Этика педагога
презентация к уроку на тему

Ревина Татьяна Николаевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Этика педагога809.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая этика общения Воспитатель – ребёнок Консультация для воспитателей

Слайд 2

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ЯВЛЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАЗДЕЛОМ ЭТИЧЕСКОЙ НАУКИ ИЗУЧАЕТ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОРАЛИ, ВЫЯСНЯЕТ СПЕЦИФИКУ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ НРАВСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА

Слайд 3

«Величие великого человека обнаруживается в том, как он обращается с маленьким людьми» Т.Карлейль

Слайд 4

Позиции воспитателя по отношению к детям: " Карабас-Барабас " Такой педагог нуждается лишь в четком и правильном исполнении детьми его требований. Такое общение похоже на дрессировку. Основой отношений является страх и подчинение взрослому . Активность детей, освобожденных на некоторое время от давления такого воспитателя, направляется на выплеск накопившейся энергии, они не обращают внимание на воздействие взрослого пока не устанут. Дети быстро привыкают к стимулам (окрик и замечание) и перестают реагировать на спокойный голос и совет. В случае необходимости дети могут показывать достаточно высокий уровень овладения какими-либо знаниями и умениями. Но стоит заменить условия выполнения заданий (заменить вопросы или материал для заданий), как впечатление сразу изменится. Самое печальное последствие такого воспитания - это выработка у детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Ведь уже в дошкольном возрасте ребенок способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть добиться одобрения.

Слайд 5

" Мальвина " Такой воспитатель четко знает, что правильно, что нет, что нужно, а что бесполезно. Это умный педагог, но действующий только по четко задан- ному самому себе стереотипу. В выработке автома - тических навыков такой воспитатель добивается успехов, но в регулировании повседневного общения с возникающими в процессе него конфликтами подход " Мальвины " оказывается бездейственным. Все, что непонятно в поведении детей таким воспитателем оценивается, как неправильное. В группе у такого воспитателя достаточно низкий уровень детской активности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.

Слайд 6

"Спящая красавица" Она безразлична к детям , они предоставлены сами себе. Общение между детьми и педагогом носит чисто формальный характер, а отношения между детьми и их деятельность никак не регулируются. Дети не могут себя занять, постепенно они становятся либо расторможенными, либо безразличными. "Снежная королева" Она красавица, но лишена чувства любви и привязанности к детям . Она добивается подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпрепровождением. При такой воспитательской позиции у детей часто формируются бесчувственность, безынициативность, холодность по отношению друг к другу.

Слайд 7

"Наседка" Идеальный вариант воспитателя для ясельной группы. Она заботлива, внимательна, ни на минуту не оставляет детей без неусыпного контроля. Но такая опека и тщательное сопровож- дение всей детской жизнедеятельности в других возрастных группах приводит к развитию у детей лени, низкой самооценке, инертности. "Мери Попинс" Она разносторонне развита, тактична, естественна и эмоциональна. А главное - она любит детей, умеет сделать их жизнь радостной и насыщенной. Мечта любого ребенка и любого родителя - это Мери Попинс. Но так ли часто в реальной жизни мы встречаем таких педагогов, и так ли много в нас самих от этой удивительной воспитательницы.

Слайд 8

Правило № 1 Помогайте детям только тогда, когда они Вас просят, даже, если считаете, что ребенок может и должен сделать это сам. Правило № 2 Создавайте в повседневном общении радость от познания нового, от песни и игры, разделяйте с детьми эти минуты радости и полноты жизни. Правило № 3 Доверяйте способностям детей, не требуйте единообразия, вселяйте в ребенка уверенность в своих силах, поддерживайте любые попытки сделать что-либо полезное. Правило № 4 Найдите с каждым ребенком индивидуальный контакт и стиль общения, но у всех детей следите за порядком и справедливостью в отношениях, за равным соблюдением общих норм и правил жизни группы. Несколько простых правил при общении с детьми!

Слайд 9

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач.

Слайд 11

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Слайд 12

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ: Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей. Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом. Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности. Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.

Слайд 13

Эмоциональное отношение воспитателя к воспитанникам – важный фактор, влияющий на отношение детей к личности педагога несколько категорий эмоционального обращения воспитателя к детям При положительном эмоциональном обращении поведение педагога по отношению к ребенку дружелюбное, сердечное, нежное, радостное; он поддерживает ребенка, приветствует, утешает, охраняет его. При нейтральном обращении доминирует деловитость, а эмоциональная окраска обращений не выражена, ее трудно оценить. Отрицательное эмоциональное обращение — недружелюбное, неприветливое отношение к ребенку. Воспитатель сердится, наказывает ребенка, угрожает ему. Тон при этом раздраженный, взрывной, повелительный и т. д.

Слайд 14

прежде всего, следует отметить общую характерную особенность, которая заключалась в том, что, различая эмоциональные проявления воспитателя, дети младшего и среднего дошкольного возраста указывали не на отдельные экспрессивные компоненты эмоциональных проявлений педагога, а давали им общую, недифференцированную оценку, называя воспитателя «строгим», «некрасивым», «злым» или, наоборот, «веселым», «ласковым», «добрым». Обращает внимание тот факт, что большинство младших дошкольников вообще не смогли назвать признаки, по которым они различали — доволен ими воспитатель или нет. Малыши не понимают, что значит —«воспитатель недоволен».

Слайд 15

«Киты» эффективности общения: Радушие ко всем детям в одинаковой степени. Каждому воспитаннику воспитатель способен поднять настроение, помочь в преодолении трудностей. Уже сам приход ребенка в садик сопровождается заботливым: «Как твои дела?.. Мы сегодня будем…» Упрямство и непослушание в целом бесконфликтного ребенка может свидетельствовать о недоброжелательности в общении в группе. Уважительность Воздействие не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сферу воспитанников – и поведение малыша, и его отношение к окружающим меняется к лучшему, если ему помогают не только осмысливать, но и эмоционально переживать собственные действия и поступки. Воспитатель задействует эмоциональное начало, когда он формирует доброжелательную атмосферу в группе, использует яркие примеры из жизни, использует ситуации в группе для побуждения детей к сопереживанию, сочувствию. Той же цели служит организация народных праздников, проведение в саду дней рождения. Внимание к индивидуальным особенностям детей –девочки более коммуникабельны, чем мальчики. У детей может быть различной способность к общению по причине разной психологической атмосферы в семьях. Согласованность принципов воспитателей и родителей. Работа над укреплением собственного авторитета – воспитатель должен оставаться непреложным авторитетом, как и родитель. А базируется этот авторитет на искренней вере ребенка в справедливость действий воспитателя, на желании подражать его действиям. Отсюда – требовательность взрослого к каждому своему шагу, который могут видеть и оценивать юные воспитанники.

Слайд 16

Основные особенности отношения дошкольников к личности воспитателя от оценки внешних качеств дошкольники переходят к оценке деятельности воспитателя, а затем к оценке его нравственных качеств; отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к ним педагога, хотя в основном для дошкольников характерна положительная оценка личности педагога; с возрастом растет осознание детьми своего отношения к воспитателю; ролевой стереотип воспитателя в глазах детей характеризуется «ореолом роли», «ореолом непогрешимости», «ореолом сверхконтроля ». Интересно…

Слайд 17

Фишечка ! Утром воспитатель встречает детей приветливой улыбкой, постарается увлечь интересной игрушкой, а тем, кто болезненно переносит расставание с близкими, подготовит сюрприз. Привычное, домашнее для детей обращение - Сашенька, Игорек, а не холодно-официальное - Егоров Александр, Кириллова Наташа. У непосед стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются. Содержание и форма требований не могут быть одинаковыми и для самых маленьких, и для старших детей. Приёмы:

Слайд 18

К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога: в установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить. Опора на положительные качества ребенка. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.

Слайд 19

«Плохое поведение» Как быть?

Слайд 20

Причина Плохое поведение «срабатывает», и ребенок получает то, что он хочет (игрушка, внимание). Плохое поведение может быть «нормой» – типичным для того, что ребенок видит дома. Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребенок просто не знает способа правильного выражения. Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами: плохим питанием, самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в развитии. Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту. Дети не знают другого способа получить то, что они хотят.

Слайд 21

Помощь Понимание Предоставление детям самостоятельности. У них должна быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и поручали сложные задания. Ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения. Наказание только обостряет чувства ребёнка, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству между ребенком и взрослым вместо доверия и уважения.

Слайд 22

«Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира». Сухомлинский Советы великих

Слайд 23

« Даже ёлки из-под палки не растут» М. Малич «Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить» М.Малич «Чаще улыбайтесь! Чтобы нахмуриться, нужно задействовать 721 мускула, а чтобы улыбнуться-14» «Дети охотно всегда чем - нибудь занимаются . Это весьма полезно, а потом не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Я. Коменский «Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику». Эмерсон У. «Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей, если он дает волю какой-либо собственной страсти; и бесплодными будут его старания искоренить в своем воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом» Джон Локк «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества». Рузвельт Т. «Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить». Плутар «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». Ж.Руссо

Слайд 24

Пока дошкольник находится в дошкольном учреждении, ему важно все равно чувствовать, что его любят, и ответственен за это ВОСПИТАТЕЛЬ Его главная обязанность – уметь налаживать отношения с детьми, какие бы методы ни были выбраны: убеждение, пример делом, доверительный разговор…

Слайд 25

Стать другом для детей не так трудно, нужно только этого захотеть !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модельный кодекс профессиональной этики педагога

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6361959","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 160px; height: 160px; margin-left: 10px; margin-right: 10px; float: left;"}}]]М...

Кодекс профессиональной этики педагога

в статье лаканично и точно описон педагог...

Кодекс профессиональной этики педагогов

1. Входи в коллективе детей с улыбкой. 2. Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай. 3. Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова. 4. Никогда не оскорбляй ребёнка, защити...

Модельный кодекс Профессиональной этики педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления № 20»

Модельный кодекс Профессиональной этики педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения«Детский сад присмотра и оздоровления № 20»  1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ2 В...

кодекс профессиональной этики педагога.

кодекс профессиональной этики педагога.Входи в группу детей с улыбкой.Сначала научи своих воспитанииков, потом  спрашивай.Никогда не обманывай детей, крепко держись данного слова.Никогда не оскор...

Имидж педагога, как составляющая часть профессионального стандарта и модельного кодекса профессиональной этики педагога.

«В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» К.Д. Ушинский1. Профессиональный стандарт педагога: • Профессиональный стандарт педагога Приказ Минтр...