Художественно-эстетическая направленность в работе музыкального руководителя.
статья на тему

Алёхина Елена Юрьевна

Материал для выступления на конференции "Педагоги - детям"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическая направленность в работе музыкального руководителя.

Для начала, в своей работе, посвященной данной теме, нам бы хотелось разобраться с вопросом: «Что же такое эстетическо-художественное воспитание?», а затем попытаться определить его значение и роль в работе музыкального руководителя.

 Д. Лихачёв писал, что эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

В кратком словаре по эстетике сказано, что эстетическое воспитание - это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве.

А вот Карл Маркс определил  эстетическое воспитание – как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.

В самом деле - существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Итак, эстетическое воспитание -

  1. Это процесс целенаправленного воздействия на личность ребёнка.
  2. Это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её.
  3. Это развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Задачи, которые ставит перед нами  музыкальная педагогика  и воспитание направлены на формирование эстетических вкусов и идеалов личности. Их можно разделить на две группы:

  • Первая группа  задач направлена на формирование :
  1. эстетического отношения детей к  различным проявлениям музыкального (и не только) искусства, понимания прекрасного;
  2.  воспитание художественного вкуса, потребности в познании прекрасного.
  • Вторая группа задач направлена на формирование:
  1.  творческих умений в области разных искусств: слушание музыки, пение , танец,
  2. потребности применять накопленные  умения в процессе самостоятельного творчества

Д. Б. Лихачёв в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» подчёркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребёнка. Например, развитие у ребёнка эстетического отношения к действительности и искусству возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предмета, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению. К тому же без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Поэтому роль педагога, а в нашем случае  - музыкального руководителя,  в воспитании эстетически и художественно развитой личности трудно переоценить.

Как нам кажется, рассматривая такой сложный  вопрос как эстетическое воспитание, нельзя обойти и вопрос красоты и культуры каждодневного общения между педагогом  (музыкальным руководителем) и воспитанником. Очень важно, какую речь слышит ребёнок, какие интонации. Важно, чтобы речь была правильной, и необходимо, чтобы она была образной, эмоционально окрашенной, интонационно богатой и доброжелательной. В свою очередь и музыкальный руководитель должен стремиться к  получению адекватного по правильности и эмоциональной окрашенности ответа от  детей. Ведь только построив прочный мост взаимопонимания между взрослым и ребёнком можно добиться успехов в воспитании творческой, художественно и эстетически развитой личности.

Ниже нам бы хотелось привести несколько заповедей, в том числе и общеморальных,  для музыкальных педагогов, без которых процесс художественного и эстетического воспитания дошкольников был бы нерезультативным.

Педагог, в нашем случае – музыкальный руководитель – должен:

  • Любить ребенка таким, каков он есть.
  • Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая в нем чувство достоинства и ответственности за себя и свои поступки.
  • Хвалить, поощрять, ободрять ребенка, создавая положительную атмосферу вокруг него.
  • Верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
  • Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум.
  • Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. «Ты все можешь» - главная формула образования.
  • Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям.
  • Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
  • Не кричать на детей
  • Не унижать и не упрекать ребенка.
  • Стремиться изучать индивидуальные особенности  каждого ребёнка, его интересов, желаний, способностей.
  • Быть всегда в эмоциональном  равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
  • Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
  • Быть всегда доброжелательным по отношению к окружающим.
  • Обладать терпением, не унижаться до раздражения.
  • Быть в курсе последних достижений музыкально-педагогической науки, не останавливаться на достигнутом, развиваться и следить за своим профессиональным ростом.

Важное значение  в вопросе художественно – эстетического развития детей имеет и внешняя окружающая обстановка, создаваемая  вокруг ребёнка во время еженедельных музыкальных занятий, а так же во время праздников и отдельных тематических мероприятий. Здесь определяющее значение имеет периодичная смена окружающей обстановки – (в нашем случае имеется в виду к примеру убранство музыкального зала)

и создание условий, необходимых для художественно - эстетического развития и творчества детей. Эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс, а целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус.

Поэтому  такая, казалось бы, утилитарная задача как украшение зала к различным праздникам и мероприятиям тоже играет значительную роль в художественно-эстетическом воспитании ребёнка, так как вызывает детей эмоциональный отклик, создаёт определенное настроение, и условия для возможности глубже созерцать прекрасное, что является определяющим фактором для возникновения побуждения к творческой деятельности. А ведь  именно осмысленная и результативная творческая деятельность, является основной целью эстетическо-художественной направленности в работе музыкального руководителя.

