психолого-педагогическая диагностика детей
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Земляная Оксана Владимировна

В данном разделе вы можете найти пример психолого-педагогичекой диагностики на ребёнка, которая может вам помочь при обследовании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologo.docx40.45 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая диагностика детей.

Скворцов Александр Евгеньевич, 6 лет

Дата рождения: 25.11.2005г.

Посещает д/с «Ручеёк», обследование проводилось в  МБОУ «Суземский центр ПМСС»

Методика 1. «Изучение непроизвольного запоминания»

Цель: изучение непроизвольного характера запоминания.

Дата проведения: 7.12.2011г.

Обработка результатов: после демонстрации 10 картинок ребёнок запомнил 6 и набрал 6 баллов, что означает, что у дошкольника 3 уровень непроизвольного запоминания.

Методика 2. «Изучение произвольного запоминания»

Цель: изучение произвольного запоминания.

Дата проведения: 9.12.2011г.

Обработка результатов: из 10 предложенных картинок мальчик запомнил 7 предметов, что соответствует его возрасту и принадлежит 2 уровню.

Методика 3. «Пиктограмма» (А. Р. Лурия)

Цель: исследование особенностей мышления и опосредованного запоминания ребёнка.

Дата проведения: 14.12.2011г.

Обработка результатов: общее количество правильно воспроизведённых слов и словосочетаний 8, что считается нормой для ребёнка 6 лет. Возникли трудности при изображении рисунка к слову «развитие».

   В воспроизведении рисунков у мальчика в 4 случаях присутствуют  люди, это  говорит об острой неудовлетворённости потребности в общении.

   У Саши рисунки на листе бумаги расположены правильно, соблюдены регулярные строки и столбики, это означает, что у него высший уровень организованности.

 

Методика 4.«10 слов».

Цель: определение объёма и скорости непосредственной вербальной памяти.

Дата проведения: 16.12.2011г.

№ пробы

самолёт

чайник

бабочка

ноги

бревно

свеча

тачка

журнал

машина

волк

1 проба

+

-

-

+

-

-

-

-

+

+

2 проба

+

-

+

-

-

+

-

-

+

3 проба

+

-

+

-

-

+

+

-

+

+

4 проба

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

5 проба

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Интерпретация результатов: Саша воспроизвёл 4 слова при первом воспроизведении слов, а  запоминание всего ряда слов произошло после 5 повторений. Можно сделать вывод, что у ребёнка объём памяти 4 слова, а скорость запоминания – 5 повторений.

Методика 5. «Лабиринт» (субъект детского варианта текста Дж. Векслера)

Цель: исследование устойчивости внимания.

Дата проведения: 21.12.2011г.

Время заданий

Кол-во ошибок

Характер ошибок

Оценка

А. 30’’

0

-

2

B. 30’’

0

-

2

C. 30’’

0

-

2

1. 30’’

0

-

3

2. 45’’

0

-

3

3. 60’’

0

-

3

4. 120’’

2

Возвращение на начало задания, отрыв карандаша

2

5. 120’’

0

Превышает лимит времени

-

Итого-17 баллов

 Обработка результатов:  сумма  заработанных баллов по 8 заданиям переведём в шкальную систему в зависимости от возраста ребёнка. 17 баллов соответствует возрасту 6 лет и 6 лет 3 месяца, что говорит о том, что устойчивость внимания соответствует возрасту, т.к.  мальчик вложился в свои нормативы.

Методика 6. «Корректурная проба»

Цель: определение продуктивности и устойчивости внимания.

Дата проведения: 23.12.2011г.

Количественная обработка результатов:

S = ,

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребёнка;

N – количество изображённых предметов, просмотренных ребёнком за время работы;

t – время работы;

n – количество ошибок, допущенных за время работы.

 = = 0,33

=  = 0,45

=  = 0,33

 =  = 0,65

 =  = 0,98

 

 Все точки графика располагаются в 3 зонах (6-7 баллов), значит у Саши  среднепродуктивное и среднеустойчивое внимание.

