"Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"
материал (старшая группа) по теме
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Ласточка» Общеразвивающего вида
п. Урдома, Ленского района, Архангельской области.
Тема:
«Эмоциональное развитие детей
дошкольного возраста».
Воспитатель – Перцева Татьяна Александровна
2010 г.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребёнком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определённые действия, чтобы избежать опасности. Ребёнок грустен или разгневан – значит, у него что – то не в порядке. Ребёнок радуется, выглядит счастливым – значит, в его мире всё хорошо.
ЭМОЦИИ РЕБЁНКА – ЭТО «ПОСЛАНИЕ» ОКРУЖАЮЩИМ ЕГО ВЗРОСЛЫМ О ЕГО СОСТОЯНИИ.
Дети 3 – 5 лет уже вполне могут распознать своё внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить отношение к ним, то есть ребёнок дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. А жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна!
Я выбрала эту тему, так как , она очень интересна и актуальна. Её можно провести через все виды деятельности. Я заметила, что занятия и режимные моменты лучше запоминаются и воспринимаются детьми, если они проходят в эмоциональной форме. Л.С. Выготский писал: « Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли – всё равно мы должны позаботиться о том, чтобы та и другая деятельность стимулировалась эмоционально, эмоционально окрашенный факт запоминается крепче и прочнее, чем безразличный…» .
Прежде чем начать работу были определены следующие задачи эмоционального развития детей:
- Познакомить детей с основными эмоциональными состояниями ( радость, грусть, удивление, страх, злость, спокойствие).
- Обучать азбуке выражения эмоций.
- Научить детей узнавать эмоции не только на иллюстрациях , но и при чтении художественной литературы.
- Показывать эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.
- Объяснять причину эмоционального состояния.
Для начала мы познакомились с основными эмоциями: радость и грусть. Было изготовлено пособие – цветные «воздушные шарики» из картона с изображением эмоций. Мы рассмотрели их, и я объяснила детям, что по разным причинам у людей бывают разные настроения. Потом при чтении и обсуждении художественных произведений, дети могли объяснить, какое настроение было у героев с помощью «воздушных шариков». К концу года мы познакомились и с остальными эмоциональными состояниями: злость, страх, удивление и спокойствие. Была изготовлена дидактическая игра « Собери настроение», на квадратах графически были нарисованы эмоции, квадраты разрезаны на две половинки, дети к одной половине квадрата подбирали другую , чтоб сложилась нужная картинка.
Дети растут и задания усложняются. Я связала цветные яблоки так же с изображением эмоций. На занятии ребята с удовольствием дали имена яблокам в соответствии с эмоцией: грусть- Грустинка – всегда грустит, радость ( счастье) – Веселинка - всегда радуется и так далее. Дальше я объяснила детям, что у каждого настроения есть свой цвет : радость – жёлтый , удивление – зелёный , злость- красный , спокойствие – голубой , грусть – оранжевый , и так далее.
Я связала гусеницу, каждое звено было разного настроения и цвета. На занятии я развернула звенья гусеницы, чтоб дети не видели эмоции, им я дала цветные полоски « приветики» такого же цвета, как и звенья гусеницы. Задача детей состояла в том, что ребёнок должен поздороваться «приветиком» с тем звеном, какого цвета у него полоска и сказать какое это настроение. Ребята с заданиями справились и затем с удовольствием играли с Весёлой гусеницей. Дети не только узнавали эмоции, но и сами показывали их. А перед занятиями мы проводили гимнастику для лица « Солнечный зайчик» ,которая им очень нравится.
Так же была сделана дидактическая игра по математике «Закономерности в эмоциях», с которой дети хорошо справились.
В дальнейшей работе мной был изготовлен куб из поролона грани которого были разного цвета и на них изображены эмоции , этот куб используется как дидактическое пособие на занятиях и во время игры.
Вместе с детьми мы показали сказку «Теремок» . Из старого валенка сделали теремок , а героев связали из ниток . Ребята вошли в образ героев и с интересом показали сказку обыгрывая героев по их характеру и настроению. Я немного усложнила задачу, и мы поставили сказку « Курочка Ряба». Это был « Мимический театр» , так как дети показывали сказку без слов , при помощи мимики и жестов.