Музыкальное воспитание имеет, чуть ли не определяющее, значение в эстетическом становлении личности ребёнка. С давних времён музыкальное искусство считается в педагогике одним из важнейших средств воспитательного воздействия на ребёнка, а музыкальные занятия всегда вызывают повышенный интерес.  Цель, в данном случае, которую преследует каждый музыкальный педагог, работающий с детьми -  это обогащение личности каждого отдельно взятого ребёнка посредством приобщения его к  миру прекрасного. Программа воспитания в нашем детском саду построена с учётом комплексного подхода  к применению музыки  - как средства общего и музыкального развития ребёнка. Детям предоставляется возможность проявить  себя в разнообразных видах музыкальной деятельности:

  • Пение (к слову - углублённо данным видом музыкальной деятельности  дети занимаются на хоре, ведь данный предмет включён в систему  дополнительного образования в нашем детском саду (педагог Алёхина Е.Ю.))
  • Танец (для углублённых занятий  в системе дополнительного образования в нашем саду предусмотрена ритмика (педагог Загородняя Г.И.))
  • Игра на детских музыкальных инструментах.

Почему, проводя музыкальные занятия мы уделяем большое внимание игре на ДМИ? Да, потому что, детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ,  дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

  • Слушание музыки (на описании этого вида деятельности хотелось бы остановиться более подробно…)

Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее. Из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания: мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре или живописи, лишена она и конкретности, как в литературе.

Музыкальные произведения для детей должны быть художественными, мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой. Кроме того, они должны передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям. Объем детского внимания невелик. Поэтому для слушания мы подбираем небольшие по объему произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, ясной формой, негромкой силы звучания и небыстрые по темпу. Громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии. Для малышей мало создано несложных художественных произведений. Поэтому слушание инструментальной музыки детьми 3—4 лет применяется по преимуществу как методический прием.

На занятии слушание музыки используется и в качестве методического приема. Так, прежде чем разучивать с детьми песню, педагог поет ее, а дети слушают. Перед разучиванием музыкальной игры или пляски также проигрывается музыкальное произведение. При этом дается задание (главным образом для старшей группы) — определить характер музыки, части музыкального произведения, какие движения (бег, поскоки, хлопки, кружения и др.) можно выполнять под ту или иную часть музыки. Малыши, прослушав пьесу, говорят, что под нее можно ходить, бегать, плясать и начинают двигаться в соответствии с музыкой. Слушание музыки помогает им осознанно выполнять движение, поэтому не следует подсказывать: «Теперь покружитесь, топните ногой» и т. п. Слушание, предваряющее движение, бывает почти на каждом занятии во всех группах.

По-иному дается слушание музыки, когда не ставится прикладная цель (разучить песню, поиграть, поплясать под музыку). Такое слушание обогащает детей эмоциональными впечатлениями, расширяет их музыкальный кругозор.

Отобрав доступные музыкальные произведения, нужно создать интерес к исполняемой музыке, подвести к ее восприятию, вызвать эмоциональный отклик. Этому способствует вступительное слово, предваряющее слушание, а главное — выразительное исполнение. Вводное слово должно быть кратким, понятным. Порой недостаточно только назвать произведение, например, в младшей группе сказать: «Послушайте про курочку». Маленькие дети не умеют настроиться на восприятие этого образа. Однако неправильно поступит и тот музыкальный руководитель, который для создания соответствующего образа станет перед слушанием рисовать малышам картину птичьего двора и рассказывать о его обитателях. Такой рассказ отвлечет внимание детей от музыкального произведения.

Приведенные примеры показывают: музыкальные руководители забывают, что музыка — это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, эмоции, настроения. П. Чайковский верно определил музыку как «язык чувств». Чувства же почти невозможно передать словами. Роль слова при восприятии музыки ограничена. Н. Римский-Корсаков говорил, что любовь к музыке различна. Наименьшая любовь к музыке — это любовь к словам и речам по поводу музыки. Надо научить детей понимать музыку, для чего, прежде всего, необходимо развивать музыкальный слух.

Кроме слушания произведений, на обычных музыкальных занятиях для детей старших групп слушание музыки можно давать в виде концерта (продолжительностью 15—20 мин). В программу таких концертов хорошо включить и вокальную, и инструментальную музыку, а иногда участие в концерте могут принимать и сами воспитанники детского сада, которые дополнительно посещают музыкальные школу.