Методика 7. «Кодирование»

Цель: определение переключения и распределения внимания ребёнка.

Дата проведения: 28.12.2011г.

Обработка результатов:

S = ,

где S – показатель переключения и распределения внимания;

N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания.

S =  = 0,54

  Показатель переключения и распределения внимания в пределах от 0,50 до 0,75, это соответствует 6 - 7 баллам, а это средний уровень переключения и распределения внимания.

Методика 8. «Складывание разрезных фигур и картинок»

Цель: выявление сформированности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации, т.е., исследование возможностей синтеза на предметном уровне.

Дата проведения: 11.01.2012г.

Качественная обработка результатов:  Саша принимает и понимает цель задания, при складывании картинок ребёнок, поглядев на части сразу говорит что это такое; работает самостоятельно методом  действия с предметами в уме, соотнося части в целый предмет, хорошо ориентируется в пространстве, части располагает в правильном  положении, поэтому получается правильная картинка. По результатам обработки можно сказать, что у дошкольника сформировано наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, развиты комбинаторные способности, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации.

Методика 9. «Исключение четвёртого»

Цель: изучение уровня сформированности словесно-логического мышления

Дата проведения: 13.01.2012г.

Обработка результатов:

№ рисунка

Ответы ребёнка

1 рисунок

Лишняя птица, потому что она живая

2 рисунок

Лишний воздушный шар, потому что он летает на воздухе, а не на бензине

3 рисунок

Лишний матрос, потому что это человек, а остальное транспорт

4 рисунок

Лишняя книга, потому что в неё нельзя положить предмет

5 рисунок

Лишняя нога, это часть человека, а остальное обувь

6 рисунок

Лишний кот, потому что он относится к животным, а остальное цветы

   Ребёнок выполнил поставленную перед ним задачу за  55 сек., назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними, обобщает по существенному признаку  и набрал 10 баллов, что говорит  очень высоком уровне словесно-логического мышления.

Методика10. «Последовательные картинки» (А.Бине, Векслер)

Цель: изучение уровня сформированности словесно-логического мышления

Дата проведения: 18.01.2011г.

Анализ результатов: по ходу выполнения задания мальчиком  был составлен краткий рассказ, поясняющий  ситуацию во всех предложенных вариантах. Последовательность картинок  соответствовала логике повествования, что  является нормой для данного возраста ребёнка.

Методика 11. «Простые аналогии»

Цель: выявить способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями, умение сохранить последовательность суждений, следуя избранному принципу решения.

Обработка данных: 20.01.2012г.

№ аналогии

 Комментарий ребёнка при выполнении задания

1

Птичка живёт в гнезде, а собака в будке

2

У курицы ребёнок цыплёнок, а у зайца зайчонок

3

Курица ест зерно, а лошадь траву

4

Земляника растёт на стебле, а вишня на дереве

5

Рыба живёт в воде, а лиса в норке

6

У кошки котёнок, а у коровы, телёнок

При выполнении задания поиск аналогий идёт по существенным признакам, верно устанавливает логические связи и отношения между понятиями во всех 6 аналогиях, сохраняет последовательность суждений, следуя избранному принципу решения и набирает 6 баллов, что соответствует 1 уровню (высокий уровень).

Методики диагностики развития сфер личности

Эмоционально-волевая сфера

Методика 12. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Цель: определение уровня тревожности

Дата проведения: 25.01.2012г.

Рисунок

Высказывание

Выбор

Весёлое лицо

Печальное лицо

1. Игра с младшими детьми

Интересно вместе играть

+

2. Ребёнок и мать с младенцем

Весело

+

3. Объект агрессии

Не люблю, когда меня злят

+

4. Одевание

Я сам надеваюсь

+

5. Игра со старшими детьми

Они на меня сало обращают внимание

+

6. Укладывание спать в одиночестве

Мне не страшно

+

7. Умывание

Я всегда умываюсь по утрам

+

8. Выговор

Печально, когда мама ругает меня

+

9. Игнорирование

Я хочу, чтобы и со мной гуляли

+

10. Агрессивное нападение

Нужно попросить, а не отбирать

+

11. Собирание игрушек

Не люблю собирать игрушки

+

12. Изоляция

Я хочу, чтобы со мной все дружили, а не убегали

+

13. Ребёнок с родителями

Я люблю свою семью

+

14. Еда в одиночестве

Скучно есть одному

+

Обработка результатов.

Количественный анализ:

ИТ =  * 100%

ИТ =  * 100% = 57%

По данным результатам можно отметить, что у мальчика высокий уровень тревожности, т.к. он превышает 50%

Качественный анализ:

  У Саши наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребёнок-ребёнок «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение» «Изоляция»; в отношении ребёнок-взрослый «Выговор», «Игнорирование»; и в повседневной жизни «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве». Из 14 ситуациях в 8 проявляются отрицательные эмоции, это говорит о том, что у ребёнка высокий уровень тревожности.

Методика 13. «Волевые проявления».

Цель: изучение волевой сферы личности дошкольника

Дата проведения: 27.01.2012г.

Обработка результатов:

   Дошкольник  удерживает цель, поставленную взрослым, и  всегда достигает её. Саша старается сдерживать свои эмоции, даже, если ему не хочется выполнять задание, доводит дело до конца, а затем берётся за новое поручение. У ребёнка сформированы такие волевые качества как, дисциплинированность: подчиняется общественным правилам поведения и деятельности, всегда выполняет требования взрослого и старается сделать быстро и правильно с интересом и желанием. Мальчик всегда понимает с первого раза задание и постоянно действует без посторонней помощи. Дошкольник настойчив, старается достичь цели в условиях неуспеха; даже если задание трудное и не получается он старается сделать его и довести дело до конца. Организованность тоже присутствует в характере Саши, он умеет рационально организовать свою деятельность, сосредоточиться на ней и  выполнить без ошибок. Дошкольник проявляет сам инициативу повторить выполнение задания или приступить к новому, из них такие как: «Складывание разрезных картинок», «Исключение четвёртого лишнего», «Простые аналогии», «Лабиринт». Мальчик настроен к регулярному труду, активен, усидчивый, сосредоточен на трудной деятельности.

Мотивационная сфера

Методика 14. «Соподчинение мотивов».

Цель: изучение сформированности произвольного механизма соподчинения мотивов.

Дата проведения: 1.02.2012г.

Обработка результатов: во всех 5 ситуациях ребёнок был заинтересован в результате действия, но  перед тем как получить игрушку или поиграть в увлекательную игру он выполнял все указания, данные ему, и только потом получал свой подарок. Мальчик старался быстро сделать неинтересное дело, чтобы скорее увидеть или взять то, что ему предлагают. Саша выполняет все задания, несмотря на соблазн, это говорит о том, что у него развит произвольный механизм соподчинения мотивов.

Коммуникативная сфера

Методика 15. «Активная речь»

Цель: исследование активного словаря ребёнка.

Дата проведения: 3.02.2012г.

Обработка результатов: с интересом приступает к заданию, речь состоит из простых распространённых предложений, связывает последовательно одно предложение с другим, составляя интересный рассказ по серии сюжетных картинок. Состояние словаря соответствует возрасту ребёнка. Грамматическое построение фраз верное.

Методика 16. «Тип общения» (Лисина М. И., Шерьязданова Х.).

Цель: изучение типа общения ребёнка со взрослым.

Дата проведения: 8.02.2012г.

Обработка результатов: при проведении эксперимента ребёнок последовательно выбирал сначала совместную игру с игрушками, потом чтение книг и беседу на личностные темы. На каждый этап работы было затрачено одинаковое время, мальчик был заинтересован каждым видом деятельности. В 1 и 2 ситуации мальчик был более уверенный и активный, т.к. это обыденное в его жизни, а в 3 ситуации стеснительный и растерянный, на некоторые вопросы не знал ответов, требовались пояснительные ситуации и приведение примеров. Это говорит о том, что у Саши больше развито практическое и познавательное общение, нежели личностное.

