"Что, зачем и как?"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Тема: «Что, зачем и как?»
Форма проведения: совместная деятельность детей и родителей
Примерная продолжительность: 50 мин.
Адресат: дети 6-7 лет и их родители
Цель мероприятия:
· привлечение родителей к участию в педагогическом процессе по познавательному развитию детей;
· обучение родителей способам и приемам организации совместной с ребенком поисковой деятельности;
· развитие у детей функционального мышления, когнитивных умений и способностей;
· активизировать мышление детей и родителей.
План:
Упражнение 1. Зачем сделано?
Упражнение 2. Назвать предмет одним главным словом.
Упражнение 3. Односложные загадки.
Упражнение 4. Назвать полезные и вредные функции предметов.
Упражнение 5. Хлопни в ладоши или подпрыгни.
Упражнение 6. «Зачем?»
Упражнение 7. «Не пропаду на необитаемом острове».
Упражнение 8. Что из этого можно сделать?
Упражнение 9. Что этим предметом можно сделать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_deyatelnost.chto_zachem_i_kak.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Что, зачем и как?»
Форма проведения: совместная деятельность детей и родителей
Примерная продолжительность: 50 мин.
Адресат: дети разного возраста и их родители
Цель мероприятия:
- привлечение родителей к участию в педагогическом процессе по познавательному развитию детей;
- обучение родителей способам и приемам организации совместной с ребенком поисковой деятельности;
- развитие у детей функционального мышления, когнитивных умений и способностей;
- активизировать мышление детей и родителей.
План занятия:
Упражнение 1. Зачем сделано?
Упражнение 2. Назвать предмет одним главным словом.
Упражнение 3. Односложные загадки.
Упражнение 4. Назвать полезные и вредные функции предметов.
Упражнение 5. Хлопни в ладоши или подпрыгни.
Упражнение 6. «Зачем?»
Упражнение 7. «Не пропаду на необитаемом острове».
Упражнение 8. Что из этого можно сделать?
Упражнение 9. Что этим предметом можно сделать.
Ход занятия:
Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Тема сегодняшней встречи «Что, зачем и как?
Главное слово сегодня на занятии – это функция. Что такое функция? Нас окружают разные предметы. Но нам ведь важны не сами предметы как таковые, а функции, которые они выполняют. Поэтому функция отвечает на вопросы: «Зачем создан предмет?», «Что предмет должен делать?».
Упражнение 1. Зачем сделано? (Назовите главную функцию)
Детям называют (показывают) различные предметы и спрашивают: Что это такое? Зачем это сделано? Какова главная функция?
Если будет названа второстепенная или вредная функция, спросите: «Разве для этого был задуман предмет (объект)?»
Например: какова главная функция мясорубки? (— Рубить мясо).
— А почему именно рубить? Как сказать точнее? (— Измельчать).
— А почему только мясо? Разве лук и картошку нельзя измельчать? (— Измельчать продукт).
—Именно так и формулируют главную функцию мясорубки инженеры.
Назовите главные функции объектов:
- Парашют — спускать людей и грузы с высоты по воздуху.
- Нота — изображать звук на бумаге.
- Пушка — метать снаряды в цель на большие расстояния.
- Закон — устанавливать общеобязательные правила поведения.
- Компас — указывать направление.
- Парикмахер — стричь, брить, завивать, укладывать волосы.
- Часы — показывать и хранить время.
- Магнитофон — воспроизводить звук, записанный на диск.
- Грим — раскрашивать лицо.
- Билет — удостоверять право или принадлежность к чему-либо.
- Телевизор — показывать изображения и сопровождать их звуками.
- Книга — хранить знания, читать текст.
- Принтер — печатать знаки на бумаге.
- Нож — резать предметы.
- Каша — служить пищей, утолять голод.
Упражнение 2. Назвать предмет одним главным словом.
