Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения дошкольников
консультация по теме

Черникова Елена Николаевна

Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. В условиях реализации ФГОС в работе дошкольных учреждений дидактические игры занимают важное место. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. «Ведущая деятельность не есть преобладающая, а ведущая деятельность та, которая ведет за собой развитие».

В условиях реализации ФГОС в работе дошкольных учреждений дидактические игры занимают важное место. Они используются на занятиях и в свободное от занятий время.

    Системы дидактической игры для дошкольников  впервые были  разработаны Ф. Фребелем и М. Монтессори.

     Еще в 40-50-е годы прошлого века в отечественной педагогической практике   дидактической игре в дошкольном воспитании отводилась роль средства отдыха от серьезных учебных занятий.

     В 1960-70 накапливался опыт использования игры и как средства активизации учебного процесса.

    С 1970-80 введение обучения с 6 летнего возраста стимулировало использование дидактической игры в учебно - воспитательном процессе.

Специфическим признаком дидактической игры является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть обособлены, выделены в явном виде (для воспитателя и в конечном итоге для ребенка). Дидактическая игра, как правило, ограничена во времени, в большинстве случаев игровые действия подчинены фиксированным правилам (исключением могут служить некоторые развивающие дидактические игры, например, для сенсорного развития дошкольников), их педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием в ходе игры материальных продуктов учебно-игровой деятельности. В рамках   дидактической игры цели обучения достигаются через решение игровых задач. При проведении игры воспитатель выступает одновременно как организатор взаимосвязанных, но существенно различающихся видов деятельности воспитанников - игровой и учебно-познавательной, стремиться не только достичь дидактические цели, но и сохранить и развить увлеченность, заинтересованность, самостоятельность детей. Например, при проведении дидактической игры соревновательного характера он обращает внимание на правильность и точность ответов (действий) ребенка, адекватность принимаемых им решений. В то же время, не ограничиваясь узкоучебными результатами игры, воспитатель поощряет быстроту реакции, находчивость, сообразительность, ловкость, соблюдение правил, сплоченность команды, взаимопомощь.

Для  практики дошкольного воспитания особенно важным является развивающее действие дидактической игры: развитие двигательного аппарата, психомоторики, навыков поведения в соответствии  с правилами. Механизм идентификации, сопереживания, умение представлять себя в чужой роли, формирование умений планировать, оценивать предстоящие действия, ориентироваться в ситуации, развитие навыков сотрудничества (особенно в командных играх), ряда личностных качеств (терпения, настойчивости, самоконтроля), делая игру школой произвольного поведения. Поэтому важным является целенаправленное обучение самой процедуре игры, объяснение ее содержания, правил, способов действий, формирование у  детей самоконтроля и взаимоконтроля в ходе игры.

Интерес детей к дидактической игре перемещается от игрового действия (младший, средний дошкольный возраст) к умственной задаче (старший дошкольный возраст).

Мотивы участия в дидактических играх - это интерес детей к деятельности, предлагаемой взрослым. Право выбора, добровольное участие предоставляется детям, но руководящая роль сохраняется за взрослым, педагогом: он определяет дидактические задачи, подбирает соответствующее им содержание деятельности.

  • В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует мыслительного усилия, преодоления некоторых трудностей;
  • каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей;
  • дидактизм должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором.

     Практически для каждой игры даются варианты упрошенного и усложненного ее проведения. Внимательно присматриваясь к ребенку во время игры, воспитатель оценивает его индивидуальные способности, определяет зоны актуального и ближайшего развития.

     Если ребенок легко и быстро справляется с занятиями, можно предлагать ему более сложные, и, наоборот, в случае затруднения - лучше подольше задержаться на простых. Бессмысленно упрекать детей и форсировать события.

    Важно вселить в ребенка уверенность, сформировать умение  отстаивать свою точку зрения, уметь ее проанализировать, доказать другим. Так же нужно научить ребенка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.      

    Для достижения положительных результатов в развитии и обучении детей через организацию дидактических игр, необходимо соблюдать следующие условия:

  • положительный эмоциональный настрой;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;        
  • регулярность;
  • принцип системности: от простого к сложному;
  • результат для ребенка выступает как состояние актуализированной потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью заниматься предложенной деятельностью; для взрослого (воспитателя) - как уровень достижения детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста.

Дидактическая игра как средство воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста.Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для...

Статья на тему : "Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста."

В данной статье  приведена классификация дидактических игр, дано их подробное описание :характерные особенности, дидактические задачи,правила, игровое действиеи т.д....

Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей

В данной статье приведена классификация дидактических игр...

Дидактическая игра как средство воспитания и развития дошкольников

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное зна...

Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В настоящее время, дидактические игры являются одним из средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него в...

Статья на тему: "Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста"

Статья на тему: "Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста"...

Статья на тему: дидактические игры как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста подготовительной группы при подготовке к школе

Дидактические игры как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста подготовительной группы при подготовке к школе...