Сфера самосознания и самооценки

Методика 17. «Лесенка» (в модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Щур)

Цель: исследование самооценки детей.

Дата проведения: 10.02.2012г.

Обработка результатов: Саша ставит себя на самую высокую ступеньку, где находятся «самые хорошие» дети, в отношениях с воспитателем и папой ребёнок соотносит ступеньку, где находятся очень хорошие дети, а в отношениях с мамой, чуть ниже там, где хорошие дети, это считается нормой для детей данного возраста.

Методика 18. «Опросник идентификации» (А.И.Захаров)

Цель: изучение особенностей идентификации ребёнка с родителями.

Дата проведения: 15.02.2012г.

Анализ результатов: в первых 5 вопросах мальчик в одном случае хотел бы быть собой, в одном - мамой, а в двух -  папой, это говорит о том, что отец является престижным родителем в восприятии ребёнка, он глава семьи; отношение с мамой более дружелюбные, так как Саша хотел бы её видеть в первую очередь, если бы никого не было дома; при возникновении горя, беды, несчастья  дошкольник поделился им бы со своими родителями, значит у них в семье «царит» взаимопонимание и поддержка, что в первую очередь необходимо детям в таком возрасте; наказаний мамы и папы  ребёнок не боится, это говорит о том, что родители любят Сашу и стараются объяснить ему спокойно, что так делать больше не стоит, но это в некотором случае влечёт ребёнка от ухода от ответственности. Вывод: Компетентность и престижность папы в восприятии Саши превалирует; эмоциональные отношения в семье положительные.

Характеристика Скворцова Александра Евгеньевича 2005 года дошкольника д/с «Ручеёк» п.г.т.  Суземки.

   С Скворцовым Александром занятия начались с 7 декабря 2011года. Мальчик зарекомендовал себя как старательный, дисциплинированный воспитанник. Сразу вступает в контакт. Уровень непроизвольного запоминания  3 предмета, а произвольного 2, что соответствует возрасту ребёнка. У дошкольника острая  неудовлетворённость потребности в общении, но высокий уровень организованности. Объём памяти 4 слова, а скорость запоминания – 5 повторений. У Саши среднепродуктивное и среднеустойчивое внимание; хорошо  сформировано наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, развиты комбинаторные способности, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации; очень высокий уровень словесно-логического мышления. Ребёнок  самостоятельно составляет краткий рассказ, поясняющий  ситуацию. Последовательность картинок  соответствует логике повествования. При выполнении задания поиск аналогий идёт по существенным признакам, верно устанавливает логические связи и отношения между понятиями, сохраняет последовательность суждений, следуя избранному принципу решения (высокий уровень). По данным результатам можно отметить, что у мальчика высокий уровень тревожности. Дошкольник  удерживает цель, поставленную взрослым, и  всегда достигает её. Саша старается сдерживать свои эмоции, даже, если ему не хочется выполнять задание, доводит дело до конца, а затем берётся за новое поручение. У ребёнка сформированы такие волевые качества как, дисциплинированность, активность, усидчивость, сосредоточенность на трудной деятельности. Речь состоит из простых распространённых предложений, связывает последовательно одно предложение с другим, составляя интересный рассказ по серии сюжетных картинок. Состояние словаря соответствует возрасту. Грамматическое построение фраз верное. Сфера самосознания и самооценки находится на высоком уровне. Развит произвольный механизм соподчинения мотивов. У дошкольника больше превалирует практическое и познавательное общение, нежели личностное. Компетентность и престижность папы в восприятии Саши превышает; эмоциональные отношения в семье положительные.

                           

                                   

                                                                                   Педагог-дефектолог:                                 Земляная О.В.

                                                                                        10.02.2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая коррекция агрессивности детей

Коррекционная работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного по­ведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении...

Психолого – педагогическое сопровождение одаренных детей

в презентации даны: характеристика одаренности, методики диагностирования детской одаренности...

Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соотве...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста...