Программа "Содружество"
рабочая программа на тему

Для эффективного взаимоействия педагогов с родителями должна быть создана психологически комфортная образовательная среда, в рамках которой осуществляется реализация системы психолого-педагогического сопровождения семьи от первых дней посещения ребенком группы детского сада до его поступления в школу. Инструментом сопровождения стала , разработанная нами  программа "Содружество". Цель программы: создание системы сотрудничества ДОУ и семьи. Программа состоит из трех подпрограмм семейных клубов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dou_alyonushka.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад «Алёнушка»

ПРОГРАММА

по взаимодействию с семьями воспитанников


Описание организации

МДОУ - детский сад «Алёнушка» функционирует   с 1981г., располагается по адресу: 632382, г. Куйбышев Новосибирской области, квартал 10, дом 8, телефон 24-991, 24-739. В 2014-2015 учебном году численность детей в 6 группах составляет 150. По группам они распределены так:

Вторая ранняя группа (1,5 – 2 лет): 24 ребенка

Первая младшая группа (2 – 3 лет): 24 ребенка

Вторая младшая группа (3 – 4 лет): 26 детей.

Средняя группа(4 – 5 лет): 25 детей

Старшая группа(5 – 6 лет):  25 детей

Подготовительная группа (6 – 7 лет): 26детей

Преобладает количество семей (около 87%) с высшим и средним специальным образованием, с общим средним образованием —13%.


Информационная карта программы.

Полное название программы

«Содружество»

Цель программы

Создание системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения  и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение системы психолого-педагогических знаний.

Задачи программы

1.Повышать уровень психолого-педагогической культуры родителей через их привлечение к участию в теоретических и практических мероприятиях.

2.Поднимать степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье.

3.Расширять  воспитательный потенциал семьи средствами совершенствования научных и практических навыков и умений воспитания детей.

4.Привлекать родителей к активному участию в воспитательно- образовательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Ожидаемые результаты

  • объединений усилий педагогов и родителей для развития и воспитания дошкольников;
  • установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
  • создание особой формы общения между родителями и воспитателями, взаимопроникновение в проблемы друг друга;
  • вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ;
  • активное участие детей и их родителей в мероприятиях различного уровня.

Территория, представляющая программу

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад «Алёнушка»

Автор программы

Коллектив ДОУ «Алёнушка»

Руководитель программы                                                                                                                                                                                                                                                  

Заведующий ДОУ «Алёнушка» Л.А. Абросимова

Кадровое обеспечение

14 педагогов, 2 специалиста

Участники программы

Педагоги ДОУ, воспитанники ДОУ, родители воспитанников

Место проведения

ДОУ «Алёнушка»


ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ.

  1. Пояснительная записка.
  2. Актуальность программы.
  3. Цели и задачи.
  4. Структура программы.
  5. Ожидаемые результаты.
  6. Способы проверки ожидаемых результатов.
  7. Подпрограммы:

- Семейный клуб «За чашкой чая»

- Семейный клуб «Здоровей-ка»

- Семейный клуб «Молодая семья»

  1. Результаты реализации программы.

...самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим дополнением вашему дому, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.

Алан Фромм (из книги «Азбука для родителей»)

 Пояснительная записка.

Аспект взаимодействия и сотрудничества семьи и ДОУ – «вечные» проблемы дошкольной педагогики. Семья была, есть и останется в обозримом будущем самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте.

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных учреждений. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых  инновационных форм взаимодействия с родителями. 

            В  документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается  обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условия для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия  с родителями, социальными партнерами. 

«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами…» (ст.44 п.1 ФЗ «Об образовании в РФ»)

«…образовательные организации оказывают помощь родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей…»  (ст.44 п.2 ФЗ «Об образовании в РФ»).

ФГОС ДО отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения  с семьями детей для успешной реализации  основной общеобразовательной программы ДОУ.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы  и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы организации, формируемой участниками образовательных отношений  с  учётом  образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и  педагогов. 

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

•    информировать родителей (законных представителей) и общественность

относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность;

•    обеспечить открытость дошкольного образования;

•    создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

•    поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;

•    обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

•    создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Инструментом сопровождения родителей стала разработанная нами программа «Содружество».

Актуальность.

Для эффективного взаимодействия педагогов с родителями должна быть создана психологически комфортная образовательная среда, в рамках которой осуществляется реализация системы психолого-педагогического сопровождения семьи от первых дней посещения  ребенка группы детского сада до его поступления в школу. 

Содержание программы отвечает требованиям обновленной образовательной стратегии дошкольного образования, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальные условия для повышения  культуры психолого-педагогических знаний родителей в период введения ФГОС ДО, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в  воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребенка.

Новизна  и  практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; через развитие компетентности повышается заинтересованность родителей, ответственность  за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители  являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, целью которой является развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, этетических  и личностных качеств ребёнка, творческих способностей, а также  развитие предпосылок учебной деятельности.

Теоретическая значимость программы определяется тем, что внесен вклад в решение проблемы повышения качества психолого-педагогического просвещения семьи в условиях ДОУ в период введения ФГОС до  через технологию образования родителей и личностно–ориентированную систему общения,  направленную на обновление и конкретизацию стратегии сотрудничества; уточнения целей, задач и содержания путем введения разнообразных форм и средств психолого-педагогического просвещения; определения показателей эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ и объем педагогических знаний родителей. 

Практическая ценность программы определяется тем, что апробированная  система психолого-педагогического просвещения семьи может быть использована в освоении разных групп родителей, с учетом возраста их детей; содержащиеся в программе практические материалы по методической поддержке педагогов способствуют повышению эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ и семьи; календарно-тематическое планирование мероприятий с родителями может быть использовано педагогами в практической деятельности.

Программа дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского сада и придать ей направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.

Содержание психолого-педагогической работы по реализации программы «Содружество».

Целью программы является создание системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения  и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение системы психолого-педагогических знаний.

Задачи:

1.Повышать уровень психолого-педагогической культуры родителей через их привлечение к участию в теоретических и практических мероприятиях.

2.Поднимать степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье.

3.Расширять  воспитательный потенциал семьи средствами совершенствования научных и практических навыков и умений воспитания детей.

4.Привлекать родителей к активному участию в воспитательно- образовательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Реализация программы рассчитана на один учебный год, содержание реализуется через организацию работы групповых семейных клубов. В ДОУ организованно три семейных клуба, реализующих свою подпрограмму по различным направлениям. 

Структура программы.

Программа «Содружество» включает в себя подпрограммы семейных клубов «За чашкой чая», «Здоровей-ка», «Молодая семья». В каждой подпрограмме определены цель, задачи и мероприятия с родителями с примерным планированием. 

Так же на базе нашего ДОУ в течение 5 лет действует районная творческая площадка «Содружество» для педагогов дошкольных учреждений Куйбышевского района. В рамках РТП педагоги района ищут новые формы взаимодействия с семьями, делятся с коллегами опытом работы.  

Ожидаемые результаты:

  • объединений усилий педагогов и родителей для развития и воспитания дошкольников;
  • установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
  • создание особой формы общения между родителями и воспитателями, взаимопроникновение в проблемы друг друга;
  • вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ;
  • активное участие детей и их родителей в мероприятиях различного уровня.

 Способы проверки ожидаемых результатов.

Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед.

Кроме того, об эффективности  реализации программы можно говорить по результатам численности посещения и активности  родителей на мероприятиях, уровня родительской удовлетворенности и эффективности используемыми формами работы, перспективных технологий в работе с семьей, анализа степени удовлетворенности педагогов работой по реализации программы, мониторинга воспитательно-образовательного процесса  освоения детьми образовательных областей на конец учебного года, успешность участия детей в различных конкурсах.


Подпрограмма «Семейный клуб «За чашкой чая»

Цель: Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка как носителя общественного сознания

Задачи:

  • Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами
  • Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
  • Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
  • Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
  • Обобщать опыт семейного воспитания.
  • Способствовать установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями.

