Программа "Содружество"
рабочая программа на тему
Для эффективного взаимоействия педагогов с родителями должна быть создана психологически комфортная образовательная среда, в рамках которой осуществляется реализация системы психолого-педагогического сопровождения семьи от первых дней посещения ребенком группы детского сада до его поступления в школу. Инструментом сопровождения стала , разработанная нами программа "Содружество". Цель программы: создание системы сотрудничества ДОУ и семьи. Программа состоит из трех подпрограмм семейных клубов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dou_alyonushka.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад «Алёнушка»
ПРОГРАММА
по взаимодействию с семьями воспитанников
Описание организации
МДОУ - детский сад «Алёнушка» функционирует с 1981г., располагается по адресу: 632382, г. Куйбышев Новосибирской области, квартал 10, дом 8, телефон 24-991, 24-739. В 2014-2015 учебном году численность детей в 6 группах составляет 150. По группам они распределены так:
Вторая ранняя группа (1,5 – 2 лет): 24 ребенка
Первая младшая группа (2 – 3 лет): 24 ребенка
Вторая младшая группа (3 – 4 лет): 26 детей.
Средняя группа(4 – 5 лет): 25 детей
Старшая группа(5 – 6 лет): 25 детей
Подготовительная группа (6 – 7 лет): 26детей
Преобладает количество семей (около 87%) с высшим и средним специальным образованием, с общим средним образованием —13%.
Информационная карта программы.
Полное название программы | «Содружество» |
Цель программы | Создание системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение системы психолого-педагогических знаний. |
Задачи программы | 1.Повышать уровень психолого-педагогической культуры родителей через их привлечение к участию в теоретических и практических мероприятиях. 2.Поднимать степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье. 3.Расширять воспитательный потенциал семьи средствами совершенствования научных и практических навыков и умений воспитания детей. 4.Привлекать родителей к активному участию в воспитательно- образовательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей. |
Ожидаемые результаты |
|
Территория, представляющая программу | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад «Алёнушка» |
Автор программы | Коллектив ДОУ «Алёнушка» |
Руководитель программы | Заведующий ДОУ «Алёнушка» Л.А. Абросимова |
Кадровое обеспечение | 14 педагогов, 2 специалиста |
Участники программы | Педагоги ДОУ, воспитанники ДОУ, родители воспитанников |
Место проведения | ДОУ «Алёнушка» |
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ.
- Пояснительная записка.
- Актуальность программы.
- Цели и задачи.
- Структура программы.
- Ожидаемые результаты.
- Способы проверки ожидаемых результатов.
- Подпрограммы:
- Семейный клуб «За чашкой чая»
- Семейный клуб «Здоровей-ка»
- Семейный клуб «Молодая семья»
- Результаты реализации программы.
...самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим дополнением вашему дому, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.
Алан Фромм (из книги «Азбука для родителей»)
Пояснительная записка.
Аспект взаимодействия и сотрудничества семьи и ДОУ – «вечные» проблемы дошкольной педагогики. Семья была, есть и останется в обозримом будущем самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте.
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных учреждений. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условия для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами.
«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами…» (ст.44 п.1 ФЗ «Об образовании в РФ»)
«…образовательные организации оказывают помощь родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей…» (ст.44 п.2 ФЗ «Об образовании в РФ»).
ФГОС ДО отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Инструментом сопровождения родителей стала разработанная нами программа «Содружество».
Актуальность.
Для эффективного взаимодействия педагогов с родителями должна быть создана психологически комфортная образовательная среда, в рамках которой осуществляется реализация системы психолого-педагогического сопровождения семьи от первых дней посещения ребенка группы детского сада до его поступления в школу.
Содержание программы отвечает требованиям обновленной образовательной стратегии дошкольного образования, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальные условия для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей в период введения ФГОС ДО, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребенка.
Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; через развитие компетентности повышается заинтересованность родителей, ответственность за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, целью которой является развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, этетических и личностных качеств ребёнка, творческих способностей, а также развитие предпосылок учебной деятельности.
Теоретическая значимость программы определяется тем, что внесен вклад в решение проблемы повышения качества психолого-педагогического просвещения семьи в условиях ДОУ в период введения ФГОС до через технологию образования родителей и личностно–ориентированную систему общения, направленную на обновление и конкретизацию стратегии сотрудничества; уточнения целей, задач и содержания путем введения разнообразных форм и средств психолого-педагогического просвещения; определения показателей эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ и объем педагогических знаний родителей.
