Арт-терапия с детьми с нарушениями речи
статья на тему

В своей статье я рассматриваю возможности использования арт-терапевтических методов на логопедических занятиях по коррекции нарушений. Занимаясь творчеством, ребенок дает выход своим чувствам. Поэтому методы арт-терапии на логопедических занятиях используются для снятия психологического напряжения, стрессовых состояний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия в работе с детьми с нарушениями речи

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.

Арт-терапия

Термин "арт-терапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при

описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это

словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий

искусством, которые проводились в больницах и центрах психического

здоровья.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на

искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей З.

Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А.Маслоу.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности

через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения

представителя классического психоанализа, основным механизмом

коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия здесь является

техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые ребенком продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими.

В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению

сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в

качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой

символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через пере структурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей

изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение".

В психотерапевтическом контексте можно сказать, что занятия

изобразительным искусством носят спонтанный характер – в отличие от

тщательно организованной деятельности по обучению пациентов рукоделию или рисованию. При проведении арт-терапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта. Руководители поощряют участников выражать свои внутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно и совершенно не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.

Обзор литературы по арт-терапии свидетельствует о том, что это сборное

понятие, включающее множество разнообразных форм и методов.

Цели арт-терапии

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим

негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами,

скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и

разрядить напряжение.

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и

переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных

образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.

Невербальное общение легче ускользает от "цензуры" сознания.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических

заключений. Продукты художественного творчества относительно

долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования.

Содержание и стиль художественных работ дают возможность

получить информацию о клиенте, который может помогать в

интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять.

Иногда невербальные средства являются единственно возможными для

выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное

участие в художественной деятельности может способствовать

созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками,

картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия

изобразительным искусством создают богатые возможности для

экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями

и развития способности к их восприятию.

8. Развить художественные способности и повысить самооценку.

Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения,

которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их

развития.

Первые попытки использовать в работе с детьми изобразительные приемы в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента, а также стимулятора их психического развития имели место еще в первой половине ХIX века. «Педагогическое» направление в арт-терапии всегда было значимо и развивалось параллельно с «медицинским». Специалисты, работающие в этой области, не склонны считать, что используемые ими формы изобразительной работы ребенка имеют отношение к его «лечению». Они предпочитают пользоваться терминами «эмоциональное воспитание», «эмоциональное образование», «развитие творческого начала» и т. д., как более точно отражающими направленность их деятельности. При всех очевидных различиях в подходах «медицинского» и «педагогического» направлений нельзя не признать, что между ними существует тесная связь. Художественное самовыражение детей в тех формах, которые используются «педагогическим» направлением , так или иначе обращено к укреплению психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как весомый психокоррекционный фактор. Это помогает ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие. Большинство детей с нарушениями речи находятся в состоянии стресса, испытывают чувство тревоги. Мышление ребенка образнее и конкретнее мышления большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку ребенка можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости. Используя на занятии методы арт-терапии следует учитывать живость и богатство детской фантазии. Немаловажна и ролевая пластичность ребенка, его естественная склонность к игровой деятельности. Всем этим можно пользоваться, создавая на занятиях особую атмосферу игры и творчества и, подбирая вместе с детьми, соответствующие сюжеты и темы. Раскрывая свои творческие замыслы ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, это приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении. Учащиеся постепенно осваивают технику правильной речи, у них появляется свободное речевое дыхание, не напряженная артикуляция, спокойный темп речи, умение говорить ритмично, с паузами, а также формируются навыки произвольного и самовнушения. Благодаря этому становится возможным общение в более сложной психологической обстановке. Повышается самооценка ребенка, что является важным этапом на пути осознания им своего внутреннего мира. Это помогает детям с нарушениями речи раскрыться и в кругу своих сверстников и в семье, почувствовать себя интересным собеседником.

Список литературы

1. Д. Аллан "Ландшафт детской души"; СПб – Минск, 1997

2. А.И. Захаров "Дневные и ночные страхи у детей"; СПб, 2000

3. А.И. Копытин "Основы арттерапии"; СПб, 1999

4. А.А. Осипова "Общая психокоррекция"; М, 2000

5. В. Оклендер "Окна в мир ребенка"; М, 1997

6. Психотерапия. Под ред. Б.Д. Карвасарского; СПб, 2000

7. Проективная психология.; М, 2000

8. К. Рудестам "Групповая психотерапия"; СПб, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Практический материал для педагога по работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи....

Использование Су-Джок терапии в работе детьми с нарушениями речи

Использование Су-Джок  терапии в работе детьми с нарушениями речи...

Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи

Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи...

Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»

Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».«Песочные чудеса»...

Использование Су-Джок терапии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи

Использование Су-Джок терапии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи...

Применение су-джок терапии в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Су-Джок терапия – это использование специального металлического массажного кольца, предназначенного для пальцев рук. Данная терапия оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие, а также спос...