Детям показывают или называют рукотворный предмет (изготовленный людьми) и спрашивают: «Что это такое? Зачем он сделан? Как назвать его одним главным словом, чтобы все поняли, что это такое? Какое слово обозначает функцию?»
Например: детям показывается зеркало.
Зачем сделано зеркало? (смотреться в него).
А как сказать это одним словом? (смотрелка, отражалка).
Назовите главные функции следующих предметов:
- Окно — светилка и смотрелка
- Зубы — жевалка
- Телефон — слушалка, говорилка и передавалка
- Свечка — светилка.
- Автомобиль, поезд — возилки.
- Корабль — плавалка.
- Стол — держалка.
- Стул — сиделка.
- Мышеловка — ловилка.
- Скворечник — ночевалка, отдыхалка, защищалка, высиживалка, хранилка.
- Книга — читалка.
- Библиотека — читалка, хранилка, выдавалка.
Упражнение 3. Односложные загадки. (Это упражнение обратно упражнению 2)
Сейчас я вам буду загадывать односложные загадки.
Что такое:
- Светилка — это окно, свеча, солнце, стакан со светлячками, солнечный зайчик...
- Хранилка— это шкаф, сундук, сейф, карман, мешок...
- Смотрелка — бинокль, телескоп, лупа, окно, подзорная труба, самолет-разведчик. Дверная скважина — тоже смотрелка, но это не главная функция.
- Нагревалка — печка, радиатор, отражатель, резиновый мешок с горячей водой, кухонная плита.
- Варилка — кастрюля, скороварка, котел, кофейник, турка.
- Носилка — коромысло, рюкзак, сумка, авоська, портфель.
- Трубилка — рог, труба, фанфара, альт.
- Гладилка — утюг, мастерок у штукатура, рука на кошке.
- Держалка — вешалка, наручники.
Упражнение 4. Назвать полезные и вредные функции предметов.
Упражнение выполняется подобно приведенному примеру. Спросите ребенка:
— Зачем сделан автомобиль?
— Чтобы возить людей и грузы.
— А еще что может делать автомобиль?
— Разгоняться, тормозить, гудеть, возить молоко, брызгать грязью, сбивать людей, портить воздух выхлопными газами, светить фарами, ломаться, обгонять другой транспорт.
— А какова все-таки его главная функция? Возить людей.
Предложите детям назвать полезные и вредные функции окружающих их предметов.
Упражнение 5. Хлопни в ладоши или подпрыгни
Какие из приведенных слов не обозначают функцию? Я буду называть слова, а вы, когда услышите функцию предмета, хлопайте в ладоши, если будет другое слово – подпрыгните.
Нагревать, жара, жарить, увеличивать, смотреть, смелость, рисовать, держать, тормозить, тормоз, смешить, измельчать.
Не функции: жара, смелость, тормоз.
Упражнение 6. «Зачем?» (это «коронная» игра функционального анализа и очень трудная).
Детям называет какой-нибудь предмет, состояние или функцию, а потом на любой ответ много раз подряд задает вопросы, начинающиеся с вопроса «зачем?».
Например:
— Зачем сделан стол? (Чтобы ставить и класть на него разные предметы: тарелки, ложки, вилки, еду).
— Зачем ставить на него тарелки и класть ложки? (Чтобы удобно было есть).
— Зачем есть? (Чтобы быть сытым).
— Зачем быть сытым? (Чтобы не умереть с голоду).
— Зачем не умирать с голоду? (Чтоб выжить).
— Зачем жить? (Чтобы быть счастливым).
— Зачем быть счастливым? (Это цель жизни!)
Вот к какому глобальному философскому вопросу мы подошли, задавая на первый взгляд невинный вопрос «Зачем?»
Список исходных объектов для упражнения: стол, корабль, лекарство, книга, колесо.
Упражнение 7. «Не пропаду на необитаемом острове».
Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров и у вас нет предмета, который вам нужен, но вы знаете, что одно и то же дело можно выполнить разными способами.
Придумайте, чем можно забить гвоздь, если нет молотка? (Камнем, кирпичом, топором, поленом, тяжелой железкой, каблуком).
1) В чем или на чем можно плавать по озеру, если обычных плавательных средств нет? (в бочке, ванне, корыте, надутой автокамере, в озере).
2) В чем можно принести ягоды из леса, если нет корзинки? (в шапке, рубашке, бересте, руках, а лучше всего — в животе).
3) Очень хочется рисовать, а красок, кисточки, карандаша — чем обычно рисуют — нет. Дайте 10 ответов на вопрос: чем и на чем можно рисовать? (кирпичом на асфальте; щепкой на песке; мокрой тряпкой на доске; пальцем на запотевшем стекле; мылом на сухом стекле; ягодой на скатерти…).
4) На улице сильный мороз. Ты отдал сестренке свои рукавицы. Как тебе быть? (держать руки в карманах, под мышками, в рукаве; обернуть их шарфом или платком; все время растирать руки (не снегом!); быстро идти домой)
Упражнение 8. Что из этого можно сделать?
Детям предлагаются слова:
- из спичек (сложить разные геометрические фигуры, буквы, цифры, различные узоры, домики, поиграть «в бирюльки», «сложить» задачки);
- из снега (горку, крепость, башню, зверей, иглу);
- из бумаги китайцы делают более 100 разных предметов, назвать хотя бы 10. (можно сделать, кроме книг, газет, тетрадей, конвертов, обоев, еще: тарелки одноразовые, салфетки, скатерти, порох, кальку);
- из картошки (драчену, крахмал, чипсы, пюре);
- из скрепок (отвес; выложить буквы, цепочку; получить кусок прямой проволоки);
- из пуговиц (коллекцию, жужжалку, шашки, фишки);
- из воды (фонтан, кофе, суп).
Упражнение 9. Что этим предметом можно сделать (кроме главной функции)?
Назовите, что с этими предметом можно сделать, кроме его главной функции:
- карандашом (измерить длину; использовать его как указку; размешивать краски; разглаживать фольгу);
- прищепкой для белья (скреплять листы бумаги; использовать в качестве подсвечника (если сверху прикрепить свечку); как «прижималку» при склеивании; как тисочки; как фиксатор);
- Гвоздем (царапать, проколоть дырку, определить силу магнита; гвоздь можно использовать как вешалку, как ось; из гвоздя можно сделать кольцо, опилки);
- Консервная банка (кроме сохранения продуктов, может быть использована как: горшочек для цветов, как мера для сыпучих тел; пепельница);
- Зеркало (кроме главной функции — получать отражения: пускать солнечные зайчики; определять, дышит ли человек; если зеркало разбить, то осколком можно перерезать веревку; зеркалом можно закрыть на стене грязное пятно);
- Ложкой (лекарство, соль, сахарный лесок; источник звука; размешивать жидкости)
Ведущий благодарит за внимание, участие, сотрудничество.
Подведение итогов занятия, прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Зачем логопед задаёт домашние задания?"
Материал предназначен для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей детей с патологиями речи....
Зачем нужны запреты?
Слова "нет" и "нельзя" помогают родителям заботиться о безопасности и здоровье ребенка, а самому малышу - получать представление о том, что такое хорошо и что такое плохо....
Конспект занятия по ОЗОЖ "Зачем нам нужен нос"
Познакомить детей с особенностями строения и выполняемыми функциями носа. Показать его важность в жизни человека...
Зачем ребенку развивающие игры
Игра - это волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка читать считать, писать, а главное думать, рассуждать изобретать и доказывать...
Тема: Зачем детям нужна мама.
Родительское собрание....
Наказывая, подумай "Зачем?"
Семь правил для всех. При дефиците любви становится наказанием сами жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь....
Наказывая подумай "Зачем?"
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь....