятиях, в самостоятельной деятельности в свободное время, а также на праздниках и развлечениях.
Применение таких игр на занятии даёт возможность провести его более содержательно и интересно, т. к. в игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений, а также в области восприятия музыки.
Песни и музыка звучат во многих режимных моментах ДОУ. Песня – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребёнок напевает незамысловатую мелодию. Игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринуждённо, брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. В работе над развитием детского песенного творчества применяются несколько типов упражнений – игр:
- Различать высокие и низкие звуки; («Где мои детки?» «Волна звуков»)
- Различать направление движения мелодии вверх и вниз; («Музыкальные лесенки»)
- Петь мажорное и минорное трезвучие («Я иду!» «Ты где?»)
- Вести певческую перекличку («Как тебя зовут?»)
- Петь свои имена;
- Импровизировать мелодию на заданный текст («Музыкальное лото»)
- Подражать ритмическому звучанию инструментов;
- Музыкальные вопросы и ответы («Как живёте, дети?» «Вы куда идёте?» «Что ты хочешь, кошечка?»)
- Сочинение мелодий контрастного характера
В процессе обучения дети охотно включают песенные импровизации в свою самостоятельную деятельность, особенно в сюжетно-ролевые игры. Формирование у детей песенного творчества оказывает прямое влияние на развитие воображения, самостоятельной деятельности, необходимых нравственных качеств: доброжелательности, внимания друг к другу, а также музыкальности в целом.
Для того, чтобы ребёнок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставлять образы я также часто обращаюсь к музыкально-дидактическим играм. Кроме того, применение этих игр даёт возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме.
Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами. Можно поиграть в «чудесный мешочек», где могут прятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Для детей более старшего возраста предлагаются игры «Кого встретил колобок», «В лесу», «Песня – танец – марш», «Найди нужную картинку», «Кто больше?», «Какая музыка?», «Сложи песенку».
Использование музыкально-дидактических игр во время слушания музыки, способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию.
На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие, что необходимо им в самостоятельной музыкальной деятельности и развитию танцевально-игрового творчества.
Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей используются в музыкально-дидактических играх различные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С игрушками бибабо детям интересней выполнять движения в упражнении «Гулять – отдыхать», «Три медвежонка», «Червячки и ворона», «Мы скакали».
Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: придумывать отдельные движения или танец, используя знакомые плясовые движения. Творческие задания сочетаются с игровыми моментами. («Ах ты, Ваня-Ванечка»). Игровая форма разучивания движений помогает ребёнку правильно выполнить ритмический рисунок, в начале простой, а потом более сложный. С первых занятий необходимо развивать в детях стремление самостоятельно с творческими элементами выразительности двигаться под музыку.
Таким образом, музыкально-дидактические игры оказывают большую помощь в развитии двигательной активности детей. Игры «Учитесь танцевать», «Кто как идёт?», «Определи танец», «Придумай пляску», и др. требуют от ребят творческого подхода к выполнению задания. Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Методика использования музыкально-дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности дошкольного учреждения"
Из опыта работы"Методика использования музыкально-дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности дошкольного учреждения"Музыкально-образовательная деятельность строится по заранее ...
Использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми с нарушением зрения
В этой статье я предлагаю дидактические игры для коррекционной работы со слабовидящими детьми. Эти дидактические игры можно использовать как на музыкальных занятиях, так и в повседневной жизни р...
Особенности работы по использованию музыкально-дидактических игр
Краткко представлен опыт работы по использованию музыкально-дидактических игр в работе с дошкольниками...
Классификация и особенности использования музыкально-дидактических игр на занятиях (на примере детей старшего дошкольного возраста)
В данной методической разработке рассматриваютя теоретические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, а так же разработан комплекс музыкально-дидактических игр для детей с...
Буклет для воспитателей ДОО "Использование музыкально-дидактических игр в работе воспитателей с детьми дошкольного возраста"
Буклет предназначен для воспитателей ДОО, поможет педагогам развивать знания воспитанников через музыкальные впечатления, с помощью разнообразных видов музыкальной деятельности, элементов т...
Использование музыкально - дидактических игр в работе с детьми.
Игры для детей раннего и младшего возраста...
Консультация для музыкального руководителя "Использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми с нарушением зрения"
Музыкальное воспитание в детском саду играет большую роль в развитии творческой личности ребенка. А в работе с детьми с нарушением зрения занимает одно из важных мест, так как благодаря использованию ...