Концерт можно провести и на определенную тему, например на тему «Времена года», или концерт произведений одного композитора — М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова. Программа концерта составляется частично из новых произведений и знакомых, но в ином исполнении; например, песню, которую до сих пор пел воспитатель, может исполнить хор воспитателей или кто-нибудь из родителей, обладающих хорошим голосом и слухом, либо знакомую детям музыкальную пьесу школьники сыграют на скрипке или в четыре руки на фортепиано. Новые музыкальные произведения," исполняемые на концерте, надо давать детям слушать повторно на последующих музыкальных занятиях. На концерте исполняют не более 4—5 вокальных и инструментальных произведений. Кроме музыки и песен, можно в зависимости от содержания концерта включить стихи, сказку или рассказ. Дети могут петь хором, небольшими группами, индивидуально, сыграть несложные песни на металлофонах, цитрах. В некоторых детских садах ребятам называют фамилии всех композиторов, произведения которых исполняются. Это непосильно для дошкольников. Можно указать фамилии крупных композиторов: М. Глинки, П. Чайковского и некоторых советских композиторов, например, тех, песни которых дети слушают по радио или особенно любят петь.

Каждый из вышеперечисленных видов музыкально деятельности  влечёт за собой умение:

  1. Целостно и дифференцированно воспринимать то или иное произведение.
  2. Эмоционально верно реагировать на музыку или музыкальное творчество и сопереживать настроениям, выраженным в музыке.
  3. Максимально, насколько это возможно выразительно исполнять музыкальное произведение.
  4. Творчески проявлять накопленные навыки в самостоятельном творчестве.

Обобщённые нами виды музыкальной деятельности реализуются в свою очередь на различных по своим формам и мероприятиях, среди которых:

  • Музыкальные занятия -  разного типа (традиционные, комплексные, развивающие), где дети знакомятся с лучшими образцами народной и классической и современной  музыки. В частности  в  воспитательно-образовательном процессе нашего детского сада широкое применение находят интегрированные формы проведения музыкальных занятий, позволяющие детям проявлять творческие способности и решать познавательные задачи. (См. приложение 1 «Интегрированное занятие «Птицы Осени»)
  • Праздничные утренники
  • Досуги и развлечения
  • Сюжетно-ролевые и музыкальные игры
  • Театральные постановки

Подводя итог нашим рассуждениям, уточним, что только комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребёнка.

Музыка способствует развитию эмоциональных и интеллектуальных сторон личности, развитию ее творческих способностей, фантазии, воображения, ориентирует ценностные идеалы, поведение человека, тем самым специфически воспитывает его. Важнейшим результатом приобщения ребёнка к музыкальным ценностям в раннем возрасте является сформированность музыкально-эстетических вкусов и идеалов будущей личности, которые предстают показателем уровня ее музыкального развития. Отсюда как предмет особой заботы в формировании музыкальной культуры личности предстает развитие личностных оценочных представлений. Таким образом, участие в музыкальном творчестве через различные формы музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений в музыке — все это ведущие признаки, определяющие качества музыкальной культуры человека, его уровень духовного развития в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год

Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную  часть  основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» для детей дошкольного возраста от 1,5 до 8 лет

Рабочая программа музыкального руководителя разработана в сответствии с ФГОС, для проведения воспитательно - образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в образовательной области "Худож...

Годовой план работы музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальное воспитание» на 2016-2017 учебный год

Цель: Приобщение детей к музыкальному искусству посредством музыкально-художественной деятельности.Задачи:• формирование основ музыкальной культуры дошкольников;• развитие способностей слышать, л...

Работа музыкального руководителя МБДОУ по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие (музыкальное развитие)» на 2016-2017 учебный год

В данном материале представлена организационно-методическая работа, работа с детьми всех возрастных групп,педагогами, родителями на учебный год. Основная цель данного методического материала способств...

Рабочая программа музыкального руководителя на 2018 /2019 учебный год Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Направление «Музыка»

Рабочая программа разработана с учетом  основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей дошкольного возраст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя jбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» для детей дошкольного возраста от 1,5 до 8 лет

Рабочая программа музыкального руководителя образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» для детей дошкольного возраста от 1,5 до 8 л...