Консультация для воспитателей "Эстетическое воспитание детей"
консультация

Балмуш Олеся Олеговна

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Музыкально-эстетическая культура детей дошкольного возраста: сущность и пути формирования».

Понятие музыкально-эстетическая культура в методической литературе и практике очень распространено, однако научных исследований тему этого феномена практически нет.

В современной музыкально-педагогической теории принципиальным является вопрос содержания понятий музыкальная культура, эстетическая культура и муз.-эстетическая культура личности.

Д.Б,Кабалевский считал, что музыкальная грамотность по сути является музыкальной культурой, которая проявляется в:

-способности воспроизводить музыку, как живое образовательное искусство, рождённое жизнью и неразрывно с ней связанное;

-особом «чувстве музыки», позволяющем воспроизводить её эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого;

-умение на слух воспроизводить характер музыки и характер её исполнения.

О.П.Радынова музыкальную культуру ребёнка рассматривала как интегративное личностное качество, формирующегося в процессе системного, целенаправленного воспитания и обучения на основе:

-эмоциональной отзывчивости музыкального произведения искусства;

-музыкально-образовательного мышления и воображения;

-накопление интонационного и познавательного опыта в творческой музыкальной деятельности;

-развитие всех компонентов музыкально-эстетического сознания.

Приобщение ребёнка к музыкальному искусству наиболее эффективно осуществляется в диалоге культур: музыкальной, художественной, эстетической, театральной, игровой. Т.Е.  развитие музыкально-эстетической культуры ребёнка присущ принцип интеграции.

Суть методики формирования основ музыкально-эстетической  культуры заключается в активизации и установлении взаимосвязи эмоционального и осознанного восприятия музыкального произведения на основе творческого диалога ребёнка с искусством, организованного в форме музыкальной игры.

Игровое моделирование музыкального содержания мы рассматриваем как средства постижения музыкально-образного содержания музыки,универсального метода эстетического развития, интегративную форму протекания культуротворческой деятельности детей.

Музыкально-игровое творчество можно классифицировать на три блока:

Первый блок музыкальных игр  основан на механизме  уподобления. Это творческая деятельность по ориентировки и способах выражения музыкальной мысли, которые свидетельствуют об активной позиции участников игры.

Закон уподобления наиболее эффективно реальзуется в ходе музыкальной игры, попуждая детей к эмоциональному отклику.

Можно выделить следующие игры-уподобления:

  1. Тактильные
  2. Двигательные
  3. Интонационные
  4. Вокальные
  5. Инструментальные
  6. Цветомузыкальные

Второй блок музыкальных игр основан на механизме интеграции.

Это осмысленное и истолкованное содержание музыки в виде эмоционально наполненного  сюжетно-игрового  действия. Цель таких игр – активизация имеющегося опыта, ориентировка в  способах творческой игровой деятельности в полноценном полихудожественном пространстве. В музыкальной игре –интерпритации творческая деятельность, основанная на ассоциации и синестезии.

В соответствии с характером игровых действий предлагаются следующие разновидности музыкальных игр:

1.  игры –инсценировки. Предполагают интерпритацию музыкального содержания посредством ритмопластических, пантомимических и танцевальных движений («изобрази музыку»,  «покажи жестом»).

2. игры-настроения. Предполагают выражение характера музыкальных произведений посредством создания абстрактного образа, соответствующего настроению музыки- радости, грусти, нежности, ласки и т.д. Такие игры позволяют сформировать представления о музыке, как об искусстве, которое отражает чувства и настроения человека.

3. игры-образы. Близки по характеру к играм-инсценировкам и играм-настроениям, однако наличие одного персонажа предполагает иную игровую ситуацию. Персонажем становится образ пр. муз. Произведения. Игра-образ кратковременна, в ней не присутствует развитие сюжета. Главное в ней, как можно выразительнее передать характер музыкального-произведения посредством создания его образной модели.

4. игры-размышления. Направлены на соотнесение жанрово-стилистического родства музыкальных, художественных и литературных произведений, при доминирующем музыкальном искусстве в игровой деятельности. Такие игры протекают как в форме эстетических суждений, так и в форме ритмопластических эстетических мыслей.

Третий  блок музыкальных игр основан на музыкальной импровизации, т.е. на применении освоенных эталонных способов творческой деятельности и их трансформаций в новых условиях, в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями дошкольников.

Игры-импровизации  -это особый вид  деятельности, в котором совпадает процесс и продукт. Этот процесс создания продукта без предварительной подготовки. Такая активность требует умения фантазировать, комбинировать, варьировать преобразовывать и пересочинять. Импровизация- это форма практической музыкальной творческой деятельности, основанная на инициативном воображении и образном познании мира. В импровизации находят выход первые навыки творческого мышления и самые ценные опыты творчества. Цель такой игры- развитие творческих способностей, путём создания музыкально-игровых образов в различных видах продуктивной музыкальной деятельности:

-сочинение сюжетов игр;

-создание образа героя сюжетно-музыкальной игры;

-режессура последовательности музыкальных произведений;

-фантазирование по поводу различных событий.

Можно выделить следующюю разновидность игр-импровизаций:

1. Игра-сказка – это сюжетно-игровой комплекс, выстроенный на основе волшебной или бытовой сказки.

2. Игра-карнавал подобна импровизированному празднику. В игре нет строгой сюжетной линии, она может быть придумана детьми на основе содержания музыкального произведения, темы праздника, доминирующей музыкальной деятельности.

3. Игра-опера (балет).   Дети импровизируют мелодию на основе текста (в балете ритмопластические и танцевальные движения).

4. Игры-фантазии ориентированы на развитие художественно-творческие способности детей, таких как сочинение сюжетов на основе логики развития музыкального образа произвеления. В основу этих игр положен процесс музыкально-творческой импровизации по поводу событий, происходящих внутри музыкального образа. Сюжеты, которые появляются в результате фантазирования и сочинения, могут составлять основу игр-инсценеровок и игр-сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание детей через приобщение к народной культуре"

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в наци...

Консультация по музыкальному воспитанию детей «Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»

В консультации представлен теоретический материал о музыкально-ритмических движениях, даны некоторые приемы для разучивания и закрепления ритмического рисунка, а также есть подборка двигательных упраж...

Консультация по патриотическому воспитанию детей в ДОУ

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам,...

консультация "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает ув...

Консультация для родителей «Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»

"Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»...

Консультация для родителей "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II - пример для воспитания современных детей"

Вопрос воспитания ребенка актуален во все времена и волнует многих родителей. Материал консультации ответит на многие интересующие родителей вопросы, поскажет, как правильно воспитать ребенка в соврем...