Стратегия работы. 

  • Условия работы              

Целенаправленность

Системность

Плановость

Дифференцированный подход

  • Формы работы

Семинары-практикумы

Консультации

Совместное проведение мероприятий

  • Методы изучения

Анкетирование

Социологический опрос

Беседа

Посещение семьи 

  • Социальный заказ

Укрепление здоровья ребенка

Кружковая деятельность

Речевое развитие

План работы семейного клуба «За чашкой чая»

Тематика и содержание мероприятий

Дата проведения

Практикум «Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка» 

Определение понятия «семья», обсуждение ситуаций, практикум

Октябрь

«Дети и творчество».

Практикум по изготовлению поделок из бумаги, ниток и природного материала. Оформление выставки.

Ноябрь

Акция «Снежный городок»  

Изготовление снежного городка на участке

Декабрь

«Что наша жизнь?...Игра!»

Консультация для родителей, цель которой показать родителям значимость игры для развития ребенка, научить  управлять ребенком с помощью игры,        обозначить критерии выбора игрушки для полноценного             эмоционального развития ребенка.

Февраль

Семейный досуг «Мамы разные»

Конкурс «Рисуем с папой мамин портрет»,

Конкурс чтецов «Стихи о маме»

Март

Практикум «Как научить ребенка жить среди людей»

Теоретическое    и практическое освещение вопросов  социально-нравственного воспитания детей

Апрель

Обмен мнениями о работе клуба за чашкой чая. Подведение итогов.

Анкетирование с целью выявления родительских запросов для дальнейшей работы.

Май

Подпрограмма «Семейный клуб «Здоровей-ка» 

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников и их родителей, ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи:

  • организовать непрерывный процесс взаимодействия с семьями воспитанников, направленного на сохранение и укрепление здоровья детей;
  • формировать единое полноценное развивающее пространство в семье и ДОУ;
  • формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к  своему здоровью. 
  • помочь  педагогам  и  родителям   организовать  с  детьми  оздоровительную  работу, направленную на формирование у них мотивации к здоровому образу жизни, поведенческих навыков здорового образа жизни.

Система работы клуба включает:

  • Целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания.
  • Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. 
  • Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастики, самомассажа, разнообразным видам закаливания и т.д.).

План работы семейного клуба «Здоровей-ка»

 

Тематика и содержание мероприятий

Дата проведения

"Познакомимся поближе!"

  • анкетирование родителей;
  • знакомство с организацией физкультурно-оздоровительной работы;
  • обсуждение плана работы на год.

Сентябрь

Тематическое консультирование: «Привычка к ЗОЖ».

  • педагогическая беседа «Формируем привычку к ЗОЖ с пеленок»;
  • выступление медсестры по данной теме;
  • анкетирование родителей по вопросам ЗОЖ.

Октябрь

 «Физическое развитие ребенка в семье и в ДОУ» Развлечение «Путешествие в Африку».

  •         Познакомить родителей с методической литературой по физическому развитию детей в семье.
  • Мастер-класс инструктора по физ-ре: изготовление нестандартного оборудования.
  • Познакомить родителей с некоторыми методами закаливания в детском саду.

Ноябрь

Вечер вопросов и ответов: «О здоровье всерьез».        

  • Разработать пакет рекомендаций о ЗОЖ.
  • Викторина: «Спорт – это жизнь».
  • Практическое занятие (дети + родители) с инструктором по физ-ре «Развитие координации движений, равновесия, укрепление стопы ног».

Декабрь

Тематическое консультирование "Профилактика детской близорукости"

  • выступление детского врача-специалиста по вопросу профилактики детской близорукости;
  • практикум "Школа для глаз" – обучение родителей гимнастике для глаз;
  • советы народной медицины по укреплению зрения.

Февраль

Тематическое консультирование "Здоровье – это жизнь!":

  • двигательная потребность дошкольника;
  • совместная деятельность детей и взрослых: подвижные игры;
  • обмен семейным опытом;

Индивидуальное консультирование родителей по запросу.

Март

Совместный досуг "Очень важная игрушка – мяч":

  • показ "Школа мяча";
  • совместная деятельность: игры, соревнования, аттракционы.

Апрель

Обмен мнениями о работе клуба за чашкой чая. Подведение итогов.

Анкетирование с целью выявления родительских запросов для дальнейшей работы.

Май

Подпрограмма «Семейный клуб «Молодая семья»

Цель:  повышение педагогической культуры молодых родителей, формирование у них первичного представления об особенностях развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста.

Задачи:

• преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ;

• повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста;

 • пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;

 • осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ;

 • сплотить родительский коллектив;

• способствовать созданию прочного фундамента сотрудничества детского сада и семьи.

Организация работы клуба определена рядом условий:

 • при формировании группы учитываются интересы участников; теоретический материал и практические задания подбираются с учетом специфики интересов слушателей, что способствует повышению учебной мотивации каждого участника;

• занятия проводятся в группах численностью от 10 до 20 человек;

• всех участники обеспечиваются раздаточным материалом.

 Содержание работы клуба.

Каждая встреча в клубе рассчитана на 1-1,5 часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена по желанию ведущего (педагога) и в зависимости от цели. Каждая встреча посвящена работе над определенной проблемой и состоит из нескольких этапов:

1. Приветствие. На этом этапе участники подготавливаются к психологической работе. Для этой цели используются игры, некоторые из них выполняются на каждой встрече и становятся своеобразным ритуалом группы, что способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу и благоприятный психологический климат.

 2. Основная часть. Основная форма проведения встреч — практическая работа (дискуссии, разыгрывание ролевых ситуаций, игровые упражнения), во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми. Практической работе предшествует ознакомление с теоретическим материалом («консультация»).

 3. Эмоциональная регуляция. На этом этапе применяется техника релаксации, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, снятию в них локального напряжения, к переключаемости с травмирующих переживаний к гармоничным состояниям.

4. Подведение итогов. Во время проведения процедуры обратной связи («самооценка» или «рефлексия») в конце занятия можно использовать следующие методы:

1) Письменная форма (каждый участник отвечает на вопросы): — Чем полезна именно для вас данная встреча? — Ваши пожелания на следующее занятие? И др.

 2) Устная форма (продолжить фразу: «Работая с группой, я понял...», или по кругу передается мяч и участники поочередно отвечают на вопросы ведущего).

На этом этапе возможно получение домашнего задания:

♦ продумать свою позицию или поведение по какому-либо вопросу;

♦ проанализировать свою жизненную ситуацию, подобную предложенной;

♦ вести дневник своих ощущений.

План работы семейного клуба «Молодая семья»

Тематика заседаний

Форма проведения

Сроки

1

«Родитель — это звучит гордо»

Беседа

Август

2

«Адаптируемся вместе»

Практикум

Сентябрь

3

«Растим малыша здоровым»

Консультация

Октябрь

4

«Правила жизни моего ребенка»

Тренинг

Ноябрь

5

«Мотивы детской истерики»

Тренинг

Декабрь

6

«Игра в жизни ребенка раннего возраста»

Деловая игра

Январь

7

«Ладушки-ладушки» (о развитии мелкой моторики)

Активная консультация

Февраль

8

«Поговори со мною, мама» (о развитии речи)

Круглый стол

Март

9

«В царстве упрямства и капризов, или Кризис трех лет»

Практикум

Апрель

10

Итоговое заседание (эффективность деятельности, анализ работы клуба, планирование на следующий год)

Круглый стол

Май

Результаты реализации программы.

Реализация программы  способствовала:

  • Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
  • Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
  • Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей.
  • Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
  • Обобщению опыта семейного воспитания.
  • Повышению степени участия родителей в образовательном процессе.
  • Увеличению количества победителей и призёров конкурсов различного уровня.
  • Активизации педагогов ДОУ в представлении своего опыта взаимодействия с родителями на различных уровнях.
  • Повышение уровня удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОУ.