Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста
занимательные факты (подготовительная группа)
У каждого человека, который приходит в этот мир, своё восприятие. Каким видит мир ваш ребёнок?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznanie_okruzhayushchego_mira_detmi_doshkolnogo_vozrasta.odt | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Как ребёнок познаёт окружающий мир?
Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста
Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интереса и любопытства к нему у ребенка, тем больше у него возможностей для развития. Он может доверять вашим знаниям, полагаться на свой личный опыт, получать информацию из книг и окружающего мира, идти путем экспериментов. Важно, чтобы как можно чаще у ребёнка случались свои озарения и «эврика».
➣ Шестое чувство
Все наслышаны о шестом чувстве — интуиции. Никто ее пощупать и увидеть не может, но каждый хоть раз в жизни испытывал некое молниеносное знание, постижение истины безо всяких умозаключений и размышлений. Это озарение, без которого, кстати, не может жить ни литература, ни искусство, ни наука. Все дети — интуиты, потому что они живут чувствами, а не умом (пока что). Вы замечали, как безошибочно они определяют суть человека? Как правдивы и точны они в своих оценках? Их не обманешь самыми ласковыми словами. Они верят своему сердцу, а не взрослым, запутанным смыслам.
Чем шире кругозор ребенка, тем легче ему будет идти по жизни. Это аксиома. Видение мира каждого взрослого зарождается в раннем детстве. Со временем оно меняется, совершенствуется, усложняется (или наоборот упрощается). Наш тип мышления и мировоззрения во многом зависит от того, в какой среде мы росли, какое влияние на нас оказали наши родители. Об этом нужно помнить, когда мы сами становимся родителями...
Вопрос познания мира — главнейший и, пожалуй, вечный вопрос философии, литературы, искусства, науки (в том числе и психологии). Существует две классические точки зрения в понимании и изучении этой темы.
ЭМПИРИЗМ. Опыту принадлежит главная роль в познании окружающей действительности. Исследование мира, расширение границ, перемещение в пространстве, отношения между объектами, новый образ мира и новый образ себя, — все это познается путем эмпирическим, то есть экспериментальным, методом проб и ошибок. Ребенок приходит в мир чистым листом, пустым сосудом, который нужно наполнить. Постепенно он набирается жизненного опыта, приобретает различные навыки и достоверные знания, у него появляются собственные представления и понятия обо всем.
НАТИВИЗМ. Это философско-психологическая концепция, которая восходит ко взглядам Платона и Декарта. Согласно этой теории, в человеке уже заложены механизмы понимания, возможности структурировать мир. Он рождается уже «знающим». У ребенка уже есть природные способности, есть основные понятия. Однако они существуют в виде форм (как формочки для песка), которые всего лишь нужно заполнить содержанием.
ПО КАКОМУ ПУТИ ИДТИ?
У педагогов, психологов и родителей возникает вопрос: по какому же пути развиваться ребенку? Ведь от выбора этих точек зрения зависит и способ воспитания детей. То ли мы становимся «обучателями», «назидателями» и «воспитателями», то ли они являются сами себе и нам учителями. Правда, как всегда, где-то посередине. Хотя в последние годы большинство современных родителей пытаются дать больше свободы ребенку в своих действиях, пониманиях и в получении личного опыта. Нужно обладать смелостью, чтобы «отпускать» детей. Это дается непросто, даже после прочтения томов умных и полезных книг. Теория, как всегда понятна и близка, а практика показывает совершенно противоположный результат. Есть родители, которые встали на этот путь и приняли мысль, что они явились всего лишь «проводниками» ещё одной личности и души в этот мир. Психологи рекомендуют им следующее: не отступать, не винить себя, если что-то выходит не по книжному варианту, стараться быть последовательными и относиться к своему «серьезному» статусу с долей юмора.
ВОСПРИЯТИЕ МИРА. У каждого человека, который приходит в этот мир, есть пять инструментов восприятия, а, следовательно, и пять механизмов познания этого мира. Это слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Существует метафора: «мир наваливается, обрушивается всем многообразием на новорожденного». Однако природа мудра и избирательна. Кто-то начинает больше слышать, кто-то — больше видеть, кто-то — больше чувствовать. Так развиваются каналы восприятия, так появляются аудиалы, визуалы и кинестетики.
Кем является ваш ребенок?
Это легко проверить.
Аудиал. Такой ребенок любит слушать: музыку, сказки, взрослые разговоры. Доводы и объяснения всегда на него действуют.
Визуал. Такому ребенку лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Кинествтик. Этому нужно, прежде всего, потрогать руками, и только потом он слышит и видит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учет способов познания окружающего мира детьми дошкольного возраста как условие использования современных технологий воспитания и обучения
способы познания окружающего мира детьми...
Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста.
Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интереса и любопытства к нему у ребенка, тем больше у него возможностей для развития. Он может доверять вашим знаниям, полагаться на свой личный о...
Средства познания окружающего мира детьми дошкольного возраста
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание...
Методическая разработка по теме «Художественная литература как средство познания окружающего мира детьми дошкольного возраста»
Целью данной методической разработки является повышение познавательного интереса детей к окружающей действительности через художественную литературу. Методическая разработка может быть реком...
Консультация для воспитателей "Наблюдение как форма познания окружающего мира детей дошкольного возраста"
Методический материал для воспитателей для организации работы с дошкольнимами по познавательному развитию...
Обобщение опыта работы "Экспериментирование как средство познание окружающего мира детьми дошкольного возраста"
Данный опыт работы может быть интересен воспитателям, педагогам ДОУ....
Обобщение опыта работы "Экспериментирование как средство познание окружающего мира детьми дошкольного возраста"
Данный опыт работы может быть интересен воспитателям, педагогам ДОУ....