Работа в дошкольном образовательном учреждении по ФГТ в условиях муниципального эксперимента по раннему изучению английского языка
материал на тему

Никуленкова Анна Сергеевна

С учетом социального заказа, запросов и потребностей родителей в детском саду оказывается дополнительная образовательная услуга по раннему обучению английскому языку детей дошкольного возраста. Данная работа осуществляется со средней группы и охватывает три возрастных периода: с 4до 5 лет, с 5 до 6 лет, с 6 до 7 лет. Ежегодно в среднем из 230 детей детского сада занимаются английским языком более 100 человек. За это время в ДОУ накоплен богатый опыт работы, сложилась определенная система, традиции.

В соответствии с ФГТ в условиях муниципального эксперимента по раннему изучению английского языка, проведена работа образовательной деятельности в МАДОУ Детский сад №33 «Радуга».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_fgt.docx42.1 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки администрации Губкинского городского округа

Работа в дошкольном образовательном учреждении по ФГТ в условиях муниципального эксперимента по раннему изучению английского языка

   

       

                                                      Выступление из опыта работы:                                                

                                                     Никуленкова Анна Сергеевна,

                        педагог дополнительного образования

                                                                МАДОУ «Центр развития ребенка –

                                                детский сад №33 «Радуга»

                                                           г. Губкин Белгородской области

                        2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_________________________________________________________3

1.1.Деятельностный подход к построению федеральных государственных требований в условиях муниципального эксперимента по раннему изучению английского языка_________________________________________________4

1.2.Основные принципы обучения в дошкольном образовательном учреждении по ФГТ в условиях муниципального эксперимента по раннему изучению английского языка________________________________________5

Список литературы________________________________________________10

 

Введение

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 33 «Радуга» расположен в г. Губкин. В детском саду функционирует 11 групп. Основными приоритетными направлениями в работе МАДОУ являются: физкультурно-оздоровительное, социально-личностное, художественно-эстетическое, познавательно-речевое (включая раннее обучение английскому языку).

С учетом социального заказа, запросов и потребностей родителей в детском саду оказывается дополнительная образовательная услуга по раннему обучению английскому языку детей дошкольного возраста. Данная работа осуществляется со средней группы и охватывает три возрастных периода: с 4до 5 лет, с 5 до 6 лет, с 6 до 7 лет. Ежегодно в среднем из 230 детей детского сада занимаются английским языком более 100 человек. За это время в ДОУ накоплен богатый опыт работы, сложилась определенная система, традиции.

В соответствии с ФГТ в условиях муниципального эксперимента по раннему изучению английского языка, проведена работа образовательной деятельности в МАДОУ Детский сад №33 «Радуга».

В настоящее время в дошкольном учреждении созданы все условия для реализации ФГТ.

Опираясь на опыт работы, по теме, «использование дидактических игр как средство формирования элементарных навыков общения у детей дошкольного возраста», выявлена цель работы: формирование коммуникативных навыков иноязычной речи у детей дошкольного возраста, привитие интереса к изучению иностранного языка и подготовка к дальнейшему обучению в школе путем активного использования игровых методик и технологий в учебном процессе.

Задачи:

- Приобщить детей к английскому языку и англоязычной культуре;

- Сформировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению;

- Сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возможностей и потребностей детей дошкольного возраста;

- Способствовать развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению;

- Научить элементарной диалогической и монологической речи.

1.1.Деятельностный подход к построению федеральных государственных требований в условиях муниципального эксперимента по раннему изучению английского языка.

        Задачи, поставленные сегодня перед  дошкольным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов.

        Из опыта работы видно насколько широко используется применение деятельностного подхода в непосредственно образовательной деятельности английского языка. Он позволяет по-новому построить процесс обучения английскому языку. Преимущество деятельностного подхода заключается в том, что на его основе обеспечивается сознательное и управляемое овладение языковым содержанием обучения.

Деятельность ребёнка в процессе усвоения заключается не в пассивном отношении его к усваиваемому материалу, а в активном овладении грамматическими структурами, их преобразованием. Научить учиться языку означает научить ребёнка искать те способы, которыми этот язык отражает действительность, а значит сформировать у ребёнка достаточный для способности построить элементарные высказывания объём теоретических знаний, которые являются содержанием учебной деятельности.

Для активизации познавательной и практической деятельности  в непосредственно образовательной деятельности используются  разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Приемы работы могут быть разнообразны. В непосредственно образовательной деятельности мной используются различные игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, приветствуется  использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание  компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке. Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации.

