Консультация для воспитателей "Эстетическое воспитание детей"
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
«Музыкально-эстетическая культура детей дошкольного возраста: сущность и пути формирования».
Понятие музыкально-эстетическая культура в методической литературе и практике очень распространено, однако научных исследований тему этого феномена практически нет.
В современной музыкально-педагогической теории принципиальным является вопрос содержания понятий музыкальная культура, эстетическая культура и муз.-эстетическая культура личности.
Д.Б,Кабалевский считал, что музыкальная грамотность по сути является музыкальной культурой, которая проявляется в:
-способности воспроизводить музыку, как живое образовательное искусство, рождённое жизнью и неразрывно с ней связанное;
-особом «чувстве музыки», позволяющем воспроизводить её эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого;
-умение на слух воспроизводить характер музыки и характер её исполнения.
О.П.Радынова музыкальную культуру ребёнка рассматривала как интегративное личностное качество, формирующегося в процессе системного, целенаправленного воспитания и обучения на основе:
-эмоциональной отзывчивости музыкального произведения искусства;
-музыкально-образовательного мышления и воображения;
-накопление интонационного и познавательного опыта в творческой музыкальной деятельности;
-развитие всех компонентов музыкально-эстетического сознания.
Приобщение ребёнка к музыкальному искусству наиболее эффективно осуществляется в диалоге культур: музыкальной, художественной, эстетической, театральной, игровой. Т.Е. развитие музыкально-эстетической культуры ребёнка присущ принцип интеграции.
Суть методики формирования основ музыкально-эстетической культуры заключается в активизации и установлении взаимосвязи эмоционального и осознанного восприятия музыкального произведения на основе творческого диалога ребёнка с искусством, организованного в форме музыкальной игры.
Игровое моделирование музыкального содержания мы рассматриваем как средства постижения музыкально-образного содержания музыки,универсального метода эстетического развития, интегративную форму протекания культуротворческой деятельности детей.
Музыкально-игровое творчество можно классифицировать на три блока:
Первый блок музыкальных игр основан на механизме уподобления. Это творческая деятельность по ориентировки и способах выражения музыкальной мысли, которые свидетельствуют об активной позиции участников игры.
Закон уподобления наиболее эффективно реальзуется в ходе музыкальной игры, попуждая детей к эмоциональному отклику.
Можно выделить следующие игры-уподобления:
- Тактильные
- Двигательные
- Интонационные
- Вокальные
- Инструментальные
- Цветомузыкальные
Второй блок музыкальных игр основан на механизме интеграции.
Это осмысленное и истолкованное содержание музыки в виде эмоционально наполненного сюжетно-игрового действия. Цель таких игр – активизация имеющегося опыта, ориентировка в способах творческой игровой деятельности в полноценном полихудожественном пространстве. В музыкальной игре –интерпритации творческая деятельность, основанная на ассоциации и синестезии.
В соответствии с характером игровых действий предлагаются следующие разновидности музыкальных игр:
1. игры –инсценировки. Предполагают интерпритацию музыкального содержания посредством ритмопластических, пантомимических и танцевальных движений («изобрази музыку», «покажи жестом»).
2. игры-настроения. Предполагают выражение характера музыкальных произведений посредством создания абстрактного образа, соответствующего настроению музыки- радости, грусти, нежности, ласки и т.д. Такие игры позволяют сформировать представления о музыке, как об искусстве, которое отражает чувства и настроения человека.
3. игры-образы. Близки по характеру к играм-инсценировкам и играм-настроениям, однако наличие одного персонажа предполагает иную игровую ситуацию. Персонажем становится образ пр. муз. Произведения. Игра-образ кратковременна, в ней не присутствует развитие сюжета. Главное в ней, как можно выразительнее передать характер музыкального-произведения посредством создания его образной модели.
4. игры-размышления. Направлены на соотнесение жанрово-стилистического родства музыкальных, художественных и литературных произведений, при доминирующем музыкальном искусстве в игровой деятельности. Такие игры протекают как в форме эстетических суждений, так и в форме ритмопластических эстетических мыслей.
Третий блок музыкальных игр основан на музыкальной импровизации, т.е. на применении освоенных эталонных способов творческой деятельности и их трансформаций в новых условиях, в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями дошкольников.
Игры-импровизации -это особый вид деятельности, в котором совпадает процесс и продукт. Этот процесс создания продукта без предварительной подготовки. Такая активность требует умения фантазировать, комбинировать, варьировать преобразовывать и пересочинять. Импровизация- это форма практической музыкальной творческой деятельности, основанная на инициативном воображении и образном познании мира. В импровизации находят выход первые навыки творческого мышления и самые ценные опыты творчества. Цель такой игры- развитие творческих способностей, путём создания музыкально-игровых образов в различных видах продуктивной музыкальной деятельности:
-сочинение сюжетов игр;
-создание образа героя сюжетно-музыкальной игры;
-режессура последовательности музыкальных произведений;
-фантазирование по поводу различных событий.
Можно выделить следующюю разновидность игр-импровизаций:
1. Игра-сказка – это сюжетно-игровой комплекс, выстроенный на основе волшебной или бытовой сказки.
2. Игра-карнавал подобна импровизированному празднику. В игре нет строгой сюжетной линии, она может быть придумана детьми на основе содержания музыкального произведения, темы праздника, доминирующей музыкальной деятельности.
3. Игра-опера (балет). Дети импровизируют мелодию на основе текста (в балете ритмопластические и танцевальные движения).
4. Игры-фантазии ориентированы на развитие художественно-творческие способности детей, таких как сочинение сюжетов на основе логики развития музыкального образа произвеления. В основу этих игр положен процесс музыкально-творческой импровизации по поводу событий, происходящих внутри музыкального образа. Сюжеты, которые появляются в результате фантазирования и сочинения, могут составлять основу игр-инсценеровок и игр-сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Воспитание детей через приобщение к народной культуре"
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в наци...
Консультация по музыкальному воспитанию детей «Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»
В консультации представлен теоретический материал о музыкально-ритмических движениях, даны некоторые приемы для разучивания и закрепления ритмического рисунка, а также есть подборка двигательных упраж...
Консультация по патриотическому воспитанию детей в ДОУ
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам,...
консультация "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает ув...
Консультация для родителей "Воспитание детей на традициях народной культуры"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»
"Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»...
Консультация для родителей "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II - пример для воспитания современных детей"
Вопрос воспитания ребенка актуален во все времена и волнует многих родителей. Материал консультации ответит на многие интересующие родителей вопросы, поскажет, как правильно воспитать ребенка в соврем...