Затем мной была изготовлена безликая кукла – « Кукла настроений». Отдельно были сделаны глаза , рот по каждому настроению , брови. Детям были прочитаны истории на каждую эмоцию , а они должны выложить на лице куклы те настроения которые они прослушали.
Таким образом, с помощью игровых приемов, происходит развитие эмоциональной сферы дошкольников. Играя, дети готовятся к свободному общению со сверстниками и взрослыми. Это в дальнейшем поможет избежать многих трудностей. Превращая занятия в игру, мы не только дарим детям положительные эмоции, но и учим основам сложного искусства управления своими эмоциями.
Ход занятия
Дети проходят в группу и садятся на коврик.
- Здравствуйте ребята, я очень рада нашей встрече. Сегодня я предлагаю вам вспомнить все наши настроения и поиграть, а потом я вас кое с кем познакомлю.
- Ребята, а вы помните «Солнечного зайчика»? Давайте позовём его, и пусть он с нами поиграет!
Мимическая гимнастика « Солнечный зайчик».
- Молодцы, вы прекрасно всё выполнили. А сейчас сюрприз! Вы любите сюрпризы?
(Дети проходят на стульчики, за ширмой сидит Кукла – настроений)
- Это – кукла Катя. Давайте с ней поздороваемся по - разному. Ребята, посмотрите на неё, вы ничего не замечаете?
- Правильно у Кати нет лица, нет никакого настроения потому, что с ней никто не играет. Давайте мы с вами поиграем с Катей.
На столе разложены глаза, рот по разным настроениям, воспитатель читает различные истории или отрывки из сказок, в которых герои испытывают различные настроения: удивление, страх, грусть, злость. Игровой приём «Как избавиться от злости», так как дети не умеют писать им дают листочки бумаги, и говорят на кого или на что они злы, затем мнут бумагу и выкидывают в урну вместе со злостью. Или имитируя воздушный шарик , надувая его дети вместе с воздухом выдувают злость. Дети по очереди раскладывают их на кукле при этом, отвечая на вопросы когда они испытывают, то или иное настроение).
- Ребята, я надеюсь, такого настроения у вас никогда не будет.
И последним – радость.
- Да, это самое хорошее настроение! И я вам всем его желаю. И У Кати хорошее настроние , она нас приглашает поиграть.
ФИЗМИНУТКА « Цветик семицветик».
- Ты лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через юг , возвращайся сделав круг, как коснёшься ты земли быть по -моему вели, вели чтоб дети ходили все грустные, прыгали как зайчики, занимались физкультурой, были весёлыми.
- Катя очень рада, что мы с ней поиграли, и хочет вас отблагодарить, подарить игру.
ИГРА «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ НАСТРОЕНИЙ».
Дети садятся за стол им дают по конверту с разрезными картинками , и они их собирают.
- Ребята, чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось?
- Что вы для себя запомнили?
- Мне очень понравилось, как вы занимались, и многое уже знаете и умеете.
Я ВАМ ЖЕЛАЮ ТОЛЬКО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.
В стремительно меняющемся мире, где наблюдается обострение всех противоречий, дети особо остро испытывают потребность в ощущении эмоционального комфорта, в самовыражении и реализации творческих способ...
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста
Эмоции ребёнка дошкольного возраста проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, интересными объектами окружающей действительности. Эмоциональные процессы явля...
Консультация для родителей "Влияние музыки на психо-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"
«Влияние музыки на психо-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»...
"Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"
Статья о влиянии художественной литературы на развитие эмоциональной сферы дошкольников...
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РИТМИКИ
Ритмика является одним из средств эмоционального развития детей, где ритмические упражнения имеют огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития психоэмоцио...
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Эмоционально-личностные и поведенческие нарушения.
Человек - существо эмоциональное, и все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то и или иное отношение, те или иные чувства. Парадокс состоит в том, что одна...