Целью обучения английскому языку  является, коммуникативный подход , который, как нельзя лучше мотивирован: его задача заинтересовать детей  в изучении иностранного языка по средствам накопления и расширения их знаний.  

Следует отметить, что коммуникативный системно – деятельностный подход является ведущим средством достижения данной цели. Он обеспечивает полный и взвешенный охват всех сторон, аспектов и операций овладения английским языком в комплексе всех его функций.

1.2. Основные принципы обучения в дошкольном образовательном учреждении по ФГТ в условиях муниципального эксперимента по раннему изучению английского языка

Основные принципы обучения:

  • Коммуникативная направленность;
  • Комплексная реализация целей: воспитательной, развивающей и практической;
  • Осознанное овладение иностранным языком;
  • Наглядность;
  • Повторение, реализация речевых умений в повседневной жизни;
  • Системность и последовательность (от простого к сложному);
  • Индивидуализация и дифференциация.

Обучение детей английскому языку в дошкольном учреждении осуществляется по модифицированной программе «Английский для дошколят», разработанной автором опыта на основе рекомендованных ГОУ ДПО БелРИПКППС учебников и учебно-методических комплексов. Программа носит интегрированный характер и может сочетаться с основными программами («Программа воспитания и обучения» М. А. Васильевой, «Радуга» Т. Н. Дороновой, «Детство» В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой и др.).

Учебный процесс начинается со средней группы. В соответствии с санПиНом  нагрузка распределяется следующим образом:

1 год обучения  (средняя группа,  с 4 до 5 лет) – 20 минут;

2 год обучения (старшая группа, с 5 до 6 лет) – 20-25 минут;

3 год обучения (подготовительная группа, с 6 до 7 лет) – 30 минут.

Учебный процесс подчинён достижению практических, образовательных,

воспитательных и развивающих целей в их неразрывном единстве. Работа планируется таким образом, чтобы она органично вписывалась в учебно-воспитательный процесс всего учреждения и гармонично сочеталась с деятельностью других педагогов.

Основой для достижения целей является практическое овладение английским языком. Цели и средства обучения на раннем этапе направлены на развитие таких видов коммуникативной деятельности, как аудирование и говорение (диалогическая и монологическая речь). Монологу и диалогу дети учатся на примере образцов, заданных игрушками, сказочными персонажами, речи англоговорящих детей в воспроизведении аудио- или видеозаписи. При работе с детьми делается акцент на коммуникативную направленность обучения, включается региональный и лингво-страноведческий компонент, широко используется театрализация. Дошкольники приобретают элементарные коммуникативные знания, как во время диалогического общения (то есть умение приветствовать собеседника и прощаться в конце

разговора, умение слушать собеседника и реагировать на его вопросы), так и в монологическом высказывании (то есть умение рассказать о себе, своей семье, любимой игрушке, умение описать животное, предмет и т. д.).

Необходимым условием является создание зоны английского языка: отдельный кабинет и уголок в группе. В зоне английского языка создана атмосфера англоязычных стран: алфавит, карта Великобритании, флаги Великобритании (Англии), США, Австралии, Канады, Новой Зеландии. Подобраны яркие цветные картинки, рисунки, книжки, игрушки, игры, различные сувениры – символы англоязычных стран, которые используются в непосредственно образовательной деятельности.

Ситуации общения распределяются по годам следующим образом:

· Первый год обучения (с 4 до 5 лет) – “Greeting” («Приветствие»); “Let’s play!” («Давай поиграем! »); “Here I’m” («Это я»); “Count from 1 to 10” («Счет от 1 до 10»); “A Family” («Семья»); “Help your mother. Animals” («Помоги маме. Животные»); “My house” («Мой дом»); “Put on the doll” («Одень куклу»); “Colour” («Цвет»); “I like flowers” («Я люблю цветы»).

· Второй год обучения (с 5 до 6 лет) - “Tell children about Great Britain; America; Canada; Australia; New Zealand” («Знакомство с англоязычными странами: Великобритания; Америка; Канада; Австралия; Новая Зеландия»); “Trip from Russia to Great Britain” («Путешествие из России в Великобританию»); “My body” («Моё тело»); “Transport” («Транспорт»);“At the doctor” («На приеме у врача»); “Food” («Еда, продукты»); “Profession. Days of the week” («Профессия. Дни недели»); “The world of hobbies” («Мир

увлечений»); “Furniture” («Мебель. Предметы обстановки»).

· Третий год обучения (с 6 до 7 лет) - “Family. Animals” («Семья. Животные»); “Fruits and vegetables” («Фрукты и овощи»); “Clothes. Appearance” («Одежда. Внешность»); “Shopping” («Покупки в магазине»); “My toys. Zoo” («Мои игрушки. Зоопарк»); “Sport. My day” («Спорт. Мой день»); “I and my family. Lay the table” («Я и моя семья. Накрываем на стол»); “Seasons” («Времена года»); “School” («Школа»). На протяжении всего года дети знакомятся с английским алфавитом.

Каждая из тем представлена в соответствии с возрастными особенностями детей. Темы, изучаемые на первом, втором и третьем году знакомства с английским языком, повторяются, но объём материала увеличивается. Каждая тема находит своё продолжение на следующем

этапе обучения, расширяются лексические и грамматические структуры.

В соответствии с особенностями развития детей дошкольного возраста во время занятий используются сказочные персонажи, которые разговаривают с детьми (устами педагога) по-английски. Это – Винни-Пух, плюшевый мишка (Teddy Bear), Буратино, Колобок, Микки Маус, куклы Mike, Jane и т. д.

При построении проведения занятий используется ситуативно-предметная наглядность, которая способствует освоению детьми лексико-грамматического материала по заданным темам, так как она эмоционально окрашена, носит игровой характер, служит источником познавательного интереса дошкольников.

Занятия обычно проводятся на ковре или на стульях, поставленных полукругом.

Занятия проводятся по подгруппам. Оптимальный состав подгрупп 10-12 человек.

Структура занятия включает в себя:

1 . Начало занятия. Приветствие. Фонетическая зарядка (здесь используются эпизоды из сказки о язычке или рифмовки, предлагается детям вспомнить слова на определенные звуки, или поиграть в рифмы, в игру «Эхо»);

2 . Введение нового материала (при помощи картинок, игрушек или другого наглядного материала). Всё делается в игровой форме. Например, при введении прилагательных, обозначающих названия цвета, педагог говорит: «Сегодня мы отправляемся в путешествие по морям и океанам. Мы будем проплывать через Красное море, Черное море, Желтое море, Белое море и так далее. Давайте при помощи цветика-семицветика узнаем, как называются эти

моря по-английски.

3. Закрепление материала в игровой форме. Проводится любая игра. Например, «Подбери рифму». Это одно из самых любимых занятий для детей. Подбирать рифму можно на любуютему.

Например, вариант по теме «Цвета».

- Я по городу люблю бегать в джинсах цвета… (blue)

- Нам давали на обед помидоры цвета… (red)

- А лимон, когда он спелый, носит шкурку цвета… (yellow)

- Чернокожий человек по-английски будет… (black)

- По утрам не забывай чистить зубы цвета… (white)

4. Разминка. Во время разминки дети выполняют команды, например: play snowballs, run, go, jump, climb и так далее. Дети имитируют движения. Разминки проводятся в виде игры-соревнования. Дети делятся на две группы. Выигрывает та группа, которая правильно выполняет команды.

Обучающий эффект повышается, когда во время паузы-разминки в гости к ним приходит сказочный персонаж (Кролик) и предлагает сыграть в генералов:

- Let’s play “Generals”!

- “Generals”? – переспрашивает педагог.

- I’m a general now (Кролик надевает маленькую треуголку). Clap your hands!

- Yes, sir! (Педагог «берет под козырёк» и выполняет приказ) Boys and girls! Let’s play

“Generals”! Who want to be the general?

- Me! (ребёнок)

- OK! You are the generals now! Tell us, what to do?

- Hands up!

- Yes, sir!

5. Контроль понимания на слух.

Здесь также рационально использовать разные варианты игр, например, «Переводчик». Педагог, бросая мяч, говорит ребёнку слово или фразу по-английски, а ребёнок должен сделать перевод.

6. Конец непосредственно образовательной деятельности. Подведение итогов.

Оставляется 5-7 минут на игру, это повышает эффективность проведения мероприятия на игровой основе и повышает интерес к нему. Игры проводятся в быстром темпе с переменой ведущих. Её начинает или педагог, или сказочный персонаж, так как необходимо доходчиво объяснить условия игры.  В конце занятия дети могут получить оценки – поощрительные призы. Занятия по английскому языку в дошкольном возрасте целесообразно объединять общей темой. Так, например, дети приходят на день рождения Алисы и играют с именинницей или отправляются в путешествие на кораблике, выполняя ряд определенных заданий. Таким образом, цели обучения соответствуют и соединяются с тем

миром, в котором живёт 5-6 летний ребёнок. Это мир сказок, увлекательных историй и песенок, в нем царствует живой неподдельный интерес, любознательность и желание поиграть со своими сверстниками. Деятельность детей необходимо обязательно разнообразить, чаще менять виды работы, сочетать их с динамическими паузами, играми с элементами движения. Но при этом надо стараться, чтобы каждый элемент непосредственно образовательной деятельности был нужен для решения его общей задачи, чтобы игра не становилась самоцелью.

Схема построения НОД традиционна и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. При этом все образовательные задачи решаются путем соответствующего им подбора игр и игровых упражнений, рационального распределения и чередования объема умственных нагрузок. Игры первой части непосредственно образовательной деятельности обеспечивают активизацию внимания, памяти, мышления, разминку речевого аппарата.

Игры применяются с различными целями: при введении и закреплении знания лексики и моделей иностранного языка; для формирования умений и навыков устной речи; как форма самостоятельного общения детей на иностранном языке. Усложняя игру в процессе обучения, очень важно следовать принципам постепенности, последовательности и доступности в

обучении. Непосредственно образовательная деятельность строится так, чтобы атмосфера игры царила на них с первой до последней минуты. Чем больше дети погружаются в атмосферу игры, тем успешнее проходит обучение. Не стоит бояться того, что «слишком много» играющие дети не научатся серьезности и ответственности. Ребёнок прекрасно умеет отличать вымышленный мир от мира реального и переносит умения, полученные в игре, на реально значимую деятельность. Главное условие – эмоциональный фон, комфортная атмосфера. Играть и радоваться с детьми, стараться чаще их хвалить и поощрять, ободрять детей жестами, словами, улыбкой, нужно создавать условия, в которых ребёнок чувствует себя раскованным и свободным, испытывает положительные эмоции.

При обучении детей среднего и старшего дошкольного возраста применяются различные виды игр и игровые задания:

  • Подвижные игры;
  • Дидактические игры;
  • Игры-диалоги;
  • Сюжетно-ролевые;
  • Игры-драматизации и инсценировки;
  • Музыкальные спектакли;
  • Пальчиковые;
  • Русские народные игры с иностранным текстом;
  • Задания с пиктографическими значками, пиктографическое чтение;
  • Игровые задания в творческих тетрадях;
  • Фонетические упражнения в игровой форме.

Таким образом, работа в дошкольном образовательном учреждении по федеральным государственным требованиям в условия муниципального эксперимента по раннему изучению английского языка позволяет дошкольникам добиться высоких стабильных результатов уровня усвоения английского языка, реализации поставленных задач. Дети активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения.

Опыт доказывает, что обучение английскому языку нужно начинать с дошкольного возраста, при этом необходимо использовать разнообразные игровые методы и приёмы, которые позволяют сделать процесс обучения интересным и доступным. Через общение и деятельность на языке и через деятельность с языком ребёнок развивается, воспитывается, познает мир и себя, то есть овладевает всем тем духовным богатством, которое может дать ребёнку процесс иноязычного образования. Развитие на ранней ступени не менее практично, чем само владение языком, поскольку является предпосылкой успешного обучения в будущем.

Список литературы

Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. – М.: Педагогика, 1986./

Ачкасова Н.Н. Методика построения пропедевтического курса по английскому языку для

детей 5 лет на музыкальной основе: Автореф.дис.канд.пед.наук. – М., 1997.

Вронская И.В. английский язык в детском саду: для воспитателей детского сада и родителей. –

СПб., 2001.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1972.

Гальскова И.Д., Глухарева Е.А. Раннее обучение иностранным языкам в ФРГ // Ин. яз. в

школе. – 1991. - № 1. – С.88-91.

Дружинина М.В. Веселый английский. – ООО «Альт – Канц», 2007

Ефанова З.А. Английский язык, занимательные материалы. – Волгоград, 2007.

Кириллова Ю.В. Английский для дошкольников. Ростов-на-Дону, 2007.

Кулиш В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. –

М., 2001.

Малкина Н.А. Методика использования сказки в обучении дошкольни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раннее изучение английского языка: вред или польза?

Родители всегда пытаются дать своему ребенку самое лучшее. Сейчас многие из них следуют моде: отдавать малышей практически с 3 лет в так называемые "английские клубы", ведь считается, что это и в жизн...

Использование интерактивного оборудования (программное обеспечение “Hooray! Let’s play!”) при раннем изучении английского языка в ДОУ

В настоящее время интерес к раннему изучению иностранного языка стал еще более значительным. Работа с дошкольниками рассматривается как неотъемлемое звено всей системы языкового образования детей.Овла...

Актуальность раннего изучения английского языка.

Актуальность  изучения английского языка в дошкольном возрасте...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по раннему изучению английского языка "Играя, изучаем английский"

Курс обучения английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, готовящих ребёнка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексичес...