Тренинг "Колесо жизни".
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проведение совместных занятий детей и родителей
Тренинг «Колесо жизни» (2 занятия)
Цель: учить неконфликтным способам взаимодействия в сложных воспитательных ситуациях (с детьми с 6 лет).
Занятие № 1.
Материалы: листы бумаги форматом А4, ручки, ватман, маркеры.
Ход занятия
Упражнение «Учим имена»
Ведущий: «Пожалуйста, все встаньте и начните ходить по комнате. Ваша задача – поздороваться за руку с каждым участником группы. Когда будете здороваться, смотрите друг другу прямо в глаза и представляйтесь по имени. Не говорите ничего, кроме своего имени, например: “Я – Кирилл”, “Я – Клавдия”. Попытайтесь запомнить имя и облик каждого, с кем вы будете здороваться. (Первый круг игры заканчивается, когда все представятся друг другу).
А теперь начинаем второй круг. Снова подайте каждому участнику руку. Но на этот раз вы сами должны обратиться к партнеру по имени. Вы можете просто сказать: “Привет, Клава” или “Здравствуй, Степан”. Если вы не можете вспомнить имя партнера, то пусть он вам подскажет».
Упражнение «Принятие правил»
- Основные правила:
- Правило доверительного общения: говорим друг другу «ты».
- Правило «здесь и сейчас»: говорим только о том, что волнует нас именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами в группе.
- Правило «Я-сообщений» и персональных обращений: говорим только от первого лица и обращаемся только к определенному участнику.
- Правило искренности: во время работы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания высказываться искренне и откровенно, то лучше промолчать.
- Правило «тайны»: все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне занятий.
- Правило активности.
- Правило «Стоп»: каждый участник имеет право сказать «стоп», если разговор затрагивает глубокие личностные переживания.
- Правило внимательного слушания.
Упражнение «Японский диалог»
Ведущий: «Я сегодня вам хочу рассказать об одной особенности общения между людьми в Японии. Там не принято говорить слово «нет». Если вам предлагают что-то или о чем-либо просят, а вы не хотите соглашаться, вы можете говорить о чем угодно, только не употребляя слово «нет». И ваш собеседник должен понять, что вы отказываете ему».
Ведущий предлагает участникам разбиться на пары. Упражнение проводится в два этапа. На первом - участники разбиваются на пары родитель-родитель, ребенок-ребенок и проигрывают ситуацию отказа. На втором этапе создаются пары родитель-ребенок, и разыгрываются две ситуации отказа: 1) просит родитель, ребенок отказывает; 2) просит ребенок, родитель отказывает.
После завершения упражнения ведущий предлагает участникам ответить на следующие вопросы:
- трудно ли было отказывать в просьбе;
- кому было отказать легче: сверстнику или родителю (ребенку);
- что вы чувствовали, когда вам отказывали и когда вы отказывали;
- что вы испытывали, когда просящий соглашался с вашим отказом.
Упражнение «Пять причин»
Ведущий разбивает участников на группы по 4 человека (группы смешанные, родители и дети) и предлагает найти пять вариантов отказа на одну и ту же просьбу-требование.
Просьбы-требования:
- мама, купи скутер;
- наведи порядок в своей комнате;
- отпусти меня на дискотеку, я вернусь около 12;
- закончи четверть на отлично;
- будешь ходить в музыкальную школу;
- дай денег.
Каждая группа выдвигает свои варианты ответов на просьбу-требование. Как только группа представила свои варианты, все остальные участники анализирует, действительно ли отказ является обоснованным и безболезненным для ребенка (родителя). Наиболее удачные фразы ведущий записывает на доске (ватмане).
По завершении упражнения проводится рефлексия:
- легко ли было придумать причины для отказа;
- что вы чувствовали, когда отказывали;
- как вы думаете, можно ли было в этих ситуациях найти компромисс;
- что вы чувствуете теперь.
Упражнение «Подари улыбку»
Участники встают в круг вместе с ведущим и берутся за руки. Ведущий, поворачивая голову вправо улыбается соседу и предлагает передать ее дальше. Когда улыбка вернется нему, он предлагает улыбнуться всем вместе и громко сказать «Спасибо!».
Рефлексия
Ведущий: «Наше занятие подошло к концу. Выскажитесь, пожалуйста, каждый, о том, легко или трудно вам было сегодня участвовать в занятии и как вы себя сейчас чувствуете».
Занятие № 2.
Материалы: ватман, листы бумаги, белый картон, ручки, цветные карандаши, маркеры.
Ход занятия
Упражнение «Описание поведения»
Сидя в кругу, участники наблюдают за поведением других и по очереди говорят, что они видят (о любом из участников). Например: «Коля сидит, положив ногу на ногу», «Катя улыбается». Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения.
Работа с притчей
Слепые и слон
За горами был большой город, все жители которого были слепыми. Однажды какой-то чужеземный царь со своим войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. У него в войске был огромный боевой слон, прославившийся во многих битвах. Одним видом своим он уже повергал врагов в трепет. Всем жителям города не терпелось узнать, что же это такое – слон. И вот несколько представителей общества слепцов, дабы разрешить эту задачу, поспешили к царскому лагерю. Не имея ни малейшего понятия о том, какие бывают слоны, они принялись ощупывать слона со всех сторон. При этом каждый, ощупав какую-нибудь часть, решил, что теперь он знает все об этом существе. Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывающие в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто заблуждался. Слепых экспертов наперебой расспрашивали о том, какой формы слон, и выслушивали их объяснения. Трогавший ухо слона сказал: «Слон - это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер». Тот, кто ощупал хобот, сказал: «У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную». «Слон могуч и крепок, как колонна», - возразил третий, ощупавший ногу и ступню.
Обсуждение:
- Кто был прав?
- Почему такие разные мнения сложились у слепцов?
Нужно подвести участников к тому, что каждый из слепцов воспринял слона ошибочно, так как пощупал только одну из многих частей.
Упражнение «Что мы думаем друг о друге»
Ведущий предлагает участникам разделиться на две команды: взрослых и детей. Команде взрослых необходимо написать то, что они думают о детях подросткового возраста, а команде детей нужно составить мини-портрет взрослых. На выполнение задания командам дается от 5 до 10 минут, затем они по очереди зачитывают то, что написали.
Упражнение «Билль о правах»
Ведущий делит группу на детей и родителей. Их задача заключается в составлении списка своих прав. После выполнения задания (в течение 15-20 минут) родители и подростки начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем всякое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда будет принято другой стороной. Любая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и записывает права на доске или ватмане.
Если дискуссия затягивается, то ведущий поясняет, почему стороны не могут договориться, и прекращает обсуждение, воспользовавшись правом «Стоп». Лучше заранее предупредить группу о том, сколько времени отводится на обсуждение каждого пункта (не более 3-5 минут).
После дискуссии ведущий раздает участникам листы плотной бумаги, на которых те записывают принятые правила и оставляют их себе. В дальнейшем (после завершения тренинга) родители и подростки могут обратиться к ним. Ведущий может порекомендовать составить такой билль в каждой семье.
Упражнение «Вижу разницу»
Ведущий: «Один из вас (доброволец) какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две подгруппы по выбранному нами признаку (например, наличию шнурков на обуви). Две образовавшиеся группы садятся в разных местах комнаты. Вернувшись, участник должен определить, по какому признаку группа разделилась. Кто хочет попробовать?»
Затем приглашаются другие добровольцы.
Рефлексия.
Ведущий: «Наше занятие подошло к концу. Выскажитесь, пожалуйста, каждый, о том, легко или трудно вам было сегодня участвовать в занятии и как вы себя сейчас чувствуете».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь. Настоящая жизнь
В презентации представлены рассуждения о сиысле жизни, о детях, о дорогих людях...
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ Игровые ситуации в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.
Советы и рекомендации....
Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь з...
Консультация для родителей . Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни.- Что нужно д...
Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...