Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения дошкольников
консультация по теме
Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. В условиях реализации ФГОС в работе дошкольных учреждений дидактические игры занимают важное место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. «Ведущая деятельность не есть преобладающая, а ведущая деятельность та, которая ведет за собой развитие».
В условиях реализации ФГОС в работе дошкольных учреждений дидактические игры занимают важное место. Они используются на занятиях и в свободное от занятий время.
Системы дидактической игры для дошкольников впервые были разработаны Ф. Фребелем и М. Монтессори.
Еще в 40-50-е годы прошлого века в отечественной педагогической практике дидактической игре в дошкольном воспитании отводилась роль средства отдыха от серьезных учебных занятий.
В 1960-70 накапливался опыт использования игры и как средства активизации учебного процесса.
С 1970-80 введение обучения с 6 летнего возраста стимулировало использование дидактической игры в учебно - воспитательном процессе.
Специфическим признаком дидактической игры является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть обособлены, выделены в явном виде (для воспитателя и в конечном итоге для ребенка). Дидактическая игра, как правило, ограничена во времени, в большинстве случаев игровые действия подчинены фиксированным правилам (исключением могут служить некоторые развивающие дидактические игры, например, для сенсорного развития дошкольников), их педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием в ходе игры материальных продуктов учебно-игровой деятельности. В рамках дидактической игры цели обучения достигаются через решение игровых задач. При проведении игры воспитатель выступает одновременно как организатор взаимосвязанных, но существенно различающихся видов деятельности воспитанников - игровой и учебно-познавательной, стремиться не только достичь дидактические цели, но и сохранить и развить увлеченность, заинтересованность, самостоятельность детей. Например, при проведении дидактической игры соревновательного характера он обращает внимание на правильность и точность ответов (действий) ребенка, адекватность принимаемых им решений. В то же время, не ограничиваясь узкоучебными результатами игры, воспитатель поощряет быстроту реакции, находчивость, сообразительность, ловкость, соблюдение правил, сплоченность команды, взаимопомощь.
Для практики дошкольного воспитания особенно важным является развивающее действие дидактической игры: развитие двигательного аппарата, психомоторики, навыков поведения в соответствии с правилами. Механизм идентификации, сопереживания, умение представлять себя в чужой роли, формирование умений планировать, оценивать предстоящие действия, ориентироваться в ситуации, развитие навыков сотрудничества (особенно в командных играх), ряда личностных качеств (терпения, настойчивости, самоконтроля), делая игру школой произвольного поведения. Поэтому важным является целенаправленное обучение самой процедуре игры, объяснение ее содержания, правил, способов действий, формирование у детей самоконтроля и взаимоконтроля в ходе игры.
Интерес детей к дидактической игре перемещается от игрового действия (младший, средний дошкольный возраст) к умственной задаче (старший дошкольный возраст).
Мотивы участия в дидактических играх - это интерес детей к деятельности, предлагаемой взрослым. Право выбора, добровольное участие предоставляется детям, но руководящая роль сохраняется за взрослым, педагогом: он определяет дидактические задачи, подбирает соответствующее им содержание деятельности.
- В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует мыслительного усилия, преодоления некоторых трудностей;
- каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей;
- дидактизм должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором.
Практически для каждой игры даются варианты упрошенного и усложненного ее проведения. Внимательно присматриваясь к ребенку во время игры, воспитатель оценивает его индивидуальные способности, определяет зоны актуального и ближайшего развития.
Если ребенок легко и быстро справляется с занятиями, можно предлагать ему более сложные, и, наоборот, в случае затруднения - лучше подольше задержаться на простых. Бессмысленно упрекать детей и форсировать события.
Важно вселить в ребенка уверенность, сформировать умение отстаивать свою точку зрения, уметь ее проанализировать, доказать другим. Так же нужно научить ребенка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.
Для достижения положительных результатов в развитии и обучении детей через организацию дидактических игр, необходимо соблюдать следующие условия:
- положительный эмоциональный настрой;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- регулярность;
- принцип системности: от простого к сложному;
- результат для ребенка выступает как состояние актуализированной потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью заниматься предложенной деятельностью; для взрослого (воспитателя) - как уровень достижения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста.
Дидактическая игра как средство воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста.Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для...
Статья на тему : "Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста."
В данной статье приведена классификация дидактических игр, дано их подробное описание :характерные особенности, дидактические задачи,правила, игровое действиеи т.д....
Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей
В данной статье приведена классификация дидактических игр...
Дидактическая игра как средство воспитания и развития дошкольников
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное зна...
Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В настоящее время, дидактические игры являются одним из средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него в...
Статья на тему: "Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста"
Статья на тему: "Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста"...
Статья на тему: дидактические игры как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста подготовительной группы при подготовке к школе
Дидактические игры как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста подготовительной группы при подготовке к школе...