Практическая ценность программы определяется тем, что апробированная система психолого-педагогического просвещения семьи может быть использована в освоении разных групп родителей, с учетом возраста их детей; содержащиеся в программе практические материалы по методической поддержке педагогов способствуют повышению эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ и семьи; календарно-тематическое планирование мероприятий с родителями может быть использовано педагогами в практической деятельности.
Программа дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского сада и придать ей направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.
Содержание психолого-педагогической работы по реализации программы «Содружество».
Целью программы является создание системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение системы психолого-педагогических знаний.
Задачи:
1.Повышать уровень психолого-педагогической культуры родителей через их привлечение к участию в теоретических и практических мероприятиях.
2.Поднимать степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье.
3.Расширять воспитательный потенциал семьи средствами совершенствования научных и практических навыков и умений воспитания детей.
4.Привлекать родителей к активному участию в воспитательно- образовательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Реализация программы рассчитана на один учебный год, содержание реализуется через организацию работы групповых семейных клубов. В ДОУ организованно три семейных клуба, реализующих свою подпрограмму по различным направлениям.
Структура программы.
Программа «Содружество» включает в себя подпрограммы семейных клубов «За чашкой чая», «Здоровей-ка», «Молодая семья». В каждой подпрограмме определены цель, задачи и мероприятия с родителями с примерным планированием.
Так же на базе нашего ДОУ в течение 5 лет действует районная творческая площадка «Содружество» для педагогов дошкольных учреждений Куйбышевского района. В рамках РТП педагоги района ищут новые формы взаимодействия с семьями, делятся с коллегами опытом работы.
Ожидаемые результаты:
- объединений усилий педагогов и родителей для развития и воспитания дошкольников;
- установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
- создание особой формы общения между родителями и воспитателями, взаимопроникновение в проблемы друг друга;
- вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ;
- активное участие детей и их родителей в мероприятиях различного уровня.
Способы проверки ожидаемых результатов.
Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед.
Кроме того, об эффективности реализации программы можно говорить по результатам численности посещения и активности родителей на мероприятиях, уровня родительской удовлетворенности и эффективности используемыми формами работы, перспективных технологий в работе с семьей, анализа степени удовлетворенности педагогов работой по реализации программы, мониторинга воспитательно-образовательного процесса освоения детьми образовательных областей на конец учебного года, успешность участия детей в различных конкурсах.
Подпрограмма «Семейный клуб «За чашкой чая»
Цель: Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка как носителя общественного сознания
Задачи:
- Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами
- Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
- Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
- Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
- Обобщать опыт семейного воспитания.
- Способствовать установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями.
Стратегия работы.
- Условия работы
Целенаправленность
Системность
Плановость
Дифференцированный подход
- Формы работы
Семинары-практикумы
Консультации
Совместное проведение мероприятий
- Методы изучения
Анкетирование
Социологический опрос
Беседа
Посещение семьи
- Социальный заказ
Укрепление здоровья ребенка
Кружковая деятельность
Речевое развитие
План работы семейного клуба «За чашкой чая»
№ | Тематика и содержание мероприятий | Дата проведения |
Практикум «Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка» Определение понятия «семья», обсуждение ситуаций, практикум | Октябрь | |
«Дети и творчество». Практикум по изготовлению поделок из бумаги, ниток и природного материала. Оформление выставки. | Ноябрь | |
Акция «Снежный городок» Изготовление снежного городка на участке | Декабрь | |
«Что наша жизнь?...Игра!» Консультация для родителей, цель которой показать родителям значимость игры для развития ребенка, научить управлять ребенком с помощью игры, обозначить критерии выбора игрушки для полноценного эмоционального развития ребенка. | Февраль | |
Семейный досуг «Мамы разные» Конкурс «Рисуем с папой мамин портрет», Конкурс чтецов «Стихи о маме» | Март | |
Практикум «Как научить ребенка жить среди людей» Теоретическое и практическое освещение вопросов социально-нравственного воспитания детей | Апрель | |
Обмен мнениями о работе клуба за чашкой чая. Подведение итогов. Анкетирование с целью выявления родительских запросов для дальнейшей работы. | Май |
Подпрограмма «Семейный клуб «Здоровей-ка»
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников и их родителей, ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи:
- организовать непрерывный процесс взаимодействия с семьями воспитанников, направленного на сохранение и укрепление здоровья детей;
- формировать единое полноценное развивающее пространство в семье и ДОУ;
- формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
- помочь педагогам и родителям организовать с детьми оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации к здоровому образу жизни, поведенческих навыков здорового образа жизни.
Система работы клуба включает:
- Целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания.
- Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
- Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастики, самомассажа, разнообразным видам закаливания и т.д.).
План работы семейного клуба «Здоровей-ка»
№ | Тематика и содержание мероприятий | Дата проведения |
"Познакомимся поближе!"
| Сентябрь | |
Тематическое консультирование: «Привычка к ЗОЖ».
| Октябрь | |
«Физическое развитие ребенка в семье и в ДОУ» Развлечение «Путешествие в Африку».
| Ноябрь | |
Вечер вопросов и ответов: «О здоровье всерьез».
| Декабрь | |
Тематическое консультирование "Профилактика детской близорукости"
| Февраль | |
Тематическое консультирование "Здоровье – это жизнь!":
Индивидуальное консультирование родителей по запросу. | Март | |
Совместный досуг "Очень важная игрушка – мяч":
| Апрель | |
Обмен мнениями о работе клуба за чашкой чая. Подведение итогов. Анкетирование с целью выявления родительских запросов для дальнейшей работы. | Май |
Подпрограмма «Семейный клуб «Молодая семья»
Цель: повышение педагогической культуры молодых родителей, формирование у них первичного представления об особенностях развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
• преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ;
• повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста;
• пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
• осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ;
• сплотить родительский коллектив;
• способствовать созданию прочного фундамента сотрудничества детского сада и семьи.
Организация работы клуба определена рядом условий:
• при формировании группы учитываются интересы участников; теоретический материал и практические задания подбираются с учетом специфики интересов слушателей, что способствует повышению учебной мотивации каждого участника;
• занятия проводятся в группах численностью от 10 до 20 человек;
• всех участники обеспечиваются раздаточным материалом.
Содержание работы клуба.
Каждая встреча в клубе рассчитана на 1-1,5 часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена по желанию ведущего (педагога) и в зависимости от цели. Каждая встреча посвящена работе над определенной проблемой и состоит из нескольких этапов:
1. Приветствие. На этом этапе участники подготавливаются к психологической работе. Для этой цели используются игры, некоторые из них выполняются на каждой встрече и становятся своеобразным ритуалом группы, что способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу и благоприятный психологический климат.
2. Основная часть. Основная форма проведения встреч — практическая работа (дискуссии, разыгрывание ролевых ситуаций, игровые упражнения), во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми. Практической работе предшествует ознакомление с теоретическим материалом («консультация»).
3. Эмоциональная регуляция. На этом этапе применяется техника релаксации, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, снятию в них локального напряжения, к переключаемости с травмирующих переживаний к гармоничным состояниям.
4. Подведение итогов. Во время проведения процедуры обратной связи («самооценка» или «рефлексия») в конце занятия можно использовать следующие методы:
1) Письменная форма (каждый участник отвечает на вопросы): — Чем полезна именно для вас данная встреча? — Ваши пожелания на следующее занятие? И др.
2) Устная форма (продолжить фразу: «Работая с группой, я понял...», или по кругу передается мяч и участники поочередно отвечают на вопросы ведущего).
На этом этапе возможно получение домашнего задания:
♦ продумать свою позицию или поведение по какому-либо вопросу;
♦ проанализировать свою жизненную ситуацию, подобную предложенной;
♦ вести дневник своих ощущений.
План работы семейного клуба «Молодая семья»
№ | Тематика заседаний | Форма проведения | Сроки |
1 | «Родитель — это звучит гордо» | Беседа | Август |
2 | «Адаптируемся вместе» | Практикум | Сентябрь |
3 | «Растим малыша здоровым» | Консультация | Октябрь |
4 | «Правила жизни моего ребенка» | Тренинг | Ноябрь |
5 | «Мотивы детской истерики» | Тренинг | Декабрь |
6 | «Игра в жизни ребенка раннего возраста» | Деловая игра | Январь |
7 | «Ладушки-ладушки» (о развитии мелкой моторики) | Активная консультация | Февраль |
8 | «Поговори со мною, мама» (о развитии речи) | Круглый стол | Март |
9 | «В царстве упрямства и капризов, или Кризис трех лет» | Практикум | Апрель |
10 | Итоговое заседание (эффективность деятельности, анализ работы клуба, планирование на следующий год) | Круглый стол | Май |
Результаты реализации программы.
Реализация программы способствовала:
- Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
- Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
- Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей.
- Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
- Обобщению опыта семейного воспитания.
- Повышению степени участия родителей в образовательном процессе.
- Увеличению количества победителей и призёров конкурсов различного уровня.
- Активизации педагогов ДОУ в представлении своего опыта взаимодействия с родителями на различных уровнях.
- Повышение уровня удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОУ.